Рабочая программа по литературе для 6а класса на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Загирова Галия Фариховна

Настоящая программа по литературе для 6а класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 5-е издание, М.:«Просвещение»,2016г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_dlya_6_kl.docx69.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЕРМЕКЕЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Рассмотрено                                          Согласовано                                                Утверждено

Руководитель ММО                             Зам.директора по УВР                               Директор школы

_______/Загирова Г.Ф./                        _________/Д.А.Галяутдинова /               _________/А.Р.Сафин/

«___» августа 2017г                                  «____» августа 2017г                          «____» августа 2017г.

Рабочая программа

по русскому языку

для 6а класса

Срок реализации программы – 1 год

(2017-2018 учебный год)

                                                                                     

     Составитель

                                           Загирова Галия Фариховна,                                                               учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Ермекеево

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по литературе для 6а класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 5-е издание, М. Просвещение 2016. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Нормативно-правовая основа программы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конституция Республики Башкортостан.
  3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Закон  Республики Башкортостан «Об образовании  в Республике Башкортостан» от 1.07. 2013 г.  № 696-з.

5. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).

7. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).

8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

9. Методические рекомендации кафедры русского языка и литературы «О преподавании учебных предметов «Русский язык», «Литература» в 2017- 2018 учебном году».

9. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».

10. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.

11. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» №216-З от 15 февраля 1999 года.

12.Устав МОБУ СОШ с. Ермекеево  МР Ермекеевский район РБ.

13. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).

14. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан (ФГОС)

15.  Учебный план средней школы для 5-7 классов разработанный с учетом ФГОС на основе рекомендуемых базисного учебного плана и примерных учебных планов Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы основного общего  и среднего общего образования (утверждены на заседании коллегии Министерства образования Республики Башкортостан № 4 от 04.08.2017 г.) 

 16. Примерная образовательная программа среднего общего образования по русскому языку, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.

17. Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Ермекеево (протокол №1 от 29.08.2017 г.)

18. Протокол №1 заседания МО от  24 августа 2017г.

19.Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:

 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

 использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:

 личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);

 регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

 познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

 коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).

Место учебного предмета в учебном плане

        

На изучение литературы в 6 классе на основании учебного плана МОБУ СОШ с.Ермекеево отводится 106 часов Из них уроков развития речи -19ч, контрольных работ – 4. На уроки внеклассного чтения отводится 9 часов.

І. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) ценностно-ориентационной сфере:

 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) коммуникативной сфере:

 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) эстетической сфере:

 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является  письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

ІІ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ– 1 ч.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 1 Ч +2Р.Р

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 1 ч.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 4Ч + 1Р.Р

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 33 Ч + 9Р.Р +4ВН.ЧТ

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

        Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 19Ч +4Р.Р. +2ВН.ЧТ.

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность,началотворческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказ   «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 11 Ч.+ 2Р.Р. +3ВН.ЧТ.

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

 «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественномотношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД – 6Ч +2Р.Р.

IІІ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Кол.-во часов

Дата

Примечание

план.

факт.

ПИСАТЕЛИ – СОЗДАТЕЛИ И ХРАНИТЕЛИ КНИГИ - 1 ч

1.

Художественное произведение: содержание и форма, автор и герои.

1

4.09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 1 Ч +2Р.Р

2.

Обрядовый фольклор

1

5.09

3.

Р.р. Пословицы и поговорки, загадки как малый жанр фольклора.

1

6.09

4.

Р.р. Сочинение на тему «Пословицы и поговорки  - зёрна народной мудрости»

1

11.09

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 1 Ч

5.

« Повесть временных лет» — первая русская летопись. . «Сказание о белгородском киселе».

1

12.09

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII ВЕКА – 4Ч + 1Р.Р

6.

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства в басне.

1

13.09

7.

И. А. Крылов. Басня «Осел и Соловей».  

1

18.09

8.

И. А. Крылов «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага».

1

19.09

9.

И. А. Крылов «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне.

1

20.09

10.

Р.р. Чтение наизусть басен И.А. Крылова.

1

25.09

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА 32 Ч + 9Р.Р +4ВН.ЧТ

11.

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

1

26.09

12.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта в стихотворении.

1

27.09

13.

«Зимнее утро». Мотивы единства человека и  природы в стихотворении.

1

2.10

14.

Вн.чт. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога».

3.10

15.

А. С. Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства в романе.

1

4.10

16.

«Дубровский». Бунт крестьян в романе.

1

9.10

17.

«Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши в романе.

1

10.10

18.

«Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

1

16.10

19.

«Дубровский»: композиция романа.

1

17.10

20.

Р.р. Подготовка к сочинению «В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова  и Андрея Дубровского?»

1

18.10

21.

Р.р. Написание сочинения «В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова  и Андрея Дубровского?»

1

23.10

22.

А.С. Пушкин. Книга  «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».

1

24.10

23.

«Барышня- крестьянка»: сюжет и герои повести.

1

25.10

24.

«Барышня- крестьянка»: особенности композиции повести.

1

30.10

25.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

1

31.10

26.

Вн. чт. А. С. Пушкин «Выстрел».

1

1.11

27.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи», «Утёс». Чувство одиночества и тоски в стихотворениях.

1

6.11

28.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» Тема красоты и гармонии человека с миром в балладе.

1

7.11

29.

М. Ю. Лермонтов. «Листок». Тема одиночества и изгнанничества в стихотворении.

1

8.11

30.

Р.р.  Лирика М.Ю. Лермонтова: трёхсложные размеры стиха.

1

13.11

31.

Р.р. Сочинение «Как выражается мотив одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком стою одиноко…»

1

14.11

32.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей в рассказе.

1

15.11

33.

«Бежин луг»: образы автора и рассказчика в произведении.

1

20.11

34.

Р.р. Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

1

21.11

35.

Вн. чт. И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч».

1

27.11

36.

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева.

1

28.11

37.

Р.р. Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.

1

29.11

38.

А. А. Фет. Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1

4.12

39.

А. А. Фет. «Ещё майская ночь…» Переплетение тем природы и любви в стихотворении.

1

5.12

40.

А. А. Фет. «Учись у них – у дуба и берёзы…» Природа как мерило нравственности в стихотворении.

1

6.12

41.

Р.р. Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета и Ф. И. Тютчева.

1

11.12

42.

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда в стихотворении.

1

12.12

43.

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения.

1

13.12

44.

Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

1

18.12

45.

Н. С. Лесков. Слово о писателе.  “Левша”. Тема народа и власти в сказе.

1

19.12

46.

“Левша”: язык сказа. Понятие об иронии.

1

20.12

47.

Р.р. Подготовка к сочинению «Лучшие качества русского народа в сказе «Левша»  в изображении  Н.С. Лескова».

1

25.12

48.

Р.р. Подготовка к сочинению  «Лучшие качества русского народа в сказе «Левша»  в изображении  Н.С. Лескова».

1

26.12

49.

Н. С. Лесков. «Человек на часах». Нравственные проблемы в рассказе.

1

27.12

50.

А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Тонкий и толстый».  Разоблачение лицемерия в рассказе.

1

10.01

51.

«Тонкий и толстый»: источники комического в рассказе.

1

15.01

52.

Вн.чт. Рассказы А. П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте».

1

16.01

53.

Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова, Н.С. Лескова, А. П. Чехова.

1

17.01

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

54.

 Пейзажная лирика Е.А. Баратынского.

1

22.01

55.

Р.р. Изображение родной природы в стихотворениях Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

1

23.01

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ХХ ВЕКА – 18Ч +4Р.Р. +2ВН.ЧТ.

56.

А. И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор»: герой и прототип.

24.01

57.

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

29.01

58.

А. С. Грин. Страницы жизни и творчества. «Алые паруса»: мечта и действительность в повести.

30.01

59.

«Алые паруса»: душевная чистота главных героев повести.

31.01

60.

А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке.

5.02

61.

К.М. Симонов. Слово о поэте. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

6.02

62.

Д.С. Самойлов. Страницы жизни и творчества. Картины военного времени в стихотворении «Сороковые».

7.02

63.

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои рассказа.

12.02

64.

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

13.02

65.

Р.р. Сочинение  «Каков образ моего ровесника в рассказе П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?

14.02

66.

В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение трудностей послевоенного времени в рассказе

19.02

67.

Уроки французского». Стойкость главного героя в рассказе.

20.02

68.

«Уроки французского». Душевная щедрость учительницы в рассказе.

21.02

69.

Р.р. «Уроки доброты в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

26.02

70.

Контрольная работа по творчеству В. П. Астафьева. В. Г. Распутина, А. П. Платонова.

27.02

Писатели улыбаются

71.

В. М. Шукшин. Слово о писателе. «Критики». Образ странного героя в рассказе.

28.02

72.

Вн.чт. В. М. Шукшин «Чудик».

5.03

73.

Ф. Искандер.  Страницы жизни и творчества. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

6.03

74.

Р.р. «Тринадцатый подвиг Геракла»:  юмор в рассказе.

7.03

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

75.

А. Блок  Слово о поэте.

«Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы в стихотворениях.

12.03

76.

С. Есенин.  Рассказ о поэте. Способы выражения чувств в лирике поэта.

13.03

77.

А. Ахматова. Страницы жизни и творчества.  «Перед весной бывают дни такие…».

14.03

78.

Вн.чт. Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице».

19.03

79.

Р.р. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов 19 и 20 веков.

20.03

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ - 2 Ч.

80..

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к родному краю в стихотворениях.

21.03

81.

К. Кулиев. Тема бессмертия народа в лирике поэта.

26.03

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 11 Ч.+ 2Р.Р. +3ВН.ЧТ.

82.

Р.р. Мифы народов мира. Мифы древней Греции.

27.03

83.

Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя.

28.03

84.

Вн.чт. Древнегреческий мифы «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

2.04

85.

Геродот. «Легенда об Арионе». Жизненные испытания героя и его спасение в мифе.

3.04

86.

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

4.04

87.

«Одиссея» как героический эпос Гомера.

9.04

88.

Вн.чт. Гомер. «Одиссея».

10.04

89.

М. Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире

11.04

90.

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

18.04

91.

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа.

23.04

92.

«Дон Кихот»: вечные образы в искусстве.

24.04

93.

И. Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести в балладе.

25.04

94.

П. Мериме. «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы в новелле.

30.04

95.

«Маттео Фальконе»: проблемы чести и предательства в новелле.

2.05

96.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Отношения детей и взрослых в сказке.

7.05

97.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка - притча.

8.05

98.

Вн.чт. «Маленький принц»: вечные истины в сказке.

14.05

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД – 6Ч +2Р.Р.

99.

Повторение по разделу «Литература 19 века».

15.05

100.

Повторение по разделу «Литература 20 века».

16.05

101.

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

21.05

102.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

22.05

103.

Р.р. Подготовка к сочинению «Как повлияла на меня литература, изученная в 6 классе?»

23.05

104.

Р.р. Написание  сочинения «Как повлияла на меня литература, изученная в 6 классе?»

28.05

105.

Урок – праздник « Путешествие по стране Литературии 6 класса»

29.05

106.

Обобщение пройденного за год.

30.05

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной: 5-9 классы.- Москва «Просвещение», 2016г.
  2. Коровина В. Я. Литература: 6  класс: Учебник: В 2 ч. - Москва «Просвещение», 2015г.
  3. Электронное пособие «Литература. 6 класс: Рабочая программа и система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной» серии «ФГОС. Планирование учебной деятельности». – Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Электронное пособие «Тематическое планирование. Литература. 6–11 классы (по программе под редакцией В. Я. Коровиной)» серии «Образовательные программы и стандарты». – Волгоград: Учитель, 2013.

        Интернет ресурсы:

   Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2017-2018 учебный год

          Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и примерной прог...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часаПланирование составлено на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)...

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2017-2018 учебный год

          Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образова...

Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2017-2018 учебный год

Рабочая учебная  программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Авт.-со...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2017-2018 учебный год. ФГОС

                 Рабочая программа по литературе  для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основног...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2017-2018 учебный год. ФГОС

Рабочая программа по литературе  для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по...

Рабочая программа по литературе в 5 классе на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по литературе в 5 классе...