Иван Тургенев. Повесть «Ася» (урок литературы в 8 классе).
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Цели и задачи: доказать, что повести присущи психологизм и лиричность; развивать умения анализировать литературное произведение, характеризовать образ (раскрыть понятие «тургеневская девушка»); формирование навыков сравнения и сопоставления, умения выделять главное и делать выводы; подвести учащихся к мысли о ценности мгновения жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
asya_urok.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Иван Тургенев. Повесть «Ася» (урок литературы в 8 классе)
Цели и задачи: доказать, что повести присущи психологизм и лиричность; развивать умения анализировать литературное произведение, характеризовать образ (раскрыть понятие «тургеневская девушка»); формирование навыков сравнения и сопоставления, умения выделять главное и делать выводы; подвести учащихся к мысли о ценности мгновения жизни.
Ход урока
- Установочно – мотивационный этап.
- Ребята, как вы думаете, когда человек чувствует себя счастливым ? (записывают и озвучивают формулу счастья).
- В конце урока проверим нашу формулу. А поможет нам Иван Тургенев.
- Что уже знаете о Тургеневе, перечислите его произведения. (составляем кластер).
- Каким было домашнее задание (прочитать повесть «Ася»). О чём же эта повесть ?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (формулируем тему урока, цель, составляем примерный план нашей работы на уроке).
2. Литературная викторина по содержанию повести.
- перечислите персонажей повести, их возраст;
- как и где познакомились герои повести ?
- кого выбрала легкомысленная вдова?
- где Н. Н. познакомился с Гагиным и Асей ?
- где учился Гагин ?
- кем были родители Аси ?
- какая река упоминается в повести ?
- от кого Гагин узнал, что Ася – его сестра ?
- в каком городе следы Аси и Гагина затерялись ?
- Аналитическая беседа.
- как герои повести оказались в немецком городке ?
- почему Н. Н. назвал Асю хамелеоном ?
- как отец объяснил появление Аси в семье ?
- какое участие в судьбе Аси принял Гагин ?
- были ли подруги у Аси в пансионе ? Почему ?
- как развивались отношения Н. Н. и Аси ?
- сравните отношения Н. Н. с вдовой и Асей; есть ли что – то общее между этими женщинами ?
- почему Ася хотела уехать из немецкого городка ?
- почему Н. Н. не сразу решил жениться на Асе ?
- расскажите о сцене объяснения. Как повели себя Ася и Н. Н. ?
- в чём Н. Н. упрекал себя, почему называл себя безумцем ?
- почему же Ася всё – таки уехала ? Какое «одно слово» не сказал Н. Н. ?
- какую смысловую нагрузку несут детали в повести (вальс, дважды встречается образ птицы – Ася хотела быть птицей, Н. Н любовь «окрыляла») ?
4. Работа в парах. Графически отобразить систему образов (в опорной тетради по литературе).
Примерная схема:
Н. Н. любовь Ася сестра Гагин (военный в отставке,
/ (17) \ художник – любитель)
вдова фрау Луиза (вдова бургомистра)
(выбрала баварского лейтенанта)
5.Синтетическая беседа (характеристика образа Аси) с элементами проблемного обучения.
- почему Н. Н. всю жизнь тосковал по Асе. Чем она так его очаровала ?
- составляем план характеристики Аси (сначала каждый самостоятельно, потом – коллективно).
Примерный план:
- Ася – главная героиня повести.
- Социальное происхождение.
- Воспитание.
- Особенности характера (наивность, эксцентричность (объяснить понятие), легкомысленность ?, взбалмошность ? детская непосредственность…)
- Отношение к Асе окружающих.
- Вывод: Ася – «тургеневская девушка» (комментарий учителя о галерее образов «тургеневских барышень» в литературе и киноискусстве (амплуа (объяснить понятие) актрис).
6. Обобщающая беседа.
- можно ли повесть назвать трагичною ? Почему же Н. Н. всю жизнь тосковал по Асе ?
- в какие моменты Н. Н. чувствовал себя счастливым (два эпизода) ?
- даёт ли любовь второй шанс ?
- вернёмся к началу урока, к формуле счастья. По мнению Тургенева, при каком условии человек будет счастливым ?
- о чём же повесть «Ася»?
Вывод : у счастья нет завтрашнего дня, у него есть настоящее. И то не день, а лишь мгновение.
7.Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру (темы – на выбор: «Образ Аси» или «У счастья нет завтрашнего дня…»).
8.Итоги урока. Рефлексия:
- чем занимались на уроке, узнали ли что – то новое ? над чем задумывались ?
- в чём испытывали сложность, а что получилось у вас на уроке?
9. Заключительное слово учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....