Евгений Замятин "Мы"
презентация к уроку (литература) на тему

Светлана Дмитриевна Суворова

Презентация урока в 10 классе. Урок проводится после анализа главы "Четвёртый сон Веры Павловны" из романа  Н.Г. Чернышевского  "Что делать" и главы "Подтверждение покаяния. Заключение" из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamyatin_my.rar2.9 МБ

Подписи к слайдам:

Евгений Замятин
(1884 – 1937)
Родился 20 января (1 февраля н.с.) в Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника. Окончив в 1902 воронежскую гимназию с золотой медалью, поступает в кораблестроительный институт, который оканчивает в 1908. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении. В 1906 – 1911гг. жил на нелегальном положении. Замятин начал печататься в 1908: повесть "Уездное" (1911), антивоенная повесть "На куличках« (1914). Привлечен к суду, а номер журнала. 1916 – 1917: Замятин - морской инженер в Англии. Повесть "Островитяне" (1917). Осенью 1917 возвращается в Россию, работает в редколлегии издательства "Всемирная литература", публикуется в журналах. Рассказы и повести "Пещера", "Русь", пьесы "Блоха", "Атилла". Как инженер он прославился участием в строительстве ледоколов - "Ермак" и "Красин" и др. Роман «Мы» закончил в 1920. Сразу же последовало долгое и бурное обсуждение книги и в обществе, и в критике, хотя роман был опубликован за рубежом только в 1924 (а через 64 года увидел свет на родине автора). С 1929 Замятина в России уже не печатали. Его подвергли настоящей травле. В 1931 он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу и, получив разрешение, поселяется в Париже. Находясь в эмиграции, до конца жизни сохранял советское гражданство. Повесть "Бич божий" ( опубликована в 1938), книга воспоминаний "Лица". Умер Е.Замятин в 1937 в Париже.
«Мы»
Роман-антиутопия
Я писал для тех, кто умеет не только ходить, не только маршировать в ногу, но и летать.Е. Замятин
Я читал его "Мы": блестящая, сверкающая талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует. А. Солженицын
Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить -- Генри Бруэм (1778-1868)
УТОПИЯ – (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии от eu – благо и topos – место, т.е. благословенная страна) жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Термин происходит от названия книги Т. Мора
АНТИУТОПИЯ – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель квазиидеального общества. Основная идея, как утопии, так и антиутопии, как правило, построены на ограничении свобод человека ради его же счастья, однако в отличии от утопии, последняя раскрывает также и отрицательные стороны построенной модели, которые по замыслу автора являются её уязвимым местом. Как правило, кульминацией антиутопии является борьба против описанной системы.
Время и место действия
БУДУЩЕЕЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВОИНТЕГРАЛ (Интеграл (от лат. Integer —целый) — одно из важнейших понятий математики, которое можно рассматривать как сумму бесконечного числа бесконечно малых дифференциалов, на которые разбивается та или иная величина. Составляющие интеграла всегда подчиняются единой функции. Интегральный символ — ∫ — из буквы ſ («длинная s») — сокращение латинского слова summa. )Цель Единого Государства – постройка Интеграла, для покорения Вселенной
Когда народ глуп, им легко управлять -- Шан Ян (390-338 гг. до н.э)
ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО
+
-
Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях
С изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества — голод, ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне. (Архитектура, образ жизни, требования государства к людям, искусство, любовь, воспитание детей, отношение к прошлому, к людям, мыслящим иначе)
Чем мельче жители, тем более великой им кажется империя
Символы
Символы
Значение
Номера Стеклянные дома Отсутствие сновидений Душа – болезнь Интеграл …………………….. ………………………
Антитеза в романе
Настоящее – прошлоеКант – ТейлорРазум - чувстваМы - Я
Роман "Мы" — это протест против тупика, в который упирается европейско-американская цивилизация, стирающая, механизирующая, омашинивающая человека. Е. Замятин
Управляя страной, совершенномудрый делает сердца подданных пустыми, а желудки – полными -- Дао дэ цзин, Книга первая

Отрицательные чертыхарактера
Примеры
Положительные черты характера
Примеры
Отсутствие собственного мненияСтадностьЗапрограмированностьБесчувственностьОтсутствие творческого мышленияФанатизм
Верховный Правитель – всегда правОбраз жизниНе думают, а исполняютНе воспринимают чувстваНе понимают искусствоВсе готовы положить ради цели
ДисциплинированностьСознательностьЦелеустремленность
Четко понимают свои задачи и свой долг перед государствомИсполняют свою работуОсознают, что благо государства = благо народа
Граждане Единого Государства
Гражданин ЕГ – машина, в которой вымирают остатки чувств
Отрицательные чертыхарактера
Примеры
Положительные черты характера
Примеры
Вывод:
Когда появляется тиран, он приходит к власти, как ставленник народа -- Платон (428 – 348 гг. до н.э.)
Общие черты граждан ЕГ
Покорность, бесчувственность, пассивность, неумение мыслить, прагматизм, доверчивость, заблуждение в том, что они абсолютно счастливы, лишь выполняют команды и не умеют мыслить, святое почитание ЕГ и Верховного Правителя
Характеристика Д-503
Что роднит со всеми гражданами?
Что отличает героя от всех?
Характеристика I-330
Является нетипичным гражданином Единого Государства: умеет мыслить, чувствовать, пытается открыть глаза на мир окружающим, свободна в своем выборе, сильна духом, женственна, смела.
Кто близок I-330? Какова их судьба?
Salus Populi Suprema Lex -- Благо народа – высший закон
Где кончается чувство гражданской ответственности и начинается предательство?
Может ли часть свобод гражданина быть принесена в жертву ради благополучия государства?
Может ли сильная власть быть гарантом стабильности в государстве?
Что есть свобода?
Проблема выбора: что важнее благополучие государства в целом или отдельно взятого гражданина?
Проблемные вопросы
Может ли быть целью государства, общества, группы людей сделать всех счастливыми?
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 —1915) — американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента.
По Тейлору, любой труд может быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку.В антиутопии Е. Замятина «Мы» Ф. У. Тейлор считается самым великим человеком древности. Он затмил по популярности своего однофамильца математика Б. Тейлора, так как все люди (нумера) Единого Государства приписывают ему все труды последнего.
Иммануил КАНТ (1724—1804) — немецкий философ, крупнейший представитель идеализма. Человек, по Канту, есть существо, находящееся в двух мирах: мире явлений и мире вещей самих по себе. Как «вещь сама по себе» человек свободен от природной необходимости, свобода человека состоит в подчинении своему закону. Свобода является необходимым условием этики, без нее человеку нельзя было бы вменить в ответственность за его поступки. По Канту, человек должен следовать долгу, поступать так, чтобы быть достойным счастья. В этике Кант вводит в качестве главных постулатов практического разума свободу, бессмертие души и бытие Бога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Иллюстрации к роману Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация содержит иллюстративный материал к роману Пушкина "Евгений Онегин"...

Литературная викторина "Что? Где? Когда?"по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Эта разработка состоит практически из цитат, взятых из романа "Евгений Онегин". Мероприятие целесообразно проводить с детьми только после прочтения романа. Временные рамки определяет учитель, и...

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Образ Евгения Онегина.

Повторительно-обобщающий урок. Образ Евгения Онегия в контексте культурной эпохи XIX века....