ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ» 9 класс 2011-2012 учебный год
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._kurs_9kl_biologiya_2_pol_sandakova_v.a.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО на заседании директор школы:
педагогического совета ______ Буртылева Н.М протокол №____ протокол №____ приказ № ___
от «_»________ 20__ г от «_»________ 20__ г от «_»________ 20__ г
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ»
9 класс
2011-2012 учебный год
Сандакова Валентина Анатольевна,
учитель биологии
г.п. Приобье
2012 г.
Пояснительная записка
Возрастает роль биологического образования в школе. XXI век многие провозглашают веком генетики. Общая биология и генетика фундамент современной медицины. Залогом здоровья людей служит полноценная деятельность генетической программы во всех клетках человека. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нарушение генетического аппарата человека оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья. Человек – существо социальное и каждый обладает своими биологическими особенностями, определенными генотипами. Все законы генетики к нему применимы. Современная генетика влияет на развитие здравоохранения и медицины. Это диагностика, лечение и профилактика наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Актуальность и социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает создание элективного курса «Загадки и тайны генов», посвященного изучению генетики человека. Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе.
Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач.
Содержание курса рассчитано на 17 часов. Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную деятельность учащихся. Особенность занятий – их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека. Курс имеет важное значение для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры учащихся.
Цель курса: изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать, как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры лечения.
Задачи курса:
- показать разнообразие материала, который будет предложен учащимся при изучении курса « Общая биология» в старшей школе;
- показать ряд проблем, на которые нет однозначных ответов в самой науке:
а) зачем изучают геном человека?
б) каково влияние окружающей среды на наследственность человека?
в) какова вероятность передачи наследственных заболеваний?
- научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те или иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;
- расширить представление о СПИДе, мерах профилактики;
- формировать познавательный интерес школьников к биологии;
- развивать умения и навыки решения генетических задач;
- определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
должны знать:
- Основные закономерности генетики, изучить на примере генетики человека.
- Понимать необходимость изучения для формирования естественно-научной картины мироздания, выявление связи живой и неживой природы, химического строения и единства генетического кода, генома человека.
- Строение гена, генома человека.
- Методы изучения наследственности человека: генеалогический, популяционный, цитогенетический, иммунологический; методы математической статистики.
- Мутации генные и хромосомные, вызывающие наследственные заболевания человека.
- Наследование групп крови у человека.
- Типы наследования признаков у человека.
- Механизмы проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражение.
- Профилактику СПИДа.
уметь:
- Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.
- Работать со специальной литературой.
- Делать сообщения.
- Составлять родословные.
- Решать генетические задачи.
- Самостоятельно анализировать и делать выводы.
Содержание программы курса выделяет две части:
- теоретическая;
- практическая.
В теоретической части раскрываются особенности строения гена и генома, хромосомные и генные мутации вызывающие наследственные заболевания, их профилактика и лечение; иммунитет, его молекулярные механизмы, болезни иммунитета и качество среды обитания (раскрываем основы генетики человека и медицинской генетики).
В практической части предполагается решение генетических задач, подготовка сообщений.
Элективный курс предусматривает классно-урочную систему, лекционно-практическую, личностно-ориентированную педагогические технологии.
Для достижения поставленных целей и задач использую следующие методы и формы организации деятельности учащихся: лекции, практические занятия, подготовка сообщений, решение проблемных вопросов, решение генетических задач.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая
Планируемые результаты:
- профессиональная ориентация
- развитие навыков умения работать самостоятельно и в группе.
- изучение курса способствует развитию кругозора учащихся.
- овладение способам решения типовых задач по генетике
- научиться составлять и анализировать родословную
Форма зачёта: тестирование по окончании курса
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химического производства. Органическая химия. Строение и функции органических молекул (ДНК, РНК). Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Предполагаемый элективный курс может быть использован для расширения и углубления ЗУНов учащихся или как факультативный курс.
Программа предусматривает использование типового оборудования кабинета школы.
