Урок чтения и развития речи в 5 классе Обобщение по теме"Осень"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бузоверова Надежда Алексеевна

Урок чтения и развития речи составлен для учащихся 5 класса . Тема: Обобщение по теме "Осень". Цель: Повторить и обощить изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_chteniya_i_r.r._5kl.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи в 5 классе

Тема: Обобщение  по теме «Осень».

Цель: Повторить и обобщить изученный материал.

Задачи: Продолжить     формировать основы читательской деятельности:

а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведений, речевые умения);

б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и устных высказываниях);

в) обогащение речи учащихся средствами литературы.

 Развивать умение анализировать произведение, объединённые одной темой.

 Воспитывать  любовь к родной природе, пробуждать интерес к предмету, чувство удовлетворенности результатами своей работы. 

Оборудование: выставка рисунков, карточки с заданием, словарные слова, карандаши,  экран, мультимедийный проектор, ноутбук, экран; учебник «Чтение», презентация к уроку.

                                                      Ход урока

I.Организационный момент 

Прозвенел звонок для нас! (слайд 2)

Встали все у парт красиво,

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Мы легонечко вздохнем.

И урок  начнём.

-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-Для этого на уроке будем работать все вместе, парами и самостоятельно. В течение  всего урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу по плану, который записан на оценочных листах. Давайте посмотрим.  (слайд 3) 

Зачитывание плана. Критерии оценок.

( А у Вали будут другие задания.)

- Как вы думаете, чтобы получить оценку «5», как нужно работать? (слайд 4)

«5» - тот, кто усердно работал на уроке, отвечал на вопросы, выразительно читал.

«4»  - на вопросы отвечал, но  прочитал не очень выразительно.

«3» - на вопросы мало отвечал,  прочитал невыразительно.

II. Постановка учебной задачи.

-Посмотрите за окно. Какое  время года у нас?

- Сколько времён года существует в природе?

- Назовите их.

- Художники, писатели, поэты, композиторы  по – разному,  по – своему изображали времена года: кто -  красками, кто – литературным словом, кто музыкальными звуками. 

- Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?  

- Я тоже люблю, но не всегда у меня получается.

- Помогите мне! Дело в том, что тема нашего урока спрятана в кроссворде.

 (слайд 5)

- Мы сейчас с вами дружно разгадаем его.

1. Шумит он в поле и в саду,

    А в дом не попадёт.

    И никуда я не пойду,

    Покуда он идёт. ( Дождь )  

 

2 . Листья жёлтые летят,

    Падают, кружатся,

    И под ноги просто так

    Как ковёр ложатся!

    Что за жёлтый  снегопад?

    Это просто … ( Листопад )

 3. Его весной и летом

     Мы видели одетым,

     А осенью с бедняжки

     Сорвали все рубашки. ( Дерево )

4.  Каждый год на нём с охоты

    Вырастают вертолёты.

    Жаль что каждый вертолёт

 На  всего один полёт. ( Клён )

5. Опустел в деревне сад,

    Паутинки в даль летят,

    На южный край земли

    Потянулись журавли.

    Распахнулись двери школ

    Что за месяц к нам пришёл? ( Сентябрь )

Дождь

     Листопад

                                                              Дерево

                                                         Клён

                                                Сентябрь

- А теперь прочитайте ключевое слово? ( Осень )

- Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слово « Осень»?

 -Посмотрите, как  много нашлось слов. Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному.

- О чём  же сегодня будем говорить? Об осени. Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то своё, ведь осень-это радостная и грустная пора.  Сегодня на уроке мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.

III. Актуализация опорных знаний.

1.Вывод темы, цели и задач урока.

 - Давайте попробуем определить Тему урока.

К нам в гости в последний раз заглянула осень, потому что мы с вами закончили изучать большой раздел.

-Как называется этот раздел? (Осень)

- Кто сформулирует тему нашего урока? (слайд 7)

- А какая цель нашего урока? ( Вспомним произведения, которое изучили в разделе «Осень») (слайд 7)

-Осень – это листопад? Давайте окунёмся в  листопад знаний.

Листопад знаний (слайд 8)

Вспомним ___________(содержание  произведений в разделе «Осень»)

Узнаем___________( что общего в  произведениях,  какой видит  осень каждый автор)

Научимся____________( анализировать произведения, осознанно и выразительно читать)

- Как вы думаете над чем нам предстоит поработать?

 -Перечитаем понравившиеся строчки, полюбуемся красотой неповторимостью авторского слова, обсудим прочитанное.

И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или иной поэт, писатель, композитор, если каждый из нас расскажет, как он сам чувствует осень, то конечно для всех нас она станет богаче и выразительней.

IV. Речевая разминка.

(слайд 10) 

Прочитайте, пожалуйста, стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок – 

Папа, мама и ребёнок.

 ( В. Голяховский)

 -О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)

-В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?

-Какие слова придумал автор? ( Шурш, Шуршиха, Шуршонок)

- А зачем он выдумал эти слова? (Чтобы мы услышали шуршание листьев)

-Какой звук нужно для этого выделять? (ш)

Прочитайте стихотворение хором медленно, быстрее, скороговоркой.

-Для чего мы проводим речевые разминки? (Для развития чёткого произношения.)

V. Закрепление и обобщение изученного материала.

-Назовите осенние месяцы.

1. Задание «Найди пару» (работа по карточке) (слайд 11)

  Каждому месяцу соответствует определенная пора осени. Сейчас составим пары: осенний месяц – пора осени. (Инд. работа)

Сентябрь -             поздняя

Октябрь -                 ранняя

Ноябрь -                  золотая

-Что такое ранняя осень? (Когда ещё не очень холодно, но очень красиво.)

-Что такое золотая осень? (Когда листья уже пожелтели, но еще не опали.)

-Что такое поздняя осень (предзимье)? (Время перед наступлением зимы.)

Проверка

 - Подумайте, какая пора осени наступила?

  Осень - сентябрь, октябрь, ноябрь - интереснейшая пора для наблюдений в природе. Многие писатели и поэты описывали эти наблюдения в своих произведениях.

- В каких  прочитанных нами произведениях описывается ранняя осень?

 (В рассказе «Сентябрь» Г.Скребицкого) (слайд 12)

2. Выборочное чтение текста Г. Скребицкого «Сентябрь»

  -Найдите и прочитайте приметы ранней осени, которые описывал Г.Скребицкий в рассказе «Сентябрь».

(В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва. Лес оделся в разноцветный убор. Грачи и другие птицы собрались в стаи. Многие звери утепляют к зиме гнезда и логовища, некоторые тащат в свои «кладовки» и «погребки» запасы еды. Насекомые прячутся кто куда:  в щели, другие забираются в земляные норки.)

  Автору очень близки и знакомы звуки осени. Звуки природы навевают такое спокойствие, что хочется их слушать и слушать.

3. Прослушивание аудиозаписи  фрагмента из произведения П.И.Чайковского  из цикла «Времена года. Октябрь» (слайд 13)

- Осень любили не только поэты, но и композиторы. Послушайте. Осеннюю песнь « Октябрь». Это произведение сочинил великий композитор П. И. Чайковский ( звучит музыка ) Закройте глаза и слушайте внимательно, а потом скажете, что вы представили (увидели), услышали слушая это произведение?

-Какие чувства возникли при прослушивании? (Грусть, печаль)

-Какие звуки осени услышали?

(Шум ветра, шелест листьев.)

-Какие еще осенние звуки еще мы можем услышать?                                                                   (Шум дождя, голоса улетающих птиц, голоса зверей)

5. Массаж  рук «Игра изобрази звук» (слайд 14)

  По-особенному осенью звучат капли дождя. Они напоминают барабанную дробь. Изобразим капли дождя с помощью рук.

                                «Что такое? Что мы слышим?

                                  Это дождь стучит по крыше

                                  (постучать кулачками)

                                  А теперь пошел сильней

                                  И по крыше бьет быстрей»

                                 (удары подушечками пальцев по парте)

Осень пора размышлений и в это время года многие поэты пишут стихи.

6. Задание «Восстановите текст стихотворения» (Работа в группах)

 Задание сюрприз в конверте (слайд 15)

(У Вали конверт под №1)

- Давайте из данных  осколков соберем картинку.

Работать будете группами. Первый ряд - 1 группа, второй ряд  - 2 группа. Обсуждайте друг с другом свой выбор, приготовьтесь доказать правильность выбора. Что получилось на картинке?  (Листочек)

На листочек рассыпались слова из стихотворения. Вам нужно   восстановить текст стихотворения.

Начинаем проверять работу первой группы. Читаем получившиеся предложения.

-Как называется это произведение и кто автор?

(Стихотворение «Осень» К.Бальмонта) (слайд 16)

 - Подходит прослушанная музыка П.И.Чайковского  к стихотворению «Осень» К.Бальмонта? Почему?

Оценивание (слайд)

 - Почему становится грустно на сердце с приходом осени?

  -К.Бальмонт пишет, что осенью « нет в цветах благовонья».

-Как вы понимаете значение слова «благовонье»? (Благовонье - приятный ароматный запах.)

Но осень имеет другие неповторимые запахи.

-Какие запахи имеет осень? (грибов, запах костра, свежего морозного воздуха, дынь и арбузов, скошенной травы)

(на столах у каждого ученика коробочка с опавшими листьями)

-Понюхайте и скажите, чем пахнут опавшие листья?

(Прелостью, сыростью)

7. Пересказ  рассказа « Золотая осень» по Ивану Соколову-Микитову   по плану

 - Осень неуловимо меняется. То это « унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки.

(слайд 17)

19 ноября по народному календарю является началом ледостава. Начинают замерзать водоёмы. А православная церковь отмечает день Святителя Павла и Святителя Варлаама. (слайд 18)

Если этот день снежный, то и вся зима будет снежная и холодная, так говорили наши предки. С этого дня хозяйки добавляют в постные блюда мак. По старинной легенде, Павел и Варлаам заблудились в снежном лесу и умерли бы с голоду, если бы Павел не взмолился:

- Господи, маковой росинки не было десять днесь во рту… Не хлеба, так мака вместо снега с неба пошли. Чтобы не погибли наши души…

После этого они увидели избушку, вошли в неё и там в туесах обнаружили сухие сушки, щедро обсыпанные маком. Так они спаслись от голода, а на другой день вышли к селению. Бог, видно, вывел…

- Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары. Именно эту осень называют «дивной порой». Посмотрите на картину Левитана. Какое настроение нам передаёт его картина?  А чтобы узнать какого цвета осень у художников  нам поможет ребус. 

(слайд 19)

Зонт»   лось»  тапки»  Я оса « пень

Золотая осень

 (слайд 20)

- А почему художники её так называют? (Главные цвета в осеннем лесу желтый, золотой).

- А кто был автором рассказа « Золотая осень» в нашем разделе? ( Соколов-Микитов ) (слайд 21)

- Давайте кратко перескажем этот рассказ по плану:

1. Мёртвые листья.

2. На голых полях и огородах.

3. Последняя песня трав и деревьев.

4. Зимние квартиры.

5. Волчья песня.

- Какую картину можно нарисовать к этому рассказу?

- Какие краски для этого будут нужны?

8. Физкультминутка (под музыку учащиеся поют и выполняют движения) (слайд 22)

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад

Жёлтые,  красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетели -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

-Каким стало ваше настроение?

9. Работа с рисунком к рассказу Г. Скрибицкого « Добро пожаловать!». (слайд 23)

Посмотрите на рисунок и скажите, к какому произведению относится он? ( Г. Скрибицкий « Добро пожаловать!») щел.

- Рассмотрите, что на нём изображено?

- Скажите, как рисунок помогает понять название рассказа « Добро пожаловать!»

- Когда и почему люди говорят добро пожаловать? Вежливое приглашение прийти, приехать, войти, зайти.   Такими словами встречают дорогих и долгожданных гостей.

Осенняя пора навивает на человека грусть. А почему, мы узнаем,  поиграв в игру.

10. Игра «Подбери слова, противоположные по значению»  (инд. работа по группам) (слайд 24) ( У Вали конверт под № 2 «Составь слово»)

1.группа:

Сухая осень -…(дождливая)                       2. группа: Сухая осень -…(дождливая)                 Солнечная осень -…(пасмурная)                   Солнечная осень -…(пасмурная)

 Веселая осень -…(грустная)

 Теплая осень -…(холодная)

Проверка

 Дождливая, пасмурная, холодная погода вызывает  у человека грустное настроение.

-А какую пору осени мы называем грустной? (позднюю осень)

-В каких произведениях описана поздняя осень?

(В  рассказе  Виктора  Астафьева  «Осенние грусти», в стихот. И.Бунина  «Первый снег»).  

 (слайд 25)

- Какие слова и выражения употреблял В.Астафьев, описывая позднюю осень? 

 (голые леса, пустые огороды, не слышно веселого пения птиц)

11. Чтение стихотворения «Первый снег» Ивана Бунина наизусть (под музыку) (слайд 26)

-Сейчас  прослушаем стихотворение  И.Бунина «Первый снег»  его нам прочитает наизусть…

 -Послушайте внимательно  его и подумайте, какую картину нарисовал автор?

- Какую картину нарисовал автор? Опишите её своими словами.

 - В стихотворении встретились слова: пурпур ( цвет ярко – красный ), вереница ( движение птиц друг за другом ). Объясните их.

- Кто из вас наблюдал, как выпадает первый снег?

- Какие чувства испытывали вы при этом?

-Радовало вас это или огорчало?

- А когда у нас выпал в этом году первый снег? ( 3 ноября )

 (слайд 27)

- Посмотрите репродукцию картины Пластова « Первый снег».

- Соответствует ли она содержанию этого стихотворения?

12. Составление  рассказа на тему «Осень» (Работа в парах)

(слайд 28)  (Валя закрашивает рисунок)

-Сейчас мы выполним задание.  Работать будите в парах. Сегодня очень много говорили об осени. На карточках вы должны прочитать описание времени года. Найти предложения, которые не относятся к данному времени года, и подчеркнуть эти предложения карандашом.

- А теперь прочитайте предложения, которые не относятся к данному времени года. Теперь прочитаем получившийся текст.  

Поверка  

Вывод: Мы увидели как композиторы с помощью муз.инструментов, поэты и писатели с помощью худ.слов, художники с помощью красок  изобразили осень.

- Итак, какое сейчас время года?

-Что произошло с температурой воздуха?

- Что произошло с насекомыми? Травами? Водоёмами? С птицами? 

(слайд 29)

Вывод: осень – похолодание – исчезают насекомые – увядают травы – замерзают водоёмы – улетают птицы.

- А теперь посмотрите на выставку рисунков. Какая у вас получилась осень?

-А у Вали, какая осень?

VI. Итог урока.

-Над какой темой мы сегодня работали? (слайд)

-Какая цель урока была? (слайд)

- Вернемся к нашему листопаду знаний.

(слайд 30)

Листопад знаний

Вспомнили ___________(содержание  произведений в разделе «Осень»)

Узнали_________(что общего в произведениях,  какой видит осень каждый автор)

Научились_____(анализировать произведения, осознанно и выразительно читать)

-Что объединяет произведения этого раздела?

-Какое произведение особенно вам запомнилось?

-Какие трудности вы испытывали на уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

Оценочные листы. (слайд 31)

- Кто сегодня работал на « 5»? на « 4»?

 (Сегодня за работу на уроке  Валя получает  осенний листочек. Она старалась, но были ошибки)

 - Что нового узнали на уроке? 

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Значит, урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

 (слайд 32)

 Домашнее задание.

1группа: подготовить устный рассказ на тему «Наступает осень»

2 группа: взять в библиотеке книги об осени. И приготовить пересказ рассказа, сказки.

Рефлексия

-И у каждого человека - поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя - своя осень: и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если удается встретить стихи, музыку или картину очень близкую вашей личной осени.

-Посмотрите, какая осень у нас на доске?

- Какая же осень вам ближе? 

(слайд 33)

-Своими  листочками украсим наше дерево:

1.Старался, у меня всё получилось! (То прикрепите к нашему дереву красные листочки)

2.Старался, но были ошибки. (Прикрепите жёлтые листочки)

3.У меня не получилось, но я буду стараться. (Прикрепите зелёные листочки)

 -Посмотрите, какая красивая  получилось у нас осень.

- А почему же листья желтеют осенью?

Инд. задание 

 Об этом нам расскажет Никита. Он должна был об том узнать из интернета.

Ученик: 

Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.

В листьях растений находятся различные красящиеся вещества-пигменты. Особенно много в них пигментов зелёного цвета, которые участвуют в питании растений. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?» 

-Возьмём листочек и вложим его внутрь белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист, становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

- Ребята давным-давно, когда не было бумаги, люди писали письма на листочках. Они прижимали их к сердечку, шептали добрые слова  и отпускали. Поэтому если листик залетел к вам в дом, значит, к вам в дом прилетело счастье. Берегите его.

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки.

Всем спасибо за урок!

-Мне было приятно общаться с вами на уроке.

Список литературы

  1. Чтение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина. Москва « Просвещение» 2011

-Наша земля настолько богата особенно осенью: она кормит всех людей, всех зверей. Наша земля дает нам деревья, кустарники, травы, фрукты, овощи, цветы. А осенью богатый урожай. Мы перед природой в вечном неоплатном долгу. Мы всегда должны благодарить и беречь природу, любить ее, охранять.

  -Урок я хотела закончить стихотворением Е.С.Гостимской, которая обращается к человеку.                            

                                Человек! Ты царь природы!

                                О тебе веду я речь.

                                Можешь ты помочь живому,

                                И на гибель всех обречь.

                               Помоги траве родиться,

                               Белкам жить, рекам течь.

                               Ты на свете самый главный

                               Значит должен всех сберечь!

                                                                               (Е.С.Гостимская)

  - О чём говорится в стихотворении?                                                                                

- А как мы можем беречь природу?

Не ломать деревья.

 Не разорять гнезда.

Не рвать с корнем грибы, цветы.

Не разбрасывать мусор.

Не разводить костры.

Ухаживать за цветами и деревьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

"Звук и буква С" урок чтения и развития речи 1 класс

Конспект урока.                              1 класс. Ч...

Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Разработка урока чтения и развития речи 8 класс "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка"

Тема урока чтения и развития речи "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка". Цель урока: повторить сведения из биографии Валентина Петровича Катаева, познакомить обучающихся с творчеством пис...

Урок: «Чтение и развитие речи». 8 класс (специальная коррекционная школа).

Тема: И. С. Тургенев «Муму». Мог ли Герасим оставить Муму в живых?Цель урока: показать, почему Герасим подчинился барыне.Формируемые УУД:Познавательные: -научить умению находить ...

Открытый урок чтение и развитие речи 5 класс Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

Предмет: чтениеКласс: 5Тема:   Г. Скребицкий «Заветный кораблик»;       Цель: ознакомление учащихся с новым произведениемЗадачи:Образовате...