Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941).11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m_i_zvenaeva.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941).
Эпиграф:
Моим стихам,
как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
М.И. Цветаева
Цель занятия: расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтессы, привить интерес и любовь к её произведениям.
Оборудование занятия: портрет, звукозапись, альбом с рисунками учащихся, листья клёна, гроздья рябины, подсвечник с тремя свечами, цветы. Ход занятия.
1.На фоне музыки Ф.Шопена "Сентиментальный вальс" звучат слова ученицы:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
*
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
2.Учитель. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина. Муся. Марина Ивановна Цветаева, будущая известная поэтесса, яркая звезда первой половины столетия. Творческое наследие Цветаевой самобытно и разнообразно. Оно отражает сложную и трагическую жизнь поэта и открывает её удивительный внутренний мир. Именно об этом, о жизни и творчестве М.И. Цветаевой, мы будем говорить на нашем очередном занятии.
Звучит стихотворение: "Кто создан из камня, кто создан из глины"
3. Ученица: "Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом она звалась "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: "До, Муся, до, а это ре, до - ре"... Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку!
И позднее она не раз говорила о том, что родилась для музыки, стихов и одиночества. Они её вечные спутники. Любимые композиторы: Шопен, Шуман, Бетховен.
Звучит музыка Ф. Шопена.
Ученица: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть - книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: " В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы - польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Увеличенная фотография. Темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом. Вот как об этом говорит Марина в своём
*
стихотворении « Бабушке»
Звучит стихотворение " Бабушке"
Ученица: Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе "Мой Пушкин", «Пушкин и Пугачёв". Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, с Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19-начала 20 века. Им она посвящала свои стихи, являющиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные поэтическому кумиру - Александру Блоку.
Звучит стихотворение: "Имя твоё" - птица в руке"
6. Ученица. В 1906 году поэтесса знакомиться с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. Большинство из них переложат на музыку:
Звучит романс " Генералам двенадцатого года"
Прекрасные стихи, очаровательная музыка, удивительно нежный голос певицы... Широко известен следующий романс, благодаря фильму "Ирония судьбы или с лёгким паром"
Звучит романс "Мне нравится, что вы больны не мной"
7. На фоне музыки Е.Доги " Мой ласковый и нежный зверь" звучит голос ученика:
1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой - её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: "Это было время расцвета Марининой красоты. Цветом, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её во внутреннем."
Тихо плещется море. Темно - синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
Звучит стихотворение: " В ароматном липовом саду"
Звучит вальс Е.Доги из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь"
Ученица. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Звучит романс А. Петрова " Под лаской плюшевого пледа" из кинофильма "Жестокий романс"
Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Звучит стихотворение: "Я эту книгу поручаю ветру"
Ученик. И снова разлука с 1922 года по 1927 год. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Б.Пастернаку, звучат ноты непередаваемой песни и грусти.
Ученица. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине). Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма: "Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: "Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина "
Звучит стихотворение: "Уж сколько их упало в эту бездну"
Учитель. "Меня хватит на 150 миллионов жизней", - говорила Марина Цветаева. К сожалению, на одну, свою, не хватило. Но остались стихи, которым настал черёд. В наше время имя поэтессы очень популярно. Появилось много воспоминаний о ней, печатаются её письма и дневники, создаются новые музыкальные произведения. Немало романсов звучит в исполнении Аллы Пугачёвой: «Уж сколько их упало в бездну", "Когда я была бабушкой" Совсем недавно прозвучал прекрасный романс в исполнении Ирины Аллегровой "Я тебя отвоюю"
Звучит романс: "Я тебя отвоюю"
Прекрасные стихи. Они никого не оставят равнодушным. Наверняка, у каждого из вас есть любимые строчки, любимые стихи из творческого наследия Марины Ивановны Цветаевой.
( Учащиеся читают стихи по выбору)
К нашему занятию я просила вас почитать дополнительную литературу о жизни и творчестве поэтессы.
- Что нового вы узнали? (Звучат сообщения учащихся).
Заключительное слово учителя. На нашем занятии прозвучали стихи М.Цветаевой, романсы на её произведения, музыка Шопена, Е.Доги. Я надеюсь, что имя Марины Цветаевой, талантливой русской поэтессы, вы не забудете. И наряду со всем народом русским будете чтить её память. Ибо её творческое наследие поражает глубиной мысли, новаторством формы, поэтическим предвидением и тонким проникновением в суть человеческой жизни, необыкновенным лиризмом и яркой ритмомелодикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Жизнь и творчество М.И.Цветаевой"
Урок-знакомство с творчеством М.И.Цветаевой...
Презентация "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой"
Работа рассказывает о жизни М. Цветаевой. Рекомендуется использовать на вводных уроках по изучению творчества поэта, внеклассных мероприятиях....
Конспект урока "Таруса в жизни и творчестве М.И. Цветаевой"
Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой....
Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.
Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...
Урок-новелла «Красною кистью рябина зажглась…» (Жизнь и творчество М.И. Цветаевой). 11-й класс
Урок литературы для учащихся 11 классов....
Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...
Тестовые задания по теме «Жизнь и творчество М. И. Цветаевой»
Тест посвящен одной из самых известных поэтесс Серебряного века - М. И. Цветаевой, чья судьба была насыщена драматическими событиями. Её поэзия завораживает, увлекает, откровенно беседует с читателем....