Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
план-конспект урока по литературе по теме
Класс:4класс.
Тема урока: "Идёт волшебница зима"
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 40 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu.docx | 27.14 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.95 КБ |
prilozhenie_2.docx | 16.07 КБ |
prilozhenie_3.docx | 14.86 КБ |
idyot_volshebnitsa_zima.pptx | 713.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»
Открытый урок по чтению в 4 классе:
«Идёт волшебница зима»
Подготовила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Белова Любовь Алевтиновна
Приволжск 2016 г.
Открытый урок по чтению:
«Идёт волшебница зима».
Цели:
- исследовать с помощью каких средств передаётся волшебство зимней природы; формировать навык выразительного чтения; расширять словарный запас;
- развивать зрительное восприятие, мышление, речь, творческое воображение;
- воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки.
Ход урока.
- Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
- Дыхательная гимнастика.
(Учитель читает на фоне музыки ветра)
Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают снежинки.
Сейчас мы превратимся в холодный ветер и будем дуть на снежинки. (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем) – повторим 3 раза
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом.
- Речевая разминка.
Составить пословицы (соотнести левую сторону с правой). Слайд 1.
Мороз не велик, в большой мороз.
Береги нос - да стоять не велит.
- Прочитайте правильно первую пословицу. Объясните смысл.
- Прочитайте вторую пословицу и объясните смысл.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
- Послушайте стихотворение.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
- О каком времени года это стихотворение?
- Какие картины природы вы представили?
Объявление темы урока: «Идёт волшебница зима»
Идёт волшебница зима |
(Учитель крепит на доску карточку)
- Почему зиму называют волшебницей? Мы ответим на этот вопрос, выполнив исследовательскую работу. Цель нашего исследования показать
с помощью каких средств передаётся волшебство зимней природы.
Как можно передать волшебство зимы? |
(Учитель крепит на доску карточку)
- Работа по теме урока.
- Послушайте и представьте:
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь начал падать снежок.
- Из какого стихотворения эти строчки? («Встреча зимы»)
- Кто автор этого произведения? (И. Никитин)
- Прочитайте это стихотворение наизусть.
(Читают 1-2 уч-ся. Выставляются оценки.)
- О начале какого времени года говорится в стихотворении? (Начало зимы).
- По каким приметам вы это узнали? Прочитайте строчками из стихотворения.
- С чем сравнивается снег? (Белый пушок).
- Прочитайте строчки, в которых лес изображается как живое существо. (Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей).
- Какие краски вы использовали бы для этого стихотворения?
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним работу в парах.
Работа в парах. (Карточки со стихами. Приложение 1)
- Перечитайте стихотворение про себя и раскрасьте в определённый цвет столбик стихотворения. (1 пара- 1столбик, 2 пара – 2столбик, 3 пара – 3столбик, 4 пара – 4 столбик)
Проверка. (Читаем, называем цвет, который выбрали и объясняем почему).
- Мы увидели начало зимы в таких красках, а известный художник Аркадий Александрович Пластов сумел уловить и передать своеобразие начала зимы на картине «Первый снег». Слайд 2.
- Найдите на ней приметы первого снега. (Небольшие сугробы, видна земля, на берёзе ещё сохранилась листва).
- Почему художник изобразил детей? (Чтобы показать, что первому снегу радуется не только природа, но и дети).
- Как можно охарактеризовать настроение ребят? (Удивлённые, радостные)
Что представилось их взору?
Давайте вместе с героями картины опишем первый снег.
Для этого выполним работу в группах.
Работа в группах. (Карточки. Приложение 2)
1 группа подбирает слова-признаки для описания первого снега,
2 группа подбирает слова-действия для снежинок.
Проверка. (Прочитать описание первого снега и что делают снежинки).
- Ещё раз внимательно посмотрите на картину, и скажите, какие краски использовал художник для того, чтобы изобразить первый снег.
- Как вы думаете, удалось ли художнику передать волшебство начала зимы? С помощью чего достигается это волшебство?
Краски |
(Учитель крепит на доску карточку)
Таким образом, делаем вывод, волшебство начала зимы можно передать при помощи красок.
