Рабочая программа по литературе 11 класс В.Я. Коровина
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Шведова Екатерина Сергеевна

В работе представлена пояснительная записка и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса на 2016-2017 учебный год создана на основе:

  • Программы по литературе для  5-11 классов (авторы В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной.) – М., Просвещение , 2007 г.;
  • Учебника «Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях под ред. В.П. Журавлёва.-М.:Просвещение,2014.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета: учебный план МКОУ  Панциревская СШ на изучение предмета Литература в 11 классе  отводит 102 часа,3 часа в неделю.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующие виды контроля:

  1. Промежуточный:.
    - устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.
    - выразительное чтение текста художественного произведения.
    - заучивание наизусть стихотворных текстов.
    - устный или письменный ответ на вопрос.
    - устное словесное рисование.
    - комментированное чтение.
    - характеристика героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
    - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
    - анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
    - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
    - подготовка доклада на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением.
    - работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.).
    - составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
    - создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев.
    - участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.
  2.  Итоговый:
    - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
    - контрольная работа;

2.Требования к уровню подготовки обучающихся

Изучение литературы в 11 классе  призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  • воспитание культуры речи учащихся.

Устно: 

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  • воспроизвести их конкретное содержание,
  • дать оценку героям и событиям;

чтение,  истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
  • комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
  • использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;
  • обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;
  • использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;
  • пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;
  • активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.

Понимать:

  • закономерности происхождения литературы;
  • жанровые особенности произведений.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической      деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

3.Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Требования к подготовке обучающихся

Дата

План

Факт

Введение (2 часа)

1

Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры.

1

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.

Уметь конспектировать лекцию учителя.

2

Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века.

1

Знать общественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы.

Писатели-реалисты начала XX века – 30 часов

Иван Алексеевич Бунин (5 часов)

3

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина.

1

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

4

И.А. Бунин.Рассказ «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд.

1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

5

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе

1

Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры

6

Поэтичность женских образов в цикле рассказов о любви «Темные аллеи».

1

Уметь определять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

7

Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник»

1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.  Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Александр Иванович Куприн (5ч)

8

А.И. Куприн. Жизнь и творчество.

1

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

9

Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры.

1

Знать сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь выполнять тестовые задания

10

Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви

1

Знать: своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы, роль детали, символический смысл, поэтическое изображение природы, роль эпиграфа

Уметь: анализировать прозаический текст

11

Поэтическое изображение природы в повести «Олеся». Богатство духовного мира героини.

1

Знать сюжет, особенности композиции и систему образов;

Уметь анализировать образ героя литературного произведения

12

Р/р   Сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

1

Уметь составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.

Максим Горький ( 5 часов)

13

М. Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».  «Макар Чудра».  «Челкаш»

1

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя, текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов,  проблематику и особенности композиции рассказа, романтизм ранних рассказов, проблемы.

Уметь: конспектировать лекцию, делать сообщения, анализировать произведение в единстве содержания и формы.

14

На дне» как социально - философская драма. Смысл названия пьесы.

1

Знать: смысл названия пьесы, система образов, новаторство писателя, основные компоненты произведения, составляющие жанра и конфликта в пьесе;

Уметь: воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям

15

Атмосфера духовного разобщения людей. Хозяева жизни «на дне».

1

Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов

16

Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение.

Знать: позицию автора и героев пьесы по отношению к вопросу о правде.

Уметь: анализировать прозаический текст, Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

17

Р/Р  Сочинение по пьесе М.Горького «На дне»

1

Уметь составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.

Серебряный век русской поэзии (9 часов)

18

Серебряный век русской поэзии.

1

Знать: литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм и их основных представителей;

Уметь: конспектировать лекцию

19

Символизм как литературное направление

1

Знать: истоки русского символизма. Понимание символа. Старшие символисты и младосимволисты

Уметь конспектировать лекцию, выступать с сообщениями, вести беседу

20

Поэзия В. Брюсова

1

Знать основные тапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии

Уметь: анализировать поэтический текст

21

Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта

1

Знать основные этапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии

Уметь анализировать поэтический текст

22

Акмеизм как литературное направление

1

Знать основные положения акмеизма как литературного направления, важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Акмеизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

23

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

1

Знать своеобразие сюжетов, экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии

Уметь анализировать поэтический текст

24

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

1

Знать основные положения футуризма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением Теория литературы. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

25

И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

1

Знать эмоциональность ироничность лирики оригинальность словотворчества

Уметь анализировать поэтический текст

26

Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века.

1

Знать основные положения символизма, акмеизма, футуризма как литературных направлений.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы

Александр Александрович Блок (5 часов)

27

А. А, Блок. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

1

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений).

28

Тема Родины в творчестве Блока

1

Знать: основной пафос патриотических стихотворений. Цикл «На поле Куликовом», «Скифы»

Уметь: анализировать поэтический текст.

29

Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция.

1

Знать сюжет поэмы и её героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

30

Поэма «Двенадцать».Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой.

Теория литературы. Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

31

Р/Р  Сочинение по творчеству А. Блока

1

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Новокрестьянская поэзия (Обзор)- 1 час

32

ВЧ Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина)

1

Знать: проблематику и поэтику новокрестьянской поэзии

 Уметь: анализировать стихотворения, конспектировать лекцию учителя.

Сергей Александрович Есенин ( 6 часов)

33

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика..

1

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

34

Тема России в лирике С. Есенина.

1

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм.

35

Любовная лирика Есенина

1

Знать светлые и трагические стороны любви, адресаты лирики

Уметь выразительно читать и анализировать текст

36

Поэма « Анна Снегина» – поэма о судьбе человека, о судьбе страны.

1

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку

37

«Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина»

1

Знать тематику, проблематику.

Уметь выразительно читать и анализировать текст.

38

Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина

1

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Литература 20-х годов XX века (3ч)

39

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения

1

Знать: особенности литературного процесса 20-х гг., основные темы, способы изображения;

Уметь:  конспектировать лекцию учителя, готовить доклад на выбранную тему.

40

Трагическое осмысление темы России и революции в творчестве поэтов старшего поколения. (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

1

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

41

Русская эмигрантская сатира. А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»

1

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Владимир Владимирович Маяковский (5 часов)

42

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

1

Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия).

43

Поэт и революция.  Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

1

Знать сатирические произведения в творчестве поэта.

Уметь находить объекты сатиры,  выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

44

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.

1

Знать особенности любовной лирики поэта.

Уметь определять смену чувств лирического героя

45

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Драматургия В. Маяковского.

1

Знать особенности раскрытия  данной темы поэтом.

Уметь анализировать стихотворения 

Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

46

В.В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

1

Знать взгляды Маяковского на поэтическое искусство, высказывания автора о роли поэта и поэзии в жизни общества.

Уметь: анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Литература 30-х годов XX века (Обзор)- 1 час

47

Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.

1

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект

Михаил Афанасьевич Булгаков- 7 часов

48

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита».

1

Знать биографию писателя, историю создания и публикации, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита»

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века.

49

Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий Пилат.

1

Знать роль фантастики в романе.

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

50

Многоплановость, разноуровневость повествования. Сочетание реальности и фантастики. Роль свиты Воланда в романе.

1

Знать роль фантастики в романе.

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

51

«Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

1

Знать особенности психологизма в романе.

Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

52

Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера

1

Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой

53

Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа

1

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне, составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

54

Р/Р Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Андрей Платонович Платонов (2 часа)

55

А.П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Повесть А. Платонова «Котлован».

1

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметь составлять групповую характеристику персонажей, делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. 

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

56

Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления.

1

Знать о философском, обобщающем смысле категорий пространства и времени в повести, о значении метафоричности, образах-символах для понимания художественного замысла Платонова

Уметь анализировать текст

Анна Андреевна Ахматова (4 часа)

57

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие любовной лирики А. Ахматовой

1

Знать: основные этапы жизни и творчества, особенности любовной лирики  

Уметь: анализировать поэтический текст

58

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой

1

Знать: своеобразие темы родины, темы поэта и поэзии

Уметь выразительно читать и анализировать текст,  выделять ИВС в поэтическом тексте  и определять их роль

.

Осип Эмильевич Мандельштам (1 час)

59

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.

1

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. 

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева (3 часа)

60

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

1

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. 

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия),

61

Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира.

1

Знать основные мотивы лирики М.Цветаевой.

Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль 

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

62

Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой.

1

Знать проблематику и поэтику произведений Ахматовой и Цветаевой. Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Михаил Александрович Шолохов (9 часов)

63

М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы».

1

Знать биографию писателя, смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. 

Уметь выступать с устным сообщением.

64

«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Герои эпопеи. Система образов романа.

1

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

Уметь выступать с устным сообщением. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия).

65

Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

1

Знать главных героев, основные сюжетные линии.

Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

66

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1

Знать главных героев, основные сюжетные линии.

Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме 

Теория литературы. Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие преставлений).

67-68

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

2

Уметь выступать с устным сообщением

69

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Уметь выступать с устным сообщением

70

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон». Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

1

Уметь выступать с устным сообщением 

Теория литературы. Художественное время и художественное пространство (углубление понятий).

71

Р/Р  Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)(2 часа)

72-73

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

2

Знать об истоках изображения войны в литературе военных лет; о поэзии и прозе войны
Уметь конспектировать лекцию учителя

Литература 50—90-х годов (8 ч)

74

Темы и образы русской литературы 50-90-х гг.

1

Знать основные темы, проблемы и образы литературы 50-90-х гг.

Уметь конспектировать лекцию учителя

75

К. Воробьёв. «Убиты  под Москвой». Человек на войне, правда о нем.

1

Знать содержание повести.

Уметь анализировать произведение

76

Повесть В. Кондратьева «Сашка»

1

Знать содержание повести.

Уметь анализировать произведение

77

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели».  Николай Михайлович Рубцов. Стихотворения.

1

Знать особенности стиля поэта.

Уметь выразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль, составлять конспект.

78

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима, И. А. Бродского.. Б. Ш. Окуджавы

1

  1. Знать особенности «бардовской» поэзии 60-х годов; жанровое  своеобразие песен Окуджавы, своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

79

«Деревенская» проза. Василий Макарович Шукшин. Рассказы. Образ «чудиков» в рассказах Шукшина

1

Знать  творчество В.М. Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

80

«Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

1

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

81

Р/р Сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

1

Знать темы сочинений, тексты произведений

Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения, давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

Александр Трифонович Твардовский (2 часа)

82

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.

1

Знать основные темы творчества поэта

Уметь: конспектировать лекцию учителя

83

Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории.

1

Знать: историю создания произведений, основные проблемы, особенности жанра, композиции

Уметь: анализировать текст

Борис Леонидович Пастернак (3 часа)

84

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

1

Знать основные этапы жизни и творчества; тематику и особенности его лирики.

Уметь анализировать лирическое произведение

85-86

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

2

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Александр Исаевич Солженицын (3 часа)

87

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.

Знать основные темы творчества писателя

Уметь конспектировать лекцию, готовить сообщение

88-89

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Тип праведника. Композиционные особенности рассказа.

2

Знать: содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); давать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения.

Понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Варлам Тихонович Шаламов (2 часа)

90-91

ВН.ЧТ. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

2

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметь выделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним 

Теория литературы. Новелла. Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе.

ВикторП етрович  Астафьев (2ч)

92

В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в сборнике рассказов «Царь-рыба»

1

Знать: проблематику творчества Астафьева, взаимосвязь человека и природы в его произведениях.

Уметь делать сообщение, конспектировать лекцию учителя

93

Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Людочка»

1

Знать: проблематику и поэтику повести

Уметь: анализировать текст

 Валентин Распутин (3 ч.)

94-95

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Образы-символы и их назначение в повести.

2

Знать: основные факты  биографии писателя, краткий обзор его творчества, проблемы, которые ставит писатель.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, воспитывать преданность своему краю, патриотизм; умение понимать людей старшего поколения

96

Р.р. Сочинение по творчеству В.П. Астафьева, В.Г. Распутина.

1

Знать темы сочинений, тексты произведений

Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения, давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

Литература конца XX — начала XXI века (1ч)

97

Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза и поэзия. Проблемы и уроки литературы 20 века.

1

Знать: об основных тенденциях современного литературного процесса; содержание произведений новейшей литературы

Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить монологическое высказывание по определенной теме, анализировать произведения, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей.

Из зарубежной литературы – 3 часа

98

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

1

Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения.

Уметь выступать с устным сообщением.

Уметь анализировать драматическое произведение

99

Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Томас Стернз Элиот  Стихотворения

1

Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля

100

Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

1

Знать основные вехи жизни и творчества писателя.

Знать особенности языка, стиля писателя

101

Контрольная работа «Литература 20 века»

1

Уметь создавать тексты на заданную тему; уметь отбирать материал, составлять сложный план

102

Итоговое повторение

1

Знать основные направления развития литературного процесса 20 – 21 вв.

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.

Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной 8 класс

Данная  рабочая программа по литературе для 8 класса составлена  на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной.Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрич...