Теория литературы в таблицах
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему
Таблицы по теории литературы. Материал для подготовки к ГИА и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa._zhanry_literatury.doc | 201.5 КБ |
tablitsa._leksicheskie_sredstva_vyrazitelnosti.doc | 110.5 КБ |
tablitsa._literaturnye_napravleniya_i_techeniya.doc | 54.5 КБ |
variant_opredeleniya_razmera_stiha.docx | 13.87 КБ |
tablitsa.rody_literatury.doc | 27 КБ |
tablitsa._rifma_strofa.doc | 94 КБ |
tablitsa._rol_peyzazha_v_proizvedenii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Жанры литературы
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора) | ||
Название | Краткая характеристика | Пример
|
Сказка | Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов | "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка" |
Былина | Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы | "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович" |
Песнь | Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека | Песни о С. Разине, Е. Пугачеве |
Малые жанры фольклора | ||
Загадка | Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью | "Висит сито, не руками свито" (паутина) |
Пословица | Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии | "Семеро одного не ждут" |
Поговорка | Выражение, образно определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли | "Легок на помине" |
Скороговорка | Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов | "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап" |
Частушка | Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера | "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки". |
Жанры древнерусской литературы | ||
Название | Краткая характеристика | Пример художественного произведения |
Житие | Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью | "Житие Александра Невского" |
Хожение (хождение оба варианта верны) | Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие | "Хождение за три моря" Афанасия Никитина |
Поучение | Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление | "Поучение Владимира Мономаха" |
Воинская повесть | Повествование о военном походе | "Сказание о Мамаевом побоище" |
Летопись | Историческое произведение, в котором повествование велось по годам | "Повесть временных лет" |
Слово | Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера | "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона |
Предварительный просмотр:
Лексические средства выразительности
Название лексического средства | Краткая характеристика | Пример |
Синонимы | Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению | Не часто к нам слетает вдохновенье, |
Антонимы | Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению | Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы |
Омонимы | Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению | Мы сражаться стали, |
Неологизм | Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления | Эти |
Архаизм | Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления | Зажгли костер, сложилися, |
Историзм | Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало | Как ныне сбирается вещий |
Фразеологизм | Устойчивое сочетание слов | Узнали, подняли тревогу, |
Афоризм | Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме | Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм | Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы: | – Здорово, парнище! – |
Профессионализм | Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности | ...К тебе явлюся я; увижу сей дворец, |
Предварительный просмотр:
Литературные направления
Основные признаки литературного направления | Представители литературы |
Классицизм - XVIII - начало XIX века | |
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. | П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия) |
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века | |
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. | Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм - конец XVIII - XIX век | |
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. | Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм - XIX - XX век | |
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. | Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм - последняя треть XIX века | |
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. | Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм. Основные направления: • Символизм • Акмеизм • Футуризм • Имажинизм | |
Символизм - 1870 - 1910 годы | |
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. | Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии | |
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. | Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия) | |
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) | И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) |
Имажинизм - 1920-е годы | |
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания | Одно время к имажинистам принадлежал С |
Предварительный просмотр:
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.
Предварительный просмотр:
Роды литературы
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Предмет изображения:
Эпос ↔ Драма
↓
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
↓
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос ▼ Повествование о событиях | Драма ▼ Разговор дей- ствующих лиц (диалог, монолог) | Лирика ▼ Выражение чувств, эмоций |
Способы организации художественного времени и пространства:
Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве | Лирика Вне времени и пространства |
Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
Предварительный просмотр:
Рифма и строфа поэтического текста
Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Особенности строфики поэтического текста
Строфа (греч. strophe - круг, оборот) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
Примеры строф и их разновидности
Виды рифм
Предварительный просмотр:
Пейзаж в художественном произведении
Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении.
Роль пейзажа в художественном произведении
Функции пейзажа | Пример из художественного произведения |
Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении) | "Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова." (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") |
Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания) | "Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася") |
Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования) | "Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза" |
Символическая (выступает в роли образа-символа) | По вечерам над ресторанами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблицы по теории литературы
Материал содержит таблицы по теории литературы....
Теория литературы Литература в таблицах
Материал из книги "Литература в таблицах" поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе...
Учебно-методическое пособие "Теория музыки в таблицах"
Появление «Курса теории музыки в таблицах» обусловлено практическим опытом преподавания дисциплины «Теория музыки». Существует достаточно большое количество учебников по теории музык...
Таблицы. Теория литературы
Теория...
Таблицы по теории литературы для учащихся 5 - 11 классов
Таблицы по теории литературы (в помощь учащимся)...
Таблица к уроку по теории литературы "Эпос, лирика, драма"
Определение литературных родов, соотнесение с жанрами....
Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс
Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс...