Литературный вечер "Тарас Шевченко"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия , посвященное 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко.
«Скорбела душа Кобзаря».
Цели: -познакомить учащихся с жизнью и творчеством Т.Шевченко;
-пробудить в детях интерес к творчеству поэта;
-воспитывать в детях толерантность и чувство родства со славянскими народами.
Оборудование: компьютер, медиа проектор (для показа презентации о Т.Шевченко), книги поэта, картины Шевченко.
Участники: учащиеся 8-11 классов.
Ход мероприятия:
- Оргмомент
- Вступительное слово:
Что вы знаете об Украине?
А кто из вас знает, кто такой Т.Г.Шевченко?
Чтение стихотворения Шевченко «Завещание».
Эпиграфом нашего мероприятия будут строки Н.Некрасова, посвященные Шевченко:
«…он все изведал: тюрьму петербургскую, справки, доносы, жандармов любезности, всё-и раздольную степь оренбургскую…»
Посмотрите внимательно на портрет, и скажите каким, на ваш взгляд, человеком был Тарас Григорьевич (презентация)
Знакомство с биографией поэта (просмотр презентации и сообщение учителя литературы)
Шевченко родился 9 марта 1814 г. в селе Моринцы, Звенигородского уезда, Киевской губернии. Родители: Григорий Иванович и Катерина Якимовна- были крепостными крестьянами у помещика Энгельгарта. В 1822 году Шевченко отдают в науку в село Кирилловку. Там его определяют в церковь служкой. Батюшка, увидев желание Тараса учиться, по ночам обучает его грамоте и арифметики. В 1823 г умирает мать, а 1825 г – отец. Тарас Григорьевич остается круглым сиротой, батюшка из Кирилловки оставляет его при церкви. За время обучения и жизни в церкви у него проявляется талант к рисованию, первыми его учителями были монахи-иконописцы. В 12 лет Шевченко вернулся в родное село. Батюшка, который переживал и помогал ему, умер, а новый-выгнал его, сказав ему, что он лишний рот. В 15 лет Тарас был зачислен в дворовую челядь. Сначала был поваренком, затем комнатным слугой. По ночам или в свободную минутку он рисовал. Помещик, заметив талант Шевченко, отдает его на обучение к мастеру живописи Ширлеву. У мастера он обучался 4 года. Когда умирает помещик, Тараса отправляют на службу к тестю Энгельгарта на Смоленщину. Шевченко очень понравился тестю старого помещика, он делает Шевченко комнатным художником. Шевченко оттачивает мастерство художника, перерисовывая картины известных художников. Затем Тарас по приказу нового барина был отдан на обучение в Новгород к Иоганну-Батисту Лампе-младшему. Стажируется Шевченко в Петербурге, расписывая стены театров. Там его замечает И. Сошенко, а тот знакомит его с К. Брюлловым и В. Жуковским. В 1838 г Брюллов и Жуковский выкупили Шевченко, освободив его от крепостничества. К. Брюллов берет его под опеку и Шевченко становится его лучшим учеником (просмотр картин Т.Шевченко).
Какова тематика его картин? Как вы думаете, почему его выбор пал на изображение простых людей? А что его привлекало в природе? Почему?
Но параллельно с живописью он начинает писать стихи. По собственному признанию Шевченко, талант в нем пробудился светлой ночью 1837 г. Первое его стихотворение было посвящено женской доле и называлось «Порченая» (чтение данного стихотворения и его обсуждение). В 1840 г выходит первая книга стихов Шевченко, которая называлась «Кобзарь». Данное название закрепилось и за Шевченко и стало его вторым именем.
Шевченко был и Оренбургском крае с 1847 по 1857 год. В нашем краю он отбывал ссылку за оскорбление матери Александра Второго. Шевченко написал о ней небольшое стихотворение, которое вызвало настоящий переполох при дворе:
«А царица-что опенок, несчастный и убогий:
И сухая, и длинные ноги,
И бедняга непрестанно трясет головою.
Вот она –богиня эта?!
Горе мне с тобою!
Я тебя, такую куклу, не видав ни разу,
И поверил тупорылым твоим виршемазам!»
По прибытии в Оренбург его встретили украинцы, выпросив у губернатора Обручева разрешение о поселении Шевченко у них до определения его дальнейшей судьбы. 10 дней он пробыл у земляков, затем, одев Шевченко в военную форму, этапировали в Орск. В Орске он узнал, что такое настоящая муштра. А еще Шевченко угнетало то, что ему запретили писать и рисовать. Но он нашел выход: он вырезал из бумаги кружочки, скреплял их между собой, писал стихи, или рисовал и прятал в голенище солдатских сапог. Такие книжки Кобзаря получили название халявные («халява»-голенище). В 1848 г Шевченко отправляют в крепость, расположенную в устье Сыр-Дарьи. Бутаков- начальник крепости пишет Обручеву письмо, в котором просит у губернатора разрешение включить Шевченко в члены экспедиции на Аральское море в качестве казенного рисовальщика. Получив разрешение, Бутаков забирает под свое покровительство Шевченко. После экспедиции Шевченко живет в Оренбурге у Бутакова. Сохранился дом, в котором жил Шевченко, в настоящее время там находится музей поэта. Расположен этот дом на улице 8 марта 33. Шевченко дружил с людьми разных национальностей. Его интересовала жизнь и легенды татар, башкир, киргиз. В Оренбурге он написал такие произведения о быте киргиз как: «Близнецы», «Художник», «Княгиня» и др.
В июне 1857 г из Петербурга пришел документ о его освобождении, но Шевченко запретили посещать и жить в столицах. Год тянулась борьба за разрешение Шевченко жить в столицах. Друзья отстояли право Шевченко, и в 1858 г он побывал в Москве и Петербурге. В Петербурге он знакомится с негритянским актером Айром Олдриджем, пишет его портрет. Также часто вспоминал встречу с С.Т. Аксаковым. Осенью он принимает решение переехать в Украину, поселиться и умереть на родине. Шевченко пишет письмо и просит разрешение купить участок для строительства дома. Получив разрешение, он сам разрабатывает проект дома. Но его мечтам не суждено было сбыться. В начале зимы состояние его здоровья ухудшается (в ноябре он заболел водянкой). 25 февраля 1861 г Т. Шевченко умирает, 28- его похоронили на Смоленском кладбище Петербурга, а 10 июня его тело было перезахоронено на Черничной горе недалеко от его деревни.
Эстафета «Эрудит» по биографии Шевченко (цель: проверить внимательность и память учащихся по полученной информации).
Учащиеся делятся на 2 команды.
Вопросы командам задаются по очереди, если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде. За правильный ответ команда получает один балл. Баллы фиксируются на доске.
- Представителем, какого народа был Т. Шевченко?
- Где и когда родился поэт?
- К какому сословию принадлежали родители поэта?
- Чем еще увлекался Шевченко помимо написания стихов?
- Назовите людей, которые выкупили Шевченко из крепостничества?
- Кому было посвящено стихотворение, за которое поэт попал в ссылку?
- Где отбывал ссылку Шевченко?
- Назовите годы ссылки поэта?
- Жизнью, каких народов интересовался поэт, находясь в Оренбурге?
- Назовите произведения, которые были написаны за время ссылки?
- Чем запретили заниматься Шевченко во время ссылки?
- Как назывались его тайные книжки?
- Как называлась первая книга стихов поэта, название которой закрепилось за поэтом и стало его вторым именем?
- С каким писателем (нашим земляком) познакомился Шевченко после ссылки?
- В каком году умер поэт?
- На каком кладбище Петербурга был похоронен Шевченко?
- А где в настоящее время покоится тело поэта?
- Назовите улицу Оренбурга, на которой находится музей Шевченко?
Конкурс чтецов.
Приглашаются по одному участнику из команд.
Стихи читаются без подготовки («В каземате», «В неволе я один скучаю»)
Подведение итогов.
А закончить наше мероприятие я хочу стихотворением «Молитва». Я прошу лишь вслушаться в строки стихотворения и пропустить его через сердце. О чем просит человек Бога, на долю которого выпало столько испытаний? А чем просили бы вы, оказавшись на месте Шевченко? Вслух можете не говорить. Это ваше личное дело.
Итог занятия: что вам запомнилось больше всего из жизни Шевченко?
Какова тематика его стихов?
Если вас заинтересовала жизнь Т. Шевченко, то его жизнь описана в трудах исследователей М. С. Клипиницера, Л.Н. Большакова. А если вас заинтересовало его творчество, то идите в библиотеку и берите сборник его стихов и наслаждайтесь его творчеством!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по повести Андрея Шевченко "Стиснутые"
Наш современник Андрей Шевченко попытался найти ответ на самый волнующий вопрос всего человечества: "В чем смысл жизни человека?". Эту повесть можно рекомендовать для учащихся 11 класса в разделе "Сов...
Календарно-тематическое планирование "Духовное краеведение Подмосковья" (по Л.Л.Шевченко)
Календарно-тематическое планирование на два года и пояснительная записка по предмету "Духовное краеведение Подмомковья" (по Л.Л.Шевченко)...
Классный час в 8 классе "В ком нет любви к стране родной,те сердцем нищие калеки" Т.Г.Шевченко
классный час в 8 классе "В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки" Т.Г.Шевченко...
Занятие по духовно-нравственному воспитанию по программе Л.С.Шевченко "Добрый мир" - "Добрым быть совсем не просто"
ЗАДАЧИ:- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.-Формировать в детях главные качества характера: волю, трудолюбие, выносливость. Научить доброте и стремлению к душевной чистоте...
ПОРТФОЛИО Шевченко Ольги Николаевны за 2012-2013 уч. года
Презентация подготовленна для конкурса "Лучшее портфолио учителя 2012-2013 уч. год"...
Страницы рабочей тетради по программе Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья"
Страницы рабочей тетради по программе Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья", составленные учителем МБОУ Лицей №6 г.Химки Васильевой Ольгой Викторовной для организации самостоятельной или фро...
рабочая программа по православной культуре 1 год обучения по программе Шевченко
рабочая программа по православной культуре 1 год обучения по программе Шевченко...