Мини-проект "Поэзия Сергея Есенина" 11 класс
проект по литературе (11 класс) на тему

Данная методическая разработка представляет собой материалы для организации работы учащихся 11 класса  в форме мини-проекта.
Сегодня на уроке как никогда важно,чтобы ученики не  просто "пролистывали" тексты,не скользили по ним глазами, как по картинкам,а именно  проникали в глубь текста, искали смысл слов. Особенно важно это условие для поэтических текстов,восприятие которых современными школьниками в значительной упрощено. 
 Материал представляет собой печатные листы-заготовки,на которых обозначены  цели и задачи  мини-проекта. Учащиеся в течение двух уроков, работая над текстами стихов поэта,заполняют листы, делают самостоятельный вывод обо особенностях поэзии Есенина. Практика показала,что такой вид работы  больше способствует проникновению в  поэтический мир С.Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-proekt_poeziya_s.esenina_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект

 «Поэзия Сергея Есенина» 

11 класс

(Продолжительность работы над мини-проектом – 2 урока.

Обязательное наличие сборников лирики С. Есенина у каждого ученика.

Допускается работа в парах.)

Постановка цели мини-проекта: читая стихи поэта Сергея Есенина, самостоятельно   выявить их уникальность с точки зрения оригинальности изображения мира, яркой образности, патриотичности.

Постановка задачи мини-проекта: одна из главных тем поэзии Сергея Есенина - тема русской природы. Можно сказать, что тема Родины у Есенина реализуется, воплощается именно через тему природы, а образ Родины - через образы русской природы: поля, леса, реки, цветы, животных.

 Попробуйте самостоятельно исследовать это особое развитие, взаимопроникновение главных тем творчества поэта, читая стихи Есенина и выполняя предложенные задания.

  1.Природа в поэзии С. Есенина изображается в разные времена года. Прочитайте стихи С. Есенина. Найдите и запишите строки о разных временах года: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                    

2. Природа изображается поэтом в самых разнообразных цветах, красках, оттенках. Найдите в стихах разнообразные цветовые эпитеты, запишите их вместе со словами, к которым они относятся : ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. А какой любимый цветовой эпитет Есенина? Докажите!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Природа у Есенина живая, она словно дышит, движется: для создания этого ЭФФЕКТА ЖИЗНИ поэт использует самые различные метафоры или прием олицетворения. Найдите в стихах поэта эти художественные приемы и запишите строчки:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какими птицами «населены» стихи Есенина? Приведите строчки, в которых они упоминаются:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какие растения /цветы, деревья/ «растут» в стихах С. Есенина?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Какие животные «живут» в поэзии С.Есенина? Каковы названия «аномалистских» стихов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

8.Приведите примеры обращений к Родине, к природе в стихах С. Есенина.  В чем особенность этих обращений? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос-вывод:

Если бы вас попросили подобрать определения к понятию «ПОЭЗИЯ ЕСЕНИНА», какие бы слова, выражения вы употребили?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Пример выполнения работы

Мини-проект

_«Поэзия Сергея Есенина»__

11 класс

Постановка цели мини-проекта: читая стихи поэта Сергея Есенина, самостоятельно   выявить их уникальность с точки зрения оригинальности изображения мира, яркой образности, патриотичности.

Постановка задачи мини-проекта: одна из главных тем поэзии Сергея Есенина - тема русской природы. Можно сказать, что тема Родины у Есенина реализуется, воплощается именно через тему природы, а образ Родины - через образы русской природы: поля, леса, реки, цветы, животных.

 Попробуйте самостоятельно исследовать это особое развитие, взаимопроникновение главных тем творчества поэта, читая стихи Есенина и выполняя предложенные задания.

  1.Природа в поэзии С. Есенина изображается в разные времена года. Прочитайте стихи С.Есенина. Найдите и запишите строки о разных временах года:

Ответы учеников:

Отговорила роща золотая / Берёзовым веселым языком…; Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду…; Прибрела весна, как странница…; Весна на радость не похожа…; Осенний день пуглив и дик…; Я по первому снегу бреду…; Поёт зима – аукает, / мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка…        

2.Природа изображается поэтом в самых разнообразных цветах, красках, оттенках. Найдите в стихах разнообразные цветовые эпитеты, запишите их вместе со словами, к которым они относятся.

Ответы учеников:

синий май; проскакал на розовом коне; роща золотая; души сиреневая цветь; рыжий месяц; голубая прохлада; сиреневый дым; тополь серебристый; серебряный ветер; желтеющий дол, синие чащи; голубые дороги; багряной метелью; лимонный лунный свет;  в зелёных лапах;   белой пеной из озёр…

3.А какой любимый цветовой эпитет Есенина? Докажите!

Варианты ответов учеников:

-Синий (голубой): Май мой синий, июнь голубой…; стережёт голубую Русь…; вижу сад в голубых накрапах…; вечер синею свечкою…; льнут охлопья синих рос…; и синь, упавшая в реку…; проводов голубая солома…

-сине-голубой с золотом: это цвет русского неба. Синим цветом залито всё. И всегда он в сочетании с золотом звезд или солнца, золотых осин.

4.Природа у Есенина живая, она словно дышит, движется: для создания этого ЭФФЕКТА ЖИЗНИ поэт использует самые различные метафоры или прием олицетворения. Найдите в стихах поэта эти приемы и запишите строчки.

Ответы учеников:

-плачет метель;  закачались лампадки небес;  туча кружево связала;   пригорюнились девушки-ели; льется солнечное масло;  тоскуют пашни; … и месяц будет плыть и плыть;   гаснут крылья заката;    степные бегут берега;    месяц гуляет;    отговорила роща золотая березовым веселым языком;    в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть;    спит ковыль;    плачут вербы;    шепчут тополя;    тихо розы бегут по полям;    уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя;

 Грянул гром, чашка неба расколота, /  Тучи рваные кутают лес. / На подвесках из легкого золота / Закачались лампадки небес; обо всех ушедших грезит конопляник; золотою лягушкой луна распласталась на черной воде; подымайте же, лунные лапы, мою грусть в небеса ведром; покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег…

5.Какими птицами «населены» стихи Есенина? Приведите строчки, в которых они упоминаются.

-по бору со звонами плачут глухари; по-осеннему кычет сова; и журавли, печально пролетая…; обманул проклятый попугай; шлю привет воробьям и воронам; море голосов воробьиных; прощай, моя голубка, до новых журавлей; отзвенел соловьиный рассвет; только седые вороны расшумелись…

6.Какие растения /цветы, деревья/ «растут» в стихах С. Есенина?

Черемух рать; березовые чащи; усохли вербы; яблонь вьюга; отцвела моя белая липа; тихо льется с кленов листьев медь; Ах, колокольчик, твой ли пыл мне в душу позвонил; васильки очей любимых далеки; и на рябине есть цветы; клен ты мой опавший; пахнет смолистой сосной; держат липы в зеленых лапах;  под венком лесной ромашки;    цвела черемуха, цвела сирень;   в сердце ландыши вспыхнувших сил…

7.Какие животные «живут» в поэзии С. Есенина?  Каковы названия «аномалистских» стихов?

Названия стихов: «Корова», «Собака», «Лисица», «Песнь о собаке»

-Старый кот к махотке крадется…; квохчут куры беспокойные, запевают петухи; Э х вы, сани! А кони, кони…; из углов щенки кудлатые;    дряхлая, выпали зубы,  свиток годов на  рогах; и игриво взмахнёт кобылица над равниной тощим хвостом;    плач овцы, и вдали на ветру машет тощим хвостом  лошаденка;   дай , Джим, на счастье лапу мне; каждая задрипанная  лошадь головой кивает мне навстречу; волки грозные…

8. Приведите примеры обращений к Родине, к природе в стихах С. Есенина.  В чем особенность этих обращений?

-Милые березовые чащи! / Ты, земля! И вы, равнин пески! /; Гой ты, Русь моя родная…; Ой ты, Русь, моя родина кроткая…; О Русь, взмахни крылами…; Край любимый! Сердцу снятся…

В обращениях к Родине Есенин выражает свою любовь к родному дому, к русской земле.   Местоимение «моя» обозначает единение поэта и Родины.

 Любимое обращение Есенина «Русь».

 Вопрос-вывод:

Если бы вас попросили подобрать определения к понятию «ПОЭЗИЯ ЕСЕНИНА», какие бы слова, выражения вы употребили?

Поэзия Есенина богатая, глубокая, наполненная любовью к родине.

Поэзия Есенина живая, яркая, наполненная удивительно красивыми и глубокими образами.

Есенин писал стихи всегда, как бы тяжело ему в жизни не было. Даже в период тяжелого духовного кризиса он сумел достичь поэтических вершин.

Поэзию Есенина отличают искренность, глубокая любовь к родине, ярчайшая образность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация при изучении биографии Сергея Есенина в 11 классе

Фотографии, отображающие жизнь Сергея Есенина в разные годы, и текстовой материал...

Урок по литературе в 11 классе на тему: "Два Сергея, два друга - метель да вьюга".

Урок сопоставления творчества С.Есенина с творчеством С.Клычкова....

Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)

презентация разбита на две части только для  удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам ...

Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"

Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке  будем читать,изучать, анализировать стихотворен...

Георгий Свиридов "Поэма памяти Сергея Есенина".(Методическая разработка к 15 уроку в 5 классе "Что может изображать хоровая музыка?"по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)

Для Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию. Уже в кантатах и орат...

Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»

13  марта  2013  года  –  юбилейная  дата  в  истории  детской  литературы: 100-летие со дня рождения  С.В. Михалкова, известного сове...