Урок литературы на тему:"Русская литература в XІІ – начале XIII в." (на примере «Слова о полку Игореве»)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Фролова Римма Михайловна

Заключительный урок по произведению «Слово о полку Игореве» в 9 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_igoreve.doc39 КБ
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_igoreve.doc39 КБ
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_igoreve.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                  Русская литература в XІІ – начале XIII в.

                      (на примере «Слова о полку Игореве»)

Цели: углубить и обобщить знания учащихся о памятнике    

             древнерусской литературы, а так же углубить знания по

              истории, живописи, музыке; показать непреходящее

              значение образа Ярославны. Способствовать воспитанию

              чувства патриотизма, гордости за русскую землю,

              за русский народ.

                               Ход урока.

                                                  Молчат гробницы,

                                                  мумии и кости, -

                                                  Лишь слову жизнь дана.

                                                  Из древней тьмы,

                                                   на мировом погосте,

                                                   звучат лишь Письмена.

                                                                    И. А. Бунин

І. Учитель:

 - Ребята, сегодня мы с вами проводим заключительный урок по произведению «Слово о полку Игореве». Этот урок мы вправе назвать уроком великой любви к Отечеству.

   Древняя русская литература, XII век. Нечто от нас очень далекое. И в то же время, когда читаешь страницы «Слово о полку Игореве», наше представление об этом произведении, сливается со словом «юность». Ведь само «слово» - это юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь Отчизне. Вот почему оно все необыкновенно свежее, как прекрасный полевой цветок. В нем много простоты, непосредственности, но есть уже и зрелое искусство, унаследованное от отцов и дедов, но это не делает его старее, не лишает его первозданной свежести.

(звучит отрывок из «Слова…» «Не лепо ли ны бяшеть братия…»).

II. Доклад ученицы, подготовленный о «Слове о полку Игореве»

Учитель:

 - А теперь давайте проведем небольшую викторину, вспомним, какова историческая основа «Слова…», а так же другие вещи, касающиеся этого произведения.

III. Викторина.

                              Вопросы:

  1. Когда было создано «Слово о полку Игореве»? Что происходило на Руси в это время?
  2. В каком году князь Игорь ходил на половцев?
  3. Кто вместе с Игорем принимал участие в походе?
  4. Когда и кем найдено «Слово»?
  5. Какую версию об авторстве «Слова…» выдвигает пермский писатель А. Домнин в книге «Матушка Русь»? Расскажите о ней.
  6. Какие города упоминаются в «Слове…»? Какие реки?
  7. Кого из переводчиков «Слова…» вы знаете?
  8. Какой композитор написал оперу по сюжету «Слова…», и как она называется?

IV. Учитель:

 - Ребята, мы с вами знаем, что князь Игорь Новгород-Северский отправился в далекий поход на половцев с тем, чтобы дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда – то принадлежавшие Черниговскому княжеству.

Он не сумел этого сделать, т. к. войско его было разбито, а сам Игорь попал в плен.

Снова дует неистовый ветер, -

Быть кровавому, злому дождю.

Сколько дней, сколько длинных столетий

Я тебя, мой единственный, жду!

Выйду в поле – то едешь, не ты ли

На запененном верном коне?

Я ждала тебя в древнем Путивле

На высокой и белой стене.

Я навстречу зигзицей летала,

Не страшилась врагов – басурман,

Я твое богатырское тело

Сколько раз врачевала от ран!

Снова ветер гудит, неспокоен,

Красный дождь прошумел по стране,

Снова ты, мой возлюбленный воин,

Мчишься в бой на крылатом коне…

Труден путь твой, суровый и бранный,

Но нетленной останется Русь.

И тебе я, твоя Ярославна,

В славе подвигов ратных дождусь.

Учитель:

 - Не это ли отзвук вечного плача красавицы Ярославны? Во время ВО войны это чувство, эту тоску выразили в своих стихах современные поэты. В суровые дни войны тысячи женщин переживали горе княгини Ярославны. В наши дни тысячи женщин ждут мужей, сыновей из «горячих точек».

Ученица:

Сколько женщин от края до края

Наклоняются ныне к шитью,

И дрожит в них душа, замирая,

О любимых в далеком бою.

Сколько молят в тоске безутешной,

Как и я на великой Руси, -

Боже, милостив, будь ко мне, грешной,

Моего дорогого спаси!

Поражение Игоря Святославовича было несчастием для всей русской земли. Половцы с новой силой ринулись на русские княжества. Поэтому так глубоко скорбит отец Игоря – князь Святослав, говоря свое «золотое слово».

(выходит ученик и читает наизусть, «золотое слово» Святослава).

Учитель:

 - Но не только один Святослав скорбит по поводу поражения Игоря, его оплакивает красавица-жена Ярославна.

Ученица:

Стародавней Ярославны тихий ропот струн,

Лик твой древний, лик твой светлый,

Как и прежде юн.

Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто «Слово» пел

Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?

Или русских женщин лики – все в тебе слиты?

Ты – Наташа, ты и Лиза, и Татьяна ты.

На стене ты плачешь утром…

Как светла тоска!

И, крутясь, уносит слезы песнь певца в века.

Учитель:

 - Пленительный образ Ярославны, созданный певцом, особенно близок нам. Автор не характеризует Ярославну, он только описывает нам ее плач.

(ученик читает плач Ярославны).

 - А теперь послушайте стихотворение современного автора об Ярославне.

(на фоне музыки Моцарта)

Ярославна, Игорь кличет снова,

Шлет гонца из дальнего полка

Буйным жаром солнца золотого

Смуглая опалена щека…

Вновь вода заплещется в кринице,

Буйны громы, снова зазвучат,

Молодые буйные синицы

Крыльями о стекла застучат.

И тебе приснится, беспокоя,

Мой блиндаж – мой рай земной и дом,

Где в кипенье яростного боя

Мне спасенье в имени твоем.

Учитель:

 - Хорошо, а теперь давайте подумаем, с какой целью автор написал «Слово…», и как он относится к Игорю?

Ответ:

Автор «Слова…» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единства Руси. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну, то становится необходимость единых действий.

(звучит музыка из оперы «Князь Игорь»).

Учитель:

 - Ребята, давайте подумаем. Если «Слово…» содержит упрек князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской, почему же Игорь прощен автором и страной, почему Русь не проклинает виновника бедствий, а сочувствует ему, даже славит в финале?

(дети размышляют и делают вывод).

Вывод:

Исходным желанием Игоря была защита Руси. В походе он проявил необыкновенное мужество. Он томится в плену, тоскует по родной земле. Все это и побуждает автора славить Игоря.

Домашнее задание: выучить любой отрывок из «Слова о полку Игореве».



Предварительный просмотр:

                  Русская литература в XІІ – начале XIII в.

                      (на примере «Слова о полку Игореве»)

Цели: углубить и обобщить знания учащихся о памятнике    

             древнерусской литературы, а так же углубить знания по

              истории, живописи, музыке; показать непреходящее

              значение образа Ярославны. Способствовать воспитанию

              чувства патриотизма, гордости за русскую землю,

              за русский народ.

                               Ход урока.

                                                  Молчат гробницы,

                                                  мумии и кости, -

                                                  Лишь слову жизнь дана.

                                                  Из древней тьмы,

                                                   на мировом погосте,

                                                   звучат лишь Письмена.

                                                                    И. А. Бунин

І. Учитель:

 - Ребята, сегодня мы с вами проводим заключительный урок по произведению «Слово о полку Игореве». Этот урок мы вправе назвать уроком великой любви к Отечеству.

   Древняя русская литература, XII век. Нечто от нас очень далекое. И в то же время, когда читаешь страницы «Слово о полку Игореве», наше представление об этом произведении, сливается со словом «юность». Ведь само «слово» - это юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь Отчизне. Вот почему оно все необыкновенно свежее, как прекрасный полевой цветок. В нем много простоты, непосредственности, но есть уже и зрелое искусство, унаследованное от отцов и дедов, но это не делает его старее, не лишает его первозданной свежести.

