Методическая разработка урока «И. А. Крылов «Волк на псарне»
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме
Технологическая карта урока литературы «И. А. Крылов «Волк на псарне» в 5 классе с презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«И. А. Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора
Предмет: литература.
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г.
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Материалы к уроку: презентация.
Тема урока: «И. А. Крылов. Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.
Цели урока:
Знакомство с историей жизни И.А. Крылова, жанровыми признаками
произведения.
Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.
Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Межпредметные связи: русский язык ,скульптура, архитектура, живопись.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | |||||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку. | |||
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | |||||||
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание | А теперь мы совершим небольшую экскурсию в Летний сад. Прогулявшись по его аллеям, подойдем к памятнику. Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его. Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника? | Это басня И.А.Крылова. Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. | |||
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. Словарная работа. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Кому поставлен памятник? А есть ли эти животные на барельефе памятника? Что такое барельеф? Целеполагание. Мы не случайно говорим об И.А. Крылове. Попробуем сформулировать тему нашего урока. | Отвечает ученик, которому было дано домашнее задание создать толковый словарь для работы на уроке. Барельеф, невежда, невежа, мораль, басня, аллегория Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок. | |||
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||||||
1. Проверка домашнего задания | Словесный, познавательны, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? » регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата. | Проверка заполнения таблицы (Учащиеся дома составляли таблицу по статье учебника Беседа по статье. -Где родился Крылов? -Где он получил образование?
-Расскажите о начале его трудовой деятельности. –Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой? -Какие события в его жизни предшествовали этому? -Каким был первый литературный опыт Крылова? -Что такое басня? (Тема прошлого урока) | Чтение таблицы, составленной по статье учебника «Биография И.А. Крылова.» Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. «Что известно об Иване Андреевиче Крылове?» (заполняли дома). Отвечают на вопросы. Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл. | |||
2.Работа с литературоведческими понятиями. | «Карта жанра» Вам было дано задание выписать в тетрадь по литературе определение басни – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Составление кластера( направляющий вектор) | Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее) Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. (Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер. Предполагаемая запись: Басня-небольшой рассказ – диалог Часто стихотворный, 2 части; используется просторечная лексика; отличается краткостью (лаконизмом); мораль(нравоучение), сатирическое изображение; герои – чаще всего животные; особый басенный стих (строчки разной длины); разговорная речь, олицетворение. | |||||
3.Мини-исследование в группе. | - А что такое аллегория? Задание. Чтобы узнать значение слова, надо воспользоваться… Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: осел – глупый человек, заяц – трусливый. -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон? Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечает один из членов команды. | |||||
(артикулляционная пауза) | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Вспомним строки басен, ставшие пословицами и поговорками. Проговорите хором продолжение: А ларчик (просто открывался), Кукушка хвалит петуха за то, что (хвалит он кукушку), у сильного всегда (бессильный виноват).Конкурс на лучшего актера пантомимы. | Дети выбирают басню, не видя названия, с помощью жестов изображают написанное, все узнают басню. | ||||
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | |||||||
Работа с текстом басни. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк на псарне». Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? Кто такой ловчий? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя Подготовленный ученик читает басню. | |||
1. Слушание выразительного чтения учеников. | Беседа по прослушанному. -Понравилось ли вам чтение басни Крылова? - Кому из ребят удалось лучше передать характерные черты персонажей басни? –Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление? - Можно ли его описать аллегорически? | Дети слушают, дают свои оценки. Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания) Дети читают историю басни (стр. 58) | |||||
2.Выразительное чтение учащимися. | Инсценирование. Формирование артистических способностей через творческое задание; оценка выступлений. Выполняет роль консультанта. - Какой группе удалось точнее изобразить происходящее? | Чтение басни по ролям (3-4 группы) Дети дают обоснованный ответ. | |||||
3. Словесное рисование. | Метод словесного рисования | -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему | ||||
4. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова | Наглядный, частично-поисковый | Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему? | Отвечают на вопрос. | ||||
-Изменилось ли ваше восприятие басни? Мораль. Что это такое? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | ||||||
Этап 5. Закрепление полученных знаний | |||||||
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни. | Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач | Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.Над какими пороками человека смеется автор. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением? 2 группа. Какие слова басни звучат как крылатые выражения, пословицы? | |||
Этап 6. Подведение итогов урока | |||||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | В каких ситуациях эта басня может служить уроком? | Ответы детей на вопрос? | |||
2.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | ||||
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Дифференцированное домашнее задание. 1.Инсценировка басни (чтение наизусть). 2.Нарисовать иллюстрацию к басне. | Запись задания в дневники. | ||||
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Карту успеха» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...
Методическая разработка урока по сказкотерапии в 3 классе. Тема:"Лисичка-сестричка и волк"
Урок начинается с организации начала урока "Ритуал "входа" в сказку". На уроке дети загадывают загадки о лисе. Дети слушают содержание сказки "Лисичка-сестричка и волк", смотрят иллюстрации к сказке. ...
Методическая разработка урока музыки в 1 классе по теме: " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк".
Цель этого урока: продолжить знакомство ребят с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки. ...
И.А.Крылов"Волк на псарне" Отражение исторических событий.
Открытый урок по русскому языку...
Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне».
Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне».Тип урока: комбинированный, обобщающий.Цель урока: создать условия для обобщения и систематизирования знаний обучающихся о басне как литературном жанре н...
презентация 5 класс, литература "И.А.Крылов "Волк на псарне"
Презентация к уроку литературы в 5 классе при изучении басни И.Крылова "Волк на псарне"....
урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"
урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"...