ВЧ Н.С. Лесков. «Человек на часах»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ВЧ Н.С. Лесков. «Человек на часах»
- О.Н.У.
- Актуализация знаний
Вы к сегодняшнему уроку должны были прочитать рассказ Лескова «Человек на часах». Цель нашего занятия – выявить основные проблемы рассказа, определить идею рассказа. Рассказ «Человек на часах» был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль под названием «Спасение погибавшего». Позже название было изменено. Почему автор изменил название – попробуем ответить в конце урока.
Запишем в тетрадях тему урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах».
- Постановка проблемы
- Вы прочитали рассказ. Кратко ответьте, о чём рассказ? (О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа).
Каждый герой в этом рассказе
стоит перед проблемой выбора,
назовите героев.
- Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора, назовите героев. (Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка).
- Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах поступков каждого героя, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.
4. Работа по теме урока
1) - Как вы думаете, почему автор указывает точную дату? (В основе рассказа лежат действительные события).
-Докажите текстом: когда и где произошёл рассказанный автором случай?
- Есть ли ещё в тексте ссылки на то, что повествование претендует на реальность изображаемого?
- Какие события совершались в непосредственной близости от этой даты? (1825 год – смерть Александра 1, восстание декабристов 1826 год – коронация Николая 1 (организован постоянный надзор за недовольными царской властью, ужесточение цензорской службы, организация третьего отделения полиции, следившее за простыми людьми) 1837 год – смерть Пушкина, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова, ссылка Лермонтова 1841 год – смерть Лермонтова)
- Наступила эпоха всеобщего страха. Жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь разгневать царя. Провинившихся хоть в чём-нибудь солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал своё полное бесправие.
2) - Что мы узнаём об условиях караульной службы Постникова?
-Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая 1?
- В чём заключалось для Миллера «страшное несчастье»?
-Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти тонущего? Может ли такими качествами обладать военный? (По мнению автора и по мнению других героев рассказа)
- Как называет Свиньин таких людей?
Знакомство с понятием «гуманизм». Подберите синоним.
-На чьей стороне автор?
-Тогда определите позицию автора по отношению к выбору героя.
-А как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас утопающего? Почему?
-Чем озабочены Миллер, Свиньин и Кокошкин? Что их объединяет?
- Какой выход был найден?
-Зачем Кокошкин пошёл на хитрость, ложь, передёргивание фактов?
Кто на самом деле вышел
сухим из воды (в прямом и
переносном смысле этого
фразеологизма)?
-Кто на самом деле вышел сухим из воды (в прямом и переносном смысле этого фразеологизма)?
-А кто понёс наказание?
-Почему Свиньин беспокоится, чтобы Постников прошёл через строй молодых солдат? Над чем иронизирует в финале истории автор?
- В чём заключается ужас ситуации?
-А какова позиция автора? (18 глава)
-Что же такое: уметь делать добро?
-Что для Постникова было невыносимее всего?
- Почему же автор изменил название рассказа?
-Какое слово является главным в названии?
-А остальные герои рассказа, эти гуманисты и службисты? О ком думают они?
- Есть ли в рассказе говорящие фамилии? Прокомментируйте
-О чём хотел сказать читателям в этом рассказе Лесков?
Запишем идею рассказа в тетрадь
(В государстве, в котором всё построено на страхе людей за собственное благополучие, проявление человеколюбия создаёт помеху и опасность для тех, кто стоит у власти, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Лесков предупреждает, что если человеколюбивый поступок вызывает сомнение, то это значит, что надо остановиться и задуматься: почему наша жизнь идёт неправильно?)
5.Подведение итогов. Рефлексия
В России, в городе Орле, есть памятник Лескову. (Как вы думаете, почему именно там?) Памятник стоит рядом со зданием гимназии, в которой учился Лесков. Памятник необычный: это целая скульптурная композиция. В центре площади изображён сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры.
-Как вы думаете, что они изображают? Угадайте одного, который там точно есть.
-Как вы думаете, почему?
-Как вы думаете, есть ли что-то, что может объединить сказ о тульском Левше и рассказ «Человек на часах»?
6.Д/задание сообщение о биографии А.П.Чехова
А кто понёс наказание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"
Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....
Н. С. Лесков. Человек на часах.
Рассказ Н. С. Лескова "Человек на часах" для урока внеклассного чтения во втором триместре...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков «Человек на часах»"
Интегрированный урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков "Человек на часах"...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков «Человек на часах»"
Интегрированный урок литературы в 7 классе по теме: "Н.С.Лесков "Человек на часах"...
Н. С. Лесков "Человек на часах"
Слайдовая презентация к уроку Н. С. Лескова "Человек на часах" в 8 классе....
конспект урока литературы "Н. С. ЛЕСКОВ «ЧЕЛОВЕК НА ЧАСАХ»".
Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....
Урок-игра по литературе: Н.С. Лесков. Рассказы «Человек на часах» и «Левша»
В данной разработке представлена урок-игра, интересные задания и различные вопросы по произведениям....