Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: «Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Методическая разработка открытого урока по литературе в 8 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 8 классе по теме:
«Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление»
Цели:
1.Прививать интерес к комедии.
2.Продолжать знакомство с типом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине».
3.Развивать речь учащихся, умение вести беседу, тренировать навыки выразительного чтения.
Задачи:
-отработка навыка словесно-логического обобщения.
-развитие критического мышления, творческого воображения учащихся.
-воспитание вдумчивого зрителя, читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.
Прогнозируемые результаты:
знают характеристику персонажей, особенности использования художественных приемов для создания образов героев;
умеют выделять художественные особенности комедии; определяют понятие «хлестаковщина», дают ему характеристику, связывают с современность.
Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации по теме урока, учебная литература и художественный текст, иллюстрации.
Тип урока
личностно-ориентированный
Вид урока
урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью
Ход урока.
1. Организационно-мотивационный этап
Да здравствует радость рассветного часа!
Вхожу в тишину приумолкшего класса,
Открою журнал на заветной странице,
Здесь дата и тема. Давайте учиться?
Давайте учиться свободно и строго
Владению словом. Пора нам в дорогу!
Тому, что случилось и может случиться.
Давайте учиться? Давайте учиться!
Здравствуйте, ребята и гости! Я рада встрече с вами и хочу пожелать всем хорошего настроения и плодотворной работы!
-Я приглашаю вас в театр. Сегодня у нас дают «Ревизора» Н.В.Гоголя. (слайд 2)
А как известно, в театр необходим билет. В качестве билетов предлагаю ответить на вопросы.
(Слайды 3-14)
2. Этап актуализации опорных знаний
1.Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра -пьеса.
2.К какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? (эпос, лирика, драма)
3.Назовите жанр этого произведения (комедия).
4.Событие, знаменующее начало развития действия (завязка)
5.Пояснения для постановщиков спектакля и актеров. (ремарки)
6.Речь одного человека в художественном произведении (монолог)
7.Момент наивысшего действия в пьесе (кульминация)
8.Пьеса делится на части. Как называются эти части? (Действия)
9.Разговор двух или нескольких лиц (диалог)
10.Событие, завершающее действие (развязка)
11.Столкновение действующих лиц, борьба действующих лиц (Конфликт)
12.Фраза собеседника в разговоре (Реплика)
Молодцы! С заданием справились.
3.Сообщение темы и целей
- Перед нами комедия Гоголя «Ревизор», и все мы не только внимательные зрители, но и строгие критики. (слайд 14)
Первое знакомство с автором и комедией состоялось на прошлом уроке. А сегодня нам интересен образ главного героя комедии – образ Ивана Александровича Хлестакова. Однажды Н.В.Гоголь в письме другу писал: (слайд 15) «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться…». Что имел ввиду Гоголь? А прав ли писатель? Мы постараемся понять. А пока все жители городка Н в страшном смятении. Внимание на экран.
Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (слайд 16)
4.Работа по теме
Аналитическая беседа
-Кого боятся чиновники?(слайд 17)
-Кто такой ревизор? Я просила дома найти толкование слова.
Ревизор — это инспектор, контролер, аудитор, проверщик. Лицо, уполномоченное произвести ревизию, обследуя деятельность какого-либо данного учреждения или чиновника.
-И почему жители городка испугались ревизора?
Ревизор может проверить работу чиновников, разоблачить их мошенничество, даже написать жалобу выше и наказать. Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.
-Есть такое выражение «рыльце в пуху…» Что означает? Каким образом это относится к чиновникам?
-Почему чиновники решили, что это ревизор, ведь его никто никогда не видел?
(слайд 18)
Увидели в трактире его подозрительные взгляды, бегающие глаза, наблюдательность за всеми. Все принимают Хлестакова за важного чиновника только по его внешнему виду. Вот как потом напишет Хлестаков своему другу Тряпичкину: «…по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора».
-Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Каким образом Хлестаков оказался в этом городке и задержался?
-О каких качествах героя сразу можно сказать?
Безответственность, несерьёзность, транжира и мот
- Кто подтверждает характеристику?
Слуга Осип.
(Зачитывают текст -действие 2-е, явление 1-е)
" Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится…вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! ..Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!. . пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка.. . делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…"
-Слова Осипа дают нам представление о Хлестакове. Чем он занимается в жизни? Какой статус имеет?
Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов, не проявляет к своей службе особого интереса.
-Согласны вы с автором, который назвал его несколько приглуповатым и, как говорят, без царя в голове, которых в канцеляриях называют пустейшими. Кто такой пустой человек?
Без цели в жизни, серьёзных намерений, благородства, нравственных качеств, истинных чувств.
-Давайте подумаем и порассуждаем над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»? «Хлестаков» произвёл хлесткое впечатление своим поведением и речью на окружающих.
-Какой приём использует автор и почему? (слайд 19)
«Говорящие» фамилии создают впечатление о лицах, которым принадлежат.
-Какие фамилии встретились?
Судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав - Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Мы получаем уже достаточное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним.
-Не только фамилии помогают раскрыть образ. Герои драматических произведений раскрываются в речи, в поступках.Какова речь Хлестакова с окружающими?
Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно, он не может правильно изложить свои мысли, его слова эмоциональны и резки. Показывает свою высокую значимость.
-Как разговаривает со слугой?
В обращении Хлестакова к своему слуге бросается в глаза барская манера говорить, грубость, высокомерие. Но когда Хлестаков просит Осипа принести ему обед, повелительный тон сменяется на более мягкий.
-Какими качествами наделён?
В этом эпизоде раскрывается двуличие, притворство, лицемерие Хлестакова.
-Особенно проявляется Хлестаков в 6 явлении. Эту сцену называют «сценой вранья». (Д. III, явл. 6.)
Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».(слайд 20)
-Каков актёр? Какие качества раскрываются? (слайд 21)
Нахальный, легкомысленный, дерзкий, хвастается тем, чего не имеет, пытается показать своё высокое положение, сочиняет умело и быстро, врёт без остановок. В этой сцене очень ярко раскрылись такие черты характера Хлестакова, как болтливость, зазнайство, хвастливость, глупость, тщеславие.
-В чём комизм сцены?
Хлестаков настолько заврался, что верит сам в свои выдумки! Забывает свои слова и старается выкрутиться. Он смешон. Он пьян от своих слов. Хлестаков одержим стихией речи.
-Как воспринимают его в обществе?
Его положение в обществе растёт, все в полном восторге от него и вместе с тем растёт панический страх чиновников.
-На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Гоголем используется в этой сцене преувеличение, доведённое до невероятных размеров, абсурда. Такой художественный приём называется гротеск. (слайд 22)
-Цель жизни молодого человека выражена в его словах, каких? «ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия...» Какие цветы срывал он в этом обществе?(слайд 23)
Понимая, что все его боятся и принимают за высокопоставленного человека, он этим пользуется и издевается, смеётся над чиновниками. В этих явлениях от сцены к сцене в динамике показаны бесцеремонность, фамильярность, наглость, глупость, изворотливость, беспечность, двуличие Хлестакова. В отношениях к женщинам он проявляет себя как подлец.
-Но все верят ему? Почему все верят Хлестакову?
Страх руководит ими. Они боятся не согласиться с ним или усомниться в его словах –это одна причина. А другая - все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет их.
-Высота сана затмевает любые человеческие качества. Всех манит шикарная жизнь в большом городе, высокий статус в обществе, величие и полная безнаказанность. Вранье Хлестакова просто заражает, как болезнь. Не случайно Хлестаков говорит: «Я везде, везде». Гоголь вводит новое явление-«хлестаковщина» (слайд 24)
Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчемности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле. Именно этими чертами характера отличался главный герой комедии Гоголя – мелкий чиновник Хлестаков. Разве он одинок в этом мире?
Этими качествами наделены все чиновники и их окружение.
-В Хлестакове отражаются все пороки чиновничьей власти. Какие эти пороки?
Обман, ложь, взяточничество, казнокрадство, хвастовство, невежество, лихоимство, лесть, чинопочитание, угодничество, глупость, произвол, тщеславие, карьеризм, двуличие.
-Это понятие очень прочно прижилось в нашей литературе. Хлестаковщина приобрело широкий социальный и психологический смысл.
-Что же такое Хлестаковщина?
Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества.
-Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина», болезнь, которой заражаются люди.В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.
5.Итог урока.
-Для чего автор дал читателям, зрителям Хлестакова и хлестаковщину?
Хлестаковщина свойственная многим людям и в наши времена. Некоторые любят показать себя гораздо более значительной персоной, чем на самом деле, и поставить себя выше всех, хвастаться тем, чего нет, и конечно, могут очень красиво врать.
-Таким образом, мы отвечаем на поставленный вопрос в начале урока – прав ли Гоголь - Хлестаковым бывает рано или поздно каждый из нас? (слайд 25)
Особо хлестаковщиной грешат те, кто высот не достиг, трудолюбием не обладает, талантов не имеет, а мечты имеет огромные и похвастаться не забывает.
Все мы разные, никто не идеален. В каждом есть пороки. Иногда мы совершаем ошибки, за которые стыдно. Но если каждый критически посмотрит на себя со стороны и честно признается, что и у него есть какие-то недостатки, признается в своих ошибках, и постарается их исправить, то не всё потеряно. Мы сможем измениться и сделать свою жизнь добрее и чище. И я вам всем этого желаю—гоните из себя хлестаковщину!
6.Домашнее задание
(слайд 26)
В качестве домашнего задания предлагаю составить синквейн с ключевыми слова на выбор-Хлестаков, Хлестаковщина.
7.Рефлексия.
(слайд 27)
-Оцените свою работу. Посмотрите на экран - закончите предложения.
Урок окончен, я благодарю вас за работу! Встаньте, ребята! сделаем жизнь чуточку добрее, поднимем настроение и улыбнёмся друг другу. (слайд 28)
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Урок литературы в 8 классе на тему: "Хлестаков и хлестаковщина"( Заседание "Клуба литературных детективов")
По комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Урок проходит в форме заседания "Клуба литературных детективов". Также на уроке инсценируются отрывки из комедии....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...