Сценарий литературного вечера, посвященного 130-летию Н.С. Гумилева "Рыцарь Мечты"
методическая разработка по литературе на тему

Материал отражает основные этапы жизни и творчества поэта. Звучат стихи и романсы на слова Н.С. Гумилева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_gumilev.docx231.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГОБ ПОУ «Усманский многопрофильный колледж»

Рыцарь мечты

Сценарий литературного вечера,

посвященного

130-летию со дня рождения Н. Гумилева

Подготовили:

Глазкова Н.Е.,

Кириллова А.В.,

Коровкина И.В.

2016

Выступление учащегося с докладом об эпохе, в которой жил Н.С. Гумилев.

Сере́бряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века.

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. В отличие от общеевропейского fin de siècle, о искусстве и главным образом литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс.

Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился «критический идеализм» - разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия Вл. Соловьева. 

     В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в. 

Сложные общественные процессы конца XIX - начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке. 
     В этот период новое слово в живописи сказали В .А. Серов и М.А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.А. Серова - это портрет Иды Рубинштейн. У М.А. Врубеля (1856-1910) - это мучительный поиск стиля и национальной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветовому постижению действительности, загадочности и таинственности («Демон», «Царевна-Лебедь» и др.). 

     В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства» (1892- 1924). Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы, позволяющие воплотить эти темы. Среди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. 
          В 1910 г. московские художники объединились в группу «Бубновый валет», в которую вошли П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Ларионов, И. Мотков, Р. Фальк и др. Художники «Бубнового валета» отрицали академическое и реалистическое искусство, для их творчества были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка. 
         Заметным явлением в русской живописи  XX в. стал авангард. Крупнейшие его представители - основоположник и теоретик абстрактного искусства Л. Л. Кандинский (1866- 1944); К.С. Малевич (1878-1935) - основоположник супрематизма. («Черный квадрат»), П.Н. Филонов (1883-1.941), отстаивавший принципы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, способных к калейдоскопическому развертыванию композиций («Коровницы», «Формула петроградского пролетариата»), М.3. Шагал (1887-1985), произведениям которого присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.). (Супрематизм (от лат. supremus- наивысший). Разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные формы.) 

     Их творчеству свойственны асоциальность, абсолютизация творческого «я», поиски нового религиозного сознания, трагизм, но одновременно и стремление к радости и свету. 

Серебряный век - это не  только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868-1938) и В-И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства. 
           Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы - так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович-Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Гамлет» В. Шекспира. 
           Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было, прежде всего, обусловлено его демократической сущностью. 
     Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М-М. Фокина (1880-1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.Л. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже 
     - выступления артистов русского балета в 1909-1911 гг. В состав труппы вошли MM. Фокин, АЛ. Павлова, Д.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина, E'B. Гельцер, М. Мордкин и др. Фокин был балетмейстером и художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головни, Н. Рерих. 

          Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (музыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка» «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, живопись и хореография были едины. 
             В 1904 г. талантливая русская актриса В.Ф. Комисаржевская организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия - пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка. 
             Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге. К. концу XIX в. на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, с 70-х гг. сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, в начале XX в. возникли белорусский и татарский театры. 
             Меценатство. Для серебряного века характерно еще одно явление - меценатство. Российские предприниматели, купец П-М. Третьяков (1838-1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве. 
     С.Д. Мамонтов (1841-1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Врубель, КА. Коровий и др. 

     Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С-Т. Морозов (1862--1905). 

     А-А. Бахрушин (1865-1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина. 
     М. Кл. Тенишева (1867-1929) - меценат и организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино. 

Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866-1941). Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием - мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К 'символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, А. Белый. 

     В среде символистов начался также творческий путь А.А. Блока (1880-1921). Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик - символист, находящийся под сильным влиянием философии Вл. Соловьева. 
     Однако А. Блок отошел от символизма уже в 1906 г., сочинив драму «Балаганчик». В дальнейшем в творчестве поэта усилились социальные тенденции, связанные с революцией 1905-1907 гг.    

     Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эстетизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов. 
     Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» - таковы были декларации футуристов. Для поэтов-футуристов Д. Хлебникова (1885-1922), И. Северянина (1887--1941), В. Маяковского (1893-1930), А. Крученых характерен анархический протест против капиталистического мира. ( Футуризм (от лат. futurum -будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве.) 

Широкое бытование выражение «Серебряный век» получило в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (первая сокращённая публикация в сборнике «Бег времени», 1965)[2]:

На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…

ВЕДУЩИЙ 1: Наследие Николая Степанивоча Гумилева – поэта редкой    индивидуальности – не утратило своей чарующей новизны, свежести, остроты чувств до сей поры.

ВЕДУЩИЙ 2: Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец служил корабельным врачом. Гумилев был еще ребенком, когда отец вышел в отставку, и семья переселилась в Царское Село. Свое образование Гумилев начал дома, потом учился в гимназии Гуревича. В 1903 году он поступил в 7-й класс Николаевской гимназии, директором которой был известный поэт Иннокентий Анненский.

ВЕДУЩИЙ (3): Писать стихи Гумилев начал очень рано, когда ему было всего семь лет. Первое появление его в печати относится к тому времени, когда семья жила в Тифлисе: 8 сентября 1902 года в газете «Тифлисский листок» было напечатано его стихотворение «Я в лес бежал из города...».

ВЕДУЩИЙ (1): За год до окончания гимназии, в 1905 году, Гумилев выпустил первый сборник стихов под названием «Путь конквистадоров». В нем Гумилев сразу заявил об особом подходе к миру.

Звучит отрывок из стихотворения «Я конквистадор в панцире железном».


Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман… но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду…
Я конквистадор в панцире железном.

                        

ВЕДУЩИЙ (2): Конквистадор  Гумилева завоевывал не земли и не страны, а новую любовь, вплетая в «воинственный наряд звезду долин, Лилею голубую». Гумилев не столько чувствовал себя первооткрывателем Прекрасного, сколько стремился приблизить возможную гармонию.

ВЕДУЩИЙ (3): Выраженные в сборнике «Путь конквистадоров» духовные искания получили дальнейшее развитие во второй книге, в «Романтических цветах», изданных в 1908 году. Этот сборник был посвящен Анне Горенко, будущей поэтессе Анне Ахматовой.

Звучит стихотворение «Сады души»

Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор

                                                            черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.

Я не смотрю на мир бегущих

                                                           линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.

ВЕДУЩИЙ (1): Книга «Романтические цветы» во многом была связана с первым путешествием Гумилева в Африку, Стремление повидать экзотические страны было давней мечтой поэта. По воспоминаниям Анны Ахматовой, это путешествие было предпринято наперекор воле отца. Вот что пишет поэтесса: «Об этой своей мечте поехать в Африку... поэт написал отцу, но отец категорически заявил, что ни денег, ни его благословения на такое «экстравагантное путешествие» он не получит до окончания университета. Тем не менее. Коля, невзирая ни на что, в 1907 году пустился в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячной родительской помощи. Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем виденном: как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их скудную трапезу...»

ВЕДУЩИЙ (2): С этого времени в лирику Гумилева входят образы моря, кораблей, а основной темой его поэзии становится тема «дальних странствий», скитаний. Образ капитанов — «открывателей новых земель» — станет символом особого образа жизни и мировосприятия

        Звучит стихотворение «На полярных морях и на южных»

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

ВЕДУЩИЙ (1): В лирике Николая Гумилева тех лет звучит мотив неразделенной любви. Впервые он увидел Анну в 1903 году в Царском Селе. Ему было семнадцать, ей — четырнадцать. Спустя два года он сделал Ане предложение, но получил отказ. Анна, девушка редкой красоты и таланта, не разделяла его пылких чувств. Очередной отказ поверг влюбленного в состояние глубокого отчаяния. Он снова надолго уезжает из России, странствует по свету. Насколько сложными были взаимоотношения Николая Гумилева и Анны Горенко, можно судить по их стихам, в которых звучит «жизнь сердца».

        Звучит стихотворение «Кто объяснит нам, почему…»        

        Кто объяснит нам, почему

У той жены всегда печальной

Глаза являют полутьму,

Хотя и кроют отблеск дальний?

Зачем высокое чело

Дрожит морщинами сомненья,

И меж бровями залегло

Веков тяжелое томленье?

И улыбаются уста

Зачем загадочно и зыбко?

И страстно требует мечта,

Чтоб этой не было улыбки?

Зачем в ней столько тихих чар?

Зачем в очах огонь пожара?

Она дтя нас больной кошмар

 Иль правда горестней кошмара,

Зачем в отчаянье мечты,

Она склонилась на ступени?

Что надо ей от высоты

И от воздушно-белой тени?

Звучит стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи»                        

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их толь три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманет моей унылой.

Переменчивой злой судьбой».

И ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой...»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

ВЕДУЩИЙ (1): Гумилев был так настойчив, что Анна дала наконец согласие. Это произошло 29 ноября 1909 года в Киеве. 21 апреля 1910 Гумилев пишет Брюсову:

«Пишу Вам, как Вы можете видеть по штемпелю, из Киева, куда я приехал, чтобы жениться. Женюсь я на Анне Горенко, которой посвящены "Романтические цветы”. Свадьба будет, наверное, в воскресенье, и мы тотчас уезжаем в Париж. К июлю вернемся и будем жить в Царском Селе по моему старому адресу».

ВЕДУЩИЙ (2): О встречах с Анной Ахматовой в это время вспоминает В. Срезневская: «Мы много говорили на разные темы. Она читала стихи, гораздо более женские и глубокие, чем раньше. В них я не         нашла образа Коли, как и в последующей лирике, где скупо и мимолетно можно найти намеки на ее мужа, в отличие от его лирики, где властно и неотступно до самых последних дней его жизни, сквозь все его увлечения и разнообразные темы, маячит образ жены. То русалка, то колдунья, то просто женщина, таящая “злое торжество”...»

ВЕДУЩИЙ (3): В 1910 году вышла третья книга стихов Гумилева, доставившая ему широкую известность. Она называлась «Жемчуга». Эту книгу Гумилев посвятил Валерию Брюсову, назвав его своим учителем. В 1911 году у Гумилевых родился сын Лев. К этому же году относится рождение литературного объединения «Цех поэтов»  и нового литературного течения — акмеизма, признанным вождем которого стал Николай Гумилев. Провозглашенный им акмеизм в его собственном творчестве всего полнее и отчетливее выразился в вышедшем в 1912 году сборнике «Чужое небо». Послушайте, что говорил Николай Гумилев о  поэзии:

«Только стремясь к совершенству, можно создать прекрасные строчки, картины, мелодии. Только полностью отдав себя, ты получишь мир, только сгорев сам, ты зажжешь в других сердцах искру. Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Среди них есть ангелы-хранители. мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют, умирают».

ВЕДУЩИЙ (1): В «Письмах о русской поэзии» Гумилев пишет о внимании к слову, к возможностям слова. О чем бы он ни писал, чье бы творчество ни разбирал и ни оценивал, он непременно говорил о ремесле, об умении мастера выразить себя в словах.

 Звучит стихотворение «Слово»

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

ВЕДУЩИЙ (1): В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Гумилев жил интенсивной жизнью: участие в литературных объединениях «Аполлон»  и «Цех поэтов» и в небольшом журнале «Гиперборей», литературные встречи на «Башне» Вячеслава Иванова , новое путешествие в Африку. Люди, хорошо знавшие Гумилева, отмечали, что это был человек, который словно специально искал опасности, словно постоянно испытывал судьбу. Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Спустя 24 дня после объявления войны, 24 августа 1914 года, Гумилев записывается добровольцем в лейб-гвардии уланский полк. По воспоминаниям современников, на войне Гумилев в дружбе был верен, а в бою — отважен, даже безрассудно храбр. Он был награжден двумя Георгиевскими крестами — IV и III степеней, которые давались за исключительное мужество.

ВЕДУЩИЙ (2): Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне и Париже, занимался восточной литературой, переводил. В мае 1918 он вернулся в революционный Петроград. Вернувшись в Советскую Россию, Гумилев окунулся в напряженную литературную атмосферу революционного Петрограда. Он стал читать лекции в Институте истории искусств, участвовал в редакционной коллегии «Всемирной литературы», основанной М. Горьким.

ВЕДУЩИЙ (3): Гумилев любил эти занятия — они помогали ему чувствовать себя нужным человеком, который знает, как помочь таланту раскрыть себя, поверить в свои силы, В самые жестокие исторические времена поэзия, искусство помогали людям не ожесточиться, не растерять свое достоинство, не отчаяться. Он никогда не умел щадить себя, экономить силы для собственного творчества. Вот почему на его лекции собиралось много народа.

ВЕДУЩИЙ (1): Несмотря на житейские трудности, бытовые неудобства, постоянное недоедание, в те далекие 1920-е годы Гумилев находил время для творчества: в 1918 вышел шестой сборник стихов под названием «Костер», содержащий стихи 1916—1917 годов, а в 1921 вышли два последних прижизненных сборника стихов Гумилева — «Шатер» (со стихами об Африке) и «Огненный столп». Стихотворения последнего сборника рождены размышлениями над вечными проблемами — о смысле жизни и счастье, о противоречии души и тела, о соотношении идеала и действительности, Обращение к ним сообщает поэзии величавую строгость слога, афористическую точность. Стихи Н. Гумилева музыкальны, это вдохновило современного исполнителя Н. Носкова на создание романса.

Звучит романс в исполнении Н. Носкова на стихи Н. Гумилева «Однообразные мелькают».

ВЕДУЩИЙ (1): Последний год его жизни начинался обыкновенно, буднично, без предчувствий и тревог. Была такая же. как прошлые две, трудная, холодная, голодная зима — надо было выживать. В начале августа, отдохнув в Крыму. Николай Гумилев вернулся, полный планов и надежд. Он был доволен и поездкой, и новыми стихами, и работой с учениками-студийцами.

ВЕДУЩИЙ (2): 3 августа 1921 года Николая Гумилева арестовали за «должностное преступление», хотя ни на какой должности он не состоял. Его обвинили в участии в контрреволюционном заговоре. А спустя двадцать четыре дня его не стало. Он был расстрелян тридцати пяти лет от роду, в расцвете жизни и таланта.

ВЕДУЩИЙ (3): В воспоминаниях о Гумилеве не раз цитировался фрагмент его письма жене из тюрьмы: «Не беспокойся обо мне. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы». Упоминалось также, что в тюрьме перед смертью Гумилев читал Гомера, Евангелие. Стихи, написанные в тюрьме, до нас не дошли. Николай Гумилев — первый в истории русской литературы поэт, место погребения которого неизвестно до сих пор. Как сказала в своем стихотворении о нем Ирина Одоевцева: «И нет на его могиле // Ни холма, ни  креста — ничего».

ВЕДУЩИЙ (1): Николай Степанович Гумилев рано ушел из жизни, завещав потомкам «сады» своей души. Гумилев живет в своих созданиях. И Гондла, и неверный Раджа, и Колумб, и короли из первой книги, и бесстрашные капитаны — все они стремятся к одному и тому же, их устами говорит все тот же верный себе и своему необыкновенному цельному мировоззрению, неутомимый, страстный, мудрый и юный в своей наивности, задумчивый и одинокий воин и капитан...

ВЕДУЩИЙ (2):

Солнце свирепое, солнце грозящее

Бога, в пространствах идущего.

Лицо сумасшедшее.

Солнце, сожги настоящее

Во имя грядущего,

Но помилуй прошедшее!

ВЕДУЩИЙ (3):

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из иной страны,

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев зурны.

ВЕДУЩИЙ (1):

Словно молоты громовые

Или волны гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Видеоклип: муз. К. Цветкова, стихи  Н. Гумилева «Еще не раз вы вспомните меня…», исполняет К. Цветков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...

Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию С. Есенина

Литературная гостиная. Вечер, посвященный 120-летию С. Есенина...

Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»

Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова«Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»...

Сценарий литературного вечера посвященного 200-летию А.С. Пушкина

Сценарий литературного вечера посвященного 200-летию А.С. Пушкина...