"Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна"
методическая разработка по литературе на тему
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное Году литературы в Росии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ves_mir_bolshoy_ot_a_do_ya_otkroet_knizhnaya_strana.docx | 222.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мельниковская основная общеобразовательная школа»
СЦЕНАРИЙ
ВНЕКЛАССНОГО ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»»
ВЫПОЛНИЛА:
Мороз Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ МООШ
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели мероприятия:
- повышение читательской и творческой активности учащихся
- развитие творческих способностей учащихся;
- сделать школьную жизнь интересной, подвести творческий отчёт Года литературы
Задачи мероприятия:
Предметные:
- обеспечить глубокое понимание роли русской литературы в жизни человека;
- формировать систему знаний о разнообразии тематики художественных произведений и знаний о творчестве и жизни поэтов и писателей;
- воспитание у учащихся патриотизма и любви к русской литературе
Метапредметные:
- уметь работать с различными источниками информации,
- выбирать и интерпретировать учебный материал в соответствии с поставленными задачами;
Личностные:
- формирование готовности к самообразованию и саморазвитию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к литературе и культуре своего народа;
- обучение навыкам театрального искусства
Форма проведения: отчёт-концерт
Технологичность:
Данное внеклассное мероприятие может применяться в любом ученическом коллективе. Для реализации его необходимо: учитель должен владеть следующими профессиональными компетенциями: предметными, общепедагогическими, организационными, коммуникативно-информационными; ученики должны иметь базовые знания по предмету (во внеклассном мероприятии участвуют ученики разных возрастных групп);
Техническое сопровождение: мультимедийная система, музыкальный центр, плакаты «Писатели-юбиляры», «Год литературы в России», реквизиты для инсценировки рассказа А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» и басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Результат:
Внеклассное мероприятие «Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна» проводится в конце Года литературы и способствует активизации интереса учеников к изучению литературы. Это приводит к более глубокому пониманию роли книги и литературы, стимулирует ребят к выполнению задач более высокого уровня – участию в концертах, олимпиадах, конкурсах и конференциях.
Сценарий мероприятия
Ведущий. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, гости, на литературном празднике, посвященном закрытию Года литературы в России.
Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства. Она раскрывает перед нами удивительные тайны жизни и даёт полезные советы в трудную минуту, учит нас понимать самих себя. Перед нами раскрывается целый мир интересных событий, глубоких душевных переживаний, интеллектуальных открытий. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы. Классические произведения, которые выдержали испытание временем, играют ведущую роль в формировании эстетических взглядов каждого человека. Литература дает колоссальный, обширнейший, глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает человека мудрым!
Государственные власти указали на необходимость сохранения русского языка через повышение интереса к чтению и поддержку литературы.
12 июня 2014 года президент России подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы».
Презентация №1»Год литературы в России»
в 2015 году состоялись интересные масштабные мероприятия, среди которых такие проекты как «Книги в больницы» и «Литературная карта России», международный форум писателей «Литературная Евразия», «Библионочь 2015», проект «Лето с книгой», конкурс «Литературная столица России» и празднование «Всемирного Дня Книги». 2015-ый год богат юбилейными датами. Это, прежде всего, 70-летие Великой победы, 100-летие со дня рождения Константина Симонова, 110-летие со дня рождения Михаила Шолохова, 200-летие со дня рождения Александра Грибоедова, 155-летие со дня рождения А. П. Чехова, 145-летие со дня рождения Ивана Бунина, 75-летие со дня рождения Иосифа Бродского, 125-летие со дня рождения Бориса Пастернака.
Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.
Видеоролик №2 «Классика бессмертна»
Ведущий . Знакомство человека с литературой начинается со сказки! Сказка… Это слово знакомо нам с детства. В нем тепло материнских рук, прелесть улыбки и ласковое слово. Именно у сказочных героев мы ещё в детстве учимся смекалке, терпению, отзывчивости и храбрости. Словно мягким пушистым платком окутывает нас волшебный мир сказки. Вернитесь в мир детства.
Ученица 6 класса
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Ученик 6 класса
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают
Начинают говорить.
Со сказкой жить интересней,
Сказка нас в детство несет.
Если со сказкой ты дружишь,
Значит, тебе повезет!
Видеоролик №3 «В гостях у сказки».
Инсценировка сказки «Репка» в стихах в исполнении учащихся 1-4 классов
Ведущий . Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело.
Инсценировка басни «Ворона и лисица». Учащиеся 5-8 классов.