- Мы познакомились с двумя произведениями, изображающими волшебство начала зимы. Что общего вы нашли в этих произведениях? (изображение начала зимы, первого снега).
- А в чём отличие? (на картине – с помощью красок, в стихотворении – с помощью слов). Но необычных слов.
- Давайте обратимся к рассказу «Зима в лесу» по И. Соколову-Микитову.
Попробуем найти эти необычные слова в этом рассказе.
6. Физкультминутка для глаз.
- Послушайте пересказ этого рассказа (Выставляется оценка).
- Как выглядит зимний лес? Прочитайте.
Выполним работу в парах.
Работа в парах. (Карточки с описанием зимнего леса и ноты. Ответ записываем на нотах. Приложение 3)
- С чем сравнивается первый снег?
чистая белая скатерть |
- Какое выражение нам говорит о том, что снега выпало много?
тяжёлые белые шапки |
- Найдите и запишите слово, которое говорит о лесе, как о живом существе.
притих |
- С чем сравниваются звериные и птичьи следы на снегу?
красивые узоры |
Проверка. (Выходят и на нотный стан крепят ноты)
Посмотрите, какая красивая мелодия у нас получилась.
- Как писатель передаёт волшебство зимней природы?
слова |
(Учитель крепит на доску карточку)
Об этом удивительном времени года поэтами и писателями написано много стихов и рассказов, художниками – картин, а композиторами много музыки.
Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского, который написал альбом «Времена года», в котором 12 пьес по названиям месяцев года. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Январь».
- Как композитор передаёт волшебство зимней природы?
звуки |
(Учитель крепит на доску карточку)
На протяжении урока мы провели исследовательскую работу. Посмотрите на доску и скажите, при помощи каких средств можно передать волшебство зимней природы?
Волшебство зимней природы побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, поэтов и писателей – выразительными средствами-словами.
Попробуем и мы, используя эти средства, передать красоту этого удивительного времени года. Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены зимние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Расскажите о том, какие звуки вы услышали, какие краски увидели.
Проверка. (Читают уч-ся)
- Чей рассказ понравился больше? Почему?
Д/з.
Подготовить рассказ по выбору на темы: «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу», «Каким я видел снег однажды вечером», «Снег».
Рефлексия.
Какое настроение осталось после сегодняшнего урока? У меня на столе белые и синие снежинки. Если на уроке было интересно и вы не испытывали трудностей, берём синюю снежинку. Если не понравилось, и вам было трудно – то берём белую снежинку. Крепим их на доску.
Предварительный просмотр:
Встреча зимы. И. Никитин
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Встреча зимы. И. Никитин
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Предварительный просмотр:
Первый снег (какой?) ……………(белый, мягкий, пушистый, золотистый, жемчужный, серебристый, зелёный, воздушный, белоснежный, красный).
Снежинки (что делают?)…………(падают, танцуют, кружатся, летают, стоят, пляшут, порхают, спят)
Предварительный просмотр:
Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.
Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
С чем сравнивается первый снег?
Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.
Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
Какое выражение нам говорит о том, что снега выпало много?
Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.
Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
Найдите и запишите слово, которое говорит о лесе, как о живом существе.
Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.
Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
С чем сравниваются звериные и птичьи следы на снегу?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составь и прочитай пословицы Мороз не велик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Волшебница зима"
Сценарий внеклассного мероприятия для 5 - ого класса. Зима - прекрасное время года. В сценарии использованы загадки и стихотворения о зиме, игры, развлечения....
Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима»
Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима» (Памятные даты русского поэта А.Фета и композитора Г.Свиридова) 1-6 классы...
Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима"
Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима" Повторяем средства художественной изобразительности (эпитет, метафора, олицетворение) - краски писателя....
Тема урока "Идет волшебница зима".
Урок изучение нового материала с применением интеграции литературы, музыки, изобразительного искусства....
Урок - творческая мастерская "Волшебница - зима"
Развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:1)личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания исх...
Интегрированный урок "Идёт волшебница зима" Музыка. Чтение
Интегрированный урок. Чтение, музыка. 2класс....
Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.
Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...