Рабочая программа по литературе 11 класс В.Я. Коровина
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса на 2016-2017 учебный год создана на основе:
- Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной.) – М., Просвещение , 2007 г.;
- Учебника «Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях под ред. В.П. Журавлёва.-М.:Просвещение,2014.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета: учебный план МКОУ Панциревская СШ на изучение предмета Литература в 11 классе отводит 102 часа,3 часа в неделю.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующие виды контроля:
- Промежуточный:.
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.
- выразительное чтение текста художественного произведения.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- устный или письменный ответ на вопрос.
- устное словесное рисование.
- комментированное чтение.
- характеристика героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- подготовка доклада на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением.
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.).
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев.
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов. - Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- контрольная работа;
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
Изучение литературы в 11 классе призвано обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
- Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
- Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
- Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
- Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
- Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
- Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
- Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
- Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
- Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
- Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
- Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
- воспроизвести их конкретное содержание,
- дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
- род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
- обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
- писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
- комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
- использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;
- обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;
- использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;
- пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;
- активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.
Понимать:
- закономерности происхождения литературы;
- жанровые особенности произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе должны стать:
- обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
- ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
- оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
- ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
- начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
- глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
- уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
- качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Требования к подготовке обучающихся | Дата | |
План | Факт | ||||
Введение (2 часа) | |||||
1 | Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. | 1 | Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя. | ||
2 | Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. | 1 | Знать общественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы. | ||
Писатели-реалисты начала XX века – 30 часов | |||||
Иван Алексеевич Бунин (5 часов) | |||||
3 | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. | 1 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). | ||
4 | И.А. Бунин.Рассказ «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. | 1 | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||
5 | Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе | 1 | Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры | ||
6 | Поэтичность женских образов в цикле рассказов о любви «Темные аллеи». | 1 | Уметь определять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения | ||
7 | Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник» | 1 | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||
Александр Иванович Куприн (5ч) | |||||
8 | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. | 1 | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). | ||
9 | Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры. | 1 | Знать сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь выполнять тестовые задания | ||
10 | Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви | 1 | Знать: своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы, роль детали, символический смысл, поэтическое изображение природы, роль эпиграфа Уметь: анализировать прозаический текст | ||
11 | Поэтическое изображение природы в повести «Олеся». Богатство духовного мира героини. | 1 | Знать сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь анализировать образ героя литературного произведения | ||
12 | Р/р Сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина | 1 | Уметь составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | ||
Максим Горький ( 5 часов) | |||||
13 | М. Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «Макар Чудра». «Челкаш» | 1 | Знать: основные этапы жизни и творчества писателя, текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов, проблематику и особенности композиции рассказа, романтизм ранних рассказов, проблемы. Уметь: конспектировать лекцию, делать сообщения, анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||
14 | На дне» как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. | 1 | Знать: смысл названия пьесы, система образов, новаторство писателя, основные компоненты произведения, составляющие жанра и конфликта в пьесе; Уметь: воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям | ||
15 | Атмосфера духовного разобщения людей. Хозяева жизни «на дне». | 1 | Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов | ||
16 | Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение. | Знать: позицию автора и героев пьесы по отношению к вопросу о правде. Уметь: анализировать прозаический текст, Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей. | |||
17 | Р/Р Сочинение по пьесе М.Горького «На дне» | 1 | Уметь составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | ||
Серебряный век русской поэзии (9 часов) | |||||
18 | Серебряный век русской поэзии. | 1 | Знать: литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм и их основных представителей; Уметь: конспектировать лекцию | ||
19 | Символизм как литературное направление | 1 | Знать: истоки русского символизма. Понимание символа. Старшие символисты и младосимволисты Уметь конспектировать лекцию, выступать с сообщениями, вести беседу | ||
20 | Поэзия В. Брюсова | 1 | Знать основные тапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии Уметь: анализировать поэтический текст | ||
21 | Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии Уметь анализировать поэтический текст | ||
22 | Акмеизм как литературное направление | 1 | Знать основные положения акмеизма как литературного направления, важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Акмеизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. | ||
23 | Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. | 1 | Знать своеобразие сюжетов, экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Уметь анализировать поэтический текст | ||
24 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы | 1 | Знать основные положения футуризма как литературного направления. Уметь выступать с устным сообщением Теория литературы. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. | ||
25 | И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. | 1 | Знать эмоциональность ироничность лирики оригинальность словотворчества Уметь анализировать поэтический текст | ||
26 | Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века. | 1 | Знать основные положения символизма, акмеизма, футуризма как литературных направлений. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы | ||
Александр Александрович Блок (5 часов) | |||||
27 | А. А, Блок. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме». | 1 | Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). | ||
28 | Тема Родины в творчестве Блока | 1 | Знать: основной пафос патриотических стихотворений. Цикл «На поле Куликовом», «Скифы» Уметь: анализировать поэтический текст. | ||
29 | Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция. | 1 | Знать сюжет поэмы и её героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. | ||
30 | Поэма «Двенадцать».Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой. Теория литературы. Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). | |||
31 | Р/Р Сочинение по творчеству А. Блока | 1 | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | ||
Новокрестьянская поэзия (Обзор)- 1 час | |||||
32 | ВЧ Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина) | 1 | Знать: проблематику и поэтику новокрестьянской поэзии Уметь: анализировать стихотворения, конспектировать лекцию учителя. | ||
Сергей Александрович Есенин ( 6 часов) | |||||
33 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.. | 1 | Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||
34 | Тема России в лирике С. Есенина. | 1 | Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина. Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. | ||
35 | Любовная лирика Есенина | 1 | Знать светлые и трагические стороны любви, адресаты лирики Уметь выразительно читать и анализировать текст | ||
36 | Поэма « Анна Снегина» – поэма о судьбе человека, о судьбе страны. | 1 | Знать: содержание произведения. Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку | ||
37 | «Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина» | 1 | Знать тематику, проблематику. Уметь выразительно читать и анализировать текст. | ||
38 | Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина | 1 | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | ||
Литература 20-х годов XX века (3ч) | |||||
39 | Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения | 1 | Знать: особенности литературного процесса 20-х гг., основные темы, способы изображения; Уметь: конспектировать лекцию учителя, готовить доклад на выбранную тему. | ||
40 | Трагическое осмысление темы России и революции в творчестве поэтов старшего поколения. (В. Хлебников, поэты-обэриуты). | 1 | Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||
41 | Русская эмигрантская сатира. А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия» | 1 | Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | ||
Владимир Владимирович Маяковский (5 часов) | |||||
42 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. | 1 | Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии. Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). | ||
43 | Поэт и революция. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. | 1 | Знать сатирические произведения в творчестве поэта. Уметь находить объекты сатиры, выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. | ||
44 | Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. | 1 | Знать особенности любовной лирики поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя | ||
45 | Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Драматургия В. Маяковского. | 1 | Знать особенности раскрытия данной темы поэтом. Уметь анализировать стихотворения Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. | ||
46 | В.В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах» | 1 | Знать взгляды Маяковского на поэтическое искусство, высказывания автора о роли поэта и поэзии в жизни общества. Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
Литература 30-х годов XX века (Обзор)- 1 час | |||||
47 | Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов. | 1 | Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект | ||
Михаил Афанасьевич Булгаков- 7 часов | |||||
48 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита». | 1 | Знать биографию писателя, историю создания и публикации, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита» Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. | ||
49 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий Пилат. | 1 | Знать роль фантастики в романе. Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. | ||
50 | Многоплановость, разноуровневость повествования. Сочетание реальности и фантастики. Роль свиты Воланда в романе. | 1 | Знать роль фантастики в романе. Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. | ||
51 | «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. | 1 | Знать особенности психологизма в романе. Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали. | ||
52 | Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера | 1 | Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой | ||
53 | Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа | 1 | Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. | ||
54 | Р/Р Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | 1 | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | ||
Андрей Платонович Платонов (2 часа) | |||||
55 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Повесть А. Платонова «Котлован». | 1 | Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений). | ||
56 | Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления. | 1 | Знать о философском, обобщающем смысле категорий пространства и времени в повести, о значении метафоричности, образах-символах для понимания художественного замысла Платонова Уметь анализировать текст | ||
Анна Андреевна Ахматова (4 часа) | |||||
57 | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие любовной лирики А. Ахматовой | 1 | Знать: основные этапы жизни и творчества, особенности любовной лирики Уметь: анализировать поэтический текст | ||
58 | Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой | 1 | Знать: своеобразие темы родины, темы поэта и поэзии Уметь выразительно читать и анализировать текст, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль | ||
. Осип Эмильевич Мандельштам (1 час) | |||||
59 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. | 1 | Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). | ||
Марина Ивановна Цветаева (3 часа) | |||||
60 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. | 1 | Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), | ||
61 | Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира. | 1 | Знать основные мотивы лирики М.Цветаевой. Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). | ||
62 | Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой. | 1 | Знать проблематику и поэтику произведений Ахматовой и Цветаевой. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | ||
Михаил Александрович Шолохов (9 часов) | |||||
63 | М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы». | 1 | Знать биографию писателя, смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь выступать с устным сообщением. | ||
64 | «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Герои эпопеи. Система образов романа. | 1 | Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности. Уметь выступать с устным сообщением. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). | ||
65 | Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. | 1 | Знать главных героев, основные сюжетные линии. Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме | ||
66 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 1 | Знать главных героев, основные сюжетные линии. Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме Теория литературы. Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие преставлений). | ||
67-68 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | 2 | Уметь выступать с устным сообщением | ||
69 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 | Уметь выступать с устным сообщением | ||
70 | Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон». Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. | 1 | Уметь выступать с устным сообщением Теория литературы. Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). | ||
71 | Р/Р Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» | 1 | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | ||
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)(2 часа) | |||||
72-73 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. | 2 | Знать об истоках изображения войны в литературе военных лет; о поэзии и прозе войны | ||
Литература 50—90-х годов (8 ч) | |||||
74 | Темы и образы русской литературы 50-90-х гг. | 1 | Знать основные темы, проблемы и образы литературы 50-90-х гг. Уметь конспектировать лекцию учителя | ||
75 | К. Воробьёв. «Убиты под Москвой». Человек на войне, правда о нем. | 1 | Знать содержание повести. Уметь анализировать произведение | ||
76 | Повесть В. Кондратьева «Сашка» | 1 | Знать содержание повести. Уметь анализировать произведение | ||
77 | Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Николай Михайлович Рубцов. Стихотворения. | 1 | Знать особенности стиля поэта. Уметь выразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль, составлять конспект. | ||
78 | Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима, И. А. Бродского.. Б. Ш. Окуджавы | 1 |
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности | ||
79 | «Деревенская» проза. Василий Макарович Шукшин. Рассказы. Образ «чудиков» в рассказах Шукшина | 1 | Знать творчество В.М. Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | ||
80 | «Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» | 1 | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия | ||
81 | Р/р Сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века» | 1 | Знать темы сочинений, тексты произведений Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | ||
Александр Трифонович Твардовский (2 часа) | |||||
82 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны. | 1 | Знать основные темы творчества поэта Уметь: конспектировать лекцию учителя | ||
83 | Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории. | 1 | Знать: историю создания произведений, основные проблемы, особенности жанра, композиции Уметь: анализировать текст | ||
Борис Леонидович Пастернак (3 часа) | |||||
84 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества; тематику и особенности его лирики. Уметь анализировать лирическое произведение | ||
85-86 | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие | 2 | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией | ||
Александр Исаевич Солженицын (3 часа) | |||||
87 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. | Знать основные темы творчества писателя Уметь конспектировать лекцию, готовить сообщение | |||
88-89 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Тип праведника. Композиционные особенности рассказа. | 2 | Знать: содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); давать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения. Понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа. | ||
Варлам Тихонович Шаламов (2 часа) | |||||
90-91 | ВН.ЧТ. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». | 2 | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь выделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним Теория литературы. Новелла. Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе. | ||
ВикторП етрович Астафьев (2ч) | |||||
92 | В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в сборнике рассказов «Царь-рыба» | 1 | Знать: проблематику творчества Астафьева, взаимосвязь человека и природы в его произведениях. Уметь делать сообщение, конспектировать лекцию учителя | ||
93 | Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Людочка» | 1 | Знать: проблематику и поэтику повести Уметь: анализировать текст | ||
Валентин Распутин (3 ч.) | |||||
94-95 | В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Образы-символы и их назначение в повести. | 2 | Знать: основные факты биографии писателя, краткий обзор его творчества, проблемы, которые ставит писатель. Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, воспитывать преданность своему краю, патриотизм; умение понимать людей старшего поколения | ||
96 | Р.р. Сочинение по творчеству В.П. Астафьева, В.Г. Распутина. | 1 | Знать темы сочинений, тексты произведений Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | ||
Литература конца XX — начала XXI века (1ч) | |||||
97 | Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза и поэзия. Проблемы и уроки литературы 20 века. | 1 | Знать: об основных тенденциях современного литературного процесса; содержание произведений новейшей литературы Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить монологическое высказывание по определенной теме, анализировать произведения, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей. | ||
Из зарубежной литературы – 3 часа | |||||
98 | Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. | 1 | Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь анализировать драматическое произведение | ||
99 | Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Томас Стернз Элиот Стихотворения | 1 | Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля | ||
100 | Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | 1 | Знать основные вехи жизни и творчества писателя. Знать особенности языка, стиля писателя | ||
101 | Контрольная работа «Литература 20 века» | 1 | Уметь создавать тексты на заданную тему; уметь отбирать материал, составлять сложный план | ||
102 | Итоговое повторение | 1 | Знать основные направления развития литературного процесса 20 – 21 вв. Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.
Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной.Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрич...