"Волк на псарне" И. Крылов
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разрасботка урока по литературе в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 35.1 КБ |
krylov_volk_na_psarne.ppt | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Себякинская основная общеобразовательная школа Урицкого района Орловской области
Конспект урока по литературе в 5 классе
по ФГОС ООО
Тема: «И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»
Учитель:
Сулина Вера Вениаминовна
Себякино-2014
Конспект урока
Учитель: Сулина Вера Вениаминовна, учитель английского языка МБОУ – Себякинская ООШ Урицкого района Орловской области
Класс: 5
УМК: В.Я Коровина Литература, Москва, Просвещение, 2014
Тема урока: « И.А. Крылов «Волк на псарне».
Тип урока: усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.
Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета, интереса к классической литературе, использование различных источников информации; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;
Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков выразительного чтения басни;формирование коммуникативной компетенции.
Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал, магнитофон, CD –диск, карточки с названиями героев басен, понятиями.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку, здоровьесберегательные, технология малых групп; технология сотрудничества.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». И.А.Крылов; галерея портретов И.А.Крылова.
Орг. момент.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку … («пять»)
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
Актуализация знаний. Мотивация.
слайд 1 Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели … тучку. Какая неприятность! Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте их прочитаем:
Слайд 2 И.С. Крылов, Волк, псарня, на
Давайте из этих слов составим тему нашего урока:
Слайд 3 И.С. Крылов .Волк на псарне».
Учитель. Правильно. (появляется солнце)
Слайд 4 -Есть ли среди них знакомые лица?
-А кого из них вы хорошо знаете?
Д/З: Рассказы уч-ся о Крылове.
Художники, которые писали портреты И. А. Крылова, просмотр галереи.
Определение темы, цели. Постановка проблемы.
Слайд 5 -Знакома ли вам иллюстрация на данном слайде?
-Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?
Наша цель - познакомиться с новой басней И. А. Крылова «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Первичное восприятие басни.
Чтение басни: 1. Выделите незнакомые слова.
2.Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.
Овчарня- с.-х. хлев, загон для овец
Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих)
Дубьё - Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.
Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные
Расчесться - То же, что рассчитаться
Псари - чернорабочие при псовой охоте.
Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).
Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.
Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).
Лад - согласие, мир, стройность, порядок)
Не делать мировой - заключить мир, помириться.
Прослушивание аудиозаписи басни Крылова в исполнении народного артиста России А. Петренко.
Аналитическая беседа по басне.
— Из-за чего поднялся переполох на псарне.
— Какими словами рисует автор переполох? (Обратить внимание на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы — самые характерные, самые образные слова).
— Весь двор поднялся. Как? (Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат.— Огня!»)
— Как же ведет себя в этой обстановке Волк? (злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.
— Каким рисует его автор в этот момент? (Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет)
— А речь льстивая, заискивающая, лицемерная. Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор? ( «Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню...».
— Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит». «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным».
— Давайте попробуем прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство. А вы знаете, что Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум...».
— Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? (Он ему не верит)
. — Что говорит Ловчий?
— Именно из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу.
— Докажите, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. (С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка).
— Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни? (Да, это тот же Волк — злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов).
— Хотите узнать историю создания этой басни?
Учитель. Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».
Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.
Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»!
Чтение статьи в учебнике «У каждой басни Крылова своя история».
Вывод.
Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по- волчьи. Ловчий конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и необычная мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался. Находит мудрый ответ на хитрость волка: с волками иначе не делать мировой…/
Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.
Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Учитель. Чтобы знанья были впрок,
Кратко повторим урок.
Повторение литературоведческих терминов.
Что такое басня?
(Басня – это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных).
Докажите, что это басня. (есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория хитрости, в конце басни - мораль)
А какое художественное средство используется в басне? ( Аллегория)
Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.
(карточки на доске)
– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов.
Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.
– Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории?
(Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории)
А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль).
Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
Где в басне мораль?
— Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая? (Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками... не делать мировой!»).
Работа в парах. Заполните таблицу в рабочих листах. (слайд 6-7)
Учитель. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»? Найдите «крылатые слова в басне. (слайд 8)
Слайд 9:
– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова:
« Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
( Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем, басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни).
Заключительное слово учителя.
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
— Чему нас учат басни Крылова?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Стихотворение П.Вяземского (слайд 10-11):
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
— Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?
Нравятся ли вам басни И.А. Крылова и почему?
Слайд 12-13 Рефлексия.
На нашу елочку вы можете повесить шары. Если вы уверены, что усвоили материал чуть лучше, чем раньше, повесьте красные шары; если что-то осталось непонятным, то синие шары.
(Обсудим, что осталось непонятным?)
Оценивание свою работу на уроке и работу одноклассников.
Слайд 14: Домашнее задание: Чтение басни по ролям.
Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер (по выбору)
Индивидуальное задание: проект/ электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях.
Выполнить задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (к басне «Волк на псарне).
Составить викторину по басням Крылова.
Нарисовать иллюстрацию к басне.
Рабочий лист
Овчарня - с.-х. хлев, загон для овец
Псарня - помещение для собак (преимущественно охотничьих)
Дубьё - палки, дубинки, употр. в старину как оружие.
Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные
Расчесться - то же, что рассчитаться
Псари - чернорабочие при псовой охоте.
Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).
Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.
Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).
Лад - согласие, мир, стройность, порядок)
Не делать мировой - заключить мир, помириться.
Название басни | Жанровые особенности басни | |||
Конфликт | Герои | Композиция (где находится мораль) | Особенности языка | |
«Волк на псарне» |
Басня – это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных.
Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.
Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
Домашнее задание:
- Чтение басни по ролям.
- Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер. Электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях».
- Задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».
- Составить викторину по басням Крылова.
- Нарисовать иллюстрацию к басне.
Оценочный лист учителя
«И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»
Задания | Учащийся 1 | Учащийся 2 | Учащийся 3 | Учащийся 4 |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.А. Крылов Волк на псарня
Тема урока: И.А. Крылов «Волк на псарне»
Л.Н. Толстой А.С. Пушкин Н.А. Некрасов И.А. Крылов
Название басни Жанровые особенности басни Конфликт Герои Компози-ция (где находится мораль) Особен ности языка и стиха «Волк на псарне»
Назва-ние басни Жанровые особенности басни Конфликт Герои Компози-ция (где находит ся мораль) Особенности языка и стиха «Волк на псарне» неудавши-еся перегово-ры Кутузова и Наполеона Волк, Ловчий в конце басни глаголы, передающие тревогу; яркие и образные выражения; использование интонации и диалога как средства характеристики героев; использование просторечной лексики; лаконизм; афористичность языка; особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь; олицетворение.
Крылатые крыловские слова Ты сер, а я, приятель, сед. Волчью вашу я давно натуру знаю.
***** «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов
Памятник И. А. Крылову в Летнем саду (бронза, гранит, 1848—1855)
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.Вяземский
Рефлексия: 1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться.
Домашнее задание Чтение басни по ролям. Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер. Электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях». Задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство». Составить викторину по басням Крылова. Нарисовать иллюстрацию к басне.
Презентацию подготовила Сулина Вера Вениаминовна МБОУ – СЕБЯКИНСКАЯ ООШ УРИЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...
И. А Крылов "Волк и Ягненок", "Волк на псарне".
Урок по литературе в 5 классе не первый в серии уроков по творчеству Крылова. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством великого баснописца. Узнали, что такое басня, мораль, аллегория....
Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»
Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...
Методическая разработка урока «И. А. Крылов «Волк на псарне»
Технологическая карта урока литературы «И. А. Крылов «Волк на псарне» в 5 классе с презентацией....
И.А.Крылов"Волк на псарне" Отражение исторических событий.
Открытый урок по русскому языку...