Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
план-конспект урока по литературе по теме

Класс:4класс.

Тема урока: "Идёт волшебница зима"

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 40 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu.docx27.14 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.95 КБ
Файл prilozhenie_2.docx16.07 КБ
Файл prilozhenie_3.docx14.86 КБ
Файл idyot_volshebnitsa_zima.pptx713.17 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Открытый урок по чтению в 4 классе:

«Идёт волшебница зима»

                                            Подготовила:

                                                                     учитель начальных классов

                                                                     первой квалификационной категории

                                                                     Белова Любовь Алевтиновна

Приволжск 2016 г.

Открытый урок по чтению:

«Идёт волшебница зима».

Цели:

  • исследовать с помощью каких средств передаётся волшебство зимней              природы; формировать навык выразительного чтения; расширять словарный запас;
  • развивать зрительное восприятие, мышление, речь, творческое воображение;
  • воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Снег  летает и сверкает

В золотом  сиянье дня,

Словно пухом  устилает

Все дороги и дома

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

  1. Дыхательная гимнастика.

(Учитель читает на фоне музыки ветра)

 Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают снежинки.

Сейчас мы превратимся в холодный ветер и будем дуть на снежинки. (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем) – повторим 3 раза

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом.

  1. Речевая разминка.

Составить пословицы (соотнести левую сторону с правой). Слайд 1.

Мороз не велик,                 в большой мороз.

Береги нос -                        да стоять не велит.

- Прочитайте правильно первую пословицу. Объясните смысл.

- Прочитайте вторую пословицу и объясните смысл.

    4. Подготовка к восприятию нового материала.

 

- Послушайте стихотворение.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…

- О каком времени года это стихотворение?

- Какие картины природы вы представили?

Объявление темы урока: «Идёт волшебница зима»

Идёт волшебница зима

(Учитель крепит на доску карточку)

- Почему зиму называют волшебницей? Мы ответим на этот вопрос, выполнив исследовательскую работу. Цель нашего исследования показать

 с помощью каких средств передаётся волшебство зимней природы.

Как можно передать  волшебство зимы?

(Учитель крепит на доску карточку)

  1. Работа по теме урока.

- Послушайте и представьте:

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь начал падать снежок.

- Из какого стихотворения эти строчки? («Встреча зимы»)

- Кто автор этого произведения?  (И. Никитин)

- Прочитайте это стихотворение наизусть.

 (Читают 1-2 уч-ся. Выставляются оценки.)

- О начале какого времени года говорится в стихотворении? (Начало зимы).

- По каким приметам вы это узнали? Прочитайте строчками из стихотворения.

- С чем сравнивается снег? (Белый пушок).

- Прочитайте строчки, в которых лес изображается как живое существо. (Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей).

- Какие краски вы использовали бы для этого стихотворения?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним работу в парах.

Работа в парах. (Карточки со стихами. Приложение 1)

- Перечитайте стихотворение про себя и раскрасьте в определённый цвет  столбик стихотворения. (1 пара- 1столбик, 2 пара – 2столбик, 3 пара – 3столбик, 4 пара – 4 столбик)

Проверка. (Читаем, называем цвет, который выбрали и объясняем почему).

- Мы увидели начало зимы в таких красках, а известный художник Аркадий Александрович Пластов сумел уловить и передать своеобразие начала зимы на картине «Первый снег». Слайд 2.

- Найдите на ней приметы первого снега. (Небольшие сугробы, видна земля, на берёзе ещё сохранилась листва).

- Почему художник изобразил детей? (Чтобы показать, что первому снегу радуется не только природа, но и дети).

- Как можно охарактеризовать настроение ребят? (Удивлённые, радостные)

Что представилось их взору?

Давайте вместе с героями картины опишем первый снег.

Для этого выполним работу в группах.

Работа в группах. (Карточки. Приложение 2)

1 группа подбирает слова-признаки для описания первого снега,

2 группа подбирает слова-действия для снежинок.

Проверка. (Прочитать описание первого снега и что делают снежинки).

- Ещё раз внимательно посмотрите на картину, и скажите, какие краски использовал художник для того, чтобы изобразить первый снег.

- Как вы думаете, удалось ли художнику передать волшебство начала зимы? С помощью чего достигается это волшебство?

Краски

(Учитель крепит на доску карточку)

Таким образом, делаем вывод, волшебство начала зимы можно передать при помощи красок.

- Мы познакомились с двумя произведениями, изображающими волшебство начала зимы. Что общего вы нашли в этих произведениях? (изображение начала зимы, первого снега).

- А в чём отличие? (на картине – с помощью красок, в стихотворении – с помощью слов). Но необычных слов.

- Давайте обратимся к рассказу «Зима в лесу» по И. Соколову-Микитову.

Попробуем найти эти необычные слова в этом рассказе.

6. Физкультминутка для глаз.

- Послушайте пересказ этого рассказа (Выставляется оценка).

- Как выглядит зимний лес? Прочитайте.

Выполним работу в парах.

Работа в парах. (Карточки с описанием зимнего леса и ноты. Ответ записываем на нотах. Приложение 3)

  • С чем сравнивается первый снег?

чистая белая скатерть

  • Какое выражение нам говорит о том, что снега выпало много?

тяжёлые белые шапки

  • Найдите и запишите слово, которое говорит о лесе, как о живом существе.

притих

  • С чем сравниваются звериные и птичьи  следы на снегу?

красивые узоры

Проверка. (Выходят и на нотный стан крепят ноты)

          Посмотрите, какая красивая мелодия у нас получилась.

- Как  писатель передаёт волшебство зимней природы?

слова

(Учитель крепит на доску карточку)

Об этом удивительном времени года поэтами и писателями написано много стихов и рассказов, художниками – картин, а композиторами много музыки.

Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского, который написал альбом «Времена года», в котором 12 пьес по названиям месяцев года. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Январь».

- Как композитор передаёт волшебство зимней природы?

звуки

(Учитель крепит на доску карточку)

На протяжении урока мы провели исследовательскую работу. Посмотрите на доску и скажите, при помощи каких средств можно передать волшебство зимней природы?

Волшебство зимней природы побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, поэтов и писателей – выразительными средствами-словами.

Попробуем и мы, используя эти средства, передать красоту этого удивительного времени года. Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены зимние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Расскажите о том, какие звуки вы услышали, какие краски увидели.

Проверка. (Читают  уч-ся)

- Чей рассказ понравился больше? Почему?

Д/з.

 Подготовить рассказ по выбору на темы: «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу», «Каким я видел снег однажды вечером», «Снег».

Рефлексия.

Какое настроение осталось после сегодняшнего урока? У меня на столе белые и синие снежинки.  Если на уроке было интересно и  вы не испытывали трудностей, берём синюю снежинку. Если не понравилось,  и вам было трудно – то берём белую снежинку. Крепим их на доску.



Предварительный просмотр:

Встреча зимы.      И. Никитин                                                                                                

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

                 Встреча зимы.    И. Никитин

                 В полдень дождь перестал,

                 И, что белый пушок,

                 На осеннюю грязь

                 Начал падать снежок.

                 Ночь прошла. Рассвело.

                 Нет нигде облачка.

                 Воздух лёгок и чист,

                 И замёрзла река.

                 На дворах и домах

                Снег лежит полотном

                И от солнца блестит

                Разноцветным огнём.

                На безлюдный простор

                Побелевших полей

               Смотрит весело лес

               Из-под чёрных кудрей.



Предварительный просмотр:

Первый снег (какой?) ……………(белый, мягкий, пушистый, золотистый, жемчужный, серебристый, зелёный, воздушный, белоснежный, красный).

Снежинки (что делают?)…………(падают, танцуют, кружатся, летают, стоят, пляшут, порхают, спят)

   



Предварительный просмотр:

   Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

   Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

   На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

С чем сравнивается первый снег?

   Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

   Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

   На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Какое выражение нам говорит о том, что снега выпало много?

   Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

   Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

   На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Найдите и запишите слово,  которое говорит о лесе, как о живом существе.

   Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

   Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

   На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

С чем сравниваются звериные и птичьи  следы на снегу?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составь и прочитай пословицы Мороз не велик, Береги нос в большой мороз да стоять не велит

Слайд 2

Составь и прочитай пословицы Мороз не велик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Волшебница зима"

Сценарий внеклассного мероприятия для 5 - ого класса. Зима - прекрасное время года. В сценарии использованы загадки и стихотворения о зиме, игры, развлечения....

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима»

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима» (Памятные даты русского поэта А.Фета и композитора Г.Свиридова) 1-6 классы...

Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима"

Презентация к уроку развития речи "Идёт волшебница зима" Повторяем средства художественной изобразительности (эпитет, метафора, олицетворение) - краски писателя....

Тема урока "Идет волшебница зима".

Урок изучение нового материала с применением интеграции литературы, музыки, изобразительного искусства....

Урок - творческая мастерская "Волшебница - зима"

Развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:1)личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания исх...

Интегрированный урок "Идёт волшебница зима" Музыка. Чтение

Интегрированный урок.    Чтение, музыка.                         2класс....

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...