10 класс. Урок на тему: Семья Е.Базарова в романе "Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
10 класс. Урок на тему: Семья Е.Базарова в романе "Отцы и дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10 класс. Урок на тему: Семья Е.Базарова в романе "Отцы и дети" | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семья Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». (Главы 20-25)
Цель: показать отношение Базарова к родителям; выяснить, почему Базаров не мог остаться в родном доме; проследить перемены в поведении, образе мыслей и в отношении Базарова к Аркадию.
Таких людей, как они, в нашем большом свете
днём с огнём не сыщешь
Базаров о родителях
План урока:
I. Актуализация изученного
- Кто является главным героем этого произведения? Что вы о нём можете сказать?
Базаров Евгений Васильевич
- студент-медик, друг Аркадия, приехал к Кирсановым на каникулы
- нигилист (В Российской империи во 2 половине 19 века нигилистами называли молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй)
- Слово НИГИЛИСТ происходит от слова НИГИЛИЗМ – (от лат. nihil — ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862)
- Аркадий Кирсанов: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни пред какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (стр. 139)
«Мы, нигилисты, действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем»
- Какие нигилистические убеждения исповедует Базаров?
Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) - это беспощадное отрицание всего.
- В первой части романа происходит столкновение двух идей, двух представителей старшего и младшего поколений - Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Они сразу же испытывают неприязнь друг к другу, а потом выясняют отношения в полемике.
Отношение Базарова к природе
- Не видит красоту природы, не чувствует гармонии с ней.
- У него хозяйский взгляд на природу: "Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник".
По его мнению, природа создана не для пустого любования, а для того, чтобы ее изучать, преобразовывать, изменять по мере необходимости.
Отношение к искусству (противоречивость Базарова)
-Отрицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете? » — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги».
- О поэзии и поэтах:
- Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером (стр. 155)
стихи поэта называет «ерундой».
- О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит».
- Музыку считает занятием несерьезным.
Отношение к отцу во время игры на виолончели – стр. 154
- Но в то же время знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера.
Отношение к науке (противоречие Базарова)
- «Что такое наука – наука вообще? Есть науки, как и все ремёсла, звания; а наука вообще не существует вовсе»
- Но сам занимается естественными науками: ботаника, медицина.
- Занят медицинскими экспериментами. Откровенно гордится тем, что не тратит времени впустую.
- Считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”
Отношение к любви
А) До встречи с Одинцовой
- О любви Павла Кирсанова к княгине Р.: «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».
- «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».
- Об Анне Одинцовой: “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”.
Так оценивает Базаров прекрасный экземпляр “той же лягушки”
Б) Любовь к А.Одинцовой (любит горячо и страстно)
- «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко бы сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, что он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». – стр. 191
- Он признается ей в любви: «Я люблю вас, глупо, безумно…». – стр. 200
- Базаров отрицает религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Он утверждает необходимость революционных действий, критерий которых - польза для народа.
- Кому посвятил И.С.Тургенев своё произведение?
(В.Г.Белинскому,русскому революционному демократу, литературному критику, философу)
- "Отрицание - мой Бог, - пишет Белинский Боткину.
- В истории мои герои - разрушители старого - Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон ("Каин") и т.п. Рассудок для меня теперь выше разумности (разумеется - непосредственной), и потому мне отраднее кощунства Вольтера, чем признание авторитета религии, общества, кого бы то ни было…»
Учитель: В.Г.Белинский так же, как и Базаров, был сыном уездного лекаря и тоде прожил короткую жизнь.
II. Новая тема.
1. Беседа по 20,21 главам.
- Чтение сцены встречи родителей с Евгением (стр. 207)
(Т.показывает, с какой большой любовью родители Б.относятся к сыну)
Мать ласково называет его «Енюшкой», от волнения пошатнулась и, наверное, упала бы , если бы Б. не поддержал её.
Отец – старик глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, хотел остановить слёзы.
Вывод: Мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Т., силе его слова.
Лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения героев автор показывает их душевное состояние (например, деталь о чубуке, который прыгал между пальцами дрожащих рук отца)
- Что вы можете сказать об отце из прочитанных глав
- Бесплатно лечит крестьян, хотя уже отказывался от работы врача. – стр. 214 глава 21
- Человек трудолюбивый – стр. 211 (2)
- Старается не отставать от времени – стр 210-(1)
А) старается пополнить свои знания – читает медицинские журналы
Б) Толкует об учёных и науках, которые Евгений отвергает, над которыми смеётся.
А отец это делает, чтобы показать свою образованность.
- Настроен прогрессивно: переводит своих мужиков на оброк, хотя это ему не выгодно: душ у него мало, всего 22.
- Он гостеприимный хозяин, с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле.
- Любит много говорить
Что скажете о матери?
-Суеверна,
- Верит в Бога
- Боится лягушек
- Книг не читает
- Любит поесть, поспать, знает толк в хозяйстве
- в политике не разбирается
- Добрая и заботливая
Учитель:
- Любовь родителей к Базарову мы видим ещё из разговора отца с Аркадием – стр. 215-216,
- Как относится Базаров к своим родителям?
- Тоже любит (из разговора Б. с Аркадием) – стр. 217-218
- В первые моменты встречи с отцом с любовью вглядывается в него: «Эге-ге! Как он, однако, поседел, бедняга»,
Сядь лучше тут, на диван, да дай на себя посмотреть»
О матери: «Да, она у меня без хитрости»
Учитель:
- Если Б.любит своих родителей, тогда почему так быстро покидает их?
- Нет взаимной близости между ними, нет взаимопонимания
Стр. 209 (1)
Стр. 223
- Может, и любит своих родителей, но он себя считает нигилистом и поэтому не показывает своих чувств
Сцена отъезда Базарова. Родители огорчены – стр. 224 – 2) (гл. 21 ),
Стр. 225 1,2
Стр. 226 – гл. 22
Стр. 226 – начало 23 главы
III. Работа с эпиграфом
IV. Подведение итогов урока
V. Оценки
VI. Домашнее задание: Мини-сочинение "Базаров и его родители"
-По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- презентация. 1 урок по теме "Семья" 8 класс
Aim: to introduce the topic of family life through personal responses....
Урок по теме "Семья" по учебнику Биболетовой Н. З. в 10 классе
В конспекте изложен метериал о том, как: Развивить творческую активность детей;Разнообразить и внедрить новые методы работы при обучении английскому языку;Расширить и закрепить языков...
Обобщающий урок по теме "Семя" 6 класс
Урок направлен на формирование логического мышления, применение знаний в новой ситуации. Позволяет закрепить и углубить знания по теме....
Обобщающий урок по теме "Семья".2 класс.
Урок проводится в форме игры "Путешествие на корабле".Во время путешествия учащиеся посетят Остров Зверей,Пролив Бодрости,Залив Загадок,Бухту Находок.Ребята в игровой форме потренируются в...
Конспект урока по теме "Семья" в 5 классе по учебнику Биболетовой М.З. 5-6 класс
Обобщить знания лексики по теме «Моя семья»; развивать умения монологической, диалогической речи учащихся при выполнении упражнений, проектной деятельности; учить строить высказывания о своей се...
Английский язык 2 класс. Урок по теме "Семья и животные".
Систематизация знаний учащихся по данной теме. Развитие умения вести беседу, формирование логического мышления учащихся в процессе монологической речи. Урок-путешествие....
Презентация у уроку на тему "Образ Евгения Базарова"
Презентация у уроку по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети" - "Образ Евгения Базарова". Содержание: анализ образа Е. В. Базарова (портрет, происхождение, черты характера, отнешение к окружающим людям, вз...