Игра - викторина "Стань поэтом"
презентация к уроку по литературе
Игра - викторина "Стань поэтом" предназначена для юных поэтов и для отработки навыков в разделе "Поэзия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра - викторина | 1.17 МБ |
Подписи к слайдам:
МЕНЮ Немного теории Творческая практика Это интересно!
Немного теории Стихотворные размеры Основные виды рифмовки
Стихотворные размеры Двусложные Трёхсложные
Двусложные стихотворные размеры Ямб Хорей
Трёхсложные стихотворные размеры Дактиль Анапест Амфибрахий
ХОР Е Й - двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог Пример: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя Стопа
Я МБ - двусложный размер стиха с ударением на 2-ой слог Пример: Я вам пишу, чего же боле, Что я могу ещё сказать? Стопа
Д А КТИЛЬ - трёхсложный размер стиха с ударением на 1-ый слог Пример: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Для тех, кто увлекается танцами и музыкой: ритм стихотворения, написанного размером дактиля, в точности повторяет ритм вальса . Вы даже можете попробовать переложить такое стихотворение на какую-нибудь известную вам вальсовую мелодию. Получится очень красиво! Для справки: Термин да́ктиль происходит от греческого δάκτυλος «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.
АН А ПЕСТ - трёхсложный размер стиха с ударением на 3-ий слог Пример : О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Стопа Для справки: Термин да́ктиль происходит от греческого δάκτυλος «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.
АМФИБРАХИЙ - трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог Пример : На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. (М. Ю. Лермонтов) Стопа Шпаргалка на заметку: А на́ пест , а на́ пест , а на́ пест - Вот та́к амфи бра́ хий зву чи́т . Григорий Кружков
Основные виды рифмовки Параллельная Перекрестная Опоясывающая
Параллельная: Сижу за решеткой в темнице сыр ой . а Вскормленный в неволе орел молод ой , а Мой грустный товарищ, махая крыл ом , б Кровавую пищу клюет под окн ом … б
Перекрестная Я помню чудное мгновень е: а Передо мной явилась ты, б Как мимолетное видень е, а Как гений чистой красо ты. б
Опоясывающая (кольцевая): Что в имени тебе мо ем? а Оно умрет, как шум печальн ый б Волны, плеснувшей в берег дальн и й , б Как звук ночной в лесу глух ом. а
Определите размеры стиха У людей-то в дому – чистота, лепота… Скажи-ка дядя, ведь не даром Мороз и солнце, день чудесный! На заре ты её не буди… Шумела полночная вьюга… Лес стянут по горло петлёю пернатых… АНАПЕСТ ЯМБ АНАПЕСТ АМФИБРАХИЙ ЯМБ АМФИБРАХИЙ
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Минутка творчества
Перед вами отрывок из стихотворения С.А. Есенина, только не совсем обычное. Оно разделено на два столбца. В левом столбце указана общая форма стихотворения, которая должна получится, и рифма. Также показаны сильные «!» и слабые «_» доли. Руководствуясь этой подсказкой и здравым смыслом необходимо вставить пропущенные фразы из правого столбца. !_!_! не спится, !_!_! на лужок. !_!_! зарница !_!_ поясок . !_! береза-свечка !_!_ серебра . !_! , мое сердечко, !_!_ гусляра . т емна ноченька, слушать песни , распоясала, на бугре, в пенных струях. в лунных перьях , выходи, в ыйду к речке. Минутка творчества Задание 1
Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре береза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, мое сердечко, Слушать песни гусляра. Задание 1
Давайте порассуждаем на тему дороги и путешествий по нашей бесконечным просторам нашей Родины. В задании предложены рифмующиеся слова, с которыми нужно попробовать составить полноценное четверостишие. При желании любое слово можно заменить другим, подходящим по рифме. Действуйте творчески! Минутка творчества Задание 2 …………………….путь …………………….поезда …………………….уснуть …………………….звезда
Вот, что получилось у меня: Покинут перроны и вновь в дальний путь Отправятся с них поезда. В купе духота, как всегда не уснуть, Лишь в окнах маячит звезда. Задание 2
Минутка творчества Ниже приведены слова, ударение которых падает на третий слог. В первую очередь ответьте себе на вопрос: какой стихотворный размер является наиболее подходящим для сочетания таких слов? Постарайтесь составить из этих слов четверостишие. Если этих слов не хватит для выражения вашей мысли, вы можете заменить их, или вставить свои слова. Главная цель – добиться единого ритма. Задание 3 человек , весну ,сбудутся ,удача, прошагал ,мечты , возвестил, пусть, соловей, по улице, возвестил, нынче, твои, блесну.
Вот, что получилось у меня: Человек прошагал по улице, Соловей возвестил весну! Пусть мечты твои нынче сбудутся, И удача зацепит блесну! Задание 3
Заведите себе тетрадку, в которой будете записывать различные рифмы к словам. Таким образом, у вас соберётся свой личный «каталог поэта». Кто знает, быть может в минуту, когда посетит муза, эти наработки сильно выручат вас! А пока что первое слово, к которому вам необходимо придумать как можно больше рифм - слово «кляуза»! Дерзайте! И не забудьте предложить каждый своё слово, к которому все должны придумать как можно больше рифм! Минутка творчества Задание 4
Это интересно! Цифровые стихи В литературе есть такое интересное явление, которое называется цифровые стихи. Не знаю, можно ли это назвать искусством, каждый пусть решит сам. Но, однозначно, они очень помогают прочувствовать единый ритм стихотворения! Попробуйте прочитать с выражением приведённые далее цифровые стихи А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Вам должно понравиться!
Это интересно! 14 126 14 132 17 43... 16 42 511 704 8 23 170 16 39 514 700 142 612 349 17 114 02 Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел - Катиться дальше, вниз. Цифровые стихи С.А.Есенин
Это интересно! 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501 Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Цифровые стихи А.С. Пушкин
Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк, Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария, Молчаньем манит мутный мрак. Мне метит мели мировые Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк. Это интересно! Тавторгамма В. Брюсов Тавтогра́мма — литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Чаще встречается в поэзии, но известна и в прозе. Как правило, носит игровой, шуточный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...
Урок-игра "Поэты пушкинского круга"
Материал содержит конспект нетрадиционного урока литературы "Поэты пушкинского круга" и электронную презентацию к нему....
Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...
"Она была поэтом". Урок-игра "Литературное кафе"
Главная задача учителя на уроках литературы - заинтересовать ученика личностью писателя, его творчеством. А если у ученика появляется восхищение личностью писателя, поэта, уч...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай", посвященная творчеству народного поэта М.Карима.
Игра проводится среди учащихся 7-10 классов....
Урок-игра "Она была поэтом" по творчеству Анны Ахматовой.
Если у ученика появляется восхищение личностью писателя – учитель может поздравить себя с победой. Пути к ней могут быть разными. Но самый эффективный – игра. Пусть каждый школьник почувствует ...