Знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Чеченкина Елена Александровна

Технологическая карта первого урока по рассказу Астафьева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.26 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература.        

Класс: 6        

Тип урока:         урок открытия нового знания.

Форма урока: урок смешанного типа.        

Технологии: технология продуктивного чтения, РКМЧП.

УМК:        под редакцией В.Я. Коровиной.

Тема:        Знакомство с рассказом В.П. Астафьева  «Конь с розовой гривой».

Цели:        

 - содержательная (образовательная):        заинтересовать учащихся  рассказом Астафьева.

 - деятельностная:        продолжить закрепление трёхэтапной стратегии чтения (дотекстовая работа, работа с текстом, послетекстовая работа).

Задачи: 1. Приучать видеть нюансы художественного текста.(п)

               2.  Продолжить обучение составлению вопросов. (м/п)

               3. Развивать умение работать в паре и группе, сотрудничать.(м/к)        

Основные понятия:        эпизод, вопрос, символ        

Ресурсы: текст         

Формы контроля:        самоконтроль, взаимопроверка

Ход  работы:

Этапы работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Планируемые результаты

Разминка

Мы начинаем наш урок литературы. Сегодня нас в классе немного больше, чем обычно. Но надеюсь, нам это не помешает работать, слышать и понимать друг друга.

  • Если вы меня слышите, возьмитесь пальчиками за кончики ушей.
  • Если у вас хорошее настроение, похлопайте.
  • Если вы болеете за нашу олимпийскую сборную, потопайте.
  • Если у вас дома есть собака, скажите ГАВ-ГАВ.
  • Если вы любите литературу, скажите ЛЮБЛЮ.
  • Если любите шоколад, оближите губы.
  • Если знаете значение слова АМФИБРАХИЙ, скажите ЗНАЮ.
  • Если настроены дружелюбно, скажите ДА.

Оказывается, у всех нас много общего и поэтому, я надеюсь, что за на уроке мы найдём общий язык и будем все вместе  дружно работать.

Снятие психологического дискомфорта учащихся, вызванного присутствием гостей на открытом уроке.

Проверка готовности.

Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

 Наличие общей установки на урок

Реакция на учителя, внимание.

Коммуникативные: умение общаться в незнакомой аудитории (на уроке присутствовали учителя района).

Снятие напряжение, сплочение учеников и гостей-учителей.

Организационный момент

Открываем наши тетради, записываем число.

Даёт общую установку на урок

Оформляют запись в тетради

Регулятивные

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Работа с текстом до чтения 1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего текста), определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста по названию произведения, имени автора, с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей чтения

-  Запишите в своих тетрадях: «Конь с розовой гривой». Это название рассказа.

- Кто читал этот рассказ? Давайте наберёмся терпения и позволим нашим одноклассникам самим познать радость знакомства с этим рассказом.

- Как вы думаете, о чём может быть рассказ  с таким названием?

- А видели вы этот рассказ  в вашем учебнике литературы? Обратил ли кто-нибудь внимание, кто его автор?

Автор этого рассказа В.П.Астафьев. ПОРТРЕТ

- Знаком он вам?

- Что вы знаете о нём? Какие его произведения читали?

- Можете ли вы теперь, зная автора и рассказ «Васюткино озеро», предположить, о чём будет наш рассказ, как он будет читаться? Большой он или маленький?

- Откройте стр. 81. Вы видите иллюстрацию к рассказу. Как она вам поможет настроиться на чтение?

Постановка целей чтения

- Как вы думаете, успеем ли мы сегодня на уроке прочитать и обсудить весь рассказ?

- Может быть, возьмём только отрывок?

На стр. 83 вас знакомят с новым термином. ЭПИЗОД. Прочитайте, что это такое.

Мы прочитаем эпизод из начала нашего рассказа.

- Какую цель вы ставите себе перед чтением? Запишите в тетрадь.

- Поделитесь целями. А кто поставил цель: «ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ ИНТЕРЕСНОЙ КНИГИ»

Организует подготовку учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в  соответствии с их возрастом.

Помогает обучающимся

определить цели  урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 (Самостоятельно) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют  смысловую , тематическую, эмоциональную направленность текста.

Ставят цель чтения, готовятся  к чтению и обсуждению текста.

Регулятивные:

ставить цель, прогнозировать.

Познавательные :применять модель дотекстовой работы

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Метапредметные: закрепление модели дотекстовой работы.

Предметные: повторение сведений о В. П. Астафьеве. Знакомство с термином эпизод.

Личностные: познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

Чтение текста

Чтение-суммирование в парах.

Работать вы будете в парах со своим соседом по парте. 1 вариант читает первый фрагмент, а второй слушает и составляет вопросы.

РОМАШКА ВОПРОСОВ

После чтения фрагмента второй вариант задаёт вопросы – 1 вариант отвечает на них.

На втором фрагменте меняетесь ролями. Второй вариант читает, а потом отвечает; первый – составляет и задаёт вопросы. Выберите 1 вопрос –самый интересный– запишите его в тетради.

- Какой вопрос будете считать лучшим? (Тот, который заставляет задуматься)

Делит  текст на смысловые части.

Организует медленное "вдумчивое" чтение, диалог с автором через текст, вычитывание подтекста.

 Читают текст.

Выражают свои чувства, мысли. Проверяют  свои предположения о содержании и героях текста, рефлексируют: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

2. Умение ставить вопросы и  отвечать на вопросы одноклассников с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Регулятивные: прогнозировать,  контролировать свою деятельность, корректировать.

Познавательные: читать текст  изучающим чтением, выделять главное, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.  Задавать вопросы.

Коммуникативные:

Работать в паре

Личностные: познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

Метапредметные: закрепление модели работы с текстом. Закрепление умения ставить вопросы разных типов по прочитанному тексту.

Предметные:

Знакомство с рассказом «Конь с розовой гривой».

Работа с текстом после чтения

Работа с текстом после чтения

1. Рассчитаемся все ученики – на 1-5.

Разобьёмся на 5 групп.

Прочитайте и обсудите в группах записанные вами вопросы. Выберите 1, с которым вы хотели бы познакомить всех.

2. Каждая группа представляет один вопрос.

- Почему вы выбрали его?

3. - Что вы теперь думаете о рассказе?  

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

  • Какую роль в рассказе может сыграть пряник в виде коня с розовой гривой?
  • Какую роль сыграет семья Левонтьевых?

- Как озаглавите прочитанный эпизод

Организует работу в группах.

Организует коллективную дискуссию. Подведит учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией.

Работают в группах. Аргументируют свою точку зрения.

Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся  найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Участвуют в коллективной дискуссии. Выдвигают гипотезы, формулируют аргументы, контраргументы.  Корректируют, изменяют свою точку зрения.

Регулятивные: прогнозировать,  контролировать свою деятельность, корректировать.

Познавательные: продолжать работу после прочтения текста, анализировать, выбирать главное, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

Работать в группе, высказывать, отстаивать свою точку зрения, договариваться, принимать совместные решения.

Личностные: познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

Метапредметные: закрепление модели послетекстовой работы.

Предметные:

осознание и восприятие текста. Выявление деталей. Закрепление умения озаглавливать эпизод.

Подведение итогов

Вспомните, какую цель вы поставили перед собой перед чтением эпизода

 - Если вы достигли цели, скажите да.

- Если вас заинтересовал рассказ и вам не терпится его дочитать, хлопните в ладоши.

- Если вы довольны тем, как поработали на уроке, погладьте себя по голове.

- Если вам комфортно работалось в группе пожмите друг другу руки.

Организует подведение итогов урока учащимися.

Оценивают собственную  и коллективную деятельность

Регулятивные:  видеть результат, оценивать степень своего участия в проекте, оценивать работу товарищей

Дом. задание

Д/З

Прочитать до страницы 68. Составить ДД.

Цитата

Размышления

Выбирает  домашнее задание в соответствии с результатами урока, целями следующего урока.

Читают . Заполненяют  ДД.

Регулятивные: планировать,  контролировать самостоятельную работу.

Познавательные: продолжать работу над текстом.

Личностные: познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

Метапредметные: закрепление умения вычитывть информацию из текста, выделять главное и второстепенное, эмоционально откликаться на прочитанное.

Предметные:

осознание и восприятие текста. Выявление деталей.

                                        

                                                           



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

1.Характеристика класса

     Класс в начальной школе учился по стандартам первого поколения. С 5 класса в пилотном режиме, в порядке эксперимента, в который вступила наша школа, перешёл на ФГОС.

     В целом, класс считается сильным. Но это дети нового поколения, воспитанные на компьютере, на  движущейся картинке. Скорость чтения у всех хорошая, но читать не особо любят. Никто не прочитает больше заданного на дом, даже если книга заинтересует. Очень поверхностные. Не любят перечитывать, вчитываться, не видят подтекста – но это объясняется ещё и возрастными особенностями.

    Большинство из них занимаются в эстетическом классе МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, что и помогает и мешает им в учебной деятельности. Помогает, потому что действительно развивает. Дети артистичны, в целом не боятся публики.  Хотя иногда излишне актёрствуют. Мешает, т.к. отнимет много времени.

     В классе 19 человек. Сейчас 3 болеют. Есть 2-3 ученика с развитием ниже среднего уровня.

    2. Место урока в изучаемой теме

     Это первый урок по теме. Впереди ещё 3 урока, на которых мы закончим знакомство с рассказом, обсудим быт российской деревни в предвоенные годы, сравним семью бабушки с семьёй левонтьевской и поговорим о нравственных уроках повести.

     Хочу рассказать о домашнем задании, которое даю ученикам, когда весь рассказ прочитан. «Расскажите о прочитанном своим мамам, бабушкам, папам. Вот мама готовит ужин. А вы придите к ней на кухню и просите вас послушать.  А потом спросите, что они думают по поводу финала рассказа: стоило ли отдавать мальчику пряник, ведь он плохо поступил. Выслушайте внимательно ответ родителей, если нужно, запишите его. А на следующем уроке мы поделимся друг с другом мнением наших близких»

    Люблю это задание, потому что есть возможность потренировать детей в пересказе, сэкономив время урока. Но главное, это задание даёт возможность детям поговорить с родителями о важном, на что часто нет у них времени. Даёт возможность и родителям задуматься.

3. Цели урока

1. Заинтересовать рассказом Астафьева.

2. Продолжить закрепление трёхэтапной стратегии чтения (дотекстовая работа, работа с текстом, послетекстовая работа).

    Приучать видеть нюансы художественного текста, а не прыгать по верхам.

    Продолжить обучение составлению вопросов. (Роль этого умения в развитии читательской компетентности чрезвычайно велика).

Ну ещё была и цель, связанная с тем, что урок открытый – показать все этапы технологии продуктивного чтения.

   

4. Характеристика урока

     Рассказ был выбран в соответствии с учебным планом. Хотя было бы удобнее показывать работу с маленьким произведением, чтобы вся система увиделась на одном уроке, ничего подгонять, менять не стала. Посчитала, что правильнее показать обычный урок, а не парадный.

     Урок постаралась построить в соответствии с требованиями ФГОС. Воспользовалась технологией продуктивного чтения, принятой  в образовательной системе ШКОЛА 2100. Мы работаем по учебнику Коровиной. Надо отметить, что учебники  ШКОЛЫ 2100, подбор материала, системность (а точнее бессистемность) его мне не нравится, а вот организация урока, формы и методы, по-моему, очень хорошо подходит для работы по стандартам нового поколения.

     Технология продуктивного чтения подразумевает 3 этапа работы с тестом. Подробнее расскажу в докладе.

 

Этапы урока

(по технологической карте)

Этап – цель  -  целесообразность 

 

8. Аспект оценки конечного результата урока (по ТК)

 

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

 

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

 

- причины разрыва;

 

- выводы и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....