Реквизиты: муляж дерева, большой кусок сыра из картона, костюмы лисы и вороны
Ученица 8 класса –слова автора, ученица 5 класса – лисица, ученик 6 класса- ворона. Слайды №4
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Ученик 6 класса
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
Ученица 6 класса
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас.
Подарит вам в часы досуга,
Неповторимый счастья миг.
Свидание с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.
Ведущий . Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.( Луи Жан Жозеф Блан)
Предлагаем вам посмотреть видео №5 «Самые красивые библиотеки мира»
Ведущий За короткую жизнь Антон Павлович Чехов в своих произведениях сумел отобразить почти все стороны российской действительности конца 19 века.
Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.
И “малая форма”, то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием. Особенно удавалась Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.
Инсценировка рассказа “Лошадиная фамилия”
Ведущий Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, Пушкин – поэт нашей повседневности. Он с нами на разных этапах жизни, в часы светлой радости и в минуты грусти. Он вошел в наш язык, сделал его более гибким, живым и богатым. Его творчество оказало на всю нашу культуру такое органичное воздействие, что мы словно и не замечаем его присутствия, как воздух, которым дышим. А он и вправду бесподобный гений,
Неповторимый в просверках мгновений
И незабвенный в памяти веков, –
Таков вердикт всемирных языков.
Видеоролик №7 «Пушкин А. С.»
Ученик 9 класса. Стихотворение «Бесы» (видеосопровождение№8 )
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне..
Ученица 9 класса Письмо «Татьяны к Онегину» (видеосопровождение № 9)
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Ведущий. М.Ю. Лермонтов относится к тем немногим гениям нашей литературы, которые очень быстро расцвели и за очень короткую жизнь создали целую эпоху в литературе. Он ворвался в мир литературы как вихрь как ураган, поражая всех своим талантом. Сквозь все его произведения прослеживаются безграничная любовь к Родине, ко всему простому и искреннему, истинно русскому. Размышления о судьбе поколения, о назначении поэта.
Ученик 6 класса. «Бородино» ( видеосопровождение №10)
Ведущий. Анна Ахматова была несравненным по поэтическому своеобразию художником любви. Ее новаторство первоначально проявилось именно в этой традиционно вечной теме. Все отмечали «загадочность» ее лирики; при всем том, что ее стихи казались страничками писем или оборванными дневниковыми записями, крайнее немногословие, скупость речи оставляли впечатление немоты или перехвата голоса. «Ахматова в своих стихах не декламирует. Она просто говорит, еле слышно, безо всяких жестов и поз. Или молится почти про себя. В этой лучезарно-ясной атмосфере, которую создают ее книги, всякая декламация показалась бы неестественной фальшью», - писал ее близкий друг К.И. Чуковский.
Видеоролик №11 «А. А. Ахматова»
Ученица 5 класса «Песня о книге» (на мотив «Песенка Мамонтёнка)
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.
Припев:Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Ведущий. Волшебные струи, искрясь, восстают,
Из ветхих страниц за собою ведут.
И мир необъятный рождают в душе,
Где грани фантазий не знаешь уже.
Где небо, где дно, где реальность и ложь,
Лишь истинным чудом сие назовёшь.
Это чудо, конечно же книга.
«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я думаю, что все мы с ним полностью согласны. Книги играют очень важную роль в жизни человека.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Большое путешествие в страну знаний"
Классный час-знакомство с 5 классом...
Путешествие в страну Книжной Премудрости (Праздник для учащихся 6-7 класса)
Готовый материал, который предназначен для проведения внеклассного мероприятия в рамках праздника "День книги", либо Всероссийского урока чтения. Можно использовать на 1 сентября в День Знаний. Матери...
конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Страна большого Хапи"
Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Египет"...
«Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ»
Центр книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В данной статье даны советы воспитатлям разных возрастных групп по оформлению и содержа...
Социальное партнерство Экскурсия. Здравствуй, книжная страна!
С 4 по 10 октября 2021 года Библиотечная ассоциация Югры впервые проводит Библиотечную неделю. Программа Недели включает: день открытых дверей в библиотеках, презентации совместных проектов библ...
Разговоры о важном. Разработка по теме "Наша страна - Россия. Мы жители большой страны"
Разговоры о важном. Разработка по теме "Наша страна-Россия.Мы жители большой страны"...
Книжные новинки в серии «Великие люди великой страны»
Серия «Великие люди великой страны»Открывайте эти книги и отправляйтесь в захватывающее путешествие по разным эпохам нашей страны! Каждая книга состоит из 20 биографических рассказов - нев...