Вечер-общение «Прошлое требует слова…» (к 85-летию Анатолия Приставкина)
план-конспект урока по литературе на тему

Расова Людмила Алексеевна

17 октября исполнилось 85 лет со дня рождения Анатолия Приставкина. О таких людях говорят – прошел огонь, воду и медные трубы. Голодное военное детство, армия, литинститут, работа корреспондентом в Сибири. Газетные очерки сменили небольшие автобиографические рассказы и повести, пока не вышла та, главная, что принесла автору известность не только на Родине. Анатолия Приставкина часто называют автором одной книги. И хотя издан пятитомник его произведений, первой по-прежнему приходит на ум автобиографическая повесть «Ночевала тучка золотая».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Вечер-общение «Прошлое требует слова…» (к 85-летию Анатолия Приставкина)

1 слайд 17 октября исполнилось 85 лет со дня рождения Анатолия Приставкина. О таких людях говорят – прошел огонь, воду и медные трубы. Голодное военное детство, армия, литинститут, работа корреспондентом в Сибири. Газетные очерки сменили небольшие автобиографические рассказы и повести, пока не вышла та, главная, что принесла автору известность не только на Родине. Анатолия Приставкина часто называют автором одной книги. И хотя издан пятитомник его произведений, первой по-прежнему приходит на ум автобиографическая повесть «Ночевала тучка золотая».

2 слайд  Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в г. Люберцы Московской области в 1931 году. Потерял родителей во время войны, воспитывался в детском доме.

3 слайд До войны семья Приставкиных с родственниками жила в деревянной коммуналке – 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия – диванчик, у сестры – колясочка, остальные взрослые спали на полу – ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.

И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни – еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела.

Когда началась война, А. Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Многочисленные смоленские родственники Приставкиных также показали свои личные качества, когда в 1941 году ушли в партизаны, гибли от рук карателей под пулями и на виселицах, но нещадно били врага до прихода Советской армии.

Мальчик всю войну бродяжничал, и все, что досталось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю. В детских домах жили дети репрессированных, военнослужащих, сироты, среди них встречались начитанные мальчики, которые за корочку хлеба рассказывали романы с продолжением, растянутые на много вечеров, – так Анатолий познакомился с произведениями В. Гюго.

4 слайд С детства Анатолия Приставкина носило по разным частям огромной страны – Подмосковье, Сибирь, Северный Кавказ, куда в 1944 году, в момент депортации чеченцев, направили для заселения территорий, ставших пустыми, московских беспризорников. До сих пор у Анатолия Игнатьевича хранится предмет, оставшийся с тех времен, – финка, сделанная для детской руки. К счастью, она не стала его оружием, скорее всего, чеховское, толстовское, горьковское начало не дало Анатолию пойти по иному пути. В начале войны детдом перевели сначала в Челябинск, а в 1944 году перебросили на Северный Кавказ. Именно там, в Кизляре, случилось то, о чем мечтал каждый сирота – Толю нашел вернувшийся с фронта отец. До встречи с ним Приставкин имел все шансы загреметь на «малолетку» – общался с лагерными, участвовал в уличных разборках. Возвращение отца все изменило.

О том времени Приставкин через некоторое время скажет: «В самой середке войны тыл представлял собой фантастическую картину: военные и беженцы, спекулянты и инвалиды, женщины и подростки, выстоявшие по нескольку смен у станков, беспризорные и жулики... Мы были детьми войны и в этой пестрой среде чувствовали себя как мальки в воде. Мы всё умели, всё понимали и, в общем-то, ничего не боялись, особенно когда нас было много».

Однако смелость этих «мальков» имела совсем иные корни и не походила на обычную мальчишескую бесшабашность – это была смелость отчаяния, которую волей-неволей должен был развить в себе ребенок, попавший в крайние обстоятельства и бедствующий на последнем пределе. В свои беспризорные годы мальчишки становились сочинителями собственной жизни – частично это объяснялось любовью детей к фантазиям, частично – попыткой защититься, потому что в годы раскулачивания, различных политических процессов и репрессий стало опасно рассказывать о себе правду.

К писательскому ремеслу Приставкина подтолкнул такой случай... Детей почти месяц везли в вагонах товарняка, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята не могли пробиться через эту толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И произошло чудо: они прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору, – дети не видели лиц, просто чувствовали, что защищены, что их никто не раздавит. Эта тема легла в основу первого рассказа Анатолия Приставкина – «Человеческий коридор». Впоследствии этот символ «человеческого коридора» сопутствовал писателю на протяжении всей жизни, и он не переставал идти по нему, ощущая поддержку людей, готовых вывести его в будущее.

Работать Приставкин начал в 12 лет.

У детдомовцев путь в жизнь лежал через ремесленное училище, завод, вечернюю школу или техникум, и Анатолий не миновал его. В 14 лет, когда судьба забросила его на Кавказ, под Серноводск, Приставкин мыл банки на консервном заводе в станице Асиновской, а с 15 лет устроился в радиолабораторию при авиационном заводе, и это место на многие годы стало для него прибежищем, почти домом. С 1946 по 1951 год будущий писатель учился в авиационном техникуме на вечернем отделении. Все это время главную надежду на то, что когда-нибудь жизнь станет светлее, лучше и интереснее, давали Анатолию книги. Приставкин любил их, доставал, где возможно, иногда чтением пытаясь заглушить чувство голода, а потом много думал о прочитанном, стихи запоминал целыми страницами. Уже после войны Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. «Василий Теркин» в его исполнении пользовался большой популярностью, а в период, когда Приставкин проходил военную службу, армейское начальство возило его из части в часть, относя его выступления к важным «воспитательным мероприятиям».

Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве. Анатолий написал пьесу – несколько прозаических фрагментов трудно определяемого жанра, а потом пошли стихи. Сначала он читал их с эстрады, позже решился предложить для печати, и несколько стихотворений действительно опубликовали. Когда молодой автор впервые увидел свои строки, набранные типографским шрифтом, почувствовал себя окрыленным. 5 слайд Начал писать Приставкин с 1954 года. Литературное творчество настолько его увлекло, что в 1959 г. он окончил Литературный институт им. М. Горького.

6 слайд  Он много работал над первыми повестями – «Маленькие рассказы» о военном детстве. Тема молодежи нашла свое отражение в произведениях : «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Селигер Селигерович» (1965); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноимённый фильм.

7 слайд Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей.

8 слайд В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков.

9 слайд  В мае 1990 года на экраны вышел одноимённый фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая».

10 слайд  Повесть создавалась  для себя, так как самый прозорливый сочинитель тех лет не поверил бы, что такая работа сможет увидеть свет. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, – мир не достоин существования, если он убивает детей. И дело не только в том, что автор первым показал, как происходила насильственная депортация целого народа, – будучи свидетелем тех трагических событий, он сумел создать мудрое и доброе произведение. Анатолий Игнатьевич рассказал о том, что чувствовал сам, когда его послали на Кавказ. Война против целого народа, увиденная глазами ребенка, который не понимает ни смысла, ни цели происходящего.

11 слайд Главное достоинство повести в том, что именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка, оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. Золотая тучка – это душа ребенка, чистота и незащищенность.

 12 слайд Вслед за этим вышла не менее трагичная и страшная по своей обнаженной правде повесть «Кукушата» (1989), 13 слайд ставшая последней частью трилогии, включающей в себя повести «Солдат и мальчик» и «Ночевала тучка золотая». Перед читателями снова предстает детский дом, но не обычный, а специальный, куда собрали детей «врагов народа». Им сменили фамилии – все они стали Кукушкиными, «кукушкины дети» – случайно появившиеся на свет, неведомо к какой породе птиц принадлежащие.

14 слайд За повесть «Кукушата» в 1992 году писатель получил общегерманскую национальную премию по детской литературе.
   
15 слайд  В вышедшем в 1990 году романе «Рязанка» автором показана беспросветная, полуголодная жизнь простого человека, представляющая собой цепь унижений и безрадостной борьбы за существование. Название романа, состоящего из новелл, дано по имени железной дороги из детства писателя.

16 слайд В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР.

17 слайд Проза Приставкина, выходившая многотысячными тиражами в начале 90-х годов, с началом войны в Чечне приобрела неожиданную актуальность. С этого времени писатель выступает как публицист и общественный деятель, работал в комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

18 слайд  За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая А. Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА». Много лет был бессменным членом жюри Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».

Опыт работы А. Приставкина в Комиссии по вопросам помилования нашёл отражение в его документальном романе «Долина смертной тени».

19 слайд В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

С декабря 2008 года на кинофестивале ежегодно вручается специальный Приз имени Анатолия Приставкина.

В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им ещё в конце 1980-х, однако в 1991 году во время беспорядков в Риге рукопись романа пропала из гостиничного номера, в то время, как Приставкин на баррикадах призывал войска прекратить насилие. Первым читателем рукописи романа стал близкий друг писателя, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, которому принадлежит объёмное предисловие к книге. Роман был представлен публике женой Мариной Приставкиной, уже после смерти Приставкина, на открытии Московской международной книжной выставки в сентябре 2008 года.

Летом 2008 года он попал в больницу из-за проблем с поджелудочной железой. Врачи делали все, чтобы поставить его на ноги. Но после операции его сердце не выдержало. Анатолий Приставкин умер в больнице утром 11 июля.

Жене Марине и дочке Маше он оставил прощальное письмо, в котором признавался в любви. Говорил, что «Манька должна окончить академию». Извинялся перед женой, если «что-то не смог сделать так, как тебе хотелось, но я старался». Свое прощальное письмо он подписал просто: «Ваш уходящий ПАПА».

20 слайд А.И. Приставкин – лауреат Государственной премии СССР, лауреат литературных премий в России и за рубежом, в частности национальной германской премии за юношескую литературу.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

ВКЛЮЧИТЬ БУКТРЕЙЛЕР «Ночевала тучка золотая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА-ЭКСКУРСИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ОДНОГО СЕЛА», посвященная 170-летию Делу Морозовых на Глуховке

Находимся в Глухове – центре некогда небольшого сельца, которое в начале 19 века также называлось Глухово и принадлежало помещице по фамилии Жеребцова (в народе Жеребчиха). Почему село имело название?...

Литературная гостиная. И славили Отчизну меч и слово. ( к 200-летию Отечественной войны 1812 года).

Литературная гостинаяИ славили Отчизну меч и слово ( к 200-летию Отечественной войны 1812 года).    РазработалаГаврикова Ирина Владимировнапреподаватель для специальности...

Сценарий литературно- музыкальной композиции «Всю душу выплещу в слова …» к 120-летию С.А.Есенина

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 120-летию С.А.Есенина...

Презентация к песне "Завалинка" музыка Олега Иванова, слова Анатолия Поперечного.

Презентация содержит загадки про самовар, дрова, погреб, чердак, кочергу; объяснение слова завалинка, текст песни....

"Говори обо мне: это брат мой". Размышление над повестью Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Статья содержит материалы и размышления, которые помогут в подготовке к уроку по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"...

Литературно – музыкальная композиция «ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». К 70 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Литературно – музыкальная композиция«ВОЙНА –  СТРАШНЕЕ  НЕТУ  СЛОВА».К 70 – ЛЕТИЮ  ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ«Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, к...

Разработка мероприятия к 110-летию со дня рождения Анатолия Рыбакова.

Разработка мероприятия к 110-летию со дня рождения Анатолия Рыбакова....