КВН по творчеству И.С.Тургенева в 10 классе
материал по литературе (10 класс) по теме
Урок проходит в игровой форме,помогает детям систематизировать и обощить знания по творчеству Тургенева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_turgenevu.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №79
Сценарий внеклассного мероприятия
по литературе для 10 класса
«Великий писатель земли нашей – И.С.Тургенев».
Выполнила Козлова Т.Д.,
учитель первой
квалификационной категории
Нижний Новгород
2013г.
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса «Великий писатель земли нашей – И.С.Тургенев».
Форма мероприятия - литературный КВН.
Цель: выявить уровень знаний учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, развивать познавательный интерес к русским писателям и русской литературе и творческие способности учащихся.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка его произведений, иллюстрации к произведениям писателя.
Эпиграф к уроку: И. С. Тургенев - один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой. Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово учителя.
2.Представление команд.
3.Разминка.
4.Творческое задание по биографии Тургенева.
5.Конкурс «Морской бой».
6.Инсценирование эпизода из романа.
7. Составление текста из отдельных предложений .
8.Конкурс афоризмов.
9.Сочинение о заслугах И.Тургенева переел русским народом.
10.Подведение итогов.
11.Рефлексия.
1.Вступительное слово учителя: Сегодня в форме КВНа у нас пройдёт мероприятие, посвящённое жизни и творчеству великого писателя-патриота И.С. Тургенева. В этом году исполнилось 130 лет со дня его смерти, но его произведения, его герои , его высказывания живут вместе с нами, а значит, вместе с нами живёт и Иван Сергеевич Тургенев. И мы сегодня вспомним основные события его жизни, особенности его творчества, главных героев его произведений, и конечно, основное внимание будет уделено роману «Отцы и дети», который мы сейчас и изучаем. Итак, пришло время участникам представиться.
2.Команды, участвующие в КВНе (задание было дано заранее ) представляют себя: название, эмблему, девиз. (Наибольшее количество баллов 3.)
3.Учитель: И у нас первый конкурс - «Разминка». Александр Фадеев , характеризуя творчество А. Пушкина и И.Тургенева, сказал: «Пушкин и Тургенев – это ……нашей прозы». Вставьте пропущенное в высказывании слово (Учащиеся должны вставить слово «родоначальники» или близкое к нему по лексическому значению.) За правильный ответ 1 балл.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, посвящённое И.С.Тургеневу, и допишите последнюю строчку стихотворения В.Черепкова
Во Франции –
Его второй России –
На лавочке у книжного лотка
Сидели два, как статуи, седые,
Друг другу незнакомых старика
- У Вас…, - хотел сказать и не осилил
- У Вас, наверно, выпал первый снег?
Тургенев встал:
- Вы знаете Россию?
Наш русский снег?
Разливы наших рек?
И подал руку с дружеской улыбкой?
Старик неловко, как ребенок, сполз:
- К несчастью, знаю…
И, прервав заминку,
Он выдавил беспомощно:
- Дантес…
Ушел Тургенев.
Дождь лениво капал,
А в сквере, в неприметном уголке,
Сидел убийца, и дрожала палка
В тридцать седьмом недрогнувшей руке.
Тургенев шел…
Вокруг давились смехом,
А он все шел от недуга багров.
Вместились в нем:
Россия с красным снегом и …
Участники должны дописать Франция с Полиной Виардо. За правильный ответ –1балл.
Учитель: И.С.Тургенева по праву называли «певцом русской … и русской…». Вставьте пропущенные слова.(Пропущенные слова «природы», «женщины».) За правильный ответ –1балл. Всего за «Разминку» каждая команда может набрать 3 балла.
4.Учитель: Жизнь И.С Тургенева не была лёгкой, но он прожил её достойно, никогда не переставал он думать о горячо любимой России и служить ей. А задание ваше такое: Расскажите от лица И.С.Тургенева об одном эпизоде его жизни. За это задание максимальный балл- 3.
5.Учитель: Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь давайте проверим ваши знания романа «Отцы и дети». Конкурс называется «Морской бой». Команды по очереди называют вопрос и отвечают на него, получая 1балл за правильный ответ. Если выпадает «мимо», ход переходит к другой команде, если - «бонус», команда получает балл, не отвечая на вопрос. (Можно использовать здесь интерактивную доску.)
1.Кто из героев романа играет на виолончели? (Николай Петрович) | 2.К какому социальному сословию принадлежит Евгений Базаров? (к разночинцам) | 3.В каком году опубликован роман? (в 1862г.) | 4.Кому посвятил И.Тургенев свой роман? (В.Г.Белинскому) |
5.Как зовут возлюбленную Базарова? (Анна Сергеевна Одинцова) | 6. бонус | 7. мимо | 8.О каком художнике Базаров сказал, что он «гроша медного не стоит»? (о Рафаэле) |
9. мимо | 10.Закончите фразу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого…» (поэта) | 11.Какие деревья, по мнению Василия Ивановича, любил Гораций? (акации) | 12.Кто в романе цитирует стихи из «Евгения Онегина»? (Николай Петрович) |
13.Кто, кроме Аркадия, считает себя учеником Базарова? (Ситников) | 14.В честь кого Николай Петрович назвал , в которой живёт? (в честь жены - Марьино) | 15. бонус | 16.Что подарил Павел Петрович княгине Р.?(перстень со сфинксом) |
Подводятся итоги данного конкурса (заранее трудно предположить, сколько баллов наберёт какая команда,8-10 баллов, думаю, максимально ).
6.Учитель: Вот и пришло время показать своё домашнее задание: инсценирование эпизода из романа «Отцы и дети». За это задание максимальный балл 5.(Команды представляют свои домашние заготовки: учитывается оригинальность постановки, точность воспроизведения текста, актёрское мастерство.)
7. Учитель: Следующее задание такое: данные вам 10 предложений из романа «Отцы и дети» надо расположить так, чтобы получился связный текст. (Каждой команде выдаётся набор из 10 предложений. Учитываются быстрота и правильность выполнения.) Максимальное количество баллов-3.Подводят итоги конкурса, объявляют результаты.
1) Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.
2) "Но отвергать поэзию? -- подумал он опять, -- не сочувствовать художеству, природе?.."
3)И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.
4) Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
5) Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки.
6)Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей.
7) Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою.
8) "Как хорошо, Боже мой!" -- подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста; он вспомнил Аркадия, Stoff und Kraft -- и умолк, но продолжал сидеть, продолжал предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум.
9) Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность.
10) Давно ли он так же мечтал, поджидая сына на постоялом дворике, а с тех пор уже произошла перемена, уже определились, тогда еще неясные, отношения... и как!
8.Учитель: Иван Сергеевич Тургенев заслуженно считается большим знатоком русского языка, ему принадлежит немалое количество афоризмов. Объявляется конкурс афоризмов Тургенева. За каждый афоризм команда получает 1 балл. Например: «Старая штука смерть, а каждому внове».
«Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души». (В романе «Отцы и дети» их много, можно приводить афоризмы и из других произведений Тургенева.
9.Учитель: Заключительное задание может определить победителя, а состоит оно в следующем: напишите сочинение, восхваляющее заслуги Ивана Сергеевича перед русским народом. Максимальный балл -5 .
10. Определяют команду-победительницу. Ученик, которому было дано заранее задание, наизусть читает стихотворение, посвящённое И.С.Тургеневу.
Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,
Прислушиваясь к перекличке птах
Мы ждем: вот-вот появится Тургенев
В видавшей виды шляпе, сапогах.
Широким шагом он пройдет сквозь годы,
Как сквозь чащобу проходить привык.
Охотник, нелукавый друг природы,
Из детских снов серебряный старик
Придет, и остановится под дубом,
Окрестность взглядом озарит своим,
И все, что в жизни нам казалось грубым,
Вдруг станет ясным, добрым и простым.
Покличешь – и деревья отзовутся…
Не в этом ли все волшебство искусства?
11.Учитель: Вот и подошёл наш КВН к концу. Давайте поделимся впечатлениями от данного мероприятия. (Рефлексия.) Учитель о своих впечатлениях говорит последним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сквозь магический кристалл..." Литературный семинар по творчеству И.С. Тургенева. 10 класс.
Предложенным материалом я открываю серию публикаций по итогам многолетней работы над проектом Литературных семинаров. Первый такой проект был реализован в ГОУ № 27 Санкт-Петербурга в 1995 году. С тех ...
Урок литературы в 10 классе по творчеству И.С. Тургенева
Урок литературы в 10 классе...
Тест по творчеству И.С.Тургенева, 10 класс
В данном тесте содержатся вопросы, касающиеся жизни, творчества И.С.Тургенева и содержания его романа "Отцы и дети"...
Конспект урока по литературе по творчеству И.С. Тургенева 10 класс
Материал урока "Испытание любовью"(по произведению И.С Тургенева "Отцы и дети") учи искусству полемики, формирует читательскую культуру....
Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева. 7 класс
Главная задача учителя литературы состоит в том, чтобы в увлекательной форме познакомить наших детей с творчеством писателей, составляющих золотую кладовую русской литературы. В игровой форме дети луч...
Кроссворд к уроку по творчеству И. С. Тургенева, 5 класс
Данный кроссворд можно использовать в качестве проверки домашнего задания на 1 уроке литературы в 5 классе после прочтения статьи учебника про И. С. Тургенева....
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....