«Главные герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы в 7 классе, целью которого является исследование характеров главных героев повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". "Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело". Слова К.Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Смысловое чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
учитель русского языка и литературы
МБОУ-Кокинская СОШ д.Скрябино
Выгоничского района Брянской области
Лямзина Ирина Павловна
Тема: «Главные герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Цель урока: исследование характеров главных героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Задачи:
- обучающие: учить работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль;
- развивающие: развитие умения анализировать художественный текст;
- воспитательные: формирование ценностного отношения к слову воспитание чувства патриотизма, товарищества.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, текст повести «Тарас Бульба», раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжаем работать с повести «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, чьи произведения не стареют, они остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в том, что он всю жизнь стремился к идеалу. Можем ли мы с вами назвать идеалом автора одного из героев повести? В этом и попробуем с вами сегодня разобраться.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке вы получили домашнее задание:
1) Подобрать цитатный материал, характеризующий главных героев повести. 2) Составить по 2 «толстых и тонких вопроса» по данному произведению. 3)Творческое задание: составить синквейн, нарисовать рисунок, сочинить стихотворение (на выбор).
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Цель урока?
Наш урок мы начнем с проверки того, хорошо ли вы ориентируетесь в тексте. Перед вами предложение из 2 главы, нужно восстановить авторский текст («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!») с.210
С главными героями повести Гоголь знакомит нас в самом начале произведения. Обратимся к тексту. Чтение по ролям.
Проверка Д/З
№1 Работа с текстом по рядам (раскрыть характеры главных героев, используя цитатный материал)
1 ряд – дает характеристику Тарасу Бульбе,
2 ряд – Остапу,
3 ряд – Андрию.
Слушайте друг друга внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища.
1 ряд) О Тарасе Бульбе необходимо говорить в разных аспектах:
как об отце, воине, товарище, защитнике Отчизны и веры. Его образ сложен и неоднозначен. Докажите…
Товарищество (клип) – как этот эпизод помогает нам лучше понять характер героя? (Это патриот своей Родины)
Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, такие разные по характеру и взглядам на жизнь.
2 ряд) В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака-сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа – путь верного служения родине, выполнение священного долга перед нею. Тарас Бульба для Остапа – идеал отваги, стойкости. Старший сын близок отцу не только по крови, но и по душе.
(Докажите правоту моих слов, используя цитатный материал. Чтение по ролям встречи Остапа с отцом - смелость)
(… Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом иноверцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов умереть за свою Родину…)
Казнь Остапа (слайд)
3 ряд) Образ Андрия - полная противоположность брату. Докажите…
(…. Гоголь показал различия братьев. Остап и Андрий почти ровесники, но они разные. Остап из героической эпохи. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции…)
Сценой казни сына, убитого рукой его собственного отца, Гоголь утверждает мысль о чём? (о Божьей каре за предательство и измену)
- Ребята, с текстом вы работать умеете. А вот внимательно ли вы читали повесть?
№2 Фронтальный опрос («толстые и тонкие вопросы): дополнить…
«Толстые и тонкие вопросы»
- Какова идея произведения Гоголя «Тарас Бульба»? (Патриотизм)
- Какую проблему рассматривает автор в своей повести? (Проблему подвига и предательства). Какой прием он использует? (прием антитезы)
- Какие черты Тараса Бульбы вы бы назвали главными и почему?
- Как звали коня Тараса Бульбы? (Черт)
- Какие сцены отражают самые напряженные моменты жизни Тараса Бульбы? (убийство Андрия, казнь Остапа, казнь Тараса Бульбы)
- Расскажите о смерти Андрия и гибели Остапа и Тараса Бульбы. Каковы были их последние слова?
- Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?
- Почему мы говорим о смерти Андрия, но гибели Остапа и Тараса Бульбы?
(Смерть может наступить при разных обстоятельствах. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, связанные с героизмом и подвигом).
В своих тетрадях запишите по рядам определения: «героизм», «предательство» «товарищество». Записать синонимы данных понятий.
Героизм – доблесть, подвиг, отвага, мужество.
Предательство – измена, трусость, дезертирство.
Товарищество – братство, дружба, приятельство.
К доске вызвать 2 учеников с проверкой д/з, синквейн на Остапа и Андрия без 1 строчки.
Можно ли вас назвать творческими людьми? В этом мы сейчас сможем убедиться… Проверка творческих заданий
1) Синквейн (у доски без первой строчки) О каком герое идет речь? Остап и Андрий… на разворотах доски
- О каком герое мы не записали синквейн? Прочитать с места…
2) Есть ли среди вас юные художники?
3) Есть ли среди вас юные поэты?
В начале урока мы сформулировали вопрос: «Можем ли мы с вами назвать идеалом автора одного из героев повести?» Готовы ли вы однозначно на него ответить? НЕТ!
5. Подведение итогов урока
Невозможно однозначно оценить произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». У каждого из вас возникает личное отношение к героям. Кто-то на стороне Тараса Бульбы, и ему понятны чувства этого героя; кто-то, напротив, осуждает его, проникается теплотой к его сыну Андрию. Это и есть «интерпретация произведения». Образ главного героя получился наиболее завершенным и полным. Он проникнут высокой поэзией отцовства. Тарас является таковым не только для своих сыновей, но и для казаков, доверивших ему командование над ними.
В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие черты национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к Родине, верность православной вере, готовность к подвигу и широту души. Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и значении, в массовости восстания, которое привело в смятение польских магнатов и шляхту, в героической борьбе украинских казаков против иноземных угнетателей». Герои никогда не погибают – они обретают бессмертие, потому что убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что их смерть не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа заключен героический пафос повести и жизнеутверждающее начало.
Рефлексия: составить «синквейн» на сегодняшний урок
Первую строку я уже написала. Ребята, сидящие за каждой партой, заполняют свою строку синквейна и передают листок дальше. Чтение
Домашнее задание.
1. Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой в повести Н.В. Гоголя», «Во имя чего можно совершить подвиг?»
2. Выписать в тетрадь крылатые выражения из повести «Тарас Бульба».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Васильевич Гоголь
Можем ли мы назвать идеалом автора одного из героев повести «Тарас Бульба»?
На прошлом уроке вы получили домашнее задание: 1) Подобрать цитатный материал , характеризующий главных героев повести. 2) Составить по 2 «толстых и тонких вопроса» по данному произведению. 3) Творческое задание: составить синквейн, нарисовать рисунок, сочинить стихотворение (на выбор).
Урок литературы в 7 классе Главные герои повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба»
Цель урока : исследование характеров главных героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Перед вами предложение из 2 главы, нужно восстановить авторский текст «Вот то гнездо, откуда … все те гордые и …, как львы! Вот откуда разливается … и … на всю Украйну!» Хорошо ли вы ориентируетесь в тексте?
Перед вами предложение из 2 главы, нужно восстановить авторский текст «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» Н.В.Гоголь Хорошо ли вы ориентируетесь в тексте?
Образ Тараса Бульбы
Образ Тараса Бульбы
Образ Тараса Бульбы
Образ Остапа
Образ Остапа
Образ Андрия
Образ Андрия
«Толстые и тонкие вопросы» ??? ???
«Толстые и тонкие вопросы» В своих тетрадях запишите по рядам определения : 1 ряд - « героизм », 2 ряд - « предательство », 3 ряд - « товарищество ». Запишите синонимы данных понятий.
О каком герое идет речь? Составление синквейна 1-я строка - слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме); 2-я строка - два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже); 3-я строка - три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме); 4-я строка - предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию; 5-я строка - слово, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Юные художники… Тарас Бульба рисунок ученика 7б класса Попова Матвея
Юные художники… Остап рисунок ученика 7б класса Попова Матвея
Юные художники… Андрий рисунок ученика 7б класса Попова Матвея
Юные поэты…
Можем ли мы назвать идеалом автора одного из героев повести «Тарас Бульба»?
Синквейн 1 Урок 2 3 4 5
Домашнее задание: Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой в повести Н.В. Гоголя», «Во имя чего можно совершить подвиг?» 2. Выписать в тетрадь крылатые выражения из повести «Тарас Бульба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Основополагающие вопросы и план проекта по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)...
Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...
«Сложность и многогранность характеров главных героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Урок литературы...
Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая...
Дресс-код для героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (Детали, связанные с изображением одежды)
В статье исследуется роль деталей, связанных с изображением одежды в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба". В структуре произведения автор выделяет мотив "переодевания" и рассматривает,...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...