ОУД.01Русский язык и литература: литература
рабочая программа по литературе на тему
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: литература ьразработана в соответствии с примерной программой ФГАУ «ФИРО» и ОПОП по специальностям:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.02.08 Технология машиностроения;
15.02.11 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);
21.02.08 Прикладная геодезия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud._01_litetatura_1.docx | 87.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф-02-ОСН-24
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01Русский язык и литература: литература
по специальностям:
15.02.08 Технология машиностроения;
15.02.11 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
21.02.08 Прикладная геодезия
2017г.
Одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол №______ от «___»______________20___г. Председатель ПЦК ________________ Бубекова И.С. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ________________О.В. Жакупова «___»_______________20__ г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: литература ьразработана в соответствии с примерной программой ФГАУ «ФИРО» и ОПОП по специальностям:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.02.08 Технология машиностроения;
15.02.11 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);
21.02.08 Прикладная геодезия
Организация-разработчик: ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»
Разработчик:
Лазарева Светлана Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»;
Шавалеева Илюся Мухаметовна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»;
Технический эксперт: Бубекова И.С., председатель ПЦК
Эксперт-рецензент: Каляпина Е.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ 19
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 20
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Русский язык и литература: литература
1.1. Область применения программы
Рабочая программа ОУД.01Русский язык и литература: литература является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальностям:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
15.02.08 Технология машиностроения;
15.02.11 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям);
21.02.08 Прикладная геодезия
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОУД.01 Русский язык и литература: литература входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе»
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: литература обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
В результате освоения дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: литература обучающийся должен знать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия
В результате освоения дисциплиныОУД.01 Русский язык и литература: литература обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения разных жанров на литературные темы
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 50 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
В том числе: | |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: | |
домашние работы | 50 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01Русский язык и литература: литература
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 4 | |
Тема 1.1Введение | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства | 1 | 2 |
Русская литература XIX в. | |||
Раздел 1. Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX в. | 12 | ||
Тема 1.2 Обзор русской литературы первой половины XIX века | Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство | 1 | 2 |
Тема 1.3 А.С. Пушкин | Личность писателя. Жизненный и творческий путь. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Творческая история создания романа «Евгений Онегин» | |||
Тема 1.4 М.Ю. Лермонтов | Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова. Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Стихотворения М. Лермонтова для заучивания наизусть | |||
Тема 1. 5 Н.В. Гоголь | Личность писателя, жизненный и творческий путь. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе.«Портрет».«Нос» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя, Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников | |||
Раздел 2. Поэзия второй половины XIX века | 10 | ||
Тема 2. 1 Ф. И. Тютчев | Жизненный и творческий путь. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Выучить стихотворения | |||
Тема 2. 2 А.А. Фет | Жизненный и творческий путь. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | 2 | |
Выучить одно из стихотворений | |||
Тема 2. 3 Н.А. Некрасов | Жизненный и творческий путь. Гражданская позиция поэта. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | 2 | |
1. Выучить одно из стихотворений 2. Подготовить рассказ о творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» | |||
Раздел 3. Особенности развития русской литературы второй половины XIX века | 50 | ||
Тема 3. 1 А.Н. Островский | Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие | 4 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Духовные искания русской культуры второй половины XIX века | |||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Экранизация произведений А. Н. Островского, Крылатые выражения в произведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания Написать сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза» | |||
Тема 3. 4 И.А. Гончаров | Жизненный путь и творческая биография. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Основные этапы жизни и творчества. Образ главного героя в романе «Обломов». Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына) | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Задания по группам: а) рассказ о Штольце; б) взаимоотношения Обломова и Штольца; в) Обломов и Ольга; г) рассказ об Ольге Ильинской | |||
Тема 3.5 И.С. Тургенев | Жизненный и творческий путь. Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа | 4 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Характеристики главных героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Одно стихотворение в прозе выучить наизусть | |||
Тема 3.7Н.С. Лесков | Сведения из биографии. Художественный мир писателя. Праведники Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Характеристика Ивана Флягина | |||
Тема 3.8М.Е. Салтыков-Щедрин | Жизненный и творческий путь. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики, иносказательная образность сказок. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Градоначальники Салтыкова-Щедрина | |||
Тема 3. 9 Ф.М. Достоевский | Сведения из жизни писателя. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и её развенчание. Образы «униженных и оскорблённых» Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 6 | 2 |
Тема 3. 10 Л.Н. Толстой | Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва —величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | 9 | 2 |
Контрольная работа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | 1 | 3 | |
Самостоятельные работы | 1 | ||
1. Участие Толстого в Крымской войне и обороне Севастополя 2. Творческая история романа-эпопеи | |||
1. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона 2. Сопоставительный анализ жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | ||
Рассказ о Наташе Ростовой | 1 | ||
Психологизм прозы Толстого | 1 | ||
Тема 3. 16 А.П. Чехов | Сведения из биографии. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». Разрушение дворянских гнезд в пьесе | 4 | 2 |
Самостоятельные работы | 1 | ||
Герои рассказов Чехова. Анализ рассказов (по группам) | |||
Характеристика героев пьесы А.П. Чехова (по вариантам) | |||
Литература XX века | |||
Раздел 4Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | 28 | ||
Тема 4. 1Русская литература на рубеже веков.И.А. Бунин | Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Лирика И. А. Бунина. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Жизненный и творческий путь. Поэтика «остывших» усадеб в прозе. Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».Любовь в прозе И.А. Бунина. Рассказ «Чистый понедельник». Сюжетная линия рассказа. Рассказ «Чистый понедельник» | 4 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовить развёрнутый рассказ о жизни и творчестве писателя | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
1. Подготовить рассказ о жизни Бунина в эмиграции 2. Прочитать «Гранатовый браслет» А.И. Куприна | |||
Тема 4. 2 А.И. Куприн | Сведения из биографии. Повесть «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся») Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь» Творческая история создания повести А.И. Куприна «Поединок». Тема, идея, особенности сюжета | |||
Тема 4. 4Серебряный век русской поэзии. Символизм | Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом | 3 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Анализ стихотворения «Юному поэту» | |||
Тема 4.5Акмеизм | Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа | 2 | |
1. Стихотворение Н.С. Гумилёва «Жираф» - наизусть 2.К.Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени» - наизусть 3. В. Брюсов «Грядущие гунны», «Первый снег» - наизусть | |||
Тема 4.6Футуризм | Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак) | 1 | 2 |
Тема 4.7Новокрестьянская поэзия | Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина | 1 | 2 |
Тема 4.8 М. Горький | Сведения из биографии М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли» | 4 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Характеристики героев пьесы «На дне» | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» | |||
Тема 4. 10А.А. Блок | Сведения из биографии. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Жизненные и творческие искания А.А. Блока. Цикл стихов «Стихи о Прекрасной даме». Анализ поэтического произведения. Тема Родины в творчестве Блока. Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Стихотворение «Незнакомка» - наизусть | |||
Раздел 5 Особенности развития литературы 1920-х годов | 8 | ||
Тема 5. 1 В.В. Маяковский | Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений | |||
Тема 5. 2С.А. Есенин | Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэзия и судьба С. Есенина. («Поющее сердце России…»). Тема революции в поэзии С.А. Есенина | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
«Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. История создания поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина» | |||
Тема 5. 3 А.А. Фадеев | Сведения из биографии. Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров | 2 | |
Раздел 6Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | 23 | ||
Тема 6. 1 М. Цветаева | Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
1. Образ Дома в раннем творчестве Цветаевой. «Молитва» - 1909 г 2. Образ России – мотив разлуки («Тоска по Родине! Давно…») | |||
Тема 6. 2О.Э. Мандельштам | Сведения из биографии. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама | 2 | 2 |
Тема 6. 3 Андрей Платонов | Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств. Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Повесть «Котлован» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Ответы на вопросы: В чём смысл жизни? В счастье человека? | |||
Тема 6. 4 И.Э. Бабель | Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля | 2 | 2 |
Тема 6. 5М.А. Булгаков | Краткий обзор жизни и творчества. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры | 4 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
1. Ответы на вопросы: В чём трагизм судьбы мастера и его романа? Какой смысл вкладывает Булгаков в слово «Мастер»? 2. Написать сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» | |||
Тема 6. 7 М.А. Шолохов | Жизненный и творческий путь писателя. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя | 3 | 2 |
Контрольная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон» | 1 | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||
1. История создания романа «Тихий Дон» 2. Эпическое время и пространство в романе 3. Читать гл. 63 ч. 6, гл. 29 ч. 7. Ответ на вопрос «В чём преступление и наказание Г. Мелехова?» | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
1. Характеристики героев романа «Тихий Дон» 2. Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» | |||
Раздел7Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 7 | ||
Тема 7. 1 А.А. Ахматова | Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой | 2 | 3 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Стихи выучить наизусть | |||
Тема 7. 2Б.Л. Пастернак | Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Стихотворение «Гамлет» наизусть | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Задания по группам: 1. Какова тема стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Снег идёт» 2. Какова философская концепция автора в отношении к жизни и смерти, любви и поэзии? | |||
Раздел8 Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | 7 | ||
Тема 8. 1 Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы Драматургия 1950—1980-х годов | Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига ипредательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Поэзия Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма» | 1 | 2 |
Тема 8. 2А.Т. Твардовский | Сведения из биографии. Обзор творчества. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Поэма «Василий Тёркин». Анализ глав: «На привале», «Переправа», «На Днепре» | |||
Тема 8. 3А.И. Солженицын | Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А.И. Солженицына | 2 | 2 |
Тема 8.5А.В. Вампилов | Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова | 2 | 2 |
Раздел 9 Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов | 1 | ||
Тема 9. 1В. Набоков. «Машенька» | Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР | 1 | 2 |
Раздел 10 Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | 3 | ||
Тема 10. 1 В.Г. Распутин | Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Основные направления развития современной литературы. Проза В. Распутина, В. Астафьева | 1 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Проза В. Астафьева, А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича | |||
ИТОГО ЗА ГОД | 150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: литература требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска;
- комплект учебно-методической документации
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч./под ред. Г.А. Обернихиной. — М., 2015
- Щербакова О.И.Виды сочинений по литературе. 10—11 классы:пособие для учителей общеобразоват. организаций/О.И. Щербакова. — М.: Просвещение, 2015. — эл. ресурс
Дополнительные источники:
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы. – СПб: Литера, 2010. - эл. ресурс
- МартьяноваИ., СергееваЕ.. Выпускное сочинение: пишем на отлично. С примерами и образцами»: Питер; Санкт-Петербург; 2015
- СерафимоваВ. Д.. Практические материалы для подготовки ксочинениям, выпускным и вступительным экзаменам.Русские писатели XX и XXI веков. – М.: Астрель, 2008. – эл. ресурс
- Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год. – эл. ресурс
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать | |
содержание изученных литературных произведений | тестирование; комплексный экзамен |
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20вв | инд. задания; тестовый контроль |
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | домашняя работа; тестовый контроль; |
основные теоретико-литературные понятия | домашняя работа; тестовый контроль; устный и письменный опрос |
Уметь | |
воспроизводить содержание литературного произведения; | домашняя работа; тестовый контроль; устный и письменный опрос |
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | контрольная работа; практическая работа; исследовательское задание; |
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | устный опрос; домашняя работа; контрольная работа; |
сопоставлять литературные произведения; | творческие работы (сочинение); контрольные работы |
выявлять авторскую позицию; | индивидуальные задания; рефераты обучающихся; |
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста; |
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | устный опрос обучающихся; творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос); |
писать сочинения разных жанров на литературные темы | Индивидуальные задания, практические работы |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дата | Изменения | Подписи | ||
разработчика программы УД | председателя ПЦК | зам. директора по УР | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной дисциплине "Русский язык и литература. Литература" для СПО по специальности 22.02.06 Сварочное производство
Рабочая программа по учебной дисциплине "Русский язык и литература. Литература" для СПО...
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и литература. Литература". 1 курс
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях реализующих основную образовательную профессиональную программу СПО на базе основного общего обр...
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
Комплект оценочных средств предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов по дисциплине Русский язык и литература. Литература. Оценка проводится методом сопостав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО. Дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
УМК - Русский язык и литература. Литература. Для обучающихся по профессии "Парикмахер", "Повар, кондитер", "Мастер по обработке цифровой информации"Автор-составитель: Уянаева Евгения Викторовна - преп...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»...
ОУД.01Русский язык и литература: литература
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература: литература разработана в соответствии с примерной программой ФГАУ «ФИРО» и ОПОП по специальностям...