Загадка гения - М.Ю.Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
На уроке учащиеся знакомятся с поворотными событиями в жизни М.Ю.Лермонтова, пытаются проникать во внутренний мир поэта, в душе которого идет борьба между «ангельски прекрасным» и «демонски мятежным».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_geniya_-_m.yu_.lermontova._.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Загадка гения - М.Ю.Лермонтова.
Цель:
1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, умения увидеть проблему и наметить пути её решения, формирование критического мышления;
2. Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
3. Познакомить учащихся с поворотными событиями в жизни М.Ю.Лермонтова, оказавших воздействие на его творчество; помочь проникать во внутренний мир и поэзию Лермонтова, подвести к пониманию его противоречий, страданий, происходящей в душе борьбы между «ангельски прекрасным» и «демонски мятежным».
Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, его картины, иллюстрации к произведениям Лермонтова, кроссворд, тест, презентация, музыкальные произведения на слова поэта; оценочные листы, компьютер.
Тип урока: обобщающий урок по биографии М.Ю.Лермонтова.
Форма урока: урок - мастерская.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявить тему и цель урока.
Тема: «Загадка гения - М.Ю.Лермонтова».
Цель нашего урока: показать М.Ю. Лермонтова во всех противоречиях, при всей сложности характера — прежде всего как величайшего русского гения.
Эпиграф к уроку:
Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.
А. Ахматова
II. Загадка гения - М.Ю.Лермонтова.
- Фрагмент фильма о М.Ю.Лермонтове.
- Слово учителя.
Обратимся к эпиграфу урока.
Обратите внимание на слова Анны Ахматовой о Лермонтове и найдите в этом высказывании эпитеты, характеризующие поэта.
– Назовите синонимы к слову загадочный.
– Непонятный, труднообъяснимый, таинственный.
– Значит, мы сегодня будем говорить о непонятном, таинственном, загадочном человеке.
- Что же в М.Ю.Лермонтове таинственного, загадочного?
Это и будет основным вопросом нашего урока.
15 октября 2016 году Михаилу Юрьевичу Лермонтову исполнилось бы 202 года. С ранней юности он писал стихи и прозу. Сохранились его картины и рисунки. В каком бы жанре Лермонтов ни выступал, чтобы не делал, на все ложилась печать его гения… Он много сделал – а сколько еще мог сделать!...
- Давайте вспомним вехи его биографии.
Схема жизненного пути М.Ю. Лермонтова и выделение на ней основных вех.
1814 1827 1837 1840 1841
Сложное детство, обучение на нравственно-политическом факультете Московского университета, раннее взросление, преждевременное душевное созревание, принесшее негативный опыт критического начала скепсиса, опасного для юной души, ссылка на Кавказ, следствие оппозиции отношения к властям, смелость и мужество, проявленные в военных вылазках – все это отразилось в его творчестве.
- Фрагмент видео - стихотворение «Смерть поэта»
- Фрагмент видео - стихотворение «Дума»
- Выполнить тест.
Тест
1. Где родился Лермонтов?
- В Москве.
- В Петербурге.
- В Тарханах.
2. Когда родился Лермонтов?
- 6 июня 1799 года.
- В ночь со 2 на 3 октября 1814 года.
- 4 января 1795 года.
3.Где учился Лермонтов с 1828 по1830 год?
- В Царскосельском лицее.
- В Петербургском университете.
- В Благородном пансионе при Московском университете.
4.Как называлось военное заведение в Петербурге, где учился Лермонтов?
- Военная академия.
- Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
- Военное училище.
5. За какое стихотворение Лермонтов был сослан на Кавказ?
- «Смерть поэта».
- «Поэт».
- «Пророк».
6. Где состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым?
- В деревне Гехи.
- У реки Валерик.
- В Пятигорске.
7. Дата трагической гибели Лермонтова на дуэли.
- 27 января 1837 года.
- 15 июля 1841 года.
- 27 января 1839 года.
8. Кто написал картину «Демон сидящий»?
- Врубель.
- Лермонтов.
- Шишкин.
9. Где находится могила М.Ю. Лермонтова?
- В Москве.
- В Пятигорске.
- В Тарханах.
- Стадия вызова.
Судьба Лермонтова загадочна и таинственна, как у всякого гения. Из воспоминаний современников мы знаем, что Лермонтов был человеком безудержной отваги и пылкого темперамента. В нём удивительно сочетались такие качества характера, как грусть, строгость, нежность, смелость, благородство, мечтательность и проницательный ум. Но отношение к нему современников было неоднозначным. Прочитаем высказывания его современников.
По натуре своей предназначенной властвовать над людьми … наш поэт был честолюбив, горд и скрытен.
Друг поэта Долохов
Он был вообще нелюбим в кругу своих знакомых в гвардии и петербургских салонах.
Князь Васильчиков
Любили его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Но это неправда. Знать нужно было, с какой стороны подойти. Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков… Когда Лермонтов погиб, все плакали, как малые дети.
Н. Раевский
«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на широких плечах, возбуждало ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий...», – говорил И.С.Тургенев.
А вот строки из воспоминаний художника М.Е.Меликова: «...Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти, умные, с чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал, симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны...»
- Конечно, воспоминания современников о Лермонтове совсем противоположные, что временами кажется, словно речь идёт о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и весёлостью. Кому из них верить?
Никто не напишет подлинной биографии души человека, кроме него самого. Доверим же Лермонтову создание собственного портрета – пусть это будет автопортрет, написанный жизнью и творчеством. Ведь не зря Лермонтов писал:
Кто толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто?
- Пророческие знаки поэта, которыми отмечена вся судьба Лермонтова:
- фрагмент видео - «Пророк
- романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Тучки».
«Мне вспоминается, – говорил в своё время поэт Владислав Ходасевич, – маленькое пророчество. Года два тому назад (то есть году в 1912) одна женщина, любящая поэзию Лермонтова, говорила: “Вот попомните моё слово, даже юбилея его не справят, как следует: что-нибудь помешает... уж как-нибудь да случится, что юбилея Лермонтова не будет”.
Так почти и случилось. Столетний юбилей совпал с ужасами войны». Первой мировой.
Но «маленькое пророчество» переросло уже в прорицание ещё более мрачное, когда очередной «юбилей» – годовщина смерти поэта – совпал с ужасами войны – 1941 год. Поневоле думаешь о пророческих знаках, которыми отмечена вся судьба Лермонтова. Сам Лермонтов был убеждён в провидческом характере своих прозрений: «С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка...»
Пророк Лермонтов в свои шестнадцать лет предсказал кровавые события 1917 года:
Настанет год,
России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сёл...
В стихотворении «Сон» поэт не только предчувствовал свою роковую смерть, но прямо видел её заранее:
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Обстоятельства своей смерти Лермонтов описывает и в романе «Герой нашего времени». Мартынов, убийца Лермонтова, был одним из прототипов Грушницкого. В романе на дуэли с Печориным был убит Грушницкий, а в действительности – Лермонтов, который в какой-то степени является прототипом Печорина.
- Фрагмент видео - «Пророчество».
7. Работа с ассоциациями: какие ассоциации появились у вас в связи с именем М. Ю. Лермонтова? Покажите это на следующей схеме:
- Какой он - поэт М.Ю.Лермонтов? Фрагмент видео «Человек».
8. Попытаемся составить синквейн о поэте.
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:
1 существительное | Ломоносов | ||
2 прилагательных | талантливый | знаменитый | |
3 глагола | учился | изобретал | открывал |
Фраза | Ломоносов – наш русский университет | ||
Вывод | ученый |
- Сочинить синквейн о М.Ю.Лермонтове.
Возможный вариант:
Лермонтов
Грустный, одинокий
Жил, страдал, любил.
Люблю читать его стихи;
Гений!
9. Фрагмент видео - дуэль.
10. Вывод.
Наш урок подходит к концу. Мы с вами узнали много интересного, таинственного, загадочного о М.Ю.Лермонтове. Каждый, наверное, запомнил то, что ему показалось интереснее, таинственнее.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «В чем загадка гения М.Ю.Лермонтова?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ» 9 класс 2011-2012 учебный год
Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа ку...
Элективный курс «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ»
Элективный курс «Загадки и тайны генов» дополняет, углубляет, развивает содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государствен...
«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.
«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....
литературный поединок Гений всегда загадка
литературный поединок Гений всегда загадка...
Презентация "Юлия Всеволодовна Лермонтова- гений науки"
Презентация на тему: "Юлия Всеволодовна Лермонтова- гений науки"«Перед большим разумом я склоняю голову,Перед большим сердцем – колени».И.В.Гёте...
ЦОР "Загадки музыкального гения"
Урок музыки в 6 классе " Загадки музыкального гения" посвящен творчеству Вольфганга Амадея Моцарта. В данную презентацию включены аудио и видеозаписи, а также музыкальный тренажер, поз...