"Формирование активного отношения к действительности на уроках литературы"
статья по литературе по теме
Главная общая цель изучения литературы в современной школе - ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру.
В своей статье автор предложил некоторые методические приемы для уроков литературы, активизирующие не только процесс познания, но и духовный рост личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_aktivnoy_zhiznennoy_pozitsii_na_uroke_literatury.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В наши дни, когда экономика и политика видят свою высшую цель в служении человеку, когда неимоверно вырастает роль социальной и школьной педагогики, насущной задачей становится гуманизация и гуманитаризация образования. Литература – одна из гуманнейших дисциплин, сопрягающая в себе полифункциональность и педагогическую направленность.
Одна из главных задач современного образования - научить молодых людей учиться, помочь накопить каждому школьнику критическую массу знаний и навыков, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования.
Главная общая цель изучения литературы в современной школе - ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру. Речь, таким образом, идет о воспитании читателя и через читательские качества, с их помощью - о формировании всесторонне и гармонично развитой личности.
Воспитательные задачи сопряжения литературного и жизненного не освобождают учителя от тщательного анализа многочисленных проблем, поставленных в произведениях XIX и ХХ веков в контекстах данного произведения, Автора, Времени, традиции с выходом на общечеловеческое.
Культурологическая глубина и широта исследования на уроке обеспечивают активизацию мыслительных способностей учащихся. Преодоление временных, географических, национальных границ - это тоже важнейший прием активизации деятельности класса на уроке. Культурологический принцип обучения русской литературе приобретает особое значение в связи с переменами в современном обществе, повлекшими за собой большие изменения в идеологии и мировоззрении, культуре и ценностных установках людей.
Художественное произведение является своеобразным средством выражения автором духовной культуры определенного народа, важнейшей формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения традиций. В силу этого, изучая литературу, учащиеся должны приобретать культурологическую компетенцию, без чего невозможно формирование личности, обладающей духовными и нравственными ценностями. В результате процесс изучения произведения становится одновременно процессом усвоения социального и культурного опыта определенного народа. Например, при знакомстве с творчеством М. Шолохова необходимо обязательно проследить историю развития казачества на Руси, познакомиться с их традициями, особенностями жизненного представления, раскрыть сложность характера каждого героя как носителя национальных традиций. В своих произведениях М.Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Но только тогда читатель обнаружит душу этого народа, когда поймет его судьбоносную для России историю, когда увлечет его жизнь вольных казаков, представленная в произведениях Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
На уроках изучения устного народного творчества или во внеклассной работе возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Чтобы достичь движений души учащихся-учителей, стараюсь сделать уроки познавательными, побуждающими к исследованию открытию нового, желанию размышлять.
С чего начать? С интриги. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, облик мнениями, сопоставление разных точек зрения.
Центром урока литературы, по моему убеждению, остаётся художественное произведение. Активизировать внимание к звучащему тексту удается с помощью инсценировок, фрагментов концертов, конкурсов на лучшего рассказчика.
Читая тексты, необходимо помочь увидеть главное, например, ключевые слова в стихотворениях о зимнем утре:
Чтобы почувствовать образы, лучше читать тексты под музыку (например, П. И. Чайковского «Времена года»). Дефицит наглядности помогает преодолеть словесное рисование или изобразительное искусство. Ребята с удовольствием, иллюстрируют художественные произведения.
Можно использовать различные жанры форм обучения: урок – исследование («История создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Образ Петербурга в литературе ХХ века», «Самый непрочитанный поэт» - урок посвящен Николаю Гумилеву); урок- игра (Мифологический КВН, «Славна богатырями земля русская!»- состязания по былинам); уроки- семинары («Трагедия народа как тема литературы ХХ века», «Человек – вот правда» по творчеству М.Горького). В последние годы, в связи с особым вниманием в обществе к экономическим проблемам, возникли уроки-ярмарки, уроки – конкурсы, уроки-аукционы.
Особенной динамичностью, можно сказать, боевым характером, отличаются уроки – диспуты. Диспут в наибольшей мере раскрывает сущность идейной позиции; самой необходимостью четко формулировать точку зрения, исходные критерии оценок, собственные нравственно- эстетические ценности, он заставляет участников активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически. Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.
Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Тема диспута должна стать личностно значимой для каждого учащегося, без чего вряд ли можно говорить о формировании убеждений. Именно поэтому целесообразно избирать темы, предложенные учащимися. Формулировать вопросы к диспуту можно остро, неожиданно, можно попробовать ответить на вопрос самого автора. Например, особый интерес у учащихся вызывают вопросы: «… так кто ж ты, наконец?»- по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена» - по сборнику рассказов «Темные аллеи» И.А.Бунина; «Поэзия - мучительный дар?»- по творчеству Валерия Брюсова; «Отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады?»- по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», «Истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»), «За и против Базарова ».
Успех преподавания русской литературы в школе в огромной степени зависит и от умения полностью раскрыть своеобразие изучаемого произведения, его живой поэтической сути. Первое знакомство с писателем в школе оказывается последним в том случае, если учителю не удается зародить интерес к личности и творчеству писателя.
Изучение литературы в школе нуждается в активном читательском сотворчестве, которое предполагает конкретность восприятия художественных образов, способность к постижению художественных обобщений.
Учителю- словеснику необходимо научить школьников проникать в глубину поэтических ассоциаций, рождающих художественные образы, рассматривать языковую ткань художественного произведения. Умению рассматривать языковую ткань художественного произведения учит лингвистический анализ текста. Представляя собой основу лингвострановедческого, лингвостилистического, литературоведческого анализа, лингвоанализ является главным приемом активизации урока, помогающим постигнуть учащимися живую целостность изучаемого материала. Лингвоанализ, по определению Н.М.Шанского, предполагает «учет специфических черт языка художественной литературы, как принципиально иного, нежели литературный язык, явления лингвистической действительности, всегда выполняющего наряду с коммуникативной функцией также и эстетическую». Он предусматривает: обязательную оглядку на излагаемый «план содержания» и сопровождающие его внеязыковые факты, в первую очередь, на зависимость языковых средств от темы и содержания произведения, художественную и идейную позицию автора, его жизненный опыт, биографию, литературные пристрастия. Лингвоанализ позволяет учащимся понять и прочувствовать глубину переживаний поэта или писателя, учит вдумываться в каждое слово, каждый звук произведения. Например, что можно сказать о пушкинской строке «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа»? Какой смысл вложил великий поэт в эти слова? Александрийский столп обыкновенно связывают с Дворцовой площадью в Петербурге и колонной, поставленной в честь победы в войне 1812 года в эпоху Александра I. Но почему «александрийского», а не «Александровского»? Только глубокий анализ позволит выявить происхождение и смысл этого образа у Пушкина. Поэт знал и употреблял прилагательное «Александровский», но наш эпитет в сочетании с «столпом» означает Александрийскую, то есть Помпееву колонну в Александрии - одно из чудес света античных времен. Дерзость поэта очевидна: он называет свою поэзию восьмым чудом света. И поэзия, настоящая поэзия, объявляется поэтом выше всех рукотворных, материальных памятников культуры. Не о гордыне Пушкина эта строка, а о высоте и величии боговдохновенной поэзии.
Одним из современных педагогических технологий, способствующей организации активной совместной деятельности на уроках учащихся и педагога, считается педагогическая мастерская. Педагогическая мастерская любого «жанра» (построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций или смешанного типа) всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения.
Педагогические мастерские - это новая технология, которая по всей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие:
- ученик должен действовать автономно и рефлективно;
- использовать различные средства интерактивно;
- входить в социально- гетерогенные группы и функционировать в них.
Необходимым условием организации мастерских является умелое сочетание учения, общения и творчества. Образовательный компонент должен гармонировать с творчеством, мыслями учащихся. Мастерские дают обильный материал для рефлексии и последующей деятельности педагога.
Например, в мастерской «Крым – источник вдохновения» индуктором могут быть вопросы: Почему с Крымом связано так много литературных имён? Почему о Крыме писали все поэты, ступившие на эту землю?
На втором этапе – создаётся творческий продукт: из разроненных частей знаний об исторических событиях, произведений поэтов, посетивших Крым.
Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности способствует формированию новых информационных запросов, для разрешения которых учащиеся предлагают свои гипотезы, версии. На этом этапе работы можно предложить групповую работу по наблюдениям.
На последнем этапе предлагаются моменты социализации и общей рефлексии, которые являются своеобразным выходом на новую систему проблем.
С мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый ученик уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-то пусть маленького, открытия.
