Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета
статья по литературе (10 класс) на тему
Сравнительный анализ образа весны в лирике Ф.Тютчева и А.Фета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_obraz_vesny_v_lirike_tyutcheva_i_feta.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета
Лирические произведения Ф. Тютчева и А. Фета отражают своеобразие восприятия весенней природы, ее влияния на душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов. Весна-это время, когда природа оживает, пробуждается после длительной зимней спячки, это пора расцвета и преображения всего окружающего.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в движении, причем явления природы отражают таинственные движения человеческой души. Природа как живой организм, который умеет чувствовать, ощущать, проявлять свой характер.
Кроме глубины, создания его отличаются неуловимой тонкостью и грацией.
Природа для Тютчева всегда юная. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…».
Весна для него – прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которого исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды – вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха.
Поэзия Тютчева оптимистична. Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешних вод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, но и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.
В этом стихотворении динамика достигается двумя приемами: во-первых, это словесные повторы («бегут», «идет»), создающие иллюзию движения воды и весеннее половодье чувств, и, во-вторых, это система звукозаписи, имитирующая бульканье и переливы ручьев.
В стихотворение «Весенние воды» заключена объемная и панорамная картина пробуждения огромного мира, его изменения во времени.
В стихотворении «Весенняя гроза» не только человек сливается с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Гроза у Тютчева- это одновременно образ молодости, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового.
«Люблю грозу в начале мая» – на редкость веселое, ничем не омрачаемое, бодрое стихотворение. Озорное, искрометное, молодое. Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное – «люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо» .Такое прочтение стихотворения Тютчева мы видим у Льва Озерова.
В тютчевском цикле стихов о весне есть одно, так и названное «Весна», удивительное по глубине и силе вложенного в него чувства:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, -
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Весна: Она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.
Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею -
О том не ведает она;
По небу много облак бродит,
Но эти облака ея,
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.
Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет,
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, -
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь -
И жизни Божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!
Исходя из текста данного стихотворения, мы можем сказать, что для молодого поэта мир полон тайн, загадок, которые могут быть постигнуты лишь вдохновенным певцом. И этот насыщенный тайнами и одушевленный мир, по убеждению Тютчева, открывается человеку только в короткие мгновенья, когда человек готов слиться с природой:
И жизни божески-всемирной
Хотя на миг причастен будь!
О весне сказано, что она светла, блаженно-равнодушна, свежа.
Анатолий Горелов говорит о том, что «весна для Тютчева – устойчивый образ созидающего начала бытия, он и сейчас восторженно принимает ее прелести, но помнит, что она чужда людскому горю, злу, ибо «блаженно-равнодушна,
Тютчевская гениальная лирика совмещает в себе земные приметы с тревогами и чаяниями души. Это мы видим на примере стихотворения «Еще земли печален вид…»:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась….
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
В очерке о Тютчеве Лев Озеров высказал следующее, очень тонкое, замечание :«Он не украшает природу, он, наоборот, срывает с нее «покров, накинутый над бездной. И делает это с тою же решительностью, с какой другие русские писатели срывали маски с общественных явлений».
Образы природы для Тютчева не только объекты любования, но и формы проявления таинств бытия. Его отношения с природой активны, он хочет вырвать ее тайны, а восторг перед ее красотой совмещается в нем с сомнениями и бунтом» .
В стихотворении «Зима недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны.
Лист зеленеет молодой
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,–
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
В стихотворении «Первый лист» листья являются главным объектом внимания, все остальные реалии – березы, весна, лето, голубое небо, лучи солнца – это тот необходимый фон,с которым связано их появление.
Автор говорит об их легкости, прозрачности, внезапности их появления, об их массе-количестве, их легком шуме-движении.
Нужно уметь запечатлевать изменчивость, движение. Любое явление должно схватываться в абсолютно мгновенном аспекте .
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются прекрасные картины природы, ведь Тютчев, как никто, умел передать цвета, запахи, звуки окружающего мира.
А.А.Фет.
«Природы праздный соглядатай» – так сам Фет полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества.
В пейзажной лирике Фета проявилась его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей; их своеобразное, индивидуальное восприятие.
Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека; одухотворял природу, создавая пейзажные картины, во всей полноте отражающие состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии.
Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние: он изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов .
Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России.
Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).
В фетовском преклонении пред природой можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» и т.п.
При всей правдивости и конкретности описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства .
Многие произведения Фета посвящены теме весны. В них образы природы сопоставлены с переживаниями, психологическим настроем человека. Весна вызывает душевный подъем, состояние восторженности, влюбленности в жизнь, поэтому лирический герой стремится «остановить мгновенье», выразить невыразимое, поделиться с миром своими «живыми снами»:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...
В монологе рассказчика нет ни одного глагола - излюбленный прием Фета, но здесь также нет ни одного определяющего слова, кроме местоименного прилагательного «это» («эти», «этот»), повторенного восемнадцать раз! Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.
Лирический сюжет этого короткого стихотворения основан на движении глаз рассказчика от небесного свода – к земле, от природы – к жилищу человека. В последних строках взгляд лирического героя обращен внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).
Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие «парить» над природой, осознанно ощущать единство всего сущего:
Эти зори без затменья.
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
В поэтическом мире Фета важны не только зрительные, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные образы.
Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.
В «весенних» циклах преобладают светлые картины и мотивы цветения, любви, юности. «Человеческое» и «природное» в этих картинах или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству.
Ликующая красота мира – вечный источник вдохновения поэта, который наперекор всем жизненным неурядицам вселяет в него оптимизм, трепетную жажду жизни, свежесть восприятия мира.
Когда у Тютчева деревья бредят и поют, тень хмурится, лазурь смеется, свод небесный вяло глядит, а гвоздики лукаво глядят, – эти предикаты уже не могут быть поняты как метафоры.
Фет идет в этом дальше Тютчева. У него «цветы глядят с тоской влюбленной», роза «странно улыбнулась», ива «дружна с мучительными снами», звезды молятся, «и грезит пруд, и дремлет тополь сонный», Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами.
Давайте рассмотрим стихотворение «Жду я, тревогой объят…»:
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.
Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!
«Стихотворение предельно напряжено, эта тревога и от нагнетающего напряжение повтора в самом начале («Жду… Жду…»), и от странного, вроде бы бессмысленного определения – «на самом пути». Но в этом «самом» тоже есть предельность, конечность. Простая тропа «через сад» стала «самым путем» с бесконечной уже многозначностью смыслов: роковым, первым, последним, путем сожженных мостов и т.д. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу, и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!
Это не аллегория, не сравнение с весной. Она и есть сама весна, сама природность тоже, в этом мире органично живущая.
А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. В его пейзажной лирике много мельчайших подробностей реальной жизни природы, которым соответствуют разнообразнейшие проявления душевных переживаний лирического героя. Например, в стихотворении «Еще майская ночь» прелесть весенней ночи порождает в герое состояние взволнованности, ожидания, томления, непроизвольности выражения чувств:
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Ю. Айхенвальд заметил, что для поэзии Фета характерны не переходы, а прорывы . Вот такой «прорыв» в эпос и представило стихотворение 1844 года:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
Здесь мы видим у Фета на редкость удачный пример, когда личное настроение сливается с общим настроением других людей, массы, народа, выражает его и растворяется в нем.
Позднее фетовские стихи близки к тютчевским. Фет вообще близок к Тютчеву как представителю «мелодической» линии в русской поэзии. Символика природы, построение стихотворения на сравнении природы и человека, философская мысль– все это особенно сближает позднего Фета с Тютчевым.
Вот стихотворение «Я рад, когда с земного лона…» (1879):
Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.
И рядом, куст родной смущая,
И силясь и боясь летать,
Семья пичужек молодая
Зовет заботливую мать.
Не шевелюсь, не беспокою.
Уж не завидую ль тебе?
Вот, вот она здесь, под рукою,
Пищит на каменном столбе.
Я рад: она не отличает
Меня от камня на свету,
Трепещет крыльями, порхает
И ловит мошек на лету.
«Стихотворение передает радость приобщения к жизни природы в дни «весенней жажды», как говорит здесь Фет, повторяя выражение из раннего стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» («И весенней полон жаждой»). Тема традиционная в поэзии.
На рассматриваемой нами (одной из любимых тем Фета – теме прихода весны) удобно проследить эволюцию Фета от импрессионистически окрашенных изображений к созданию символов. «В 40-е годы приход весны рисуется в основном распространением на природу весенних чувств лирика:
В новых листьях куст сирени
Явно рад веселью дня.
Вешней лени, тонкой лени
Члены полны у меня.
(«Весна на юге»)
В 50-е годы приход весны показывается обычно подбором примет, как в уже цитированном стихотворении «Еще весны душистой нега…» или в стихотворении «Опять незримые усилья…»:
… Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
Заря сквозит оттенком алым.
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор…
В 60-е годы, в связи с философским углублением темы, подход к ней снова меняется. Фет опять уходит от детализированных описаний, конкретные проявления весны заменяются ее символическими атрибутами:
Я ждал. Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.
И утро блещет багряницей,
И всё ты воздаешь сторицей,
Что осень скудная взяла.
Ты пронеслась, ты победила,
О тайнах шепчет божество,
Цветет недавняя могила,
И бессознательная сила
Свое ликует торжество.
Тема дана в настолько обобщенном виде, что друг другу противостоят скудная осень и победная весна; а что весна сменяет не осень, а зиму – это, видимо, при такой степени обобщенности не играет роли.
