Рабочая программа по литературе для 7 класса. УМК И.Н. Сухих.2017-2018 уч. год
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Виктория Николаевна Ганеева

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета", "Содержание учебного  предмета", "Тематическое планирование уроков литературы" с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_7_klass_2017-2018.docx64.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

7 класс

Разработчик программы:

Ганеева Виктория Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Москва, 2017

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

– достижение определенного уровня духовности, который выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской литературе, культурам других народов;

– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических

особенностей;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– в понимании ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

– понимании связи литературных произведений со временем их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;

– умении анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– умении определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

– грамотном использовании элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– в приобщенности учеников к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовно-нравственными ценностями других народов;

– готовности сформулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

– готовности создать собственную интерпретацию изученных литературных произведений;

– умении понять авторскую позицию и выразить свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

– в адекватном восприятии художественных произведений разных жанров на слух, в осмысленном самостоятельном чтении и адекватном восприятии текста;

– умении пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

– умении писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, готовить сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы;

4) в эстетической сфере:

– в умении понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; в сформированном эстетическом вкусе;

– умении понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

Достижение результатов изучения учебного предмета обеспечивается решением следующих задач:

– расширение читательского кругозора, воспитание у учеников потребности в чтении;

– развитие литературных способностей учеников (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению);

– обучение школьников приемам аналитической деятельности, необходимым для постижения художественного произведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы теоретико-литературных знаний и читательских умений,

а также развитием литературных способностей;

– обучение школьников приемам литературно-творческой деятельности, в которой ученик создает собственные литературные произведения;

– обучение школьников интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи, в художественной творческой и исполнительской деятельности), предполагающее развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, творческой и проектной деятельности;

– развитие эстетического вкуса школьника и формирование ценностных ориентаций;

– культурное развитие ученика за счет изучения литературы в широком культурном контексте;

– развитие общих психических качеств: внимания, памяти, воображения, разных типов мышления.

Ученик научится:

- понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

-  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать эстетическую ценность русской литературы;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Тема 1. Героизм и патриотизм. Героический эпос.

Р а з д е л 1. Героический эпос в мировой литературе. Эпос. Эпопея. Народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе. Эпический герой у разных народов.

 «Илиада» (в переводе В. А. Жуковского) — обзорное изучение. Гомер и его поэмы. «Гомеровский вопрос». Переводы Гомера.         «Одиссея» — поэма об испытаниях и странствиях героя.  Переводы Гомера. «Одиссея» — поэма об испытаниях и странствиях героя.

Гекзаметр, составные эпитеты. Психологизм. Роль детали в развертывании сюжета. Образ героя в эпосе.

Национальный карело финский эпос. «Калевала» — обзорное изучение.

Теоретико- литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе.

Внеклассное чтение. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор- богатырь»; средневековый эпос: «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»; армянский эпос «Давид Сасунский»; Ш. Руставели. «Витязь в тигровой шкуре»; И. А. Бродский. «Одиссей — Телемаку»; М. Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».

Ра з д е л 2. Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси Героические образы князей и святых в древнерусской литературе как пример служения государству, Богу, народу. Патриотизм Древнерусской литературы.  «Поучение» Владимира Мономаха Личность князя Владимира Мономаха. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». Композиция «Поучения». Культурное пространство. Киевская Русь конца XI — начала XII века. Личность древнерусского князя. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Внеклассное чтение. А. О. Ишимова. «История России в рассказах для детей» (т. I, до гл. «Нашествие татар»); н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (т. I, гл. IV «Князь Владимир Мономах»).

Ра з д е л 3. Героический характер и подвиг в новой русской литературе Героизм как способность к совершению подвига и как каждодневный стоический труд.

1. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» Героико- патриотический пафос произведения. Прославление товарищества, осуждение предательства

Теоретико- литературные знания. Литературный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в литературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами, портрет, речь, поступки героя. Сравнительно-сопоставительная характеристика двух героев. Антитеза. Конфликт. Роль пейзажа в художественном произведении. Культурное пространство. Украина в XVII веке. Богдан Хмельницкий и восстание под его предводительством. Народная картина «Казак Мамай», картины С. И. Васильковского, Н. С. Самокиша, иллюстрации к повести «Тарас Бульба» Е. А. Кибрика, В. Ерко.

2. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» Образ некрасовской Музы. Героический женский характер. Фольклорные традиции в поэме. Особенности композиции поэмы, смысл названия ее частей. Крестьянский быт и народный характер. Образ русской женщины. Художественные средства создания образа Дарьи. Авторское отношение к героине. Представления крестьян о счастье и долге. Образы природы и Мороза, их роль в поэме. Значение образа дороги. Трагическое и лирическое звучание произведения. Авторская позиция и средства ее воплощения в поэме.

Теоретико-литературные знания. Поэма как лиро-эпический жанр. Особенности создания образа в произведениях лиро-эпического жанра. Авторская позиция и средства ее выражения: лирические отступления, композиция, заглавие, пейзаж, символические образы, эпиграф, ритм, звукопись.

Культурное пространство. Крестьянский портрет в русском искусстве. Осмысление классики в ХХ веке (стихотворение Н. М. Коржавина «Вариации из Некрасова»).

3. М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» Романтические герои и художественные средства их изображения. Легенда о Ларре и ее идея в рассказе «Старуха Изергиль». Образ героя-индивидуалиста. Способы создания образа Ларры. Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей. Крайняя степень самопожертвования Данко, исключительность, идеальность его характера. Романтический герой и толпа. Образ осторожного человека. «Песня о Соколе». Сущность спора Ужа и Сокола. Сокол как романтический

герой. Значение понятия «безумство храбрых».

Культурное пространство. Мифы о Прометее, предания о Каине и об Агасфере. Подвиги в мирное время. Романтизм в литературе ХХ века. Романтическое искусство (музыка, живопись, литература). Пейзаж. Художники- портретисты и пейзажисты.

Внеклассное чтение Н. А. Некрасов. «Муза», «Русские женщины»; М. Горький. «Сказки об Италии»; В.О. Богомолов «Иван»; Ф. А. Абрамов. «Дом»; в. Г. Распутин. «Последний срок»; В. Скотт «Айвенго»; А. Дюма. «Королева Марго»; Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Черная стрела»; Р. Джованьолли «Спартак».

Тема 2. Мир литературных героев

Р а з д е л 1. «Маленький человек» в русской литературе. Понятие «маленький человек» в реалистической литературе.

1. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».

Болдинская осень в биографии Пушкина и в переносном значении. «Повести Белкина» как цикл. Образ повествователя Белкина. Смысл и художественная роль эпиграфа к повести «Станционный смотритель». Сюжет и композиция повести. Жизнь станционного смотрителя. Образ Самсона Вырина — героя войны 1812 года и «маленького человека». Любовь к дочери как источник жизненных сил героя. Образ Дуни и причина ее бегства из родительского дома. Образ Минского. Идейный смысл притчи о блудном сыне в контексте повести. Причины, побуждающие Вырина вернуть дочь; его неудачи на этом пути. Несовпадение представлений героев о счастье. Смысл финала. Авторское отношение к Дуне, Минскому и Вырину. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Теоретико- литературные знания. Типы литературных героев. Повесть. Композиция. Автор (писатель), повествователь, рассказчик. Тема, проблема и идея в художественном произведении. Аллюзии и реминисценции. Роль детали в создании образа.

Внеклассное чтение. Евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15:11—32); библейское предание об Иосифе и его братьях (Быт. 37, 42—47); А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

2. Н. В. Гоголь. «Шинель»

«Шинель» как одна из «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя. Темы человеческого одиночества, мечты и действительности. Образ Акакия Акакиевича: замкнутость его мира, как в скорлупе. История шинели и изменения, происходящие с Акакием Акакиевичем, — разрушение скорлупы и беззащитность героя. Отношение чиновников к Акакию Акакиевичу и причины их внимания к нему. Образ Петербурга как холодного, равнодушного к страданиям людей города. Шинель как центр мироздания и смысл жизни героя. Комическое и трагическое и их переплетение. Образ «значительного лица» и его роль в повести. «Сердечная остуда» людей как причина смерти Акакия Акакиевича. Авторское отношение к герою и его смерти. Роль детали в повести Гоголя. Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести — «я брат твой». Образ «маленького человека» в повести Пушкина и повести Гоголя.

Теоретико- литературные знания. Тема, проблема и художественная идея. Элементы фабулы в произведении. Художественная деталь, ее роль. Фантастическое в литературе. Функции фантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Ассоциации. Образ Петербурга в русской литературе.

3. А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска».

 «Маленький человек» в изображении А. П. Чехова. Полемическое осмысление этой темы по сравнению с Гоголем и Пушкиным. Комическое в рассказе «Смерть чиновника» и средства его создания. Авторское отношение к герою и средства его выражения. Трагическое и сатирическое осмысление темы.

Рассказ «Тоска». Смысл эпиграфа и его художественная роль.

Описания в рассказе, лаконизм Чехова и выразительность его стилистических деталей. Композиция рассказа. Средства создания художественной атмосферы и раскрытия переживаний Ионы. Одиночество человека в суетном мире. Образы движения, суеты и статики, покоя. Контраст внутреннего и внешнего в рассказе. Авторское отношение к персонажам.

Теоретико-литературные знания. Повесть, рассказ, новелла как эпические жанры. Жанровые особенности повести, рассказа и новеллы в сопоставлении друг с другом. Тема, проблема, идея произведения. Авторское отношение к персонажам. Художественная деталь у Чехова.

Культурное пространство. Образ Санкт- Петербурга в искусстве. Мифология Петербурга. Быт российского чиновника.

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Портрет»; А. П. Чехов. «Размазня», «Детвора», «Открытие», «Горе», «Старость»; А. и Б. Стругацкие. «Трудно быть богом».

 

Ра з д е л 2. Герой в лирике.

  1. М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи»

Лермонтов — поэт- романтик. Романтический конфликт и противоречивость романтической души. История создания стихотворения «Парус». Образ паруса как символ. Авторское настроение в стихотворении. Композиция стихотворения. Изобразительно- выразительные средства создания образов и чувств. Лирический герой в стихотворении «Тучи». Тучки, отношение к ним лирического героя (автора). Сравнение стихотворений «Тучи» и «Парус». Роль символики.

Теоретико-литературные знания. Лирический герой и автор стихотворения. Лирический герой и лирическое настроение. Байронизм и байронический герой. Романтический конфликт. Символ. Отличие символа от метафоры и аллегории. Пейзажная лирика.

Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов в Петербурге. Лермонтов — поэт- художник. Образ моря в живописи и музыке. Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений (романсы А. Е. Варламова).

  1. В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Лирический герой Маяковского. Ораторская интонация и лирическая тема стихотворения «Послушайте!». Обращение, вынесенное в название стихотворения, как обращение ко всему миру. Преодоление одиночества, внимание к ближнему как самое необходимое для человека. Символика и философская идея стихотворения. Художественные средства создания образа героя.

Образ автора и образ лирического героя в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Фантастическое и реальное в произведении. Словотворчество Маяковского. Стилистика стихотворений. Оригинальность тропов Маяковского и их роль.

Теоретико-литературные знания. Лирический герой и автор лирического произведения. Тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Пиррихий, спондей. Ритмика и строфика. «Лесенка» Маяковского. Особенности рифмовки. Неточная, составная, богатая рифма. Словотворчество. Изобразительно- выразительные средства языка: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. Элементы фантастики в стихотворениях Маяковского.

Культурное пространство. Работа Маяковского в «Окнах сатиры РОСТА». Идеи стихотворения В. Д. Берестова «Блокада. Ночь. Забитое окно…» в контексте соотношения автор — герой.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Узник», «Портрет», «Кавказский пленник»; Н. М. Языков «Пловец»; Д. Байрон. «Еврейские мелодии», «Хочу я быть ребенком вольным…», «Стансы к Августе», «Из дневника в Кефалонии»; Д. Китс. Сонеты;В.В. Маяковский. «Гимн обеду», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».

Р а з д е л 3. Народный характер. Черты, составляющие характер русского народа.

  1. И. С. Тургенев. «Бирюк» (из цикла «Записки охотника»)

Книга И. С. Тургенева «Записки охотника»: история создания, проблематика, общественное значение. Сюжет и композиция рассказа «Бирюк». Отношение крестьян и рассказчика к Бирюку. Внешний конфликт между крестьянином-вором и Бирюком и внутренний конфликт в душе Фомы. Образ лесника и способы его создания. Портрет и интерьер в рассказе Тургенева как средства социально-

психологической характеристики героя. Роль природы в рассказе. Авторское отношение к народу.

2. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык», «Житейское правило», «Разговор». Стихотворения в прозе И. С. Тургенева, многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о природе, о величии и красоте русского языка. Черты народного характера, представленные в стихотворениях Тургенева. Музыкальность прозы Тургенева.

Теоретико-литературные знания. «Натуральная школа». Внешний и внутренний конфликт. Художественные средства создания образа героя. Краткий и развернутый портрет. Интерьер; объективное и субъективное описание интерьера. Реалистический пейзаж, его функции. Стихотворения в прозе как лирический жанр. Деталь. Антитеза.

Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Хорь и Калиныч», «Живые мощи», «Певцы», «Свидание». Стихотворения в прозе: «Деревня», «Маша».

3. М. Е. Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

М. Е. Салтыков- Щедрин — писатель- сатирик. «Сказки для детей изрядного возраста» как особый жанр. Народ как герой и адресат щедринских сказок. Особенности сюжетов и проблематики сказок. Фольклорные и басенные традиции в сказках Салтыкова- Щедрина. Герои Щедрина как типы. Обличение нравственных пороков общества, сатира на помещичью Русь. Сильные и слабые стороны народного характера, показанные писателем. Авторское отношение к народу и художественные средства его выражения.

Теоретико-литературные знания. Сатира. Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сатирический герой. Тип. Способы создания сатирического типа: «говорящее» имя, гротеск, аллегория, саморазоблачающая речь, ироничная похвала, ироничное порицание, сарказм. Фольклорные мотивы в сказках.

Культурное пространство. Писатели-сатирики. Художники-иллюстраторы сатирических произведений. Россия последней четверти XIX века. Тема «премудрого пискаря» в поэзии ХХ века (В. Панков. «Быль о среднем человечке»).

Внеклассное чтение. М.Е. Салтыков- Щедрин. «Коняга», «Орел-меценат», «Кисель»; М. М. Зощенко. Рассказы; Е. Л. Шварц. «Голый король».

Тема 3. Герой и нравственный выбор

Понятие нравственного выбора.

