Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы
статья по литературе на тему

Шемонаева Галина Борисовна

Статья раскрывает то огромное значение, которое имеют уроки литературы сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим. Литература - одно из наиболее действенных средств, которое влияет на душу и ум подростка.

       Чем можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? Именно учитель-словесник может здесь быть полезным. Ибо наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение «вечных» вопросов. Именно у учителя  есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы должны стать поистине уроками «нравственного прозрения».

Они могут стать таковыми – глубочайший духовно-нравственный потенциал русской литературы дает для этого основания, главное только отыскать в каждом произведении животворящие, святоточильные точки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы

Г. Б. Шемонаева

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»

Калужской область, Кировский район

Аннотация:

      Статья раскрывает то огромное значение, которое имеют уроки литературы сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим. Литература - одно из наиболее действенных средств, которое влияет на душу и ум подростка.

       Чем можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? Именно учитель-словесник может здесь быть полезным. Ибо наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение «вечных» вопросов. Именно у учителя  есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы должны стать поистине уроками «нравственного прозрения».

Они могут стать таковыми – глубочайший духовно-нравственный потенциал русской литературы дает для этого основания, главное только отыскать в каждом произведении животворящие, святоточильные точки.

         В известной философско-лирической сказке Экзюпери есть такой диалог Маленького принца с Цветком.

- А где люди?- вежливо спросил Маленький принц.

- Люди? Их носит ветер, у них нет корней. Как пронзительно и грустно до боли душевной звучат эти слова теперь, когда в нашей стране распадается связь времен, когда  забываем,  откуда мы все родом,   когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. Каждый, наверное, еще в детстве задавал себе вопрос: «Как стать счастливым? В чем оно, счастье?» Позже приходит вопрос: «Для чего я живу?» Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Деньги, сила, власть – вот приоритеты современного общества. Что мы противопоставим золотой лихорадке, боевикам, насилию? Чем можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни?

     Необходимо по-новому взглянуть на детей ХХI века, вселяя надежду и вдохновение в их сердца. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? Как помочь ребенку выжить в нашем агрессивном мире?

Чтобы уберечь наших школьников от разлагающего влияния чуждой  нам морали, чуждого нам образа жизни, навязываемых нам Западом, необходимо оглянуться назад, вернуться к нашим истокам, к сокровищнице наших святынь. Стыдно быть Иванами, не помнящими родства! А нам есть чем гордиться: это - и славная история нашего Отечества,  и богатейшая культура Россия,  и главное-литература, основанная на православных традициях.

Известный филолог, академик Александр Михайлович Панченко, заметил: «Бог указал каждому народу свою роль: Египту – астрология и астрономия, Греции – риторика и философия, славянам – словесность и литература». Поэтому  привести детей к вечно животворному источнику народной мудрости можно только через уроки литературы. А русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих.

 Поэтому так важно, чтобы урок литературы приблизил современного школьника к тем духовным высотам, которые выработала наша отечественная культура, основанная на христианских, православных традициях.

    По словам православной писательницы С. Шамаевой, «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Их произведения просто непонятны без православной трактовки». Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях православия.

Свидетельством тому могут служить высказывания классиков.

А.П.Чехов: “Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек... Вера есть способность духа. … если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть”.

А.И.Солженицын: “Я не мыслю, как можно не верить в Бога. Человек, который не дошел до веры, даже не знает, какую душевую ценность потерял”.

Произведения русской классики - поистине «неупиваемая чаша» нашей духовности.

Но следует отметить, что и зарубежные писатели не отходили от православных традиций. Например, Андерсен( сказка «Снежная королева» изучается в 5 классе.)  в  своей сказке  показал     силу  Господней  молитвы. «Герда начинает читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки... Когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион». Трудно описать словами, что переживают дети в такие минуты, как загораются их глазенки…- многие готовы рассказать об ангелах, о том, что они знают  молитву « Отче наш», что читают Библию. А такой эпизод в сказке не единственный.

 Уже с 6 класса мы погружаемся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Это Повесть временных лет, Поучения, Повести,  Жития святых. Знакомясь со всеми ее жанрами, представленными в школьной программе, особое внимание я уделяю жанру жития. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек.  

  Описание жизни святого,  его путь к святости может стать для школьников  первым и самым надёжным  шагом  на пути к Православию.  Адаптированные  для учащихся тексты,   современные  изложения житий  – тот  живой материал, через которые открываются детские души, через которые входит в эти души  Свет Истины, Свет Православия. 

     Примером великого духовно-нравственного  подвига для  любого  православного  человека всегда  будет  служить  и  житие  Преподобного   Сергия Радонежского.  Повесть Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий  Радонежский»  изучается в  8   классе, когда   школьники  уже   знают  многие  события  русской истории.     «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила  собой почти  столетие. Входя  в него скромным  мальчиком Варфоломеем,  он  ушёл  одной  из  величайших  слав России», – пишет о    Преподобном  Сергии    Б.К.Зайцев.  Я пытаюсь донести до своих учеников, что Сергий Радонежский – не просто  святой  угодник,   это прежде всего нравственный образец человека Древней Руси.  

        С особым волнением я иду на урок, посвященный Святым Петру и Февронии – еще одна Ступенька  к истинной вере. Это пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Именно на это я делаю акцент при изучении «Повести…» - Так хочется, чтобы именно они,  незаслуженно  забытые ,  были примером  для  подражания молодёжи, а  день влюбленных не 14 февраля, а 8 июля - День памяти  святых Петра и Февронии, покровителей  семьи и брака, День  семьи, любви и   верности.
Верно подметил Д Лихачев «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»
   

       Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ибо тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой…Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры». Из наших русских писателей чуть ли не более других искал Бога Пушкин…»-эти слова принадлежат одному из оптинских старцев прп.Варсонофию Оптинскому.

      Вспомним разнообразные факты биографии А.С.Пушкина – это и нравственные падения , и высочайшие взлеты духа.

      Но несмотря ни на что, Пушкин всей душой любил Святую Книгу, часто читал её и  был проникнут по отношению к ней чисто детской доверчивостью и, это его слова: , «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. Его вкус становится понятным , когда начинаешь читать Писание , потому что в нём находишь всю человеческую жизнь…» и,  конечно, в своих стихотворениях часто обращался к библейским сюжетам.

      Стихотворение «Пророк» соткано из библейских образов. Оно близко к 6 главе книги пророка Исайи.

       О том , что было особенно дорого Пушкину  в  православной духовности, свидетельствует выбор  им  для  стихотворного переложения молитвы Ефрема Сирина. Молитва  эта  читается  во  время  Великого  поста , выражая собою глубину покаяния и стремление очиститься перед Господом: «Отцы- пустынники и жёны непорочны…»

 Пушкин сохранил почти неприкосновенным канонический текст Евангельской молитвы и смог передать ее дух — дух доверия и любви, обращенные к Богу - Небесному отцу:

Сложили множество божественных молитв,

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всё чаще мне она приходит на уста.

  Мы видим, что без знания Великой книги нельзя понять поэтическую идею ни этого стихотворения, ни другого.

     Опираясь на личный опыт, А.С. Пушкин стремился к вечному, общечеловеческому поэтическому познанию мира и человека.

  К концу своей недолгой жизни духовно созревший Пушкин чаще задумывался над высшими ценностями человека. Словно чувствовал он близость того мира, куда ему надлежало вскоре и навсегда вступить.

     Мученически и мужественно Пушкин подошел к дверям Вечной Жизни.

Господь дал поэту 45 часов жизни после дуэли, чтобы проститься с близкими и подготовиться к уходу из жизни земной. Умирая, поэт выразил желание получить последнее христианское напутствие в исповеди и Причащении. "Мы видим здесь торжество духа и его примирение с Богом", - пишет протоиерей Иоанн Восторгов. Дантеса он простил.

Мы знаем, что М.Ю.Лермонтов рос и воспитывался в глубоко религиозной семье. Все православные благочестивые обычаи были не просто знакомы, они были поведением жизни всех домашних (эти факты обязательно надо детям знать).

Колебания, пройденные Лермонтовым на своем жизненном пути, стали его трагедией. Он искал ответ, пытался выразить свои сомнения, свои страдания в поэзии, в этом символическом языке, который ему даровал Бог.

Он знал слова молитв, знал их великую благодатную силу и часто обращался к Богу в сложные и трудные минуты своего бытия словами ему известных молитвословий. Лермонтовскую В своем стихотворении «Молитва» 1839г. поэт возносит молитву Творцу, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который непременно приведет его к задуманному:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

       Без знания Библии не понять и Ф.М.Достоевского, его роман «Преступление и наказание».

 Разговор о евангельских мотивах в романе Достоевского «Преступление и наказание»  я начинаю с того, что писатель не только с детства знал Евангелие, но и в зрелом возрасте оно было его настольной книгой. Однажды, когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой, позволенной  в остроге, он никогда не расставался.

А  осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа,  поможет учащимся только знание притчи о воскресении Лазаря.

     Одним из ключевых эпизодов “Преступления и наказания” является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову библейскую легенду о возвращении к жизни Лазаря. Раскольников совершил злодеяние, он должен “уверовать” и покаяться. Это и будет его духовным очищением. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришёл к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа- значит , обрести собственную душу»- вот вывод, к которому приходит Достоевский.

    Герой Достоевского обращается к Евангелию и должен, по мысли Достоевского, найти там ответы на мучающие его вопросы, должен постепенно переродиться.  Достоевский проводит идею, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и примет его нравственные заповеди - именно это мы обязаны донести до подростка.

А к выводам, что никакая идея не стоит человеческих жертв, какой бы великой она ни казалась, что Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» предупредил читателей -  нельзя преступать Завет Христа «Не убий!» во имя идеи., учащиеся должны прийти сами.

 

     Не разобраться и в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» без параллели образа Иисуса Христа из Великой книги и образа Иешуа М.Булгакова.

  Одна из наиболее известных евангельских притч – притча о блудном сыне. Ее я обязательно рассказываю детям при изучении произведения  А.С.Пушкина «Станционный смотритель» - это предостережение писателя читателю, для которого евангельские сюжеты перестали быть живыми нравственными уроками, а стали лишь частью быта или образом светского искусства.

         Множество связей с Евангелием можно увидеть в стихах поэтов XX века – А. Блока, И. Аннинского, А. Белого, Вяч. Иванова, М. Цветаевой, С. Есенина,  Н. Клюева и многих других. Поэты Серебряного века русской литературы (конец XIX - начало XX века) свободно владели библейской лексикой и образностью: всё это проникало в их сознание день за днём дома, в церкви, в гимназии

             Ал. Блок «Вот он – Христос - в цепях и розах». Поэт показывает,  как образ Спасителя сливается с нравственной стихией русской души:

В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно.
Убогий художник создал небо,
Но лик и синее небо одно.

 «Анна Ахматова, «русская Сафо». Ее строки говорят сами за себя:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу

     У учащихся всегда вызывает интерес ее стихотворение «Лотова жена»(уч-ся сами выбирали его для анализа),  основанное на библейской легенде об уничтожении двух городов – Гоморре и Содоме, где царил разврат, жители предавались порокам.

 А в 30-е гг. А. Ахматова, стремясь осмыслить народную трагедию тоталитарного века, вновь прибегает к библейской теме. Она пишет похожее на псалом «Распятие». Распятие» создавалось сначала как самостоятельное произведение, затем вошло в «Реквием»

   Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества — распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе Матери, принесшей в мир Сына-Искупителя. Она передает сострадание тех, кто может взять эти муки на себя: «Магдалина билась и рыдала», «ученик любимый каменел» от горя, а скорбящая мать стояла молча, ведь страдание ее было велико…Без слез это читать нельзя…     При изучении творчества  А. А. Ахматовой я обязательно уделяю внимание стихотворениям «Молитва»,  «Я так молилась»,  «Утоли...», где поэтесса молится о судьбе России в переломный момент истории.

Н. С. Гумилев, поэт Серебряного века

Философское осмысление библейского сюжета мы видим в его стихотворении «Выбор». Поэт напоминает нам о строительстве Вавилонской башни: «Созидающий башню сорвется…» Гордыня – один из пороков человеческих. Возомнивший себя равным Богу будет наказан.

Он обращается к истокам библейского псалма о полководце Аврилехе. Он приказал разрушить город до основания, но был раздавлен обломками плит и молил своего оруженосца избавить его от страшных мук.

Сеющий смерть ее и пожнет… И в нашей истории это было: не так давно мы отреклись от старого мира, от веры, от Гумилева и Шаляпина, от Бунина и Ахматовой,  разрушили храмы и монастыри. Об этом надо говорить на уроке, ведь все мы, внуки и правнуки тех, кто разрушал, чтобы не совершать прошлых ошибок.

    Поэт Игорь Северянин, осмыслив произошедшие в России исторические события – революцию и Гражданскую войну – пишет стихотворение «Народный суд», используя вопросно-ответную форму стиха, поэт обращает внимание читателей на нравственную проблему:

Зачем православные Бога забыли?
Зачем шли на брата, рубя и разя?
И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя!

Один из уроков по творчеству С. Есенина я провожу по теме "Религиозные мотивы в творчестве С.А.Есенина.»

Дело в том, что религиозные мотивы, образы, имена, символика очень часто встречаются в стихах Сергея Есенина. И мы это  отмечаем и находим вместе с уч-ся  при прочтении его стихов.

     Религиозность в стихах Есенина по-разному проявляется в разные периоды его творческой деятельности. Если в стихах 1914 года довольно часто проскальзывает ироническое отношение Есенина к религии, то позже, в 1915–1916 гг., поэт создает немало произведений, в которых религиозная тема берется всерьез.

 Я странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.
Покоюся сладко
Меж росновых бус.
На сердце лампадка,
А в сердце Иисус.

Евангельский сюжет   и в стихотворении Бориса Пастернака «Гефсиманский сад»-я обязательно беру это стихотворение для анализа, чтобы уч-ся прониклись духом той эпохи, чтобы вместе с Иисусом как бы провели последние часы его жизни и задумались,  почему же зная, что ему предстоит умереть от предательства, он не предпринял никаких попыток избежать смерти, а молился и ждал её ?

Можно говорить еще о многих писателях  и поэтах , вся литература 18-19 наполнена была  «… Духа Святаго, Господа Животворящего…"  Это литература  христианского духа, добра, жалости, сострадания, милосердия, совести и покаяния - это и животворило ее..

Духовность литературы нашей проявляется не только в обращенности писателей к библейским сюжетам. Они смотрели на события, характеры, стремления людей с точки зрения евангельской истины - об этом мы должны помнить, идя на урок.

    Слова Л.Н.Толстого «Есть лишь одна мера хорошего или дурного, мера данная Христом»,  применимые к поступкам героев всех произведений школьной программы,  становятся отправной  точкой  духовных поисков на моих уроках литературы.

Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне-

Мир жестокий спасет красота (ДУХОВНАЯ) Я в это верю,  и  хочется надеяться, что после моих уроков учащиеся станут хоть немного милосерднее, добрее душой друг к другу и окружающим людям, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.

       Я хочу закончить свое выступление главной молитвой христиан «Отче наш», удивительно  красиво и поэтично обработанной и переложенной Александром Сергеевичем Пушкиным:

             Отец людей, Отец Небесный,

Да имя вечное Твое

Святится нашими устами,

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли,

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою.

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Твоих детей.

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас.

              А эти  слова Евангелия пусть будут напутствием Вам, дорогие коллеги, в духовно-нравственном воспитании наших детей:

            Просите, и дано будет вам,

Ищите, и найдете,

Стучите, и отворят вам;

Ибо всякий просящий получает,

И ищущий находит,

И стучащему отворят.      

Литература

1.Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М., «Мирос», 1992.  2.Харитонова Л. В. Библия – Источник нравственности. Н. Ш. № 5, 1996.
3. Введение в христианскую этику. Часть I. Становление нравственной личности. М., 1995.
4. Иванова С. А. Введение во храм слова. М. «Школа – Пресс», 1994.
5. Митрополий Иоаны. Самодержавие духа из серии «Духовное возрождение Отечества», Санкт – Петербург, 1995.

6.  А. И. Павловский «Ночь в Гефсиманском саду», Лениздат, 1991.

7. А. И. Павловский «Жизнь и творчество Анны Ахматовой», М., «Просвещение», 1991.

8.  Дунаев М. М. Православие и русская литература, М; "Христианская литература". 1996.

             9. Зайцев  Б.   Преподобный  Сергий  Радонежский. – М.: Дрофа, 2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...