Стихотворение «Ещё весны душистой нега…» запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.
Обратим внимание на начальную строку «Ещё весны душистой нега…». Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений – “нега”
Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: «заря», «краснеет», «желтеет». Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что «солнце греет», что соловей поёт в смородинном кусте.
Это стихотворение как бы перекликается с тютчевским «Ещё земли печален вид…», написанным существенно раньше.
Образы природы в стихотворениях Фета разнообразны. Среди них есть устойчивые символы, например: утро, заря и весна. Много цветов (роза, ландыш, сирень) и деревьев (ива, берёза, дуб). Как уже говорилось, приход весны – один из любимых мотивов Фета. Весеннее обновление природы, расцвет жизни вызывает у поэта прилив сил, приподнятое настроение. В его стихах как персонажи предстают куст сирени, пушистая верба, душистый ландыш, просящий солнечных лучей, журавли, кричащие в степи- они прежде всего служат средством выражения лирического чувства. Мотив весны помогает поэту передать самое главное свое ощущение – радостное принятие окружающего мира, желание бежать «навстречу вешним дням». Чудесные строки о весеннем дожде, о полете бабочки, о пчелах, вползающих в душистые цветы, будят в душе каждого человека теплые чувства. Как весна согревает все живое, так и стихи Фета о весне ласкают слух, возвышают душу.
С мотивом весны в лирике Фета тесно связан образ зари. Заря отождествляет огонь солнца. В начале дня все краски природы прозрачны и чисты, лучи солнца освещают землю нежным светом. Таинственный мир сияет в отблесках зари, рождая волшебную силу вдохновения. Весна – источник трепетного восторга, она дает возможность сердцем прикоснуться к Прекрасному.
Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. Уступая Тютчеву в космической масштабности поэтического чувства, Фет в некоторых своих стихотворениях прикоснулся к вечным темам, непосредственно связанным с бытием человека. Фетовский человек находится в постоянном и разнообразном общении и разговоре с природой. В самых обыкновенных предметах Фет находит поэзию. У двух художников, естественно, разные результаты. Там, где у Тютчева одна-единственная картина, у Фета великое множество этюдов
Общее для Тютчева и Фета – философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Это видно из тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, особенностей образного ряда у обоих поэтов, символики деталей у Тютчева и их конкретности у Фета.
Итак, подытожим еще раз, какие признаки, или качества, природы выделяет Тютчев, создавая поэтический образ весны в своем творчестве. Краски интересуют его лишь в малой степени. Цветовые эпитеты немногословны и, как правило, неоригинальны. Они лишены у него обычно основной смысловой нагрузки. Зато большую роль у него обычно играют глаголы движения, передающие состояние объектов природы. На первый план выдвигаются слуховые и тактильные, осязательные признаки пейзажа. До Тютчева слуховые образы не играли подобной роли ни у одного из русских поэтов.
У Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Он очень дорожит мигом, стремится к фиксации изменений в природе и любит описывать точно определимое время суток. В его творчестве поэтический образ весны сопоставлен с переживаниями, психологическим настроем человека.
В лирике Фета, как и Тютчева, поэтический образ весны неотделим от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.
Список использованной литературы:
1. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: Наука, 1980.
2. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. – Саратов, Изд. Сарат. ун-та, 1969.
3. Лагунов А.И. Афанасий Фет. – Х.: Ранок; Веста, 2002.
4. Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.: Худож. лит., 1975.
5. Озеров Л. А.А. Фет (О мастерстве поэта). – М.: Знание, 1970.
6. Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). – М., 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).
Урок по теме «Тема природа в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина)» не только познакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, с творчеством ко...
"О, как убийственно мы любим" ( по лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова)
Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку литературы в 10 классе. Она знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и их любовной лирикой. Формирует представление об...
Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе "Система поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина"
Данная разработка представляет собой анализ поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина. Во вступлении работы говорится о том, что все богатство словесной живописи у Есенина подчинено одной ц...
Урок-размышление "Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную..." (Любовная лирика Ф. Тютчева и А. Фета)
Этот урок дан мною в 1 туре профессионального конкурса "Учитель года 2011". Он дает возможность познакомиться с отдельными страницами личной жизни поэтов Ф. Тютчева и А. Фета, которые в какой-то мере ...
Сравнительный анализ образа весны в лирике Ф.Тютчева и А.Фета
Сравнительный анализ образа весны в лирике Ф.Тютчева и А.Фета...
Контрольная работа по лирике Ф. Тютчева и А. Фета
Контрольная работа составлена для обучающихся 10 класса (программа И.Н. Сухих)...
Конспект урока на тему "Образ весны в лирике Баратынского"
Конспект урока по стихотворению Баратынского "Весна, весна, как воздух чист" Урок содержит интеграцию в другие виды искусства: живопись и музыку. Также содержит анализ лирики, средств художе...