Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: «Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Марочкина Галина Николаевна

Методическая разработка открытого урока  по литературе в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературы в 8 классе по теме:

«Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление»

Цели:

1.Прививать интерес к комедии.

2.Продолжать знакомство с типом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине».

3.Развивать речь учащихся, умение вести беседу, тренировать навыки выразительного чтения.

Задачи:

-отработка навыка словесно-логического обобщения.

-развитие критического мышления, творческого воображения учащихся.

-воспитание вдумчивого зрителя, читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.

Прогнозируемые результаты: 

знают характеристику персонажей, особенности использования художественных приемов для создания образов героев;

умеют выделять художественные особенности комедии; определяют понятие «хлестаковщина», дают ему характеристику, связывают с современность.

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента,  презентации по теме урока, учебная литература и художественный текст, иллюстрации.

Тип урока

личностно-ориентированный

Вид урока

урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью

Ход урока.

1. Организационно-мотивационный этап

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учиться?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу!

Тому, что случилось и может случиться.

Давайте учиться? Давайте учиться!

Здравствуйте, ребята и гости! Я рада встрече с вами и хочу пожелать всем  хорошего настроения и плодотворной работы!

-Я приглашаю вас в театр. Сегодня у нас дают «Ревизора» Н.В.Гоголя.  (слайд 2)

А как известно, в театр необходим билет. В качестве билетов  предлагаю ответить на вопросы.

  (Слайды 3-14)

2. Этап актуализации опорных знаний

1.Литературное произведение, предназначенное для  постановки на сцене театра -пьеса.

2.К какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? (эпос, лирика, драма)

3.Назовите жанр этого произведения (комедия).

4.Событие, знаменующее начало развития действия (завязка)

5.Пояснения для постановщиков спектакля и актеров. (ремарки)

6.Речь одного человека в художественном произведении (монолог)

7.Момент наивысшего действия  в пьесе (кульминация)

8.Пьеса делится на части. Как называются эти части? (Действия)

9.Разговор двух или нескольких лиц (диалог)

10.Событие, завершающее действие (развязка)

11.Столкновение действующих лиц, борьба действующих лиц (Конфликт)

12.Фраза собеседника в разговоре (Реплика)

Молодцы! С заданием справились.

3.Сообщение темы и целей

- Перед нами комедия Гоголя «Ревизор», и  все мы не только внимательные зрители, но и строгие критики. (слайд 14)

Первое знакомство с автором и комедией состоялось на прошлом уроке. А сегодня нам интересен образ главного героя комедии – образ  Ивана Александровича Хлестакова.  Однажды Н.В.Гоголь в письме другу писал: (слайд 15) «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться…». Что имел ввиду Гоголь? А прав ли писатель? Мы постараемся понять. А пока все жители городка Н в страшном смятении. Внимание на экран.

Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (слайд 16)

4.Работа по теме

Аналитическая беседа

-Кого боятся чиновники?(слайд 17)

-Кто такой ревизор?  Я просила дома найти толкование слова.

 Ревизор — это инспектор, контролер, аудитор, проверщик.  Лицо, уполномоченное произвести ревизию, обследуя деятельность какого-либо данного учреждения или чиновника.

-И почему жители городка испугались ревизора?

Ревизор может проверить работу чиновников, разоблачить их мошенничество, даже написать жалобу выше и наказать. Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.

-Есть такое выражение «рыльце в пуху…» Что означает? Каким образом это относится к чиновникам?  

-Почему  чиновники решили, что это ревизор, ведь его никто никогда не видел?

 (слайд 18)

Увидели в трактире его подозрительные взгляды, бегающие глаза, наблюдательность за всеми. Все принимают Хлестакова за важного чиновника только по его внешнему виду. Вот как потом напишет Хлестаков своему другу Тряпичкину: «…по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора».

-Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Каким образом Хлестаков оказался в этом городке  и задержался?

-О каких качествах героя сразу можно сказать?

Безответственность, несерьёзность, транжира и мот

- Кто подтверждает характеристику?

Слуга Осип. 

(Зачитывают текст -действие 2-е, явление 1-е)

" Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится…вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! ..Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!. . пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка.. . делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…" 

-Слова Осипа дают нам представление о Хлестакове. Чем он занимается в жизни? Какой статус имеет?

Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов, не проявляет к своей службе особого интереса.

-Согласны вы с автором, который  назвал его несколько приглуповатым  и, как говорят, без царя в голове, которых в  канцеляриях называют пустейшими. Кто такой пустой человек?

Без цели в жизни, серьёзных намерений, благородства, нравственных качеств,  истинных чувств.

-Давайте подумаем и порассуждаем над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»? «Хлестаков»  произвёл хлесткое впечатление своим поведением и речью на окружающих.

-Какой приём использует автор и почему? (слайд 19)

«Говорящие» фамилии  создают  впечатление о лицах, которым принадлежат.

-Какие фамилии встретились?

Судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав - Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда.  Мы  получаем уже достаточное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним.

-Не только фамилии помогают раскрыть образ. Герои драматических произведений раскрываются в речи, в поступках.Какова речь Хлестакова с окружающими?

Речь  его  отрывиста,  и  слова  вылетают из  уст  его совершенно неожиданно, он не может правильно изложить свои мысли, его слова эмоциональны и резки. Показывает свою высокую значимость.

-Как разговаривает со слугой?

В обращении Хлестакова к своему слуге бросается в глаза барская манера говорить, грубость, высокомерие. Но когда Хлестаков просит Осипа принести ему обед, повелительный тон сменяется на более мягкий.

-Какими качествами наделён?  

В этом эпизоде раскрывается двуличие, притворство, лицемерие Хлестакова.

-Особенно проявляется Хлестаков в 6 явлении. Эту сцену называют «сценой вранья». (Д. III, явл. 6.)

Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».(слайд 20)

-Каков актёр? Какие качества раскрываются? (слайд 21)

Нахальный, легкомысленный, дерзкий, хвастается тем, чего не имеет, пытается показать своё высокое положение, сочиняет умело и быстро, врёт без остановок. В этой сцене очень ярко раскрылись такие черты характера Хлестакова, как болтливость, зазнайство, хвастливость, глупость, тщеславие.

-В чём комизм сцены?

Хлестаков настолько заврался, что верит сам в свои выдумки! Забывает свои слова и старается выкрутиться. Он смешон. Он пьян от своих слов. Хлестаков одержим стихией речи.

-Как воспринимают его в обществе?

Его положение в обществе растёт, все в полном восторге от него и вместе с тем растёт панический страх чиновников.

-На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Гоголем используется в этой сцене преувеличение, доведённое до невероятных размеров, абсурда. Такой художественный приём называется гротеск. (слайд 22)

-Цель жизни молодого человека выражена в его словах, каких? «ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия...» Какие цветы срывал он в этом обществе?(слайд 23)

Понимая, что все его боятся и принимают за высокопоставленного человека, он этим пользуется и издевается, смеётся над чиновниками. В этих явлениях от сцены к сцене в динамике показаны бесцеремонность, фамильярность, наглость, глупость, изворотливость, беспечность, двуличие  Хлестакова. В отношениях к женщинам он проявляет себя как подлец.

-Но все верят ему? Почему все верят Хлестакову?

Страх руководит ими. Они боятся не согласиться с ним или  усомниться в его словах –это одна причина. А другая - все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет их.

-Высота сана затмевает любые человеческие качества. Всех манит шикарная жизнь в большом городе, высокий статус в обществе, величие и полная безнаказанность.  Вранье Хлестакова просто заражает, как болезнь. Не случайно Хлестаков говорит: «Я везде, везде». Гоголь вводит новое явление-«хлестаковщина» (слайд 24) 

Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчемности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле. Именно этими чертами характера отличался главный герой комедии Гоголя – мелкий чиновник Хлестаков. Разве он одинок в этом мире?

Этими качествами наделены все чиновники и их окружение.

-В Хлестакове отражаются все пороки чиновничьей власти. Какие эти пороки?

Обман, ложь, взяточничество, казнокрадство, хвастовство, невежество, лихоимство, лесть, чинопочитание, угодничество, глупость, произвол, тщеславие, карьеризм, двуличие.

-Это понятие очень прочно прижилось в нашей литературе. Хлестаковщина  приобрело широкий социальный и психологический смысл.

-Что же такое Хлестаковщина?

Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества.

-Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина», болезнь, которой  заражаются люди.В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.

5.Итог урока.

-Для чего автор дал читателям, зрителям Хлестакова и хлестаковщину?

Хлестаковщина свойственная многим людям и в наши времена. Некоторые любят показать себя гораздо более значительной персоной, чем на самом деле, и поставить себя выше всех, хвастаться тем, чего нет, и конечно, могут очень красиво врать.

-Таким образом, мы отвечаем на поставленный вопрос в начале урока – прав ли Гоголь -  Хлестаковым  бывает   рано или поздно каждый из нас? (слайд 25)

Особо хлестаковщиной грешат те, кто высот не достиг, трудолюбием не обладает, талантов не имеет, а мечты имеет огромные и похвастаться не забывает.

Все мы разные, никто не идеален. В каждом есть пороки. Иногда мы совершаем ошибки, за которые стыдно. Но если каждый критически посмотрит на себя со стороны и честно признается, что и у него есть какие-то недостатки, признается в своих ошибках, и постарается их исправить, то не всё потеряно. Мы сможем измениться  и сделать свою жизнь добрее и чище. И я вам всем этого желаю—гоните из себя хлестаковщину!

6.Домашнее задание

(слайд 26)

В качестве домашнего задания предлагаю составить  синквейн с ключевыми  слова на выбор-Хлестаков, Хлестаковщина.

7.Рефлексия.

(слайд 27)

-Оцените свою работу. Посмотрите на экран - закончите предложения.

Урок окончен, я благодарю вас за работу! Встаньте, ребята! сделаем жизнь  чуточку добрее, поднимем настроение  и улыбнёмся друг другу. (слайд 28)

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

Урок литературы в 8 классе на тему: "Хлестаков и хлестаковщина"( Заседание "Клуба литературных детективов")

По комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Урок проходит в форме заседания "Клуба литературных детективов". Также на уроке инсценируются отрывки из комедии....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...