"Волк на псарне" И. Крылов
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Разрасботка урока по литературе в 5 классе по учебнику  В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc35.1 КБ
Office presentation icon krylov_volk_na_psarne.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Себякинская основная общеобразовательная школа Урицкого района Орловской области

Конспект урока по литературе в 5 классе

по ФГОС ООО

Тема: «И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Учитель:

Сулина  Вера Вениаминовна

Себякино-2014

Конспект урока

Учитель: Сулина Вера Вениаминовна, учитель английского языка МБОУ – Себякинская ООШ Урицкого района Орловской области

Класс: 5

УМК: В.Я Коровина Литература, Москва, Просвещение, 2014

Тема урока: « И.А. Крылов «Волк на псарне».

Тип урока:  усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.

Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета,  интереса к классической литературе, использование различных источников информации;  развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;                        

Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков  выразительного чтения басни;формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал, магнитофон, CD –диск, карточки с названиями героев басен, понятиями.

Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку, здоровьесберегательные, технология малых групп; технология сотрудничества.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».    И.А.Крылов; галерея портретов И.А.Крылова.

Орг. момент.

Хорошо  проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … («пять»)

Ребята, какое у вас сегодня настроение?  

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Актуализация знаний. Мотивация.

слайд  1 Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели … тучку. Какая неприятность! Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте их прочитаем:

Слайд 2 И.С. Крылов, Волк, псарня, на

Давайте из этих слов составим тему нашего урока:

Слайд 3 И.С. Крылов .Волк на  псарне».

Учитель. Правильно. (появляется солнце)

Слайд 4 -Есть ли среди них знакомые лица?

-А кого из них вы хорошо знаете?

Д/З: Рассказы уч-ся о Крылове.

Художники, которые писали портреты И. А. Крылова, просмотр галереи.

Определение темы, цели. Постановка проблемы.

Слайд 5 -Знакома ли вам иллюстрация на данном слайде?

-Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?

 Наша  цель - познакомиться с новой басней И. А. Крылова  «Волк на псарне»; продолжить развитие  умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Первичное восприятие басни.

Чтение басни:  1. Выделите незнакомые слова.

2.Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.

Овчарня-  с.-х. хлев, загон для овец

Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих)

Дубьё -   Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Расчесться - То же, что рассчитаться

Псари - чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад  - согласие, мир, стройность, порядок)

Не  делать мировой - заключить мир, помириться.

Прослушивание аудиозаписи басни Крылова в исполнении народного артиста России А. Петренко.

Аналитическая беседа по басне.

— Из-за чего поднялся переполох на псарне.

—    Какими словами рисует автор переполох? (Обратить внимание на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы — самые характерные, самые образные слова).

— Весь двор поднялся. Как? (Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат.— Огня!»)

—        Как же ведет себя в этой обстановке Волк? (злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.

—        Каким рисует его автор в этот момент?   (Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет)

—        А речь льстивая, заискивающая, лицемерная. Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор? ( «Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню...».

—        Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит».  «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным».

— Давайте попробуем прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство. А вы знаете, что  Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум...».

— Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? (Он ему не верит)

. — Что говорит Ловчий?

— Именно  из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу.

— Докажите, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. (С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка).

— Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни?   (Да, это тот же Волк — злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов).

— Хотите узнать историю создания  этой басни?

Учитель. Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»!

Чтение статьи в учебнике  «У каждой басни Крылова своя история».

Вывод.

Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по- волчьи. Ловчий конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и необычная мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался. Находит мудрый ответ на хитрость волка: с волками иначе не делать мировой…/

Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Учитель. Чтобы знанья были впрок,

    Кратко повторим урок.

Повторение литературоведческих терминов.

Что такое басня?

(Басня –  это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных).

Докажите, что это басня. (есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория хитрости, в конце басни - мораль)

А какое художественное средство используется в басне? ( Аллегория)

Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.

(карточки на доске)

– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов.

Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.

– Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории?

(Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории)

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?  (Мораль).

Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

Где в басне мораль?

— Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая? (Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками... не делать мировой!»).

Работа в парах. Заполните таблицу в рабочих листах. (слайд 6-7)

Учитель. Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.     (М.Исаковский)

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»? Найдите «крылатые слова в басне. (слайд 8)

Слайд 9:

– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова:

 « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»  

( Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем,  басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни).

 Заключительное слово учителя.

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

— Чему нас учат басни Крылова?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (слайд 10-11):

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

 Ее давно мы затвердили,

 Её и внуки затвердят.

— Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.А. Крылова и почему?

Слайд 12-13  Рефлексия.

На нашу елочку вы можете повесить шары. Если вы уверены, что усвоили материал чуть лучше, чем раньше, повесьте красные шары; если что-то осталось непонятным, то синие шары.

(Обсудим, что осталось непонятным?)

Оценивание свою работу на уроке и работу одноклассников.

 Слайд 14: Домашнее задание: Чтение басни по ролям.

Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер (по выбору)

Индивидуальное задание: проект/ электронный альбом  «Герои басен Крылова в иллюстрациях.

Выполнить задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (к басне «Волк на псарне).

Составить викторину по басням Крылова.

 Нарисовать иллюстрацию к басне.

Рабочий лист

Овчарня -  с.-х. хлев, загон для овец

Псарня - помещение для собак (преимущественно охотничьих)

Дубьё -   палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Расчесться - то же, что рассчитаться

Псари - чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.

Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).

Лад  - согласие, мир, стройность, порядок)

Не  делать мировой - заключить мир, помириться.

Название басни

Жанровые особенности басни

Конфликт

Герои

Композиция (где находится мораль)

Особенности языка

«Волк на псарне»

Басня –  это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных.

Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.

Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

Домашнее задание:

  • Чтение басни по ролям.
  • Краткое сообщение «Крылатые выражения  в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер. Электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях».
  • Задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».
  • Составить викторину по басням Крылова.
  • Нарисовать иллюстрацию к басне.  

Оценочный лист учителя

«И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Задания

Учащийся 1

Учащийся 2

Учащийся 3

Учащийся 4

  1. Рассказы о Крылове (домашнее задание)

  1. Работа со статьей в учебнике.

  1. Анализ басни Крылова.

  1. Повторение литературоведческих терминов.

  1. Заполнение таблицы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

И.А. Крылов Волк на псарня

Слайд 3

Тема урока: И.А. Крылов «Волк на псарне»

Слайд 4

Л.Н. Толстой А.С. Пушкин Н.А. Некрасов И.А. Крылов

Слайд 6

Название басни Жанровые особенности басни Конфликт Герои Компози-ция (где находится мораль) Особен ности языка и стиха «Волк на псарне»

Слайд 7

Назва-ние басни Жанровые особенности басни Конфликт Герои Компози-ция (где находит ся мораль) Особенности языка и стиха «Волк на псарне» неудавши-еся перегово-ры Кутузова и Наполеона Волк, Ловчий в конце басни глаголы, передающие тревогу; яркие и образные выражения; использование интонации и диалога как средства характеристики героев; использование просторечной лексики; лаконизм; афористичность языка; особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь; олицетворение.

Слайд 8

Крылатые крыловские слова Ты сер, а я, приятель, сед. Волчью вашу я давно натуру знаю.

Слайд 9

***** «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов

Слайд 10

Памятник И. А. Крылову в Летнем саду (бронза, гранит, 1848—1855)

Слайд 11

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.Вяземский

Слайд 13

Рефлексия: 1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться.

Слайд 14

Домашнее задание Чтение басни по ролям. Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер. Электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях». Задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство». Составить викторину по басням Крылова. Нарисовать иллюстрацию к басне.

Слайд 15

Презентацию подготовила Сулина Вера Вениаминовна МБОУ – СЕБЯКИНСКАЯ ООШ УРИЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

И. А Крылов "Волк и Ягненок", "Волк на псарне".

Урок по литературе в 5 классе не первый в серии уроков по творчеству Крылова. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством великого баснописца. Узнали, что такое басня, мораль, аллегория....

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Методическая разработка урока «И. А. Крылов «Волк на псарне»

Технологическая карта урока литературы «И. А. Крылов «Волк на псарне»  в 5 классе с презентацией....