Р а з д е л 1. Взросление героя. Становление души

1.Л. Н. Толстой. «Детство»

Автобиографическая основа повести. Нравственный идеал гармонии и добра. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Тема детской открытости миру. Анализ глав «Учитель Карл Иваныч», «Наталья Савишна», «Детство», «Стихи», «Ивины», «Что за человек был мой отец». Художественные средства создания образов персонажей. Образ повествователя (взрослого Иртеньева) и образ рассказчика (мальчика Николеньки). Художественная идея повести.

Теоретико- литературные знания. Автобиография и автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Внутренний монолог. Портрет в литературе.

 

2.М. Горький. «Детство»

Автобиографическая повесть М. Горького. «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека. Образы Алеши, деда и бабушки. Изображение внутреннего мира подростка. Роль портретов в повести. Пейзаж и его художественная роль. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Вера в человека, в его возможность противостоять миру насилия и зла.

Теоретико- литературные знания. Автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Пейзаж и портрет в литературе. Речь персонажа. Тема, проблема, идея.

3.А. Н. Толстой. «Детство Никиты»

Символика названия повести. Жизнь в восприятии ребенка. Взаимосвязь жизни ребенка с жизнью природы. Народный быт в повести.

Теоретико-литературные знания. Своеобразие сюжета в автобиографическом произведении. Фабула. Образ рассказчика. Портрет в литературе.

4. Ф. Искандер. «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»)

Отличие автобиографического героя Искандера от героев Толстого и Горького. Способы создания характера Чика. Образ рассказчика, юмористическая подсветка повествования. Восприятие героем пушкинских произведений, уроки, которые он из них извлекает. Роль эпизода о поисках «вредителей». Гуманистическая идея рассказа, смысл названия.

Теоретико- литературные знания. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Противоречие или несоответствие как основа комического. Точка зрения рассказчика и повествователя. Композиция произведения.

Культурное пространство. Тема детства в русской литературе, изобразительном искусстве и музыке. П. И. Чайковский. «Детский альбом», М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки». Детский портрет в литературе и живописи. Отношение к ребенку в культурах разных времен и народов.

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Отрочество»; Л. Н. Андреев. «Петька на даче»; М. Горький. «В людях»; В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи»; Л. Пантелеев и Г. Г. Белых. «Республика Шкид»; В. К. Железников. «Чучело»; А. Г. Алексин. «Безумная Евдокия», «Мой брат играет на кларнете».

Р а з д е л 2. Испытание героев любовью

1.Ермолай- Еразм. «Повесть о Петре и Февронии»

Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви в ее семейно-бытовом проявлении. Образец христианского супружества. Цельность характеров героев. Тема преданности и святости в повести. Литературное и сказочное начала в повести.

Теоретико-литературные знания. Древнерусская повесть и ее разновидности. Житие как жанр. Условность в древнерусской литературе. Фольклорные (сказочные) мотивы.

Культурное пространство. Быт и культура Древней Руси. Древнерусские идеалы. Образы Древней Руси в искусстве: В. В. Васнецов, Н. К. Рерих, А. П. Бородин. Опера Н. А. Римского- Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Внеклассное чтение. «Сказание о граде Китеже»; «Повесть о Шемякином суде»; «Повесть о начале царствующего града Москвы».

2. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Личность У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Литературные источники трагедии Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Конфликт, его развитие и трагическая развязка. Образы враждующих домов и причины их вражды. Меркуцио и Тибальт. Образы Ромео и Джульетты. Мнимая любовь Ромео к Розалине и истинная к Джульетте. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Помощники героев и причины их неудачи. Смысл финала трагедии. Авторская позиция и художественная идея пьесы. Отражение в трагедии «вечных тем»: любви, преданности, вражды, мести. Образы трагедии в мировом искусстве — музыке, живописи, кинематографе, театре, литературе.

Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Драматическое действие. Герой  в драме. Способы создания образа персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Трагедия как жанр драмы. Катарсис. Основной конфликт и его разрешение в трагедии. Антитеза.

Культурное пространство. Театр времен Шекспира. Изобразительное искусство эпохи Возрождения. Шекспировские образы в мировом искусстве. Интерпретации произведений Шекспира в музыке.

Внеклассное чтение. У. Шекспир. Сонеты; комедии «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь».

3. А. С. Пушкин. «Барышня- крестьянка» Сюжет и герои повести. Особенности ее композиции. Истинные и мнимые конфликты в повести и их причины. Образы отцов и причины их ссоры и примирения. Образ Лизы Муромской и художественные средства создания женского характера. Образ Алексея Берестова. Тема любви в повести. Юмор Пушкина в изображении героев. Художественная идея произведения. Любовь в «Барышне- крестьянке» Пушкина и в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Условия преодоления преград на пути к счастью.

Теоретико-литературные знания. Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических деталей в создании образа.

 

4. А. С. Пушкин. «Дубровский» Приключенческий роман Пушкина и особенности жанра. «Тайна занимательности». Сюжетные линии и герои романа, его основной конфликт. Столкновение Дубровских и Троекурова. Роль документа в контексте романа. Образ «благородного разбойника». Нравственная проблематика произведения — высокое чувство чести и достоинства. Тема «отцов и детей». Образы крестьян и их роль в раскрытии образа главного героя. Любовная линия в романе. Образ Маши, ее нравственный выбор. Поступок героя как способ создания характера. Переклички с трагедией У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Теоретико- литературные знания. Роман как эпический жанр; жанровые разновидности романа. Роман и повесть. Композиция произведения и авторский замысел. Ретроспектива. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Образ автора, средства выражения авторского отношения.

Культурное пространство. Русская дворянская усадьба. Быт дворян и крестьян в России начала XIX века. Кинематографические интерпретации классической литературы.

Внеклассное чтение. Сказание о Тристане и Изольде; Данте Алигьери. Сонеты; Ф. Петрарка. «Сонеты на жизнь мадонны Лауры»; В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»; Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики»; И. С. Тургенев. «Первая любовь»; И. А. Бунин. «Грамматика любви»; А. П. Чехов. «Попрыгунья», «Душечка»; О. Генри «Дары волхвов»; А. Грин. «Бегущая по волнам»; Г.Н. Щербакова. «Роман и Юлька»; М. М. Рощин. «Валентин и Валентина».

Р а з д е л 3. Личность и власть: вечное противостояние.

1.М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне про купца Калашникова». Калашников и Кирибеевич, причины их конфликта; сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. Нравственный выбор героев. Народное представление о чести и долге. Авторское отношение к героям и способы его выражения. Художественная идея произведения.

Теоретико- литературные знания. Эпическая поэма. Система персонажей. Конфликт. Фольклор и литература. Стилизация. Повторы, параллелизмы, постоянные эпитеты. Портрет.

2.А. К. Толстой. «Князь Серебряный» Художественная концепция эпохи Ивана Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведения. Анализ глав «Опричники», «Дружина Андреевич и его жена», «Пир», «Оплеуха», «Очная ставка», «Шутовской кафтан», «Казнь», «Посольство Ермака». Образ князя Серебряного, взаимосвязь его характера и поступков. Патриархальная система ценностей и ее разрушение в эпоху Грозного. Образ опричнины и опричников. Тема любви в романе. Судьба женщины в эпоху Грозного. Средства выражения авторского отношения и авторской позиции в романе.

Теоретико-литературные знания. Исторический роман. Вымысел и реальность в художественном историческом произведении. Авторская позиция. Способы создания характера. Портрет. Речь. Система персонажей.

Культурное пространство. Эпоха и характер Ивана Грозного. Опричнина. Обычаи народной семейной жизни. «Домострой». Кулачные бои. Иван Грозный и его время в фольклоре, литературе и искусстве.

Внеклассное чтение. Е. Л. Шварц. «Дракон»; М. А. Булгаков. «Иван Васильевич»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие».

Р а з д е л 4. Человек и война

1.Поэты-фронтовики. Д. С. Самойлов. «Сороковые»; А. Т. Твардовский. «О войне» (глава из поэмы «Василий Теркин»); К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Ю. В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…»

Биографии поэтов- фронтовиков, общее в их судьбе. Война и молодость, война и оборванное детство. Собирательный образ поэта- солдата в произведениях Н. П. Майорова («Мы»), Д. С. Самойлова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Ю. В. Друниной.

Теоретико- литературные знания. Лирический герой. Точка зрения автора. Композиция стихотворения. Художественная деталь. Олицетворение. Символ. Фигура умолчания. Стиль повествования. Тема и идея произведения

2. М. А. Шолохов. «Судьба человека» Сюжет и композиция рассказа. Тема рассказа — человек в экстремальной ситуации, в ситуации выбора — и его художественная идея. Проблема национального достоинства и гордости. Ответственность человека за свой нравственный выбор. Моральное превосходство над врагом как источник внутренней силы русского солдата. Образ Андрея Соколова. Способы создания характера. Испытания героя. Значение встречи с Ваней в судьбе Андрея Соколова. Смысл финала рассказа. Авторское отношение к героям и событиям и авторская позиция. Смысл названия рассказа.

Теоретико-литературные знания. Сюжет и композиция эпического произведения. Рассказ и повесть. Представление о реализме как художественном методе. Реалистический образ. Типический характер. Повествователь и герой- рассказчик. Второстепенные персонажи. Способы создания характера. Портрет. Художественная деталь. Психологизм повествования (прямой и скрытый). Внутренний монолог. Тема и идея произведения. Символика.

3. В. Быков. «Обелиск» Тема войны в творчестве писателя. Проблематика повести. Антитеза образов времени (прошлое и настоящее) и пространства (город и деревня). Авторская позиция в повести.

Теоретико-литературные знания. Сюжет и фабула. Композиция. Время и пространство в произведении. Образ рассказчика. Роль художественной детали. Тема и художественная идея.

Культурное пространство. Великая Отечественная война, советская культура периода войны. Тема и образ войны в русском и советском искусстве.

Внеклассное чтение. А. Т. Твардовский. «Василий Теркин», «Я убит подо Ржевом…»; К. М. Симонов. «Жди меня»; Б. Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие…»; Б. Ш. Окуджава. Стихотворения и песни о войне; Д. С. Самойлов. Стихотворения о войне; В.С. Высоцкий. Песни о войне; А. Н. Толстой «Русский характер»; В.В. Быков. «Сотников»; А. П. Платонов «Иван Великий».

Тема 4. «Странный человек» в движении времени

Значение понятия «странный человек».

1. М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — обзорное изучение Биография Мигеля де Сервантеса (основные вехи). Фабула романа «Дон Кихот». Композиция и основной конфликт. Образ Дон Кихота и средства его создания. Проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность, идеальное и реальное в сознании героя. Понятия рыцарского долга и рыцарского служения Даме. Антитеза «Дон Кихот и Санчо Панса — мечтательность и приземленность». Анализ глав: т. 1, гл. I, IV, VIII. Сцена «спасения» Андреса. Комическое и трагическое звучание образа Дон Кихота. Дон Кихот как вечный образ. Противоречивость образа главного героя: мудрость и безумие. И. С. Тургенев о Дон Кихоте.

Теоретико- литературные знания. Вечные образцы. Роман как эпический жанр. Рыцарский роман. Пародия; отличие пародии от стилизации. Фабула. Конфликт. Способы создания характера (поступки героя, речь). Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Повествователь и рассказчик. Второстепенные персонажи. Тема и художественная идея.

Культурное пространство. Испания XVI—XVII веков. Образ Дон Кихота в мировом искусстве. Образ Дон Кихота в поэзии XIX—ХХ веков.  

2. В. М. Гаршин. «Красный цветок» В. М. Гаршин как человек «потрясенной совести». Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Образ человека, страдающего за все человечество. Символический образ красного цветка как мирового зла. Нравственный выбор героя. Трагическое звучание его образа. Смысл финала. Художественная идея рассказа.

Теоретико- литературные знания. Рассказ и новелла. Символ и аллегория. Способы создания характера (самохарактеристика, поступки, портрет героя). Тема и художественная идея. Эпизод. План анализа эпизода.

Культурное пространство. Эволюция цветовой картины мира в истории человечества. Эволюция цветовых определений в русской культуре. Георгий Победоносец; символика, связанная с этим образом.

2.А. П. Платонов. «Юшка» Платоновский «сокровенный человек». Сюжет и композиция рассказа «Юшка». Нравственная проблематика рассказа. Образ главного героя и художественные средства его создания. Значение имени героя. Своеобразие конфликта в рассказе. Любовь ко всему живому как «странность» для мира слепых сердец. Отношение к Юшке персонажей рассказа и причины неприятия ими беззлобного человека. Авторское отношение к персонажам и Юшке и своеобразие авторской позиции неосуждения. Художественная идея рассказа — созидательная сила добра. Идеи христианской гуманности. Нагорная проповедь Христа и поведение Юшки. Черты праведника и юродивого в образе Юшки.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Конфликт. Портрет. Деталь. Способы создания характера. Авторское отношение к героям. Идея произведения. Анализ эпизода.

Культурное пространство. Нагорная проповедь и заповеди Христа. Русские праведники и юродивые.

 

4. В. М. Шукшин. «Чудик» Оценка личности и творчества В. М. Шукшина современниками (В. С. Высоцкий о Шукшине). Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Композиция рассказа «Чудик». Система образов персонажей и их роль в раскрытии характера главного героя. Кинематографический принцип изображения в рассказе. Отношение к герою персонажей, автора и читателя. Смысл финала. Художественная идея произведения.

Теоретико- литературные знания. Сюжет. Анализ эпизода. Система персонажей; роль второстепенных персонажей. Авторское отношение к герою. Пейзаж. Портрет. Деталь. Идея произведения.

Культурное пространство. «Странный герой» как персонаж мировой истории и культуры. В. М. Шукшин — писатель, режиссер, актер. Песня В. С. Высоцкого памяти Шукшина («Еще — ни холодов, ни льдин…»). Образ «странного человека» в творчестве поэтов Б. Ш. Окуджавы (песня «Бумажный солдатик») и В. С. Высоцкого (песня «Канатоходец»). Творчество Чарли Чаплина, «донкихотовское» в нем.  Внеклассное чтение. М. А. Булгаков. «Дон Кихот»; Е. Л. Шварц. «Дон Кихот»; А. П. Платонов. «Епифанские шлюзы», «Усомнившийся Макар»; В. М. Шукшин. «Обида», «Мастер», «Срезал!», «Крепкий мужик», «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Микроскоп»; А. И. Солженицын. «Матренин двор».

Раздел 3. Тематическое планирование уроков литературы

(68 часов; из них 60 часов — на изучение произведений, 4 часа — на уроки внеклассного чтения, 4 часа — на контрольные работы)

Тема, раздел

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Тема 1. Героизм и патриотизм

15

Проектная деятельность

Составление карты путешествий Одиссея. Составление сборника «Мировые одиссеи» с предисловием к нему и аннотацией на каждое произведение

Раздел 1. Героический эпос в мировой литературе

Гомер. «Илиада» (перевод Н. И. Гнедича), «Одиссея» (перевод В. А. Жуковского) — обзорное изучение Литературно- художественная и аналитическая деятельность Подбор цитат для характеристик Ахилла, Гектора, Одиссея.

4

Литературно художественная и аналитическая деятельность.

Сопоставление разных переводов Гомера (Н. И. Гнедича и Н. М. Минского, В. А. Жуковского и В. В. Вересаева). Сравнение эпизодов «Одиссеи» и сюжетов русских народных сказок. Составление викторины или кроссворда по одной или двум поэмам Гомера. Отзыв о кинофильме В. Петерсена «Троя» или кинофильме А. Кончаловского «Одиссея». Оценка интерпретации образов Ахилла или Одиссея в изобразительном искусстве

Национальный карело- финский эпос. «Калевала» — обзорное изучение

1

Сопоставление космогонических мифов разных народов. Сравнение образов «Калевалы» и русских народных сказок

Раздел 2. Героическое и патриотическое  в литературе Древней Руси

Проектная деятельность

Создание коллективного сборника поучений «Как правильно жить»

«Поучение» Владимира Мономаха

2

«Литературно- художественная и аналитическая деятельность Составление словаря устаревших слов и религиозных понятий. Сопоставительный анализ: «Поучение» Мономаха и «Поучение» митрополита Даниила (XVI в.), наставления Мономаха и фольклор (русские пословицы). Письменная «беседа» с Владимиром Мономахом. Отзыв о кинофильме на сюжет из древнерусской истории (например, художественный фильм «Александр Невский» С. Эйзенштейна или мультипликационный фильм Ю. Кулакова «Князь Владимир»). Сочинение поучения современникам (соотечественникам)

Раздел 3. Героический характер в новой русской литературе

Проектная деятельность

Подготовка к дискуссии «Что такое подвиг и всегда ли в жизни есть место подвигу?» и ее проведение.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

3

Литературно- художественная и аналитическая деятельность Выразительное чтение эпизодов повести. Сравнение образов Остапа и Андрия. Устные иллюстрации к повести. Сопоставление фрагментов первой и второй редакций повести. Анализ иллюстраций к повести. Сопоставление литературных образов запорожцев с образами картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сочинения «Путь к подвигу», «Мое отношение к Андрию», «Два брата»

Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»

2

Заучивание наизусть и выразительное чтение фрагментов поэмы. Создание иллюстраций к сну Дарьи. Анализ роли народных поговорок и примет в поэме. Рассмотрение картин русских художников (А. Г. Венецианов «Пелагея», В. Г. Перов «Проводы покойника», З. Е. Серебрякова «Крестьяне») в контексте проблематики поэмы. Сочинение миниатюра «Счастье крестьянки», сочинение- рассуждение «Героизм русской женщины в поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”»

М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня  о Соколе»

2

Выразительное чтение эпизодов. Сравнительно- сопоставительная характеристика Данко и Ларры. Анализ картин А. И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Облака»). Сравнение мотива света и тьмы в рассказе «Старуха Изергиль» и в живописи А. И. Куинджи. Описание гипотетического кинофильма по рассказу «Старуха Изергиль», рисование диафильма- триптиха к «Песне о Соколе». Сочинения- рассуждения «Данко и Прометей», «Современные Ларра и Данко». Сочинение монолога «Размышления осторожного человека»

Урок внеклассного чтения

1

Контрольная работа

1

Тема 2. Мир литературных героев

17

Раздел 1. «Маленький человек» в русской литературе

Проектная деятельность

Подготовка и проведение заочной экскурсии «Образ Петербурга в разных видах искусства». Сбор интервью для передачи «“Маленький человек” сегодня»

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

3

Литературно- художественная и аналитическая деятельность Словесные иллюстрации к повести («Мечты Дуни», «Один день из жизни Самсона Вырина и его дочери»). Подбор тропов, характеризующих взаимоотношения главных героев. Сравнение образа Самсона Вырина в первой и второй частях повести. Воспроизведение внутреннего монолога героя (Дуня на могиле отца). Анализ и оценка иллюстраций к повести. Отзыв о кинофильме С. А. Соловьева по повести «Станционный смотритель»

Н. В. Гоголь. «Шинель»

2

Анализ иллюстраций к повести «Шинель». Графическое изображение мира Башмачкина. Сопоставление чернового и окончательного вариантов начала повести. Анализ высказываний писателей и критиков об Акакии Акакиевиче. Сопоставление Башмачкина со святым Акакием Синайским.  

Сравнение образов «маленького человека» в повести Пушкина и повести Гоголя. Размышление над оценкой повести «Шинель», данной персонажем Достоевского Макаром Девушкиным. Инсценировка эпизода повести. Сочинение «Радости и беды сегодняшнего “маленького человека”» или «Уроки Н. В. Гоголя» (по выбору учащихся). Отзыв о кинофильме А. В. Баталова «Шинель»

А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска»

2

Построение графика читательского отношения к Червякову. Инсценирование рассказа «Смерть чиновника». Сопоставление образов «маленького человека» в произведениях Пушкина, Гоголя и Чехова. Обсуждение жанровых признаков чеховского рассказа- новеллы. Исследование «говорящих» деталей в рассказах Чехова. Изображение читательских эмоций при помощи красок. Анализ значений слова «тоска», данных в словарях. Отзыв о кинофильме И. Ильинского и Ю. Саакова по мотивам рассказов А. П. Чехова «Эти разные, разные, разные лица»

Раздел 2. Герой в лирике

Проектная деятельность

Проект музея любимого лирического героя. Подготовка литературно- музыкальной композиции «А он, мятежный, просит бури…» по романтическим стихотворениям русских и зарубежных поэтов

М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи»

2

Литературно- художественная и аналитическая деятельность Сопоставление стихотворения «Парус» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Желанье» («Отворите мне темницу…») и с отрывком из стихотворения А. А. Бестужева Марлинского («Но вот ярящимся Дунаем…»)

В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

2

Выразительное чтение стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. Сопоставление иллюстрации Д. Бурлюка к стихотворению В. В. Маяковского «Необычайное приключение…» с текстом. Определение стихотворных размеров, подбор стихотворных строк на каждый размер, сочинение собственного стихотворения на заданный размер

Контрольная работа

1

Раздел 3. Народный характер

Проектная деятельность

Создание альманаха сатирических произведений (в творческом классе альманах может включать работы учеников). Составление аннотированного каталога сатирических произведений.

И. С. Тургенев. «Бирюк» (из цикла «Записки охотника»)

1

Литературно художественная и аналитическая деятельность Подбор цитат-характеристик к образу главного героя. Сопоставительный анализ литературного и живописного портретов (описание внешности Бирюка и картина Н. И. Крамского «Полесовщик»). Размышление над кинофильмом Р. Балаяна «Бирюк»

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык»

1

Выразительное чтение стихотворений в прозе. Словарная работа с тургеневскими текстами.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

2

Анализ способов создания сатирических типов: генералов, дикого помещика, пискаря. Сопоставление проблематики и сюжетов сказок о двух генералах и о диком помещике. Сравнение фрагмента народной сказки «О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» со сказкой «Премудрый пискарь». Сравнение фантастических образов у Н. В. Гоголя и у М. Е. Щедрина, сатиры М. Е. Щедрина, А. П. Чехова и М. М. Зощенко, народных характеров у М. Е. Щедрина и у И. С. Тургенева. Анализ иллюстраций к сказкам М. Е. Щедрина (Кукрыниксы, Н. Муратов, Е. Рачев). Сочинение сатирического рассказа или сказки на злобу дня. Сочинение- рассуждение об особенностях жанра сказки у М. Е. Щедрина. Изложение сюжета басни И. А. Крылова с использованием сатирических приемов М. Е. Салтыкова- Щедрина. Истолкование афористических высказываний о сатире

Урок внеклассного чтения

1

Тема 3. Герой и нравственный выбор

25

Раздел 1. Взросление героя. Становление души

Проектная деятельность

Составление альманаха сочинений по детским портретам «О чем мне рассказал портрет ребенка». Создание педагогического журнала «Ребенок и взрослые» (по повести М. Горького «Детство»)

Л. Н. Толстой. «Детство»

2

Литературно художественная и аналитическая деятельность Построение «лестницы настроений» и кардиограммы собственных эмоций и эмоций героя (Николеньки). Сопоставление фрагментов повести в первой и окончательной редакциях. Выразительное чтение отрывка наизусть. Написание автобиографических сочинений «Что за человек мой отец (дед, дядя)», «И тогда мне стало стыдно…». Истолкование афоризмов по теме

М. Горький. «Детство»

2

Создание заголовков к главам повести. Подбор цитат и примеров, характеризующих Алешу Пешкова. Анализ тропов (сравнений, эпитетов, метафор), использованных автором в описании портретов и пейзажа. Комментирование наставлений деда Каширина. Сопоставление отдельных эпизодов и проблематики повестей Л. Н. Толстого и М. Горького. Анализ иллюстраций Б. А. Дехтерева к повести. Сочинение- рассуждение «Разноцветное кружево жизни». Выборочный письменный пересказ с элементами рассуждения «Бабушка Акулина Ивановна»

А. Н. Толстой. «Детство Никиты»

2

Устное словесное рисование интерьера и образов персонажей. Составление киносценария по эпизоду. Сравнение повестей Л. Н. Толстого, М. Горького и А. Н. Толстого о детстве (образы персонажей, системы их ценностей). Составление развернутого плана своей повести «Детство» и сочинение одной из глав этой повести

Ф. Искандер. «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»)

1

Составление развернутого плана рассказа «Чик и Пушкин». Характеристика видов комического, представленных в рассказе. Истолкование афоризмов по теме. Сочинение «Я и Пушкин» («Пушкин и я»). Подбор музыкальных тем, созвучных настроению героев прочитанных произведений в разные моменты их жизни. Написание смешного рассказа о себе и своих сверстниках. Рецензия на кинофильм Р. А. Быкова «Чучело» по одноименной повести В. К. Железникова

Раздел 2. Испытание героев любовью  

Проектная деятельность

Выпуск литературно- художественного журнала «Еще раз про любовь…» (стихи, рассказы, очерки собственного сочинения и т. п.).

Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии»

1

Литературно художественная и аналитическая деятельность Аналитический разбор «умных загадок» и загадочных ответов Февронии. Сравнение героинь и сюжетов «Повести о Петре и Февронии» и русской народной сказки «Семилетка»; сопоставление фрагмента повести и заветов Владимира Мономаха.

Пересказ избранных эпизодов повести. Составление плана сочинения эссе «Какие семейные ценности, воспетые в “Повести о Петре и Февронии”, важны и в наше время?». Сочинение- рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

2

Поиск сходства и различий пьесы Шекспира и ее литературного источника — новеллы Луиджи Да Порто «Джульетта»; сравнение нескольких переводов пролога пьесы (Т. Л. Щепкина- Куперник; Б. Л. Пастернак, Е. Савич); сопоставление историй любви в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и в трагедии У. Шекспира. Развернутая характеристика одного из персонажей пьесы (Меркуцио) на основании его высказываний и действий. Анализ картин, иллюстрирующих разные сцены трагедии (Галли Биббиена, Х. Макарт, Ф. Дик, А. Фейербах и др.), и сопоставление их между собой. Сопоставление образов Джульетты в живописи (Ф. Кальдерон, Д. А. Шмаринов, Д. Уотерхауз) и музыке (Ш. Гуно, С. С. Прокофьев) с образом, созданным Шекспиром. Отзыв о кинофильме Ф. Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» или театральной постановке по одной из пьес У. Шекспира

А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

2

Описание альбома Лизы Муромской. Изображение цветом атмосферы повести, подбор эпитетов для ее характеристики. Анализ иллюстраций А. С. Бакулевского к повести. Сопоставление сюжетов и героев повести с сюжета

ми и героями трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Отзыв о кинофильме А. Н. Сахарова «Барышня- крестьянка». Сочинение «Почему история о вражде отцов закончилась свадьбой их детей?»

А. С. Пушкин. «Дубровский»

3

Развернутая аргументированная характеристика основных персонажей романа. Сравнение Троекурова и Дубровского

 отца; Троекурова и Верейского, их поместий. Анализ проблематики романа и ее актуальности. Сопоставление сюжета романа, образов главных героев с сюжетом и героями трагедии «Ромео и Джульетта» и повести «Барышня- крестьянка». Обсуждение иллюстраций к роману (Д. А. Шмаринов, Б. М. Кустодиев). Отзыв об одном из кинофильмов по роману «Дубровский» (А. Ивановский или В. Никифоров)

Раздел 3. Личность и власть: вечное противостояние

Проектная деятельность Выпуск альманаха «Эпоха Ивана Грозного в искусстве»

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

2

Литературно художественная и аналитическая деятельность Составление цитатного плана поэмы. Описание образа жизни семьи Калашниковых. Сравнительно сопоставительная характеристика Кирибеевича и Калашникова. Сравнение портретов Алены Дмитревны в I и во II частях поэмы, портретных характеристик Кирибеевича и Калашникова перед боем; комментированное сопоставление описания смерти Андрия в повести «Тарас Бульба» и смерти Кирибеевича.

Сопоставление Кирибеевича с Андрием (повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») и Ларрой (рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»). Сопоставление двух авторских поэм («Мороз, Красный нос» и «Песня про купца Калашникова») с точки зрения их проблематики и способов выражения авторского отношения к героям. Анализ фольклорных параллелей к поэме Лермонтова: сравнение образа царя в поэме и в былине «Ставр Годинович»; сопоставление сюжетов и героев поэмы и исторической песни «Кострюк (Мастрюк) Темрюкович»; сравнение завещания Разина в народной «Песне о Степане Разине» и финальных строк «Песни про купца Калашникова». Анализ и оценка иллюстраций к поэме

А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

2

Характеристика конфликта в каждой из глав. Сопоставление поэмы М. Ю. Лермонтова и романа А. К. Толстого (образ Ивана Грозного, диалоги царя с опричником на пиру, монологи Калашникова и Морозова перед казнью, женские образы). Прослушивание опер Н. А. Римского- Корсакова («Псковитянка» или «Царская невеста») или М. П. Мусоргского («Хованщина») и отзыв об одной из них. Отзыв о картинах В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», «Пир у царя Ивана Васильевича», «Смерть опричника» или И. Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Отзыв о кинофильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» или Г. Васильева «Царь Иван Грозный». Сочинение «Путешествие в Москву Ивана Грозного»

Раздел 4. Человек и война

Проектная деятельность

Подготовка и исполнение музыкально- литературной композиции «Музы не молчали» (по произведениям о Великой Отечественной войне). Составление фильмографии советских кинофильмов о войне с аннотациями или отзывами о них

Стихотворения о войне. Обзорный урок: Д. С. Самойлов. «Сороковые»; А. Т. Твардовский. «О войне» (глава из поэмы «Василий Теркин»); К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Ю. В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный»

1

Литературно- художественная и аналитическая деятельность Выразительное чтение, заучивание стихотворений наизусть. Подбор и анализ цитат, отражающих важнейшие черты лирических героев

М. А. Шолохов. «Судьба человека»

2

Анализ понятий «судьба», «одиночество», «дорога». Комментирование эпизодов («Прощание с семьей», «Первая ночь в плену», «В комендантской»). Анализ иллюстраций к рассказу. Сочинение- сопоставление фрагментов рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» и одноименного кинофильма С. Ф. Бондарчука. Сочинение «Цена войны — судьба человека». Истолкование афоризмов о судьбе

В. В. Быков. «Обелиск»

2

Анализ текста повести и иллюстраций к ней. Характеристика образа Мороза в контексте евангельской притчи о сеятеле

Урок внеклассного чтения

1

Контрольная работа

1

Тема 4. «Странный человек» в движении времени

9

Проектная деятельность

Выпуск альманаха «Портреты современников». Читательская конференция и выставка «Портрет и пейзаж в разных видах искусства»

М. де Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — обзорное изучение

2

Литературно- художественная и аналитическая деятельность Сопоставление авторского отношения к герою в рыцарском романе В. фон Эшенбаха «Парцифаль» и в гл. I (т. 1) романа М. де Сервантеса; интерпретации образа Дон Кихота и сравнительный анализ авторского отношения к этому герою в поэзии XIX—ХХ веков. (Д. С. Мережковский. «Дон Кихот»; Ю. В. Друнина. «Кто говорит, что умер Дон Кихот?..»; С. Я. Маршак. «Пора в постель, но спать нам неохота…»); сравнительно- сопоставительная характеристика образов Дон Кихота и Санчо Пансы в романе Сервантеса. Анализ иллюстраций к роману. Письменное рассуждение на тему современного рыцарства с подбором примеров из жизни. Отзыв о кинофильме по роману Сервантеса (Г. М. Козинцев «Дон Кихот», В. Б. Ливанов и О. Григорович «Дон Кихот возвращается»)

В. М. Гаршин. «Красный цветок»

2

Анализ символики красного цвета в истории культуры. Сопоставительный анализ цветовых оттенков в современном русском и древнерусском языках (по книге С. А. Лавровой «Русский язык. Страницы истории»). Символика иконы «Чудо Георгия о змие». Подбор цитат с цветовыми обозначениями из произведений русских классиков. Составление «цветового словаря» эмоций. Сравнение двух портретов героя (в гл. I и VI); сопоставление символов «древа яда» у А. С. Пушкина («Анчар») и красного цветка у В. М. Гаршина; анализ сходства между героем рассказа Гаршина и Дон Кихотом.

Оценка суждений современников о рассказе «Красный цветок» (И. А. Сикорский, В. Г. Короленко). Развернутый анализ эпизода «Похищение цветка»

А. П. Платонов. «Юшка»

2

Устное словесное рисование «Юшка в лесу». Развернутый анализ одного из эпизодов рассказа («Юшка и дети», «Юшка и взрослые», «Юшка и дочь кузнеца», «Приход девушки сироты»). Сравнение Юшки и Данко как героев- альтруистов. Заповеди Христа (Нагорная проповедь) и поступки Юшки, заветы Владимира Мономаха и нравственная позиция Юшки. Сочинение «Поучения» от лица Юшки

В. М. Шукшин. «Чудик»

1

Комментирование понятий «чудик» и «чудак». Сравнение Чудика с Дон Кихотом; сопоставление героев песен Б. Ш. Окуджавы («Бумажный солдатик») и В. С. Высоцкого («Канатоходец») со «странными» персонажами (Дон Кихотом, героем «Красного цветка», Юшкой, Чудиком); сопоставление киногероев Чарли Чаплина с персонажами произведений М. де Сервантеса, В. М. Гаршина, А. П. Платонова, В. М. Шукшина. Составление киносценария по эпизоду рассказа В. М. Шукшина «Чудик». Пересказ эпизодов («Покупка сластей», «Разрисовывание коляски») от автора, от лица главного героя и второстепенных персонажей. Сочинение рассказа «Странный человек, встреченный мной» или «Чудак». Отзыв по одному из фильмов с участием В. М. Шукшина («Два Федора», «Печки- лавочки», «Живет такой парень»)

Урок внеклассного чтения.

1

Контрольная работа

1

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

№ п/п

№ п/т

Дата

Тема урока:

Теория литературы

Контроль

1 четверть. 15 часов

Тема 1. Героизм и патриотизм (15)

1

1

05.09

Герои и героическое.

Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе.

2

2

08.09

Гомер и его поэмы.

3

3

12.09

«Илиада». Гуманизм Гомера.

4

4

15.09

«Одиссея» - поэма испытаний и странствований.

5

5

19.09

Герои «Калевалы».

6

6

22.09

Человек русского Средневековья. Особенности древнерусской культуры. «Поучение» Владимира Мономаха».

7

7

26.09

«Поучение» Владимира Мономаха». Картина мира человека русского Средневековья. Канон древнерусской культуры.

8

8

29.09

Проверочная работа по 1 и 2 разделам.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Литературный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в литературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами, портрет, речь, поступки героя. Сравнительно-сопоставительная характеристика двух героев. Антитеза. Конфликт. Роль пейзажа в художественном произведении.

9

9

03.10

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Два брата.

10

10

06.10

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Герои Запорожской Сечи.

11

11

10.10

Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Изображение русского народа в поэме.

Поэма как лиро-эпический жанр. Особенности создания образа в произведениях лиро-эпического жанра. Авторская позиция и средства ее выражения: лирические отступления, композиция, заглавие, пейзаж, символические образы, эпиграф, ритм, звукопись.

12

12

13.10

Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Выражение авторской позиции в поэме.

13

13

17.10

М. Горький. «Старуха Изергиль»

14

14

20.10

Контрольная работа за 1 четверть

К.р.№1

15

15

24.10

М. Горький. «Песня о Соколе».

Тема 2. Мир литературных героев (17)

2 четверть. 16 часов

16

1

07.11

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Типы литературных героев. Повесть. Композиция. Автор (писатель), повествователь, рассказчик. Тема, проблема и идея в художественном произведении. Аллюзии и реминисценции. Роль детали в создании образа.

17

2

10.11

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». «Маленький человек» и его дочь.

18

3

14.11

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Идея повести.

19

4

17.11

Н. В. Гоголь. «Шинель»

Тема, проблема и художественная идея. Элементы фабулы в произведении. Художественная деталь, ее роль. Фантастическое в литературе. Функции фантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Ассоциации. Образ Петербурга в русской литературе.

20

5

21.11

Н. В. Гоголь. «Шинель». Нравственные уроки повести.

21

6

24.11

А.П. Чехов. «Смерть чиновника».

Повесть, рассказ, новелла как эпические жанры. Жанровые особенности повести, рассказа и новеллы в сопоставлении друг с другом. Тема, проблема, идея произведения. Авторское отношение к персонажам. Художественная деталь у Чехова.

22

7

28.11

А.П. Чехов. «Тоска».

23

8

01.12

М.Ю. Лермонтов и его лирический герой.

Лирический герой и автор стихотворения. Лирический герой и лирическое настроение. Байронизм и байронический герой. Романтический конфликт. Символ. Отличие символа от метафоры и аллегории. Пейзажная лирика.

24

9

05.12

В.В. Маяковский. «Послушайте!»

Лирический герой и автор лирического произведения. Тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Пиррихий, спондей. Ритмика и строфика. «Лесенка» Маяковского.

25

10

08.12

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

26

11

12.12

Анализ лирического стихотворения.

27

12

15.12

Изображение русского характера в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк».

Художественные средства создания образа героя. Краткий и развернутый портрет. Интерьер; объективное и субъективное описание интерьера. Реалистический пейзаж, его функции.

28

13

19.12

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

Стихотворения в прозе как лирический жанр. Деталь. Антитеза.

29

14

22.12

Контрольная работа за 2 четверть

К.р.№2

30

15

26.12

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сатира. Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сатирический герой. Тип. Способы создания сатирического типа: «говорящее» имя, гротеск, аллегория, саморазоблачающая речь, ироничная похвала, ироничное порицание, сарказм. Фольклорные мотивы в сказках.

31

16

29.12

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

3 четверть. 23 часа

32

17

12.01

Вн. чт. М.Е. Салтыков- Щедрин. «Коняга», «Орел-меценат», «Кисель»

Вн. чт.

Тема 3. Герой и нравственный выбор (25)

33

1

16.01

Л.Н. Толстой. «Детство». Три праведника Николенькиного мира. Золотая пора.

Автобиография и автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Внутренний монолог. Портрет в литературе.

34

2

19.01

Л.Н. Толстой. «Детство». Нравственный выбор подростка.

35

3

23.01

Автобиографическая повесть М. Горького «Детство».

Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Пейзаж и портрет в литературе. Речь персонажа. Тема, проблема, идея.

36

4

26.01

М. Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека.

37

5

30.01

А.Н. Толстой. «Детство Никиты». Поэзия усадебного детства.

Своеобразие сюжета в автобиографическом произведении. Фабула. Образ рассказчика. Портрет в литературе.

38

6

02.02

Детство: Никита, Алёша, Николенька.

39

7

06.02

Ф. Искандер. «Чик и Пушкин».

Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Противоречие или несоответствие как основа комического. Точка зрения рассказчика и повествователя. Композиция произведения.

40

8

09.02

«Повесть о Петре и Февронии».

Древнерусская повесть и ее разновидности. Житие как жанр. Условность в древнерусской литературе. Фольклорные (сказочные) мотивы.

41

9

12.02

Человек эпохи Возрождения. Уильям Шекспир. Герои трагедии «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Драматическое действие. Герой  в драме. Способы создания образа персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Трагедия как жанр драмы. Катарсис. Основной конфликт и его разрешение в трагедии. Антитеза.

42

10

16.02

«Нет повести печальнее на свете…» Почему трагичен финал «Ромео и Джульетты»?

43

11

20.02

А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Берестовы и Муромские.

Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических деталей в создании образа.

Роман как эпический жанр; жанровые разновидности романа. Роман и повесть. Композиция произведения и авторский замысел. Ретроспектива. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Образ автора, средства выражения авторского отношения.

44

12

27.02

А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Идея повести.

45

13

02.03

А.С. Пушкин. «Дубровский». История создания романа.

46

14

06.03

А.С. Пушкин. «Дубровский». Владимир и Маша».

47

15

09.03

А.С. Пушкин. «Дубровский». Счастье было так возможно…»

48

16

13.03

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои и героическое в произведении.

Эпическая поэма. Система персонажей. Конфликт. Фольклор и литература. Стилизация. Повторы, параллелизмы, постоянные эпитеты. Портрет.

49

17

16.03

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Личность и власть в произведении.

50

18

20.03

А. К. Толстой. «Князь Серебряный». Герой исторического романа.

Исторический роман. Вымысел и реальность в художественном историческом произведении. Авторская позиция. Способы создания характера. Портрет. Речь. Система персонажей.

51

19

23.03

А. К. Толстой. «Князь Серебряный». Конфликт в романе.

52

20

27.03

Стихотворения о Великой Отечественной войне поэтов-фронтовиков.

Лирический герой. Точка зрения автора. Композиция стихотворения. Художественная деталь. Олицетворение. Символ. Фигура умолчания. Стиль повествования. Тема и идея произведения

53

21

30.03

Контрольная работа за 3 четверть

К.р.№3

54

22

03.04

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Русский характер в изображении Шолохова.

Сюжет и композиция эпического произведения. Рассказ и повесть. Представление о реализме как художественном методе. Реалистический образ. Типический характер. Повествователь и герой- рассказчик. Второстепенные персонажи. Способы создания характера.

4 четверть. 12 часов

55

23

17.04

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Шолохов-психолог и Шолохов-художник.

Портрет. Художественная деталь. Психологизм повествования (прямой и скрытый). Внутренний монолог. Тема и идея произведения. Символика.

56

24

20.04

В. Быков. «Обелиск»

Сюжет и фабула. Композиция. Время и пространство в произведении.

Тема 4. «Странный человек» в движении времени (9)

57

25

24.04

Образ учителя в повести В. Быкова «Обелиск» в контексте библейской притчи о сеятеле.

Образ рассказчика. Роль художественной детали. Тема и художественная идея.

58

1

27.04

М. де Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (обзор)

Вечные образцы. Роман как эпический жанр. Рыцарский роман. Пародия; отличие пародии от стилизации. Фабула. Конфликт. Способы создания характера (поступки героя, речь). Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Повествователь и рассказчик. Второстепенные персонажи. Тема и художественная идея.

59

2

04.05

М. де Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Дон Кихот как вечный образ.

60

3

08.05

В.М. Гаршин – «человек потрясённой совести». «Красный цветок».

Рассказ и новелла. Символ и аллегория. Способы создания характера (самохарактеристика, поступки, портрет героя). Тема и художественная идея. Эпизод. План анализа эпизода.

61

4

11.05

В.М. Гаршин. «Красный цветок». Символический образ мирового зла.

62

5

15.05

А.П. Платонов. «Юшка». Развернутый анализ одного из эпизодов рассказа.

Рассказ. Конфликт. Портрет. Деталь. Способы создания характера. Авторское отношение к героям. Идея произведения. Анализ эпизода.

63

6

18.05

А.П. Платонов. «Юшка». Заповеди Христа (Нагорная проповедь) и поступки Юшки, заветы Владимира Мономаха и нравственная позиция Юшки.

64

7

22.05

Контрольная работа за 4 четверть.

К.р.№4

65

8

25.05

В. М. Шукшин. «Чудик»

Сюжет. Анализ эпизода. Система персонажей; роль второстепенных персонажей. Авторское отношение к герою. Пейзаж. Портрет. Деталь. Идея произведения.

66

9

29.05

Вн.чт. Р.Брэдбери. «Всё лето в один день».

Подведение итогов года.

Вн.чт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе для 5 класса. УМК И.Н.Сухих. 2017-2018 уч. год

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета&quo...

Рабочая программа по литературе для 8 класса. УМК И.Н. Сухих.2017-2018 уч. год

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе программы для 5-9 классов под ред. И.Н.Сухих и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета&quo...