Современные педагогические технологии на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе (5, 6 класс) на тему
Теория и практическое применение современных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА
(Текст выступления на заседании ГМО учителей русского языка и литературы
учителя МОУ – Гимназии № 1 Рыбиной Е.Н.
10 января 2012 г.)
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
- Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).
- Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
- Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
- Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв)
- Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
- Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
- Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
- Педагогическая технология – содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г.К.Селевко).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий: В.Г.Гульчевской, В.Т.Фоменко, Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные педагогические технологии систематизировал Г.К.Селевко:
- Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежёстким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества , гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина, и др.
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.
- Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Лысенковой, коллективные и групповые способы обучения, информационные технологии и др.
- Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц П.М.Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» и др.
- Педагогические технологии природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру, технология М.Монтессори и др.
- Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка и др.
Если рассматривать классификации педагогических технологий других авторов, то у Т.И. Шамовой и Т.М.Давыденко, например, указаны следующие технологии, не представленные в классификации Селевко:
- Лекционно-семинарско-зачетная система.
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
- Интегральная технология.
- Технология проблемно-модульного обучения.
- Система формирования литературного творчества В.Левина.
Существует в современной педагогике классификация технологий, составленная А.Г.Чернавской. В ней рассматриваются следующие педагогические технологии:
- Проблемно-поисковые технологии.
- Коммуникативные технологии.
- Имитационно-ролевые технологии.
- Рефлексивные технологии.
Таким образом, разнообразие педагогических технологий и их классификаций даёт широкое поле для эффективной совместной деятельности учителя и ученика.
Игровые технологии при подготовке к ГИА
Отработка навыков написания краткого изложения начинается ещё в 5-6 классах, в частности на уроках литературы.
Речь идет об отработке навыков краткого пересказа. Общеизвестно, что подробный пересказ текста – задание менее сложное для учащихся. Чтобы научить ребенка пересказу краткому, необходимо научить его проанализировать текст, выделить главную мысль, «отбросить» второстепенные детали.
В своей работе я использую следующие приёмы, которые помогают мне научить детей кратко пересказывать текст:
- В качестве домашнего задания ученик должен прочитать и пересказать материал, уложившись ( в зависимости от объёма материала) в 1 – 2 минуты. На уроке время засекается по секундомеру, песочным часам.
- Домашний материал предлагается пересказать, уложившись в 10 – 20 предложений.
- Дети составляют рекламные объявления, начинающиеся словами: «Спешите прочитать статью «Великий сказочник», только из неё Вы можете узнать…»
- Дети составляют шифровки. Придумывают себе позывной, а информацию «в центр» передают в двух видах: просто текстовом и зашифрованном, шифры тоже придумывают сами.
- Отправляют телеграммы.
Таким образом, подготовка к экзамену по русскому языку начинается ещё в 5 классе на уроках и русского языка, и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках литературы"
Материал может быть использован при подготовке учителя к урокам литературы....
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.
Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...
«Эффективность использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Создание условий для познавательной активности учеников. ...
Современные педагогические технологии на уроках литературы
В статье дан краткий анализ современных педагогических технологий, используемых на уроках литературы....
Использование современных педагогических технологий на уроках литературы
Главная задача учителя русского языка и литературы - не только дать определённую сумму знаний, но также и показать практическую ценность этих знаний в дальнейшей жизни. Для реализации познавательной и...
«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»
В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...
Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...