Статья "Антиутопический мир Евгения Замятина"
статья по литературе (11 класс) на тему
В статье рассматриваются вопросы: что же смог предвидеть Евгений Замятин в своём романе, какие социальные явления двадцатого века предсказал ? Писатель в условно – фантастической форме изобразил победу техники над человеком, а также социально – политический режим, который называется тоталитарным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antiutopicheskiy_mir_evgeniya_zamyatina.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Антиутопический мир Евгения Замятина.
(Над страницами романа «Мы»)
Уже на первых страницах своего романа Е. Замятин создаёт модель идеального государства, где найдена «долгожданная гармония» общественного и личного, где все граждане «обрели» наконец желаемое счастье. Во всяком случае, таким оно предстаёт в восприятии повествователя, строителя Интеграла, математика Д – 503. В чём же счастье граждан Единого государства? В какие моменты жизни они ощущают себя счастливыми?
В начале романа мы видим, какой восторг вызывает у героя ежедневная маршировка под звуки Музыкального завода: он переживает абсолютное единение с остальными, чувствует солидарность с себе подобными.
«Проспект полон < ... > Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди — государственный нумер каждого и каждой». «И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы в добре и зле: все — очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители — все это добро, все это — величественно, прекрасно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что охраняет нашу несвободу — то есть наше счастье».
Отметим, что в вымышленной стране, созданной воображением Замятина, живут не люди, а нумера, лишённые имён. Внешне схожие, они ничем не отличаются друг от друга и внутренне. Не случайно, с такой гордостью говорит герой о прозрачности жилищ всех жителей государства. Одинакова и их жизнь, устроенная логически чётко, по законам математики.
Таким образом, идея всеобщего равенства, центральная идея романа, оборачивается всеобщей одинаковостью и усреднённостью («…быть оригинальным – это нарушить равенство», « быть банальным – значит исполнить свой долг»). Идея гармонии личного и общего заменяется идеей абсолютного подчинения государству всех сфер человеческой жизни. «Счастье – в несвободе»,- утверждают герои романа. Малейшее проявление свободы, индивидуальности считается ошибкой, добровольным отказом от счастья, преступлением. Высшее блаженство переживает герой в день Единогласия, который позволяет каждому с особой силой ощутить себя маленькой частичкой огромного «мы».
Рассматривая роман в контексте литературы 20 – х годов, что стремление к слиянию с массой, к растворению в ней собственного «я», к подчинению личной воли задачам общественного прогресса было характерной чертой мироощущения человека данной эпохи и литературы тех лет.
1
Очевидно, чтобы создать общество идеальное с точки зрения утопистов, необходимо изменить саму человеческую природу. Авторы утопий чаще всего оставляют без внимания те пути, которыми достигается изображаемый ими миропорядок. В лучшем случае они уповают на разум, но механизм воздействия разума на человека они не исследуют. Авторы антиутопий обращают особое внимание именно на построение «идеального общества», ибо убеждены, что мир антиутопии – результат попыток реализовать утопию.
Так каким же образом в романе Замятина Единое государство сумело удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан? Материальные проблемы были решены в ходе Двухсотлетней войны. Победа над голодом одержана за счёт гибели населения. Жизнь перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров, погибших при испытании герой называет малой частью третьего порядка. Но победа в Двухсотлетней войне имеет ещё одно значение. Город побеждает деревню, и человек совершенно отрывается от матери – земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.
Что касается духовных запросов, то государство пошло не по пути их удовлетворения, а по пути их подавления и ограничения. Первым шагом было введение сексуального закона, который свёл чувство любви к « приятно – полезной функции организма». Сведя любовь к чистой физиологии, Единое государство лишило человека личных привязанностей, ибо всякие связи, кроме связи с Единым государством, преступны. Несмотря на кажующуюся монолитность, нумера абсолютно разобщены, далеки друг от друга, а потому легко управляемы. Отметим, что огромную иллюзию счастья играет как раз Зелёная стена. Человека легче убедить, что он счастлив, оградив от всего мира, отняв возможность сравнивать и анализировать. Государство подчинило себе и время каждого нумера, создав Часовую Скрижаль. Кроме того, Единое государство отняло у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией. Названия поэтических сборников говорят о многом: «Цветы судебных приговоров», «Стансы о половой гигиене». Однако, даже приспособив искусство, Единое государство не чувствует себя в безопасности. Поэтому создана целая система для подавления инакомыслия. Это и Бюро Хранителей, и Операционная с Газовым Колоколом, и доносительство, возведённое в ранг добродетели.
Итак, этот «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным устранением свободы. Всеобщее счастье здесь - не счастье каждого человека, а его подавление, даже физическое уничтожение. Но почему же насилие над личностью вызывает такой бурный восторг у жителей? Дело в том, что у Единого Государства есть оружие пострашнее Газового Колокола. Оружие это – Слово. Именно слово может не только подчинить человека чужой воле, но и оправдать насилие и рабство, заставить поверить, что несвобода – это и есть счастье.
2
Что же смог предвидеть Евгений Замятин в своём романе? Какие социальные явления двадцатого века предсказал ? Писатель в условно – фантастической форме изобразил победу техники над человеком, а также социально – политический режим, который называется тоталитарным. Его важнейшие атрибуты – обожаемый Благодетель, которого никто никогда не видел, Хранители, в образах которых угадываются агенты НКВД. Писатель угадал даже некоторые «технические» детали грядущего террора: Газовый Колокол – прообраз газовой камеры, Великая Операция – предвестие фашистских экспериментов над человеческой психикой. Замятин сумел воспроизвести модель тоталитарного сознания, которое глубоко бесчеловечно.
Естественно, что личность, сформированная подобным общественным укладом, ощущает себя ничтожеством по сравнению с силой и мощью государства. Именно так оценивает своё положение главный герой романа.
Но Замятин изображает духовную эволюцию героя: от осознания себя микробом в этом мире Д – 503 приходит к ощущению целой Вселенной внутри себя. Бурные перемены начинают происходить с ним с того момента, когда в его жизнь входит женский нумер I -330. Первое ощущение душевной болезни приходит к герою, когда он слушает в её исполнении музыку Скрябина. Вероятно, эта музыка была для Замятина не только символом духовности, но и символом гармонии, не проверяемой математикой, той силой, которая заставляет звучать самые тайные струны души.
Обратим внимание, что главной деталью портрета I -330 в восприятии героя становится икс, образованный складками возле рта и бровями. Икс для математика – символ неизвестного. Так на смену ясности приходит неизвестность, на смену радостной цельности – мучительная раздвоенность.
Раздваивается и восприятие героем мира: «Всё было на своём месте – такое простое, обычное, закономерное: стеклянные, сияющие огнями дома,, стеклянное бледное небо, зеленоватая неподвижная ночь».
Меняется и речь героя. Обычно логически выстроенная, она становится сбивчивой, полной повторов, недоговорённости. И дело не только в смятении, в предельном эмоциональном напряжении, переживаемом героем, но и в том, что слова любви не знакомы ему. Д – 503 привык к отношениям с женскими нумерами , как с «приятно – полезной функцией организма», как к выполнению долга перед Единым Государством. Право каждого нумера на любой нумер являлось для него доказательством равенства, одинаковости, взаимозаменяемости людей. Любовь к I -330 – это нечто совсем другое. Происходит радикальный перелом в мироощущении героя. Не частицей Вселенной ощущает он себя, а, наоборот, Вселенную чувствует в себе. После этого доктор ставит диагноз: «Плохо ваше дело… по – видимому, у вас образовалась душа». «Двое: один -- коротенький, тумбоногий -- глазами, как на рога, подкидывал пациентов, и другой -- тончайший, сверкающие ножницы-губы, лезвие-нос... Тот самый.
3
Я кинулся к нему, как к родному, прямо на лезвия - что-то о бессоннице, снах, тени, желтом мире. Ножницы-губы сверкали, улыбались.
-- Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.
Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда "душа в душу", "равнодушно", "душегуб", но душа --
-- Это... очень опасно, -- пролепетал я.
-- Неизлечимо, -- отрезали ножницы.
-- Но... собственно, в чем же суть? Я как-то не... не представляю.
-- Видите... как бы это вам... Ведь вы математик?
-- Да.
-- Так вот -- плоскость, поверхность, ну вот это зеркало. И на поверхности мы с вами, вот -- видите, и щурим глаза от солнца, и эта синяя электрическая искра в трубке, и вон -- мелькнула тень аэро, и ваши дрожащие губы, и еще чьи-то.
-- Но все-таки, почему же вдруг душа? Не было, не было - и вдруг... Почему ни у кого нет, а у меня...»
Привычный мир героя рушится, и он вступает в конфликт не только с Единым Государством, но и с самим собой. Ощущение болезни борется с нежеланием выздоравливать. На протяжении всего романа Д – 503 борется между человеческим чувством и долгом перед Государством. Любовь пробудила его душу, его фантазию.
Рассмотрим, как заканчивается роман «Мы». Попытки некоторых нумеров освободиться от жёсткого контроля Единого Государства закончились провалом. Бунт не удался, I – 330 попадает в Газовый Колокол, главный герой подвергается Великой Операции, в результате которой он лишается Души, после этого он хладнокровно наблюдает за гибелью бывшей возлюбленной. Финал романа трагичен, но значит ли это, что Евгений Замятин не оставляет нам надежды? По мысли писателя, противостояние злу в эпоху крушения гуманизма – трагическое противостояние. Замятин, заглянув в отдалённое будущее, рассказал о своих опасениях, к которым может прийти общество, подавляющее личность, превращающее человека в винтик. В безликом обществе формируется жестокость, насилие над человеком. Такое общество не может быть благополучным.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Иванович Замятин. Писатель и человек.
Презентация к уроку литературы 11 класс. В основе документы, письма, воспоминания....
Евгений Замятин "Мы"
Презентация урока в 10 классе. Урок проводится после анализа главы "Четвёртый сон Веры Павловны" из романа Н.Г. Чернышевского "Что делать" и главы "Подтверждение покаяния. Заключение" из р...
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ БУДУЩЕМУ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ Евгения Замятина "МЫ"
Урок – исследование по роману Евгения Замятина "МЫ"...
Конспект занятия по литературе «Государство – общество – личность в романе Евгения Замятина «Мы».
Урок «Государство – общество – личность» по роману Е.Замятина «Мы» посвящен не только писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобра...
Урок-заключение по роману Евгения Замятина "Мы"
Урок- заключение по роману Е.Замятина "Мы". Анализ образа главного героя (Д-503). Включение элементов сопоставления с творчеством Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. К уроку прилагаются индивидуальные с...
Сравнение миров антиутопий на примере книги Евгения Замятина “Мы” и серии книг Дмитрия Глуховского “Метро”
Актуальность выбранной темы. Предупреждение общества о бездуховности, о попрании принципов гуманизма, о невозможности строить человеческое счастье средствами одного только технологического прогресса, ...
Конспект урока литературы по роману Евгения Замятина "Мы"
Урок литературы разработан согласно ФГОС. Использованы современные технологии....