«Сказкотерапия как метод коррекции»
статья по литературе (5, 6 класс) на тему

Кулабухова Яна Евгеньевна

Современные реалии диктуют совершенно новые подходы к  обучению и формированию у подрастающего поколения потребности к ведению здорового образа жизни. Детям крайне важно как они получают информацию, если этот процесс навязанный,  скучный и протекает в  форме нотационной лекции, то мы получаем обратный эффект.      Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником общения, где ученик не только слушатель, но и активный участник процесса,  только тогда профилактические мероприятия могут дать положительный эффект. Считаю действенными уроки по формированию здорового образа жизни с применением  методов «Сказкотерапии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_kak_metod_korrektsii.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия как метод коррекции»

       Современные реалии диктуют совершенно новые подходы к  обучению и формированию у подрастающего поколения потребности к ведению здорового образа жизни. Детям крайне важно как они получают информацию, если этот процесс навязанный,  скучный и протекает в  форме нотационной лекции, то мы получаем обратный эффект.

     Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником общения, где ученик не только слушатель, но и активный участник процесса,  только тогда профилактические мероприятия могут дать положительный эффект.

        Считаем действенными уроки по формированию здорового образа жизни с применением  методов «Сказкотерапии».

Есть немало исследований, направленных на изучение диагностических и коррекционно-развивающих возможностей сказок (Н.Е. Веракса, П.Я. Гальперин и др.). В отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир (Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, Н.А. Рубакин и др.). Немалый интерес имеют также работы, рассматривающие проблему слова как инструмента лечебной педагогики (Е.В. Балашова, В.П. Белянин, К.А. Кедров и др.).

«Сказкотерапия - это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны» [1].

Итак, сказкотерапия - это не просто направление в психотерапии, а «синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [2].

Сказкотерапия – это, прежде всего,  психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Учитель создает условия, в которых ребёнок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы [3].

У сказки несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

Таким образом, сказки обладают большой привлекательностью и ценностью для детей. Ребенку требуется в специфической форме показать, как разрешаются проблемы, как сохранять ощущение безопасности до достижения зрелости. Именно сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести [2].

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

К условиям эффективности сказкотерапии относятся следующие: сказка должна соответствовать социальному опыту школьников (в младших классах он краток, соответствует переживаниям детей, эмоционален); сказка должна сопровождаться иллюстрациями. Это могут быть произведения живописи, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие музыкальное сопровождение.

Формы работы со сказкой разнообразны. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю.

По мнению Е.В. Чех можно выделить несколько методов сказкотерапии: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки [4].

Дети сочиняют сказки и наделяют героев теми или иными качествами или вредными привычками (курение, обжорство, малоподвижный образ жизни, долгое сидение перед телевизором или монитором компьютера),  разыгрывают мини-спектакли и сами ищут пути, как  вернуть здоровье сказочному герою. Сказкотерапию  широко используют в обучении. А.П.Чехов в рассказе «Дома» наглядно показал, как происходит библиотерапевтический эффект  в сознании ребенка. Герой рассказа, семилетний мальчик, пробует курить. Узнав об этом, отец стал умно и логично говорить ему о вреде курения, но тщетно, слова отца не трогали сына. Тогда отец сочинил сказку о том, как прекрасный принц, единственный сын короля, погиб оттого, что много курил. Король не смог этого вынести и тоже умер, все королевство погибло. Мальчик пронес эту историю через всю жизнь, так ни разу и не притронувшись к сигарете. Очень значимо, что при использовании методов сказкотерапии решение об изменении  своего поведения принимают сами дети.

Сегодня в среде подростков популярен  жанр фэнтези.  На уроках по формированию здорового образа жизни с использованием элементов библиотерапии подростки совместно с литературными героями ищут «ключи от счастья», основным элементом которого является здоровье. В игровой форме определяют составляющие термина «здоровье» и т.д. Занятия могут строиться на литературных произведениях российских авторов, пишущих в жанре славянского фэнтези. Это могут быть произведения  М. Семеновой, Ю. Никитина, Е. Дворецкой и др.  Данные уроки не только формируют у детей потребность к ведению  здорового образа жизни, но и прививают любовь к чтению, воспитывают патриотические чувства,  что позволяет говорить о развитии гармоничной личности.

Сказкотерапия - это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия - это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании.

В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку право выбора.

Древняя китайская пословица гласит «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и, может быть, я запомню, но вовлеки меня, и я пойму». В вопросах  профилактики и мотивирования подрастающего поколения  к ведению здорового образа жизни, данный принцип должен стать постулатом.

Список использованной литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2002.

2. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003. - 146с.

3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2003.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис­пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников.  В докла...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...

Сказкотерапия как средство коррекции поведения ребенка с СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает особое место в детской неврологии и психологии.Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять в себе различные подходы...

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых  Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истор...

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых  Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истор...

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Сказкотерапия это древнейший способ общения, передачи знаний, известный и неизменно используемый с незапамятных времен.Она помогает развитию слухового и зрительного внимания, наблюдательности и зрител...

Сказкотерапия как метод коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Эффективным средством развития связной речи детей с общим недоразвитием речи является активное применение сказки в коррекционной работы....