Литературно-музыкальная композиция "Овеянный славой путь"
методическая разработка по литературе (7 класс)

На страницах многих литературных произведений представлены герои, способные к смелым действиям, персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. Смелость и трусость - темы, которые издавна поднимались в литературных произведениях. Актуальность этих тем связана с тем, что данные качества присущи каждому человеку, и в ситуации выбора он проявляет себя либо как смелый и волевой, либо как трус, который не хочет ничего решать, взваливая все на чужие плечи. Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины в романе В.А. Закруткина «Матерь Человеческая».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Целинская средняя общеобразовательная школа №8»

         «Овеянный славой путь»

  Литературно - музыкальная композиция

по произведению В.А. Закруткина

«Матерь Человеческая»

Автор: учитель русского языка и литературы

             Целинской средней общеобразовательной

школы №8 И.С.Юнкина

п. Целина

2018 год

Цель:

  1. Приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы великой отечественной войны;
  2. Заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании;
  3. показать ведущую роль женщины-матери в жизни общества.

Задачи:

  1. Формировать гражданскую позицию и патриотизм;
  2. развивать творческие способности обучающихся.

 Оборудование:

- портрет В. Закруткина;

- тема литературно-музыкальной композиции «Овеянный славой путь»;

- фотографии «Женщина на войне»;

- выставка иллюстраций к повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»

Предварительная подготовка включала в себя:

  1. знакомство с текстом повести;
  2. определения отрывков для сценария;
  3. выбор творческого проекта с последующим его представлением.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Кто сказал: «Всё сгорело дотла?»

   Ведущий 1: Кто поверил, что Землю сожгли?!

                     Нет, она затаилась на время…

   Ведущий 2: Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Звучит песня «Бухендвальдский набат»

   Ведущий 1: У каждого из вас, ребята, наверняка есть полка, на которой стоят любимые книги. Те, с которыми вы не хотите расставаться. Среди них своё место занимает произведение В. Закруткина «Матерь Человеческая».

   Ведущий 2: В. Закруткин, прошедший тягчайшую жизненную школу на полях сражений, пишет о войне беспощадно правдиво. Невозможно не проникнуться чувством гордости за простую, русскую женщину, которая на своих плечах вынесла тяготы страшной войны, прошла огромный жизненный путь с потерями и невзгодами.

   Ведущий 1: Нелёгкая её жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, в полном одиночестве пережившая те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием.

На фоне траурной музыки

Чтец 1: Да разве об этом расскажешь
             В какие ты годы жила!
             Какая безмерная тяжесть
             На женские плечи легла!..

Чтец 2: В то утро простился с тобою
            Твой муж, или брат, или сын,
             И ты со своею судьбою
             Осталась один на один.

Чтец 3: Один на один со слезами,
           С несжатыми в поле хлебами
           Ты встретила эту войну.
           И все - без конца и без счёта -
           Печали, труды и заботы
           Пришлись на тебя на одну.

На фоне спокойной музыки

   Ведущий 2: Был тёплый июльский день. Сквозь листья яблони пробивались солнечные лучи. Под лёгким ветерком ветки дерева слегка шевелились. Подмостив под голову стеганку, Иван лежал с закрытыми глазами.  Мария сидела рядом, держа горячую руку мужа в своей руке.  Рядом на корточках сидел Васятка.

Взрыв гранат

Иван: Нам надо уходить.  Это они.

Мария: Кто они?

Иван: Немцы.

Мария (испуганно): Что ты, Ваня? Какие немцы?

Иван: Те самые. Видать по всему, они скоро будут здесь. Надо уходить.  Иначе будет поздно.

   Мария: Куда ж ты такой пойдёшь? Погляди на себя! Ты весь в жару, рука у тебя горячая, как утюг.

   Иван: Всё равно надо уходить. Ты понимаешь это? Уходить надо отпроклятых зверей! Они никого не милуют, убивают старых и малых. Ты не видела, а я видел, что они творят… Людского в них ничего нет. Понимаешь?! Ничего! Они ребятишек расстреливают, раненых добивают, грабят. Нам надо уходить, Маруся!  Слышишь? Надо уходить.

Мария заплакала

   Мария: Как же мы уйдём, Ваня? Ты совсем больной.  Куда мы пойдём и кому мы нужны?

Мария приникла щекой к груди Ивана.  Иван ласково гладил волосы жены.

   Иван (шепчет взволнованно): Ну хорошо, хорошо, Маруся. Подумаем. Завтра, может, мне станет лучше, я съезжу до председателя, с ним посоветуюсь. Я ведь коммунист. Я много могу сделать. Это ничего. Что у меня одна рука. Стрелять можно и одной.

   Мария: А что если тебя…если на тебя донесут, Ваня? Если найдётся какая-нибудь сволочь, пойдёт к немцам и докажет: так, мол, и так, есть у нас в хуторе один-единственный коммунист, и к тому же красноармеец. Что тогда будет?

   Иван: Этого не может быть. Сволочей у нас нет, да и хуторяне-то почти все наши родичи.

А всё-таки, Маруся, лучше мне съездить до председателя и в райкоме побывать… Жалко, сил у меня нет, с ног валюсь. Один не доеду, упаду на дороге.

Иван лежит без сознания. Васятка плачет. Мария прикладывает к голове Ивана смоченное холодной водой полотенце, целует ему руки, плачет. На её голос сбежались хуторяне, жалостно смотрят на Ивана. Когда он пришёл в себя, две женщинв помогли ему сесть, поддерживая под руки.

Грохот истребителей

   Иван: Ну, вот и всё. Это немецкий десант.  Они, видать, хотят отрезать путь отхода нашим войскам.

Хуторяне стоят испуганные, безмолвные.

   Иван: Что ж, дождались и мы гостей. Теперь остаётся одно: всем быть за одного, а одному за всех, иначе пропадём. Слушайте, чего надо делать.

   Иван (медленно, спокойно): У кого есть продукты - мука  или сало, сахар или чего другое, схороните всё чисто, они загребут под метлу. Поросят, овечек, гусей порежьте, мясо засолите и держите где-нибудь в тайнике, иначе с голода ноги протяните. Все фотокарточки фронтовиков в красноармейской форме, а так же письма с фронта схороните.

(обращается к Фене): Ты, Феня, прихоронила свой батарейный приёмник, не сдала, когда приказ вышел все приёмники сдать, теперь береги его, он нам пригодится.

(обращается к деду Корнею):  Ты, дед Корней, закопай свою двустволку так, чтобы только ты один знал, где она закопана.

 (обращается к тётке Варе): Ты, тётка Варя, не обижайся на меня. Но я тебе скажу прямо: язык у тебя дюже длинный, и ты своим языком людям вред можешь причинить, лучше держи его за зубами.

- Самое главное – не разводите панику и крепко держитесь один за другого. Не век мы будем под немцами, всё равно наша возьмёт, и советские бойцы вернутся.

   Ведущий 2: Писатель создаёт исключительную ситуацию: каратели сжигают хутор дотла, жителей убивают и угоняют в неволю. Мария, потеряв мужа и сынв, остаётся на пепелище одна.

   Ведущий 1: «Я не могу жить, - давясь слезами, шептала Мария. – Я не хочу жить. Разве можно так жить?» и всё же героиня находит в себе силы, чтобы жить, не потеряв ни милосердия, ни сострадания, ни человеческого достоинства.

Звучит фонограмма песни Михая Волонтира

«Нас не нужно жалеть» 

Ведущий 2: Пополнели, стали матерями

Тоненькие девушки страны,

Те, что проходили вместе с нами

Сквозь большой огонь большой войны.

   Ведущий 1: Героиня В.Закруткина  - «чистая душа, характер  глубокий и добрый». «Мария не была смелой и сильной духом. Маленькая женщина, потерявшая всех и всё, по-матерински любила людей». Любовь к ним стала мерилом её отношения к миру, мерилом её поступков.

   Ведущий 1: Повесть В.Закруткина мы называем прекрасным гимном русской женщине, Матери Человеческой, одержавшей победу нвад смертью, ставшей символом жизни, любви, созидания.    

 Ведущий 2: Писатель, следуя завету Максима Горького, прославил «в мире женщину – Мать, едину силу, перед которой покорно склоняется смерть!»

На фоне музыки

Чтец 1: Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

Чтец 2: А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Чтец 3: Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

   Ведущий 1: Проходят годы. Уходят от нас книги нашего детства. Но вдруг совершенно случайно вы вспомните, что у вас есть книга, которую с удовольствием можно прочитать ещё раз и окунуться в ту атмосферу, в которой жили её герои.

   Ведущий 2: Читайте и перечитывайте любимые книги. Мне кажется, что такой книгой сегодня стала и повесть В.Закруткина «Матерь Человеческая».

Звучит песня Леонида Утёсова «Вернулся я на Родину»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.

Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....

Внеклассное мероприятие"Овеянные славой флаг и герб наш"(литературно-музыкальная композиция)

Внеклассное мероприятие по изучению государственной символики....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 8 сентября - Дню воинской славы России — Дню Бородинского сражения (1812 год)

Цель: Создание условий для самореализации, воспитание патриотических качеств учащихся ,исследование и знакомство  с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это времяОформлен...

Агитбригада "Венок славы" (Литературно-музыкальная композиция "Мы дети, внуки, правнуки Победы")

Литературно-музыкальная композиция "Мы дети, внуки, правнуки Победы"...

Литературно-музыкальная композиция "О доблести, о подвигах, о славе", посвященная 71 годовщине Сталинградской битвы.

Данная методическая азработка использовалась при проведении конкурса чтецов художественных произведений в 5-11 классах, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне и звучена видео и музык...

Литературно-музыкальная гостиная "Курск. На пути к тысячелетию..." ( в рамках реализации проекта "Курск. Третье тысячелетие")

Данное мероприятие проведено с целью привлечения  обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края....

Методическая разработка литературно-музыкальной беседы "Город славы боевой" к 80-летию Дня Освобождения Воронежа

Литературно-музыкальная беседа, направленная на патриотическое и краеведческое воспитание...