Особое значение для активизации умственной деятельности учащихся имеют приемы осуществления обратной связи. В течение урока все умственные действия учащихся незаметно перетекают одно в другое, потому что есть один проводник – учитель, ведущий класс от проблемной экспозиции к кульминации и развязке урока. Но каждый урок предполагает осуществление обратной связи с учеником: он должен уметь самостоятельно воспроизводить, оценивать, анализировать художественное произведение. Развитию внимательности и осмысленности чтения, умения прогнозировать особо важные моменты урока помогают различные викторины, тесты, составление словарей на предложенную тему. Можно также предложить составить справочники- таблицы. Например, справочник, объединяющий информацию о произведениях с одинаковым названием: «Словарь говорящих имен и фамилий», «Географическую карту произведений» (в каком городе или населенном пункте происходят события), Карту путешествия Пушкина. Вызывает интерес составление тематических сборников: «Русские писатели и поэты XIX века о природе», «Поэт и поэзия», «Тема любви в творчестве поэтов Серебряного века».
Поэтическая разминка на уроке- лучший способ создания проникновенной, лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку. Побуждают к чтению следующие задания: «Продолжите строчки…», «Вспомните поэтические строчки о любви» (например, по творчеству Тютчева и Фета), «Определите по началу и продолжите произведение».
А выразительное чтение наизусть учителем своего любимого стихотворения по изучаемой теме развивает интонационную память учащихся, воспитывает познавательный интерес к лирическим произведениям.
Приемы активизации познавательной деятельности могут провоцировать не только читательскую активность, но и артистические наклонности. Учащимся очень интересно представлять себя в роли актера или режиссера, когда они проявляют свободу творчества и выражения. Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций, придумать и нарисовать медали к юбилейным датам. Также можно устроить «Салон», где «внутреннее» содержание героя должно передаваться внешностью. «Будущие модельеры» разрабатывают свои модели одежды для Ярославны и Игоря, князя Мышкина и Настасьи Филипповны, Мастера и Маргариты, Кабановой и Катерины; группа «будущих историков, археологов» знакомит их с историей костюма, аксессуаров; группа «будущих музыкантов и поэтов» готовит музыкальное и поэтическое обрамление; «будущие художники, дизайнеры» устраивают декорации, продумывают бутафорию. Эта творческая работа развивает понимание художественного мира писателя, помогает почувствовать символику художника и осознать идею творчества писателя.
К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание – посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа. На Кутузова смотрим глазами Андрея Болконского, Наташи Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогут ученикам понять главную «мысль народную» Л.Н.Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих. Интересны учащимся и такие задания, как написать монолог Е.Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете, составить диалог Максима Максимыча и Григория Печорина на могиле Бэлы. Или составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат Обломова, шинель Акакия Акакиевича, гармонь Василия Теркина? Такие приемы помогают учителю следить за личностным восприятием учащихся, проанализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения. Результатом творческого осмысления окружающей жизни и природы, участия в общественной жизни, изучения литературы являются сочинения. Сочинение - главная форма обратной связи- долгое время в традиционно-учебных понятиях служило своеобразной итоговой работой по прохождении темы.
Сегодня учащиеся должны владеть навыками составления заметок, зрительских и читательских отзывов, рецензий, очерков, конспектов и тезисов, аннотаций, анализа и исследования литературного эпизода. Но самое главное - нужно помнить, что обучение сочинениям требует особенно чуткого, индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к работе, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом. Большой интерес вызывают у учащихся «Размышления вслед за писателем»: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М.Достоевский;
«Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце, и через все человеческие сердца…» А.И.Солженицын. Учить школьников отражать в сочинении свои мысли, чувства, настроения, иначе говоря, свою личность - это значит учить познавать окружающий мир, вырабатывать свою точку зрения на изучаемый предмет, приобщать к тому, что уже известно людям, свои наблюдения, выводы, анализировать свои представления, поступки, намерения. Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологической. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями. Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение и бескорыстная любовь к художественной литературе, совместное постижение ее вечных вопросов, загадок и нравственных уроков помогут в современном мире возродить интерес к искусству слова, приобщить к прекрасному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Развитие творческой активности и самостоятельности на уроках литературы.
Существует много подходов к самостоятельности и творчеству, но всех их объединяет нацеленность на побуждение учащегося к самостоятельному изучению, поиску нового. Нового, – в котором...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
«Учебная игра как один из активных методов обучения на уроках литературы».
Игра - один из активных методов обучения. О типах и видах учебных игр на уроках литературы рассказывает данная статья....
Дискуссия: «Идеал или подлец?» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»). Проектирование активных методов обучения на уроках литературы.
1. Тема дискуссии и объект родился неожиданно, но готовились мы к ней особенно: в центре внимания - человеческие качества героя, а значит, и нас тоже. Именно эта ситуация – хорош ил...