Предполагаемая тематика сообщений
- История открытия и изучения генов.
- Геномные исследования и болезни человека.
- Международный проект «Геном человека».
- Хромосомные болезни человека.
- Генетика и медицина.
- Гены и поведение человека.
- А. Пушкин и его родословная с позиций медицинской генетики.
- Наследственность и экология.
- Генетические последствия Чернобыля.
Учебно-тематический план курса.
№ п/п | Темы | Всего часов | Лекции | Практич. часть |
1 | Наследственная информация и реализация её в клетке | 3 | 3 | - |
2 | Основы генетики человека | 1 | 1 | - |
3 | Закономерности наследственности изменчивости человека | 10 | 4 | 6 |
4 | Генная инженерия | 1 | 1 | - |
5 | Подведение итогов | 2 | - | 2 |
Всего: | 17 | 9 | 8 |
Содержание изучаемого курса
Общее количество часов – 17.
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Занятие 1. Современное представление о гене
Что представляет собой ген? Строение гена. Организация генома. Генотип эукариотических клеток. Развитие представлений о гене. Характеристика генов – особенности псевдогенов, уникальные гены, повторяющиеся гены, рекомбинирующие (прыгающие) гены, транспозоны.
Демонстрации: таблицы, схемы строения гена эукариот, рисунки, модель ДНК, портреты ученых : Г. Мендель.
Занятие 2. Открытие существования генов
Понятие о наследственности, история изучения наследственности, причуды наследственности, изменение наследственности, бессознательный и методический отбор.Развитие генетики как науки, история открытия, основные выводы и понятия. Возникновение генной инженерии до своего рождения: поиски, эксперименты, открытия.
Демонстрация: портреты Г. Менделя, Н.И. Вавилова. Ч. Дарвина, Т. Моргана, таблицы, иллюстрирующие схемы наследования признака.
Занятие 3. Тайны генома
Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Хромосомный набор организма человека. Комплексные исследования генома человека. Методы современного молекулярно-генетического анализа. Геномная дактилоскопия. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований связанных с геномом человека. Генная терапия. Перспективные открытия в области исследований генома человека.
Демонстрации: таблицы, схемы, фото хромосомного набора человека.
Занятие 4. Основы современной генетики человека
Особенности генетики человека. История возникновения и развития. Методы изучения генетики человека: генеалогический, онтогенетический, цитогенетический, близнецовый, дерматоглифики, электрофизиологические, иммунологический, популяционный. Особенности строения кариотипа человека.
Демонстрации: таблицы, рисунки, фото кариотипа человека, близнецов, графики, диаграммы родословных великих людей, слайды «Наследование признаков у человека».
Занятие 5. Гены и здоровье
Генетические факторы развития заболеваний. Наследственные заболевания связанные с мутациями (фенилкетонурия, галактоземия, ахандроплазия). Наследственные заболевания вызванные изменением числа хромосом (синдром Дауна, Патау, Эдвадса). Наследования сцепленные с полом (у женщин – синдром Шерешевского-Тернера, у мужчин синдром Клайнфельшера). Наследование сцепленное с X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм). Проблемы онкологии. Летальные и полулетальные гены. Генетика и медицина.
Демонстрации: фото, рисунки, слайды «Наследственные болезни человека».
Занятие 6. Профилактика наследственных заболеваний
Экологические факторы. Чистота окружающей среды, загрязнение среды мутагенами и канцерогенами. Радиация и наследственность. Мутагены, человек и биосфера. Мутагены среды и охрана наследственности человека. Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на потомство. Близкородственные браки. Медико-генетическое консультирование. Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Генетический скрининг. Евгеника. Размышление о клонировании людей.
Демонстрации: таблицы, рисунки, плакаты кинофильм «Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на здоровье человека».
Занятие 7. Наследственность и группы крови человека
Наследование групп крови у человека (система АВО) по типу серии множественных аллей. Действие трех аллей одного гена. Доминантные и рецессивные гены. Соотношение генотипов (гомозиготных и гетерозиготных) и групп крови. Принцип переливания крови. Частота встречаемости универсального донора и универсального реципиента (по двум параметрам: группа крови по системе АВО и резус-фактор). Наследование групп крови и медико-юридическое применение (установление отцовства).
Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых : К. Ландштейнер.
Занятие 8. Иммунитет, его молекулярные механизмы
Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитные функции крови. Вич-инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.
Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых: И.И. Мечников.
Занятие 9. Генная инженерия – опасения и надежды.
Применения генной инженерии в изучении онкогенных вирусов, эксперименты по клонированию генов онковирусов и других болезнетворных вирусов, способных обитать в организме человека, правила работы с рекомбинантными ДНК. Направленная селекция, отбор вредных для человечества генных рекомбинаций, создание своего рода биологической ядерной бомбы. Трансгенный рай или трансгенный апокалипсис. Безопасность трансгенных продуктов. Моральные, этические и юридические проблемы, связанные с клонированием человека.
Часть II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Занятие 10. Исследовательская работа
Составление и анализ генеалогического древа. Проявление признаков у человека при аутосомном доминировании и рецессивном типе наследования.
Демонстрации: родословные великих людей А. Пушкина, С. Ковалевской и др.
Занятие 11. Решение генетических задач
Наследование групп крови по системе АВО у человека. Определение принадлежности детей их родителям, возможность переливания крови от родителей детям, определение потомства по генотипу отца и матери и т.д.
Занятие 12. Решение генетических задач
Наследование сцепленное c полом, X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм), наследование связанное с У-хромосомой (гипертрихоз). Доминирование генов и неполное доминирование (анофтальмия). Хромосомные болезни человека связанные с нарушением половых хромосом, синдромы Шерешевского-Тернера и Клайнфельтера.
Занятие 13. Решение генетических задач
Моногибридное, дигибридное и полигибридное скрещивание.
Занятие 14. Решение генетических задач
Взаимодействие генов: эпистаз, комплементарность, полимерия
Занятие 15. Решение генетических задач
Сцепленное наследование и кроссинговер
Занятие 16. Зачёт:
Заслушивание сообщений. Обсуждение
Занятие 17. Зачет
Тематические тесты, решение генетических задач.
ЛИТЕРАТУРА
- Ауэрбах Ш. Генетика. Изд. «Атом», 1996.
- Биологический энциклопедический словарь.
- Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М., «Дрофа», 2000.
- Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. М., «Аванта +», 1994.
- Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. М., «Высшая школа», 1991.
- Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы. Способы решения задач по генетике. Волгоград. Изд. «Братья Гринины», 2000.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т. М., Мир, 1998.
- Дубинин Н.П. Общая биология. М., Просвещение, 1980.
- Задачи по генетике в курсе общей биологии. М., Высшая школа, 1984.
- Мамонтов Г.С. Биология для поступающих в вузы. М., Высшая школа, 1992.
- Морозов Е.И. «Генетика в вопросах и ответах», Минск «Университет», 1989.
- Рувинский А.О. Общая биология. М., «Просвещение», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Авторская программа элективного курса по биологии в 9 классе "Тайны моего организма"
Программа отличается ценостным содержанием,направленным на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, профориентационным содержанием в направлении биологических, медицинских и психологиче...
Элективный курс «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ»
Элективный курс «Загадки и тайны генов» дополняет, углубляет, развивает содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государствен...
Программа элективного курса "Загадки и тайны истории"
Курс предназначен для учащихся 10 класса, но может быть использован и в 9, и в 11 классе....
Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год. Данная программа является продолжением элективного курса за 10 класс...
Программа элективного курса по математике "Тайны квадратных уравнений", 9-й класс
Программа элективного курса по математике "Тайны квадратных уравнений", 9-й класс...
Программа элективного курса «Основы правовых знаний» 10 класс 2019-2020 учебный год
Планируемы результаты освоения правового курсаДанный правовой курс поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопредел...