План внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе
материал по литературе (8 класс) на тему
План внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
План внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе
«Люби природу, человек…»
Цель мероприятия: знакомство старшеклассников с произведениями русских поэтов, творчеству которых близка тема природы; воспитание любви к природе и родному краю, эстетического, поэтического вкуса.
Оборудование: магнитофон с записью произведений Э. Грига, М. Мусоргского, П. Чайковского; репродукции картин известных русских художников-пейзажистов.
На доске выписано высказывание В. Белинского «Природа – вечный образец искусства» и прикреплены репродукции известных картин с изображением российской природы.
Организационный момент: подготовка к данному мероприятию не займет много времени. Необходимо лишь подобрать и скомпоновать произведения известных русских поэтов, прославляющих природу, подобрать соответствующий музыкальный фон. Учащимся не обязательно наизусть декламировать произведения, но приветствуется их выразительное прочтение.
Ход мероприятия:
Звучит в записи музыка Э. Грига «Утро». На фоне приглушенной музыки один из учащихся читает произведение Сергея Есенина.
1-й учащийся. Яркие солнечные лучи врываются в комнату. Утро настало. Об этом щебечет на все лады разноголосая стая птиц. Они радостно приветствуют солнечный день. Им аккомпанирует своим тихим шелестом, похожим на шорох дождевых струй, старая береза. Открой глаза и ты увидишь утро!..
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
2-й учащийся (продолжая). Мы привыкли к тому, что нас окружает природа и не всегда осознаем того, что мы сами являемся ее крохотной частичкой. Остановитесь и оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир…
Оглянись – и мир вседневный
Многоцветен и чудесен!
Афанасий Фет
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Сергей Есенин
Человек в своем духовном росте познает законы, управляющие природой, и берет на себя право управлять ею. Ученые утверждают: в определенном смысле можно сказать, что человек – это природа, познающая самое себя.
3-й учащийся. (На фоне приглушенной музыки М. Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой».) Читая стихи русских поэтов, мы видим всю глубину воспроизведенного в слове постижения природы. Мы наслаждаемся, читая, но вместе с тем и учимся. Учимся бережному отношению к окружающему нас богатству, чуткости к разнохарактерности природы, пониманию сокрытых в природе многообразных тайн…
Чуть зацветет иван-чай, –
С этого самого цвета –
Раннее лето, прощай,
Здравствуй, полдневное лето.
Липа в ночной полумгле
Светит густой позолотой,
Дышит – как будто в дупле
Скрыты горячие соты.
От перестоя трава
Никнет в сухом оперенье.
Как жестяная. Мертва
Темная зелень сирени.
Где-то уже позади
День равноденствие славит.
И не впервые дожди
В теплой листве шепелявят.
Не пропуская, отмечай
Снова и снова на свете
Легкую эту печаль,
Убыли-прибыли эти.
Всех их приветствуй с утра
Или под вечер с устатку…
Здравствуй, любая пора,
И проходи по порядку.
Александр Твардовский
4-й учащийся. Во все времена и у всех народов воспевались красоты природы, ее неповторимость и очарование. Вспомним русских певцов земли нашей: поэты и прозаики – Пушкин и Лермонтов, Фет и Тютчев, Гоголь и Аксаков, Тургенев и Пришвин, Паустовский и Чехов, Лев Толстой и Горький; художники – Левитан и Шишкин, Саврасов и Поленов; музыканты – Чайковский и Мусоргский и многие-многие другие. Сколько гениальных творений и шедевров искусства написано великими мастерами в порыве чувств, возникших в результате общения с природой!
Далее учащиеся читают стихи русских поэтов, посвященные природе родного края.
Вот мы дружною семьей –
За грибами в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.
Был он тихий – темный бор
Пасмурно глядел,
А как наш раздался хор,
Весь он загудел.
Закрутился тенор твой,
Загремел мой бас,
Наш товарищ фистулой
Подбодряет нас.
Белка слушает в сосне,
И с размаху – прыг.
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
Можжевельник зашуршал,
Вон там чей-то глаз.
Это леший побежал,
Испугавшись нас.
Константин Бальмонт
5-й учащийся.
Хвост косичкой,
Ножки – спички,
Оттопырил вниз губу…
Весь пушистый,
Золотистый,
С белой звездочкой на лбу.
Юбку, палку,
Клок мочалки –
Что не видит, все сосет.
Ходит сзади
Тети Нади,
Жучку дразнит у ворот.
Выйдет в поле –
Вот раздолье!
Долго смотрит в даль – и вдруг
Взвизгнет свинкой,
Вскинет спинку
И галопом к маме в луг.
Саша Черный
6-й учащийся.
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели,
А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются.
Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто –
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Все в окно стучится,
И слезинка, тая,
По стеклу струится.
Сергей Есенин
7-й учащийся.
Солнце лето прогуляло,
Скоро зимняя пора.
Небо Солнцу приказало
Убираться со двора.
Уложило Солнце вещи,
Село в красный кузовок.
Дует ветер, дождик хлещет.
Месяц плачет под шумок:
«Приезжай скорее в гости!»
Шепчет, выпустив узду:
«Промочил себе я кости,
А тебе достал узду.
Зги на небе не увидишь,
С ней проедешь как-нибудь.
Как медведицу завидишь,
Выезжай на Млечный путь».
«Ах, спасибо, друг мой милый! –
Солнце Месяцу в ответ. –
Лишь Зима бы пропустила,
Прикачу назад чуть свет».
Сергей Городецкий
8-й учащийся.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
Иван Бунин
4-й учащийся. Сколько еще непознанного и неразгаданного таит в себе природа! Поэзия пытается проникнуть в ее сокровенный смысл. Как просто и в то же время сложно сделать самый малый шаг в ее глубину. Иной раз чудится, что природа идет к тебе на встречу. А в действительности она таится, она не подпускает к себе, противится твоему стремлению познать ее тайны…
Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли.
Отсюда, уверяют, лось
Выходит на дорог развилье.
В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине.
Действительно, невдалеке
Средь заросли стоит лосиха.
Пред ней деревья в столбняке.
Вот отчего в лесу так тихо.
Лосиха ест лесной подсед,
Хрустя, обгладывает молодь,
Задевши за ее хребет,
Болтается не ветке желудь.
Иван-да-Марья, зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанный ворожбой,
Глазеют, обступив кустарник.
Во всем лесу один ручей
В овраге, полном благозвучья,
Твердит то тише, то звончей
Про этот небывалый случай.
Звеня на всю лесную падь
И оглашая лесосеку,
Он хочет что-то рассказать
Почти словами человека.
Борис Пастернак
5-й учащийся. Благоговение перед природой всегда было свойственно русской поэзии. Русская поэзия любит природу, любуется ею, славит ее красоту, но вместе с тем защищает ее от различного рода посягательств и варварского к ней отношения.
Человек привык потребительски, с чувством собственника относиться к природе, считая ее лишь местом для своего отдыха и получения определенной прибыли: богатый урожай с огородов и дач, шашлыки на природе, рыбалка и т.п. Мы многое берем у природы, оставляя взамен груды мусора после своего «культурного» отдыха, надписи, «увековечившие» наши имена на долгие годы на горах и коре деревьев, потоптанные или вырванные с корнем редкие цветы, обломанные ветви кустарников и деревьев, непотушенные костры, захламленные химическими отходами естественные пруды и водоемы, реки и озера…
6-й учащийся. Ученые считают, что продолжающееся уничтожение многих растений и животных можно сравнить только с последствиями атомной войны. Потеря некоторых видов подрывает способность природы создавать почву, восстанавливать питательные вещества, сохранять на определенном уровне качество воды и воздуха, регулировать количество паразитов растений и возбудителей болезни. Существенное нарушение таких «обязанностей» экосистемы приводит к драматическим последствиям – к увеличению заболеваемости и смертности среди людей.
Я думаю все время об одном –
Убили тополь под моим окном.
Я слышал хриплый рев грузовика,
Ему мешала дерева рука.
Я слышал крики сучьев, шорох трав…
Еще не зная, кто не прав, кто прав,
Я знал деревьев добродушный нрав,
Неоспоримость всяких птичьих прав.
В окне вдруг стало чересчур светло –
Я догадался: совершилось зло.
Я думаю все время об одном –
Убили тополь под моим окном.
Варлам Шаламов
7-й учащийся. Научимся же любоваться природой не потребительски – без топора, огнестрельного оружия, спичек – как это умеют делать люди большого искусства. Человечество должно защищать и оберегать, а не истреблять природу, ведь дары ее не бесконечны и не неисчерпаемы! Мы должны постоянно помнить об этом и с уважением и большой любовью относиться к Природе…
Под приглушенные звуки «Первого концерта» П. Чайковского учащийся читает.
Серебро, огни и блестки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это – область чьей-то грезы,
Это – признаки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Валерий Брюсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс БЛИНЫ, КОЛЯДКИ, ПИРОГИ СЛАДКИ…. (Христианские праздники января)
материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий...
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...
План внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса школы VIII вида "Волшебные ладошки"
Цель: совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях.В ходе занятия работали над понятиями «Дружба, добро, счастье»Развивали мелкую моторику, воображение, творческие спо...
Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс
Для проверки знаний по всему курсу литературы в 5 классе в игровой форме проводится данное мероприятие. Класс можно разделить на команды...
План внеклассного мероприятия по литературе в 11 классе "Тайна любви".
План внеклассного мероприятия по литературе в 11 классе "Тайна любви"....
Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс. Тема: «Повести Белкина» А.С.Пушкина
Цели:- расширить представление о творчестве А.С.Пушкина; - продолжить формирование умения анализиро...
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения ...