РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
методическая разработка по литературе (10, 11 класс) на тему

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО. Дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в общеобразовательные дисциплины.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ufanyukova_rab.prog_.lit_.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

 «Самарский машиностроительный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

для технических специальностей

Номер регистрации _________

                                                                     «____»__________2015 г.

Самара

2015г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования.

Рассмотрена методическим советом колледжа

        

Автор: Уфанюкова  Елена Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы______________________________________________________

                                                         Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

        «____»__________2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.        ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                4

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        6

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                18

4.         КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                19

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и литература. Литература

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в общеобразовательные дисциплины.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение 1):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 58 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

Доклады и рефераты

26

Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями

4

Конспектирование критических статей

18

Подготовка к семинарским занятиям

10

Итоговая аттестация в форме зачета.


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1 Литература 19 века

42

Тема 1.1 Введение

Содержание учебного материала

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.

1

1

Тема 1.2 Русская литература первой  половины 19 века

Содержание учебного материала

Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.

1

1

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ Петра.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «В.Г.Белинский о Пушкине»

2

М.Ю.Лермонтов. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «Печорин и Онегин – лишние люди. Что их роднит и что отличает»

2

Н.В.Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «Смысл названия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

2

Тема 1.3 Русская литература второй  половины 19 века

Содержание учебного материала

Культурно – историческое развитие России середины 19 века.

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Социально – культурная новизна драматургии А.Н.Островского.

2

2

Пьеса «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ

Катерины.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, о драме «Гроза»

6

Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роман «Обломов». Образ Обломова. Штольц и Обломов. Тема любви в романе.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «Роман «Обломов» в оценке критиков»

6

Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Проблематика романа. Особенности компо-

зиции романа. Базаров в системе образов романа. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «Полемика вокруг романа «Отцы и дети».

6

Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Особенности жанра и композиции романа «Что делать?». Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей».

2

2

Н.С.Лесков Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.

2

2

Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями: понятия сатира, гротеск, эзопов язык.

2

Ф.М.Достоевский. Сведения из жизни писателя. Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе.

2

2

Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова.

2

3

Л.Н.Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности компо-

зиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир».

2

2

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи

Ростовой. Светское общество в изображении Толстого. Кутузов

и Наполеон в авторской оценке.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями: понятие роман -эпопея

2

А.П.Чехов. Сведения из биографии. Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Пьеса «Вишневый сад».

2

3

Тема 1.4 Поэзия второй половины XIX века

Содержание учебного материала

Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. 

2

2

Жизненный и творческий путь А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.

Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А.Фета (по выбору)

2

Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение о творчестве писателей (по выбору)

2

Тема 1.5 Зарубежная литература

Содержание учебного материала

Очерк жизни и творчества  Э.Т.А. Гофмана, И.В.Гете, В.Шекспира, О.Бальзака, Г.Флобера, Г.Гейне (обзор произведений).

4

2

Раздел 2 Литература 20 века

75

Тема 2.1 Введение

Содержание учебного материала

Общая характеристика культурно – исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе.

1

1

Тема 2.2 Русская литература на рубеже веков

Содержание учебного материала

И.А.Бунин. Сведения из биографии. Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы. Проза И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина.  

1

3

А.И.Куприн. Сведения из биографии. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагическая история любви «маленького человека». Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»).

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовиться к семинарскому занятию: «Любовь в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна»

6

Тема 2.3 Серебряный век русской поэзии

Содержание учебного материала

Обзор русской поэзии. Серебряный век. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм. Стихотворения В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.Белого.

2

2

Акмеизм. Стихотворения Н.С.Гумилева.

2

2

Футуризм. Стихотворения И.Северянина, В.В.Хлебникова.

Новокрестьянская поэзия. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Н.А.Клюев.

2

2

М.Горький. Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах Горького. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.

2

2

А.А.Блок. Сведения из биографии. Стихотворения. Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои.

2

2

Тема 2.4 Литература 20х годов

Содержание учебного материала

Литературный процесс 20-х годов.

В.В.Маяковский. Сведения из биографии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

2

2

С.А.Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России.

2

2

А.А.Фадеев. Сведения из биографии. Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность

идее. Проблема человека и революции.

2

2

Тема 2.5 Литература 30х – начала 40-х годов

Содержание учебного материала

Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Сатирическое обличение нового быта.

2

2

М.И.Цветаева. Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности.

2

2

Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама.

2

2

А.П.Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

2

2

И.Э.Бабель. Сведения из биографии. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

2

2

М.А.Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества. Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов. Фантастическое и реалистическое в романе.

2

3

М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. Трагический пафос «Донских рассказов». Роман «Тихий Дон» (обзор)

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «Трагедия народа в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

2

Тема 2.6 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов,

А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет.

2

2

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения. Поэма «Реквием».

2

2

Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Роман «Доктор Живаго»(обзор)

2

Тема 2.7 Литература 50-80 годов

Содержание учебного материала

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели».

2

2

Новое осмысление проблемы человека на войне: В.Кондратьев «Сашка», В.Быков «Сотников».

4

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовиться к семинарскому занятию: «Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения».

4

«Городская проза» Нравственная проблематика произведений Ю.Трифонова и др.

2

3

Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В.Распутина.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «Образ праведницы Настёны в произведении Распутина «Живи и помни»

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «Нравственные проблемы в творчестве В.П. Астафьева»

4

В.М.Шукшин. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

2

2

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии.

Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы.

Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова.

Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.

Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе. Значение творчества А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

2

Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина.

2

2

Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».

Своеобразие драмы «Утиная охота».

2

3

Сведения из биографии А. Т. Твардовского. Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий

аспекты тематики.

2

2

Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор».

2

3

В.Т.Шаламов. Сведения из биографии. Художественное своеобразие прозы Шаламова. «Колымские рассказы».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение на тему: «ГУЛАГ в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова.»

2

Тема 2.8 Литература русского Зарубежья

Содержание учебного материала

Три волны эмиграции русских писателей. В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька»

2

2

Тема 2.9 Литература конца 1980 – 2000-х годов

Содержание учебного материала

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза В. Маканина, Л. Петрушевской, В. Пелевина, Т. Толстой и др.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат о творчестве писателей (по выбору)

2

Тема 2.10 Зарубежная литература

Содержание учебного материала

Очерк жизни и творчества Э.Хемингуэйя, Р.Брэдбери, Э.Ремарка, П. Коэльо (обзор произведений).

5

2

Всего                                                                                                                                                                    175

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература»

Оборудование учебного кабинета:

 - посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

-ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

-телевизор;

-DVD-проигрыватель;

- набор DVD дисков по программе.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Литература. Учебник./ Под ред. Г.А.Обернихиной – М., 2010.

2.Хрестоматия по литературе. 10 класс./ Быкова В.В. – М., 2012.

3.Хрестоматия по литературе. 11 класс./ Быкова В.В. – М., 2012.

Дополнительные источники:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.

Новейшая хрестоматия по литературе.10 класс. - М., 2013.

Интернет-ресурсы

www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).

www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).

www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные знания

образную природу словесного искусства;

создание связного текста

содержание изученных литературных произведений;

подробный и выборочный пересказ

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

фронтальный опрос, индивидуальный ответ у доски, доклады, рефераты.

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

фронтальный опрос

основные теоретико-литературные понятия;

терминологический диктант,

тестирование

Освоенные умения

воспроизводить содержание литературного произведения;

подробный и выборочный пересказ

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

комплексный анализ текста, сочинение

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

подготовка сообщений, докладов,

определять род и жанр произведения;

Работа с текстом произведения

сопоставлять литературные произведения;

Устный ответ, доклады, сообщения

выявлять авторскую позицию;

Устный ответ, выписывание цитатных характеристик

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

конкурс чтецов

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Зачет, написание рецензии, творческие работы, сочинения

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

написание рецензии, творческие работы, сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

чтение текстов по выбору,   подготовка докладов, реферирование и конспектирование материала, презентации

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Общие компетенции

Технология формирования

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

При выполнении заданий по литературе обращать внимание обучающихся, в каких конкретных производственных ситуациях они будут использовать полученные на учебных занятиях по этому предмету знания и опыт деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Предоставлять студентам возможность самостоятельно организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения самостоятельных работ по конкретным темам.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Использовать технологию проблемного изложения при объяснении нового учебного материала; создавать педагогические ситуации, в которых студенты смогут оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Предоставлять студентам возможность самостоятельно осуществлять поиск, анализ и оценку информации при выполнении самостоятельной работы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Поощрять использование студентами новых информационных технологий при оформлении результатов самостоятельной работы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Использовать на учебных занятиях коллективные формы работы, акцентировать студентам необходимость войти в группу или коллектив и внести свой вклад.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Используя на учебных занятиях коллективные формы работы, назначать ответственного, который будет распределять обязанности в группе и отчитываться о проделанной работе.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Предоставлять студентам возможность для личностного и профессионального развития, учить студентов ставить цели и добиваться их реализации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Предоставлять студентам возможность самостоятельно выбирать приемы и технические способы самостоятельной деятельности в зависимости от развития инфокоммуникационных технологий и смены развивающих задач.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и литература. Литература". 1 курс

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях реализующих основную образовательную профессиональную программу СПО на базе основного общего обр...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" 1 курс

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

Комплект оценочных средств предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов по дисциплине  Русский язык и литература. Литература. Оценка проводится методом сопостав...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и литература

В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднег...