Урок по литературе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе на тему: "Предание" соответствует КТП, составленному в соответствии с образовательной программой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gareyshina_z._stsenariy_uroka.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 7 классе на тему «Предание»
Тип урока: | «открытие новых знаний» |
Цель урока: | обобщить и систематизировать знания по УНТ; знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями. |
Технологии обучения, используемые на уроке | Личностно – ориентированная, сотрудничество, ИКТ, групповая, развитие критического мышления через чтение (ТРКМПЧ), здоровьесбережения, коллективного способа обучения. |
Методы и приемы обучения, используемые на уроке | Повторение изученного на основе групповой работы; формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): формирование целей урока на основе собственных наблюдений и выводов, анализ текста при помощи различных приемов, выставление оценок. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, беседа, работа с источником информации, учебный диалог. |
Необходимые технические средства и наглядности | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация. |
Ожидаемые учебные результаты
Личностные | нравственно- эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор; |
Предметные | -осуществлять работу и поиск необходимой информации; |
Метапредметные | Познавательные УУД
Регулятивные УУД - освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; Коммуникативные УУД - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) |
1.Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Помимо учебника, нам понадобится тетрадь для выполнения необходимых записей. | Слушают учителя | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательный: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
2. Стадия вызов. | Беседа | - Тема нашего урока «Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь. -Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.) - Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2. | Обдумывают ответы на вопросы, отвечают на них. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. |
1. Чтение статьи «Предания». 2. Беседа по вопросам. Чтение предания. «Воцарение Ивана Грозного Чтение предания«Сороки-ведьмы» Чтение предания «Петр и плотник» ФИЗМИНУТКА | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора. - Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают.Слайд 3). - История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVIв. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений. - А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь. - Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь. - Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий. — Какова же была основная тема «устной живописи»?На что обращают наше внимание народные сказители? Прочитаем статью учебника - Что нового узнали из статьи? - Кто чаще всего является героями преданий? Обратимся к «преданьям старины глубокой». Но для начала вспомним кто же такой Иван Выступление ученика (приложение 1) Cлайд 6.) - Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.) - Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.) - Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства. — Каким предстает перед нами Иван IV? — С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...») - В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко. 3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Выступление ученика (приложение 2) Обратимся к преданию «Петр и плотник». — Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.) — На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.) II - Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.) И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету... В начале поэмы и в конце ее: Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой! (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».) - Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.) - Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события. - Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические.Вторая группа преданий -топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. - Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым.( Выступает ученик. Приложение 3) - Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.) Предания не обошли стороной и наше село Заглядино. (Выступление ученика. Приложение 4) | Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Изучают презентацию. Делают необходимые записи в тетрадь Выступление ученика Выступление ученика | Индивидуальная, групповая | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их?(Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».) - Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение? - Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины. -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Домаш. Задание стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради, подготовить выразительное чтение баллады «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17-23). | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заглядинская средняя общеобразовательная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...
8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...