Контрольная работа по литературе для 6 класса
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Разноуровневая контрольная работа по литературе 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr_po_litre_6_klass.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по литературе. 6 класс.
1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству:
А) потешка; Б) сказка; В) басня; Г) поговорка.
2. Определите жанр произведения устного народного творчества: «Ума палата»
А) пословица; Б) небылица; В) поговорка; Г) загадка.
3. Укажите границы древнерусской литературы:
А) VII – Xвека; Б) конец X – XIIвека; В) конец X – XVIIвека; Г) XI – XVIIIвека.
4. Какой из представленных жанров не относится к древнерусской литературе:
А) сказание; Б) хождение; В) поучение; Г) поэма.
5. Определите жанр произведения. «Повесть временных лет» - это …
А) похвала; Б) повесть; В) летопись; Г) житие.
6. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, которое можно отнести к вольнолюбивой лирике:
А) «Зимнее утро»; Б) «Бесы»; В) «Узник»; Г) «И.И. Пущину».
7. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Степью лазурною, цепью жемчужною…»
А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.
8 Определите по предложенному отрывку автора и название произведения:
А) Случается нередко нам Б) Под голубыми небесами
И труд и мудрость видеть там, Великолепными коврами,
Где стоит только догадаться Блестя на солнце, снег лежит;
За дело просто взяться. Прозрачный лес один чернеет…
В) «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели…»
Г) «Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми и белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…»
Д) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Часть 2. Прочитайте рассказ Ю.И. Коваля. Напишите о нём сочинение, отвечая на
поставленные вопросы.
Почему дети поначалу избегали новой учительницы?
Как проходили уроки в нулевом классе? Как эти уроки показывают характер
учительницы?
Как занятия в нулевом классе менялись в зависимости от времён года?
Как жители деревни меняли своё отношение к занятиям в нулевом классе?
Что означает последняя строчка рассказа? Как Вы её понимаете?
Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Пишите
развёрнуто, связно, внятно, свободно.
Юрий Иосифович Коваль (1938–1995)
НУЛЕВОЙ КЛАСС
Приехала к нам в деревню новая учительница. Марья Семёновна.
А у нас и старый учитель был – Алексей Степанович.
Вот новая учительница стала со старым дружить. Ходят вместе по деревне,
со всеми здороваются.
Дружили так с неделю, а потом рассорились. Все ученики к Алексей
Степанычу бегут, а Марья Семёновна стоит в сторонке. К ней никто и не бежит –
обидно.
Алексей Степанович говорит:
– Бегите-ко до Марьи Семёновны.
А ученики не бегут, жмутся к старому учителю. И, действительно,
серьёзно так жмутся, прямо к бокам его прижимаются.
– Мы её пугаемся, – братья Моховы говорят. – Она бруснику моет.
Марья Семёновна говорит:
– Ягоды надо мыть, чтоб заразу смыть.
От этих слов ученики ещё сильней к Алексей Степанычу жмутся.
Алексей Степанович говорит:
– Что поделаешь, Марья Семёновна, придётся мне ребят дальше учить,
а вы заводите себе нулевой класс.
– Как это так?
– А так. Нюра у нас в первом классе, Федюша во втором, братья Моховы
в третьем, а в четвёртом, как известно, никого нет. Но зато в нулевом классе
ученики будут.
– И много? – обрадовалась Марья Семёновна.
– Много не много, но один – вон он, на дороге в луже стоит.
А прямо посреди деревни, на дороге и вправду стоял в луже один человек.
Это был Ванечка Калачёв. Он месил глину резиновыми сапогами, воду запру-
живал. Ему не хотелось, чтоб вся вода из лужи вытекла.
– Да он же совсем маленький, – Марья Семёновна говорит, – он же ещё
глину месит.
– Ну и пускай месит, – Алексей Степанович отвечает. А вы каких же
учеников в нулевой класс желаете? Трактористов, что ли? Они ведь тоже глину
месят.
Тут Марья Семёновна подходит к Ванечке и говорит:
– Приходи, Ваня, в школу, в нулевой класс.
– Сегодня некогда, – Ванечка говорит, – запруду надо делать.
– Завтра приходи, утром пораньше.
– Вот не знаю, – Ваня говорит, – как бы утром запруду не прорвало.
– Да не прорвет, – Алексей Степанович говорит и своим сапогом запруду
подправляет. – А ты поучись немного в нулевом классе, а уж на другой год я
тебя в первый класс приму. Марья Семёновна буквы тебе покажет.
– Какие буквы? Прописные или печатные?
– Печатные.
– Ну, это хорошо. Я люблю печатные, потому что они понятные.
На другой день Марья Семёновна пришла в школу пораньше, разложила
на столе печатные буквы, карандаши, бумагу. Ждала, ждала, а Ванечки нет. Тут
она почувствовала, что запруду всё-таки прорвало, и пошла на дорогу. Ванечка
стоял в луже и сапогом запруду делал.
– Телега проехала, – объяснил он. – Приходится починять.
– Ладно, – сказала Марья Семёновна, – давай вместе запруду делать, а
заодно и буквы учить.
И тут она своим сапогом нарисовала на глине букву «А» и говорит:
– Это, Ваня, буква «А». Рисуй теперь такую же.
Ване понравилось сапогом рисовать. Он вывел носочком букву «А» и
прочитал:
– А.
Марья Семёновна засмеялась и говорит:
– Повторение – мать учения. Рисуй вторую букву «А».
И Ваня стал рисовать букву за буквой и до того зарисовался, что запруду
снова прорвало.
– Я букву «А» рисовать больше не буду, – сказал Ваня, потому что
плотину прорывает.
– Давай тогда другую букву, – Марья Семёновна говорит. – Вот буква «Б».
И она стала рисовать букву «Б».
А тут председатель колхоза на газике выехал. Он погудел газиком, Марья
Семёновна с Ваней расступились, и председатель не только запруду прорвал
своими колесами, но и все буквы стёр с глины. Не знал он, конечно, что здесь
происходит занятие нулевого класса.
Вода хлынула из лужи, потекла по дороге, всё вниз и вниз в другую лужу,
а потом в овраг, из оврага в ручей, из ручья в речку, а уж из речки в далёкое
море.
– Эту неудачу трудно ликвидировать, – сказала Марья Семёновна, – но
можно. У нас остался последний шанс – буква «В». Смотри, как она рисуется.
И Марья Семёновна стала собирать разбросанную глину, укладывать её
барьерчиком. И не только сапогами, но даже и руками сложила всё-таки на
дороге букву «В». Красивая получилась буква, вроде крепости. Но, к сожа-
лению, через сложенную ею букву хлестала и хлестала вода. Сильные дожди
прошли у нас в сентябре.
– Я, Марья Семёновна, вот что теперь скажу, – заметил Ваня, – к вашей
букве «В» надо бы добавить что-нибудь покрепче. И повыше. Предлагаю букву
«Г», которую давно знаю.
Марья Семёновна обрадовалась, что Ваня такой образованный, и они
вместе слепили не очень даже кривую букву «Г». Вы не поверите, но эти две
буквы «В» и «Г» воду из лужи вполне задержали.
На другое утро мы снова увидели на дороге Ванечку и Марью Семёновну.
– Жэ! Зэ! – кричали они и месили сапогами глину. – Ка! Эль! И краткое!
Новая и невиданная книга лежала у них под ногами, и все наши жители
осторожно обходили её, стороной объезжали на телеге, чтоб не помешать
занятиям нулевого класса. Даже председатель проехал на своём газике так
аккуратно, что не задел ни одной буквы.
Тёплые дни скоро кончились. Задул северный ветер, лужи на дорогах
замёрзли.
Однажды под вечер я заметил Ванечку и Марью Семёновну. Они сидели
на брёвнышке на берегу реки и громко считали:
– Пять, шесть, семь, восемь...
Кажется, они считали улетающих на юг журавлей.
А журавли и вправду улетали, и темнело небо, накрывающее нулевой
класс, в котором все мы, друзья, наверно, ещё учимся.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3.Выпишите из стихотворения все изобразительно-выразительные средства:
Образец: «гордые пальмы» - эпитет
Весенние воды.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф.И. Тютчев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе 6 класс, первое полугодие
Контроль знаний...
Контрольная работа по литературе 6 класс
Контроль знаний...
контрольная работа по литературе 5 класс декабрь
Контрольная работа по литературе. 5 класс. Зимняя сессия. Декабрь....
контрольная работа по литературе 5 класс декабрь
Контрольная работа по литературе. 5 класс. Зимняя сессия. Декабрь....
Стартовая контрольная работа по литературе. 8 класс. 10 класс (коррекционной школы)
Контрольная работа рассчитана на проверку знаний учащихся 8 класса и 10 класса коррекционной школы в начале учебного года по программе В.Коровиной. Работа включает вопросы на знание авторов и произвед...
Контрольная работа по литературе 7 класс по теме "Древнерусская литература"
Тест по литературе,состоит из 17 заданий....