Анализ стихотворения Н. Заболоцкого "Чертополох" (презентация)
олимпиадные задания по литературе (10, 11 класс) на тему

ТКАЧЕНКО ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Материал иллюстрирует опыт автора в подготовке детей к олимпиадам по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_n.zabolotskogo_chertopoloh.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.ЗАБОЛОЦКОГО «ЧЕРТОПОЛОХ»

Слайд 2

Принесли букет чертополоха И на стол поставили, и вот Предо мной пожар, и суматоха, И огней багровый хоровод. Эти звезды с острыми концами, Эти брызги северной зари И гремят и стонут бубенцами, Фонарями вспыхнув изнутри. Это тоже образ мирозданья, Организм, сплетенный из лучей, Битвы неоконченной пыланье , Полыханье поднятых мечей, Это башня ярости и славы, Где к копью приставлено копье, Где пучки цветов, кровавоглавы , Прямо в сердце врезаны мое. Снилась мне высокая темница И решетка, черная, как ночь, За решеткой - сказочная птица, Та, которой некому помочь. Но и я живу, как видно, плохо, Ибо я помочь не в силах ей. И встает стена чертополоха Между мной и радостью моей. И простерся шип клинообразный В грудь мою, и уж в последний раз Светит мне печальный и прекрасный Взор ее неугасимых глаз.

Слайд 3

Чертополох - Преколючий красавец со скромным сиреневым венчиком обладает таким боевым характером, что его боятся даже черти, о чем свидетельствует само название этого растения. За чертополохом, сохраняющим форму и боеспособность даже после обрезки, повсеместно закрепилась слава самого воинственного цветка: у шотландцев он олицетворяет вызов и возмездие, на континенте служит эмблемой мужества и защиты, а в Китае символизирует стойкость и долголетие. К ИСТОРИИ ЦВЕТКА

Слайд 4

Чертополох — растение, в настоящее время ассоциируемое лишь с "колкостью, царапаньем". В прежние времена различные виды чертополоха ценились выше из-за приготовляемых из них лекарств, а также из-за воспринимаемой по-другому символики. Согласно античной традиции, чертополох может разрушать злые знаки и изгонять демонические силы. Хотя его в состоянии поедать лишь ослы, он может идти также в пищу людям; когда им питается беременная женщина, у нее родится мальчик. Поскольку чертополох после обрезки не теряет свою форму, он служит символом стойкости и долговечности (Китай). На христианском Западе это колючее растение, в частности ворсянка, напоминало о страданиях Христа и мучеников ("чем больше вам причинено страданий, тем выше они растут"). Белопятнистая расторопша ( Silybum marianum ) напоминала о материнском молоке Марии и считалась лекарством.

Слайд 5

АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ Где происходит действие? Как можно охарактеризовать это пространство? Реальное или нереальное? 3. В какой момент пространство вообще исчезает? 4. Какие предмета наполняют это пространство? (сказочные, волшебные, реальные. Символические, фантастические или что-то другое) 5. Есть ли у этого пространства свет? Цвет? Как это отражает основную мысль стихотоврения ?

Слайд 6

АНАЛИЗ ОБРАЗА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ВЫПИШИТЕ ВСЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОБРАЗУ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ («ПРИНЕСЛИ БУКЕТ ЧЕРТОПОЛОХА И НА СТОЛ ПОСТАВИЛИ») КТО ПРИНЁС БУКЕТ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНА В ЭТОЙ ФРАЗЕ ИНВЕРСИЯ? ОЖИДАЛ ГЕРОЙ УВИДЕТЬ В СВОЕЙ КОМНАТЕ БУКЕТ ЧЕРТОПОЛОХА? ЕСЛИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ, ТО КОМПОЗИЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В ЭТОМ ПЛАНЕ ИМЕЕТ ЧЁТКИЕ ГРАНИЦЫ. ПРОСЛЕДИТЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ВРЕМЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. К КАКИМ ВЫВОДАМ ВЫ ПРИХОДИТЕ? О ЧЁМ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ6 О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ ИЛИ БУДУЩЕМ? ИСПОЛЬЗУЯ ПРИЁМ ЦВЕТОГРАММЫ, ИССЛЕДУЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.

Слайд 7

Анализ образов в стихотворении Кто главный герой в стихотворении? Докажите текстом. Какие ассоциации вызывает каждый из героев стихотворения? (чертополох, Он, сказочная птица) 3. Какими художественными средствами созданы эти образы? 4. Составьте таблицу образов через основные каналы восприятия: образ видим слышим ощущаем чертополох Букет-пожар суматоха Огней хоровод Лирический герой (Он) Стена чертополоха, Взор её глаз - Живу плохо Сказочная птица (Она) Темница, решётка Некому помочь

Слайд 8

Анализ символов в стихотворении Образ-символ Ассоциативный ряд Звёзды «..звезда с звездою говорит» ( м.ю . Лермонтов «Выхожу один я на дорогу») «…одной звезды я повторяю имя» ( И.Анненский «Среди миров») Северная заря (Аврора) «.. Звездою севера явись» (А.С. Пушкин «Зимнее утро») Бубенцы (дорога) Колокольчик ( К.Бальмонт «Бубенцы», А.С. Пушкин «Бесы») Фонарь А.Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…», И.Бродский «Любовь» ( Я дважды пробуждался этой ночью и брёл к окну, и фонари в окне, обрывок фразы, сказанной во сне, сводя на нет, подобно многоточью, не приносили утешенья мне) решётка «Узник» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова («Сижу за решёткой в темнице сырой…» и «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня..»

Слайд 9

ОБРАЗ ЦВЕТКА В ЛИРИКЕ РУССКИХ ПОЭТОВ (приём СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА) А.С. Пушкин «Цветок» (Цветок засохший, безуханный /Забытый в книге вижу я…); А.А. Ахматова «Буду чёрные грядки холить..» (Буду чёрные грядки холить/Ключевой водой поливать// Полевые цветы на воле/ Их не надо трогать и рвать…); К. Бальмонт «Мимоза» (Мимоза невинной сияла красой/ Питал её ветер сребристой росой//) И. Бунин « Полевые цветы» (В блеске огней, за зеркальными стеклами/ Пышно цветут дорогие цветы/ Нежны и сладки их тонкие запахи/ Листья и стебли полны красоты//) М. Цветаева «Резеда и роза» (Один маня, другой с полуугрозой / Идут цветы блестящей чередой// Мы на заре клянёмся только розой/ Но в поздний час мы дышим резедой//)

Слайд 11

использованные ресурсы 1. Фон слайда – http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/231/70231091_248029.jpg 2. Портрет Н. Заболоцкого http:// fs00.infourok.ru/images/doc/188/214854/640/img5.jp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...