(звучит отрывок из «Слова…» «Не лепо ли ны бяшеть братия…»).

II. Доклад ученицы, подготовленный о «Слове о полку Игореве»

Учитель:

 - А теперь давайте проведем небольшую викторину, вспомним, какова историческая основа «Слова…», а так же другие вещи, касающиеся этого произведения.

III. Викторина.

                              Вопросы:

  1. Когда было создано «Слово о полку Игореве»? Что происходило на Руси в это время?
  2. В каком году князь Игорь ходил на половцев?
  3. Кто вместе с Игорем принимал участие в походе?
  4. Когда и кем найдено «Слово»?
  5. Какую версию об авторстве «Слова…» выдвигает пермский писатель А. Домнин в книге «Матушка Русь»? Расскажите о ней.
  6. Какие города упоминаются в «Слове…»? Какие реки?
  7. Кого из переводчиков «Слова…» вы знаете?
  8. Какой композитор написал оперу по сюжету «Слова…», и как она называется?

IV. Учитель:

 - Ребята, мы с вами знаем, что князь Игорь Новгород-Северский отправился в далекий поход на половцев с тем, чтобы дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда – то принадлежавшие Черниговскому княжеству.

Он не сумел этого сделать, т. к. войско его было разбито, а сам Игорь попал в плен.

Снова дует неистовый ветер, -

Быть кровавому, злому дождю.

Сколько дней, сколько длинных столетий

Я тебя, мой единственный, жду!

Выйду в поле – то едешь, не ты ли

На запененном верном коне?

Я ждала тебя в древнем Путивле

На высокой и белой стене.

Я навстречу зигзицей летала,

Не страшилась врагов – басурман,

Я твое богатырское тело

Сколько раз врачевала от ран!

Снова ветер гудит, неспокоен,

Красный дождь прошумел по стране,

Снова ты, мой возлюбленный воин,

Мчишься в бой на крылатом коне…

Труден путь твой, суровый и бранный,

Но нетленной останется Русь.

И тебе я, твоя Ярославна,

В славе подвигов ратных дождусь.

Учитель:

 - Не это ли отзвук вечного плача красавицы Ярославны? Во время ВО войны это чувство, эту тоску выразили в своих стихах современные поэты. В суровые дни войны тысячи женщин переживали горе княгини Ярославны. В наши дни тысячи женщин ждут мужей, сыновей из «горячих точек».

Ученица:

Сколько женщин от края до края

Наклоняются ныне к шитью,

И дрожит в них душа, замирая,

О любимых в далеком бою.

Сколько молят в тоске безутешной,

Как и я на великой Руси, -

Боже, милостив, будь ко мне, грешной,

Моего дорогого спаси!

Поражение Игоря Святославовича было несчастием для всей русской земли. Половцы с новой силой ринулись на русские княжества. Поэтому так глубоко скорбит отец Игоря – князь Святослав, говоря свое «золотое слово».

(выходит ученик и читает наизусть, «золотое слово» Святослава).

Учитель:

 - Но не только один Святослав скорбит по поводу поражения Игоря, его оплакивает красавица-жена Ярославна.

Ученица:

Стародавней Ярославны тихий ропот струн,

Лик твой древний, лик твой светлый,

Как и прежде юн.

Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто «Слово» пел

Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?

Или русских женщин лики – все в тебе слиты?

Ты – Наташа, ты и Лиза, и Татьяна ты.

На стене ты плачешь утром…

Как светла тоска!

И, крутясь, уносит слезы песнь певца в века.

Учитель:

 - Пленительный образ Ярославны, созданный певцом, особенно близок нам. Автор не характеризует Ярославну, он только описывает нам ее плач.

(ученик читает плач Ярославны).

 - А теперь послушайте стихотворение современного автора об Ярославне.

(на фоне музыки Моцарта)

Ярославна, Игорь кличет снова,

Шлет гонца из дальнего полка

Буйным жаром солнца золотого

Смуглая опалена щека…

Вновь вода заплещется в кринице,

Буйны громы, снова зазвучат,

Молодые буйные синицы

Крыльями о стекла застучат.

И тебе приснится, беспокоя,

Мой блиндаж – мой рай земной и дом,

Где в кипенье яростного боя

Мне спасенье в имени твоем.

Учитель:

 - Хорошо, а теперь давайте подумаем, с какой целью автор написал «Слово…», и как он относится к Игорю?

Ответ:

Автор «Слова…» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единства Руси. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну, то становится необходимость единых действий.

(звучит музыка из оперы «Князь Игорь»).

Учитель:

 - Ребята, давайте подумаем. Если «Слово…» содержит упрек князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской, почему же Игорь прощен автором и страной, почему Русь не проклинает виновника бедствий, а сочувствует ему, даже славит в финале?

(дети размышляют и делают вывод).

Вывод:

Исходным желанием Игоря была защита Руси. В походе он проявил необыкновенное мужество. Он томится в плену, тоскует по родной земле. Все это и побуждает автора славить Игоря.

Домашнее задание: выучить любой отрывок из «Слова о полку Игореве».



Предварительный просмотр:

                  Русская литература в XІІ – начале XIII в.

                      (на примере «Слова о полку Игореве»)

Цели: углубить и обобщить знания учащихся о памятнике    

             древнерусской литературы, а так же углубить знания по

              истории, живописи, музыке; показать непреходящее

              значение образа Ярославны. Способствовать воспитанию

              чувства патриотизма, гордости за русскую землю,

              за русский народ.

                               Ход урока.

                                                  Молчат гробницы,

                                                  мумии и кости, -

                                                  Лишь слову жизнь дана.

                                                  Из древней тьмы,

                                                   на мировом погосте,

                                                   звучат лишь Письмена.

                                                                    И. А. Бунин

І. Учитель:

 - Ребята, сегодня мы с вами проводим заключительный урок по произведению «Слово о полку Игореве». Этот урок мы вправе назвать уроком великой любви к Отечеству.

   Древняя русская литература, XII век. Нечто от нас очень далекое. И в то же время, когда читаешь страницы «Слово о полку Игореве», наше представление об этом произведении, сливается со словом «юность». Ведь само «слово» - это юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь Отчизне. Вот почему оно все необыкновенно свежее, как прекрасный полевой цветок. В нем много простоты, непосредственности, но есть уже и зрелое искусство, унаследованное от отцов и дедов, но это не делает его старее, не лишает его первозданной свежести.

(звучит отрывок из «Слова…» «Не лепо ли ны бяшеть братия…»).

II. Доклад ученицы, подготовленный о «Слове о полку Игореве»

Учитель:

 - А теперь давайте проведем небольшую викторину, вспомним, какова историческая основа «Слова…», а так же другие вещи, касающиеся этого произведения.

III. Викторина.

                              Вопросы:

  1. Когда было создано «Слово о полку Игореве»? Что происходило на Руси в это время?
  2. В каком году князь Игорь ходил на половцев?
  3. Кто вместе с Игорем принимал участие в походе?
  4. Когда и кем найдено «Слово»?
  5. Какую версию об авторстве «Слова…» выдвигает пермский писатель А. Домнин в книге «Матушка Русь»? Расскажите о ней.
  6. Какие города упоминаются в «Слове…»? Какие реки?
  7. Кого из переводчиков «Слова…» вы знаете?
  8. Какой композитор написал оперу по сюжету «Слова…», и как она называется?

IV. Учитель:

 - Ребята, мы с вами знаем, что князь Игорь Новгород-Северский отправился в далекий поход на половцев с тем, чтобы дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда – то принадлежавшие Черниговскому княжеству.

Он не сумел этого сделать, т. к. войско его было разбито, а сам Игорь попал в плен.

Снова дует неистовый ветер, -

Быть кровавому, злому дождю.

Сколько дней, сколько длинных столетий

Я тебя, мой единственный, жду!

Выйду в поле – то едешь, не ты ли

На запененном верном коне?

Я ждала тебя в древнем Путивле

На высокой и белой стене.

Я навстречу зигзицей летала,

Не страшилась врагов – басурман,

Я твое богатырское тело

Сколько раз врачевала от ран!

Снова ветер гудит, неспокоен,

Красный дождь прошумел по стране,

Снова ты, мой возлюбленный воин,

Мчишься в бой на крылатом коне…

Труден путь твой, суровый и бранный,

Но нетленной останется Русь.

И тебе я, твоя Ярославна,

В славе подвигов ратных дождусь.

Учитель:

 - Не это ли отзвук вечного плача красавицы Ярославны? Во время ВО войны это чувство, эту тоску выразили в своих стихах современные поэты. В суровые дни войны тысячи женщин переживали горе княгини Ярославны. В наши дни тысячи женщин ждут мужей, сыновей из «горячих точек».

Ученица:

Сколько женщин от края до края

Наклоняются ныне к шитью,

И дрожит в них душа, замирая,

О любимых в далеком бою.

Сколько молят в тоске безутешной,

Как и я на великой Руси, -

Боже, милостив, будь ко мне, грешной,

Моего дорогого спаси!

Поражение Игоря Святославовича было несчастием для всей русской земли. Половцы с новой силой ринулись на русские княжества. Поэтому так глубоко скорбит отец Игоря – князь Святослав, говоря свое «золотое слово».

(выходит ученик и читает наизусть, «золотое слово» Святослава).

Учитель:

 - Но не только один Святослав скорбит по поводу поражения Игоря, его оплакивает красавица-жена Ярославна.

Ученица:

Стародавней Ярославны тихий ропот струн,

Лик твой древний, лик твой светлый,

Как и прежде юн.

Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто «Слово» пел

Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?

Или русских женщин лики – все в тебе слиты?

Ты – Наташа, ты и Лиза, и Татьяна ты.

На стене ты плачешь утром…

Как светла тоска!

И, крутясь, уносит слезы песнь певца в века.

Учитель:

 - Пленительный образ Ярославны, созданный певцом, особенно близок нам. Автор не характеризует Ярославну, он только описывает нам ее плач.

(ученик читает плач Ярославны).

 - А теперь послушайте стихотворение современного автора об Ярославне.

(на фоне музыки Моцарта)

Ярославна, Игорь кличет снова,

Шлет гонца из дальнего полка

Буйным жаром солнца золотого

Смуглая опалена щека…

Вновь вода заплещется в кринице,

Буйны громы, снова зазвучат,

Молодые буйные синицы

Крыльями о стекла застучат.

И тебе приснится, беспокоя,

Мой блиндаж – мой рай земной и дом,

Где в кипенье яростного боя

Мне спасенье в имени твоем.

Учитель:

 - Хорошо, а теперь давайте подумаем, с какой целью автор написал «Слово…», и как он относится к Игорю?

Ответ:

Автор «Слова…» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единства Руси. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну, то становится необходимость единых действий.

(звучит музыка из оперы «Князь Игорь»).

Учитель:

 - Ребята, давайте подумаем. Если «Слово…» содержит упрек князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской, почему же Игорь прощен автором и страной, почему Русь не проклинает виновника бедствий, а сочувствует ему, даже славит в финале?

(дети размышляют и делают вывод).

Вывод:

Исходным желанием Игоря была защита Руси. В походе он проявил необыкновенное мужество. Он томится в плену, тоскует по родной земле. Все это и побуждает автора славить Игоря.

Домашнее задание: выучить любой отрывок из «Слова о полку Игореве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Положение о проведении конкурса творческих работ обучающихся по литературе «Сквозные темы русской литературы»

Положение о проведении конкурса творческих работ обучающихсяпо литературе «Сквозные темы русской литературы»...

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века" (8 класс)

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века"  для обучающихся 8 класса состоит из двух заданий на установление соответствий (автор - название произведения, наз...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...