Рабочая программа по литературе к УМК В.Я. Коровиной. 8 класс
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему
Приложение
к общеобразовательной программе
МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
8 класс
I. Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Фольклор. Жанры фольклора.
− Литературные роды и жанры.
− Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
− Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое
отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художествен-
ном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
II. Содержание программы
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Выражение в фольклоре национальных черт характера.
Русские народные песни. Исторические песни. Частушки. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
Древнерусская литература
Религиозный характер древнерусской литературы.
“Житие Сергия Радонежского”.
Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.
Литература европейского Возрождения
М. Сервантес. Слово о писателе. Мастерство Сервантеса-романиста. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ
У. Шекспир. Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.
Сонеты: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); №130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм.
Д.И. Фонвизин.
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Недоросль».
Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
Театр европейского классицизма. Ж.-Б. Мольер.
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
И.А. Крылов.
Слово о баснописце.
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
К.Ф. Рылеев.
Слово о поэте.
Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке.
А.С. Пушкин.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).
Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.
Роман «Капитанская дочка».
Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и «справедливости». Роль эпиграфов.
Повесть «Пиковая дама».
Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Э.А. По. Слово о писателе.
Новелла «Падение дома Ашеров».
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.
М.Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Мцыри».
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.
Н.В. Гоголь.
Слово о писателе.
Комедия «Ревизор».
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.
Повесть «Шинель».
«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
А.Н. Островский.
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.
Ф.И. Тютчев.
Слово о поэте.
Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан».
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.
А.А. Фет.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Я тебе ничего не скажу…». «Культ мгновения» в лирике Фета.
Радость слияния человеческой души с миром природы.
А.К. Толстой.
Слово о писателе.
Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…».
Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.
Н. С. Лесков.
Слово о писателе.
Рассказ «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Художественная деталь как средство создания художественного образа.
Л.Н. Толстой.
Слово о писателе.
Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.
А. П. Чехов.
Слово о писателе.
Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
И. А. Бунин.
Слово о писателе.
Рассказ «Танька». Нравственный смысл произведения.
Рассказ «Кавказ». Художественное мастерство И. А. Бунина-прозаика.
А. И. Куприн.
Слово о писателе.
Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.
Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.
М. Горький.
Слово о писателе.
«Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
А.А. Блок.
Слово о поэте.
Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…».
Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.
В.В. Маяковский.
Слово о поэте.
Стихотворение «О дряни».
Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
А.А. Ахматова.
Слово о поэте.
Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.
Б.Л. Пастернак.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…».
Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
С. А. Есенин.
Слово о поэте.
Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
И.С. Шмелёв.
Слово о писателе.
Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
А.Т. Твардовский.
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок».
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».
Литература народов России
М. Карим
Слово о писателе.
Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник».
М. М. Зощенко».
Слово о писателе.
Сатира и юмор в рассказах Зощенко.
«История болезни. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.
Рассказ «Жертва революции». Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.
М. А. Осоргин.
Слово о писателе.
Рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
Н.А. Заболоцкий.
Слово о писателе.
Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…».
Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.
В.М. Шукшин.
Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал», «Чудик».
Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Б.Ш. Окуджава.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс».
Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.
В.С. Высоцкий.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».
Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В. П. Астафьев.
Слово о писателе.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.
В. Скотт.
Слово о писателе.
«Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.
Выделен курсивом в тексте материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки обучающихся.
III. Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов |
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА | |
Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. | 1 |
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР |
|
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Русские народные песни. Исторические песни. Частушки. | 1 |
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
|
Религиозный характер древнерусской литературы. | 1 |
“Житие Сергия Радонежского”. Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии". | 1 |
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». | 1 |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | 1 |
Литература европейского Возрождения |
|
М. Сервантес. Слово о писателе. Мастерство Сервантеса-романиста. | 1 |
Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ. | 1 |
У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. | 1 |
Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. | 1 |
Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. | 1 |
Сонеты: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); №130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА | |
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа». | 1 |
Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. | 1 |
Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. | 1 |
Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. | 1 |
Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии. | 1 |
Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”» | 1 |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 1 |
Театр европейского классицизма. Ж.- Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. | 1 |
«Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы. | 2 |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА |
|
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов. | 1 |
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
| 1 |
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. | 1 |
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). | 1 |
Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. | 1 |
Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. | 1 |
Исторические события и судьбы частных людей. | 1 |
Тема «русского бунта» и образ Пугачева. | 1 |
Гринев и Швабрин. | 1 |
Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. | 1 |
Тема милости и «справедливости». Роль эпиграфов. | 1 |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 |
Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика произведения. | 1 |
Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Особенности использования фантастического. | 1 |
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе |
|
Э.А. По. Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение. | 1 |
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Мцыри». | 1 |
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. | 1 |
Особенности композиции и смысл финала. | 1 |
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». | 1 |
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. | 1 |
Образ города и тема чиновничества. | 1 |
Хлестаков и хлестаковщина. | 1 |
Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы. | 1 |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | 1 |
Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. | 1 |
Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя. | 1 |
А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». | 1 |
Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского. | 1 |
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…». Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. | 1 |
«Предопределение», «Фонтан». Размышления Тютчева о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви. | 1 |
Р/р. Анализ лирического стихотворения. | 1 |
А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…». «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. | 1 |
А.К. Толстой. Слово о писателе. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого. | 2 |
Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. | 1 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведении. | 1 |
Р/р. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | 1 |
Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Художественная деталь как средство создания художественного образа. | 1 |
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. | 1 |
Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. | 1 |
Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров. | 1 |
Р/р. Сочинение – рассуждение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». | 1 |
Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого. | 1 |
А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА | |
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война). | 1 |
И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Танька». Нравственный смысл произведения. | 1 |
Рассказ «Кавказ». Художественное мастерство И. А. Бунина-прозаика. | 1 |
А. И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. | 1 |
Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. | 1 |
А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. | 1 |
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. | 1 |
М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига. | 2 |
А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, весна без конца и без краю…». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни. | 1 |
В.В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение «О дряни». Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы. | 1 |
А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали. | 1 |
С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | 1 |
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | 1 |
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | 1 |
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы, ее читательская судьба. | 1 |
Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок». Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. | 1 |
Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце». | 1 |
Литература народов России |
|
М. Карим. Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского. | 1 |
Писатели улыбаются |
|
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». | 1 |
М. М. Зощенко». Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. «История болезни. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. | 1 |
Рассказ «Жертва революции». Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко. | 1 |
М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 |
Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого. | 1 |
В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы: «Срезал», «Чудик». | 1 |
Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. | 1 |
Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры. | 1 |
В.С. Высоцкий. Слово о поэте. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений. | 1 |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. | 1 |
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. | 2 |
Р/р. Классное сочинение - размышление «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» | 1 |
Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе. | 1 |
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | 1 |
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события. | 1 |
Итого: | 102 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_k_umk_v.ya_._korovinoy._8_klass.docx | 54.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к общеобразовательной программе
МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
8 класс
- Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Фольклор. Жанры фольклора.
− Литературные роды и жанры.
− Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
− Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое
отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художествен-
ном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
II. Содержание программы
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Выражение в фольклоре национальных черт характера.
Русские народные песни. Исторические песни. Частушки. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
Древнерусская литература
Религиозный характер древнерусской литературы.
“Житие Сергия Радонежского”.
Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.
Литература европейского Возрождения
М. Сервантес. Слово о писателе. Мастерство Сервантеса-романиста. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ
У. Шекспир. Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.
Сонеты: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); №130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм.
Д.И. Фонвизин.
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Недоросль».
Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
Театр европейского классицизма. Ж.-Б. Мольер.
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
И.А. Крылов.
Слово о баснописце.
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
К.Ф. Рылеев.
Слово о поэте.
Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке.
А.С. Пушкин.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).
Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.
Роман «Капитанская дочка».
Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и «справедливости». Роль эпиграфов.
Повесть «Пиковая дама».
Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Э.А. По. Слово о писателе.
Новелла «Падение дома Ашеров».
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.
М.Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Мцыри».
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.
Н.В. Гоголь.
Слово о писателе.
Комедия «Ревизор».
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.
Повесть «Шинель».
«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
А.Н. Островский.
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.
Ф.И. Тютчев.
Слово о поэте.
Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан».
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.
А.А. Фет.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Я тебе ничего не скажу…». «Культ мгновения» в лирике Фета.
Радость слияния человеческой души с миром природы.
А.К. Толстой.
Слово о писателе.
Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…».
Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.
Н. С. Лесков.
Слово о писателе.
Рассказ «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Художественная деталь как средство создания художественного образа.
Л.Н. Толстой.
Слово о писателе.
Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.
А. П. Чехов.
Слово о писателе.
Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
И. А. Бунин.
Слово о писателе.
Рассказ «Танька». Нравственный смысл произведения.
Рассказ «Кавказ». Художественное мастерство И. А. Бунина-прозаика.
А. И. Куприн.
Слово о писателе.
Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.
Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.
М. Горький.
Слово о писателе.
«Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
А.А. Блок.
Слово о поэте.
Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…».
Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.
В.В. Маяковский.
Слово о поэте.
Стихотворение «О дряни».
Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
А.А. Ахматова.
Слово о поэте.
Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.
Б.Л. Пастернак.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…».
Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
С. А. Есенин.
Слово о поэте.
Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
И.С. Шмелёв.
Слово о писателе.
Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
А.Т. Твардовский.
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок».
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».
Литература народов России
М. Карим
Слово о писателе.
Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник».
М. М. Зощенко».
Слово о писателе.
Сатира и юмор в рассказах Зощенко.
«История болезни. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.
Рассказ «Жертва революции». Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.
М. А. Осоргин.
Слово о писателе.
Рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
Н.А. Заболоцкий.
Слово о писателе.
Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…».
Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.
В.М. Шукшин.
Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал», «Чудик».
Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Б.Ш. Окуджава.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс».
Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.
В.С. Высоцкий.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».
Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В. П. Астафьев.
Слово о писателе.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.
В. Скотт.
Слово о писателе.
«Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события.
Выделен курсивом в тексте материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки обучающихся.
III. Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов |
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА | |
Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. | 1 |
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР | |
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Русские народные песни. Исторические песни. Частушки. | 1 |
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | |
Религиозный характер древнерусской литературы. | 1 |
“Житие Сергия Радонежского”. Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии". | 1 |
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». | 1 |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | 1 |
Литература европейского Возрождения | |
М. Сервантес. Слово о писателе. Мастерство Сервантеса-романиста. | 1 |
Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ. | 1 |
У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. | 1 |
Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. | 1 |
Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. | 1 |
Сонеты: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); №130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА | |
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа». | 1 |
Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. | 1 |
Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. | 1 |
Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. | 1 |
Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии. | 1 |
Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”» | 1 |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 1 |
Театр европейского классицизма. Ж.- Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. | 1 |
«Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы. | 2 |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | |
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов. | 1 |
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | 1 |
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Характерные особенности жанра. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. | 1 |
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). | 1 |
Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. | 1 |
Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. | 1 |
Исторические события и судьбы частных людей. | 1 |
Тема «русского бунта» и образ Пугачева. | 1 |
Гринев и Швабрин. | 1 |
Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. | 1 |
Тема милости и «справедливости». Роль эпиграфов. | 1 |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 |
Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика произведения. | 1 |
Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Особенности использования фантастического. | 1 |
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе | |
Э.А. По. Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение. | 1 |
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Мцыри». | 1 |
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. | 1 |
Особенности композиции и смысл финала. | 1 |
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». | 1 |
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. | 1 |
Образ города и тема чиновничества. | 1 |
Хлестаков и хлестаковщина. | 1 |
Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы. | 1 |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | 1 |
Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. | 1 |
Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя. | 1 |
А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». | 1 |
Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского. | 1 |
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…». Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. | 1 |
«Предопределение», «Фонтан». Размышления Тютчева о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви. | 1 |
Р/р. Анализ лирического стихотворения. | 1 |
А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…». «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. | 1 |
А.К. Толстой. Слово о писателе. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого. | 2 |
Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. | 1 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведении. | 1 |
Р/р. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | 1 |
Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Художественная деталь как средство создания художественного образа. | 1 |
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. | 1 |
Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. | 1 |
Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров. | 1 |
Р/р. Сочинение – рассуждение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». | 1 |
Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого. | 1 |
А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА | |
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война). | 1 |
И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Танька». Нравственный смысл произведения. | 1 |
Рассказ «Кавказ». Художественное мастерство И. А. Бунина-прозаика. | 1 |
А. И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. | 1 |
Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. | 1 |
А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. | 1 |
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. | 1 |
М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига. | 2 |
А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, весна без конца и без краю…». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни. | 1 |
В.В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение «О дряни». Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы. | 1 |
А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали. | 1 |
С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | 1 |
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | 1 |
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | 1 |
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы, ее читательская судьба. | 1 |
Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок». Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. | 1 |
Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце». | 1 |
Литература народов России | |
М. Карим. Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского. | 1 |
Писатели улыбаются | |
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». | 1 |
М. М. Зощенко». Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. «История болезни. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. | 1 |
Рассказ «Жертва революции». Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко. | 1 |
М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 |
Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого. | 1 |
В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы: «Срезал», «Чудик». | 1 |
Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. | 1 |
Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры. | 1 |
В.С. Высоцкий. Слово о поэте. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений. | 1 |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. | 1 |
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. | 2 |
Р/р. Классное сочинение - размышление «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» | 1 |
Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе. | 1 |
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | 1 |
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события. | 1 |
Итого: | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе. 9 класс. Учебник Коровиной.
Только пояснительная записка....
Рабочая программа по литературе для 7 класса Коровина.
Рабочая программа по литературе на основе учебника Коровиной для 7 класса разработана на 70 часов....
Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...
рабочая программа по литературе в 5 классе. Коровина
Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 5 класс...
рабочая программа по литературе 8 кл. умк Коровиной
рабочая программа по литературе 8 кл....