рабочая программа литература ГОС 8-9 класс (Коровин)
рабочая программа по литературе (8, 9 класс) на тему
рабочая программа литература ГОС 8-9 класс (Коровин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gos_literatura_8-9.docx | 105.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кумарейская СОШ
«Утверждаю» Директор МБОУ Кумарейская СОШ ________________________ А.П.Иванов Приказ №____от «__»________201___ г. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
____литература___
название дисциплины (указывается прописными буквами, шрифт жирный)
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ, КЛАССЫ
ГОС 8-9 КЛАССЫ
2017
Организация-разработчик: МБОУ Кумарейская СОШ
Разработчик:
Москалева Екатерина Юрьевна, I квалификационная категория
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
Рассмотрена и одобрена методическим объединением гуманитарного цикла, Протокол № 1 от 30.08.2017г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР О.Ю. Москалева _________________«____»________2017г
СОДЕРЖАНИЕстр. | |
| 4 |
| 7 |
| 21 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература
Программа учебного предмета разработана:
- на основе Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5 марта 2004 года с учетом федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312);
- С учетом Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях;
- на основе Примерной программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, под редакцией В.Я.Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- М: «Просвещение», 2013 г.
- образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для средней школы. образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для средней школы.).
- С учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 01.11.2011г № 03-776);
- в соответствии с основной образовательной программой основного и среднего общего образования МБОУ Кумарейской СОШ;
- в соответствии с Уставом МБОУ Кумарейской СОШ, утвержденного Постановлением администрации Муниципального образования Балаганский район 24 декабря 2015 г № 378;
- На основе Локальных актов МБОУ Кумарейская СОШ:
- Учебного плана МБОУ Кумарейская СОШ на 2017-18 учебный год, (утверждено) - Порядка разработки, оформления и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса(утверждено).
- Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Кумарейской СОШ, утвержденного приказом №3 от 14.01.2016;
- Положения о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ Кумарейской СОШ, утвержденного приказом № 45 от 24.06.2013г.;
1.1. Область применения программы
Программа учебного предмета является частью основной образовательной программы в соответствии с ФК ГОС общего образования
1.2. Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов, в 9 классе - 102 ч.
Годы обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Количество часов в год |
8 класс | 2 | 34 | 68 |
9 класс | 3 | 34 | 102 |
итого | 170 |
1.3. Цели и задачи дисциплины (общая характеристика предмета):
Целями изучения литературы в 8 классе являются:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
- углубление представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории.
-изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений.
Задачи:
-освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания,
-использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью.
-для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
-владение техникой чтения и подготовка к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
-Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст
- Понимание прочитанного как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
- обращение к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
- научиться выполнять анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении..
-на уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
-формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом.
- совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала,
репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и раздаточной
справочной литературой.
1.4. Требования к результатам обучения и уровню освоения предмета литературы
В результате освоения дисциплины обучающийся 8 класса должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
В результате освоения дисциплины обучающийся 8 класса должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В результате освоения дисциплины обучающийся 9 класса должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержания изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальное представление), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), психологический роман (начальное представление), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм); комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятия), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
В результате освоения дисциплины обучающийся 9 класса должен уметь:
- прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведения литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы и соотносить её с идейными исканиями художников прошлого;
- анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образованного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивания проблемы произведений, пути и способы разрешения, общее и различное в них;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
8 | 9 | |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 68 | 102 |
в том числе: | ||
Внеклассное чтение | 6 | 5 |
контрольные работы | ||
Промежуточная и Итоговая аттестация в форме (указать) | Контрольная работа по произведениям, изученным за год | Контрольная работа по произведениям, изученным за год Итоговое сочинение-рассуждение |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета литература
8 класс
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены) | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Введение Литература как искусство слова. Связь истории и литературы. Художественный образ. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства | 1 | ||
Раздел 2 Устное народное творчество | 2 | ||
Тема 2.1. Устные народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | Исторические, лирические народные песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр УНТ поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие. Предания « О Пугачѐве», « О покорении Сибири Ермаком». Связь истории и литературы. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца» русского народа. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). | 2 | |
Раздел 3 Из древнерусской литературы | 2 | ||
Тема 3.1. «Житие Александра Невского», «Шемякин суд» | Житийная литература как особый жанр. Защита русских земель от врагов. Бранные подвиги Александра Невского. «Житие Серафима Саровского». Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). Повесть « Шемякин суд» как сатирическое произведение. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства. | 2 | |
Раздел 4. Из литературы XVIII века | 2 | ||
Тема 4.1. Д.И. Фонвизин «Недоросль» | Денис Иванович Фонвизин. Краткий очерк о жизни и творчестве драматурга. Нравственные проблемы в пьесе и характеры героев. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 2 | |
Раздел 5. Из литературы XIX века | 32 | ||
Тема 5.1. И.А. Крылов. Басни: «Лягушки, просящие царя», «Обоз». | Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», « Обоз», их историческая основа. Жанр басни. Мораль басен и способы еѐ выражения. Аллегория как основа художественного мира басен. Выражение народной мудрости. Языковое своеобразие. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). | 2 | |
Тема 5.2. Внеклассное чтение К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» | Кондратий Федорович Рылеев. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Понятие о думе. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей. Образ Ермака. Дума Рылеева и народное предание. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). | 2 | |
Тема 5.3. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки), «Капитанская дочка», | Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Историческая основа повести «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении. Формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов. Теория литературы. Образ-характер, художественный вымысел в литературе. | 6 | |
Р/Р Сочинение по повести «Капитанская дочка» | 1 | ||
Тема 5.4. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» | Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Певец Родины и свободы. Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Поэма «Мцыри». Любимый идеал Лермонтова. Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). | 3 | |
Р/Р Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова | 1 | ||
Тема 5.5. Н.В. Гоголь. «Ревизор», Внеклассное чтение «Шинель» | Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении | 7 | |
Р/Р Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | ||
Тема 5.6. М.Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок) | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). | 2 | |
Тема 5.7. И.С. Тургенев. «Ася» | Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Повесть «Ася». Особенности историзма. История любви как основа сюжета повести. Характеристика героев повести. «Ася» в русской критике. Образ «тургеневской девушки». | 2 | |
Тема 5.8. Н.С. Лесков. «Старый гений» | Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Писатель как поборник суровой правды жизни. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). | 1 | |
Тема 5.9. Л.Н. Толстой. «После бала» | Лев Николаевич Толстой. Личность и судьба писателя. История создания рассказа «После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции и сюжета, автор и рассказчик в произведении. Теория литературы. Композиция; соотношение понятий композиции и сюжета, антитеза как способ построения произведения | 3 | |
Тема 5.10. А.П.Чехов. «О любви» (из трилогии) | Антон Павлович Чехов. Факты биографии писателя. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). | 1 | |
Тема 5.11. Поэзия родной природы | Поэзия русских поэтов 19 века о родной природе. (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков). | 1 | |
Раздел 6 Из русской литературы XX века | 21 | ||
Тема 6.1. И.А. Бунин. «Кавказ» | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Слово о писателе. Мастерство И.А.Бунина-прозаика. Тема любви в рассказе «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя. | 1 | |
Тема 6.2. А.И. Куприн. «Куст сирени» | Александр Иванович Куприн. Слово о писателе . Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. | 1 | |
Тема 6.3. Внеклассное чтение К.Г. Паустовский «Телеграмма» | Константин Паустовский. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Телеграмма». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | |
Тема 6.4. А.А. Блок «Россия», «На поле Куликовом» | Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Знакомство со стихотворениями А.Блока «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России и ее истории. | 1 | |
Тема 6.5. С.А. Есениен «Пугачев» | С.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему | 1 | |
Тема 6.6. М.А. Осоргин «Пенсне» | Михаил Александрович Осоргин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Знакомство с рассказом «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе | 1 | |
Тема 6.7. И.С. Шмелев. «Как я стал писателем» | Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Знакомство с рассказом И.С.Шмелева «Как я стал писателем»- воспоминанием о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). | 1 | |
Тема 6.8. Внеклассное чтение М.Горький «Челкаш» | Максим Горький. Личность и судьба писателя. «Челкаш»-романтическое произведение. Герои и их судьбы. «Явление босяка» в творчестве писателя. | 2 | |
Тема 6.9 Журнал «Сатирикон». М. Зощенко «История болезни» | Юмор в произведениях 20 века. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Сатира и юмор в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник»; М.М.Зощенко «История болезни». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. | 2 | |
Тема 6.10. А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» | Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. История создания и композиция поэмы «Василий Теркин». Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой и малой» родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос. Популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время. Теория литературы. Образ автора в художественном произведении. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Традиции УНТ в литературе. | 2 | |
Тема 6.11. Внеклассное чтение В.М. Шукшин«Чудик» | Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Чудик» в рассказе «Микроскоп». | 1 | |
Тема 6.12. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Призывно-воодушевляющий характер военных песен. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней в лирических произведениях. Анализ стихотворений М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л.Ошанина, А.Фатьянова. | 2 | |
Тема 6.14. В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» | Виктор Петрович Астафьев. Страницы жизни и творчества писателя. Тема детства в творчестве писателя. Знакомство с рассказом «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений). | 1 | |
Тема 6.15. Внеклассное чтение А.П. Платонов. «Возвращение» | Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | 1 | |
Тема 6.16 Русские поэты о Родине, родной природе и о себе | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. (И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов) Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. (Н.Оцуп, З.Гипиус, Дон Аминадо, И.Бунин) Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. | 3 | |
Раздел 7 Из зарубежной литературы | 5 | ||
Тема 7.1. Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты. | Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. | 3 | |
Тема 7.2. Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» | Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. Роман «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения. | 1 | |
Тема 7.3. Вальтер Скотт. «Айвенго» | Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | 1 | |
Раздел 8 Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | 1 | ||
68 часов |
9 класс
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены) | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1. Введение Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). | 1 | |||
Раздел2Древнерусская литература | 2 | |||
Тема 2.1. «Слово о полку Игореве…» | Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. | 2 | ||
Раздел 3. Русская литература XVIII века | 9 | |||
Тема 3.1. Классицизм | Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. | 1 | ||
Тема 3.2. М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. | 2 | ||
Тема 3.3. Г.Р. Державин «Властителям и судиям», «Памятник». | Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. | 2 | ||
Тема 3.4. Внеклассное чтение А.Н. Радищев | Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. | 1 | ||
Тема 3.5. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). | 2 | ||
Сочинение по теме ««Литература 18 века в восприятии современного человека» | 1 | |||
Раздел 4. Шедевры русской литературы XIX века | 53 | |||
Тема 4.1. Обзор литературы 19 века | Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. | 1 | ||
Тема 4.2. В.А. Жуковский. «Невыразимое». «Светлана». | Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). | 3 | ||
Тема 4.3. Внеклассное чтение К.Н.Батюшков «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е.А. Баратынский «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». | Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.) «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли». (Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя). | 1 | ||
Тема 4.4. А.С. Грибоедов «Горе от ума». | Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. | 7 | ||
Сочинение-рассуждение по комедии «Горе от ума». | 1 | |||
Тема 4.5. А.С. Пушкин «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Поэма «Цыганы». «Евгений Онегин» «Моцарт и Сальери». | Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»- противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники»- Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). | 13 | ||
Контрольная работа по комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | |||
Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | |||
Тема 4.6. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». | Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» —первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). | 5 | ||
Анализ стихотворения по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова Контрольная работа за 1 полугодие Классное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | 3 | |||
Тема 4.7. Н.В. Гоголь «Мертвые души» | Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). | 8 | ||
Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | |||
Тема 4.8. Ф.М. Достоевский «Белые ночи» | Федор Михайлович Достоевский. Достоевский и современники. Жизнь и творчество (обзор). «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира | 2 | ||
Тема 4.9. Внеклассное чтение Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и другие поэты | Поэзия второй половины 19 века. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. | 1 | ||
Тема 4.10. А.П. Чехов «Тоска», «Смерть чиновника» | Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | 3 | ||
Подготовка к сочинению по творчеству А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского | 1 | |||
Тема 4.11. Внеклассное чтение И.С. Тургенев. «Первая любовь» | Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История создания повести «Первая любовь». Идейный замысел повести. История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм Тургенева. Образ героя- повествователя. Мастерство пейзажной живописи писателя. | 1 | ||
Раздел 5 Литература XX века | 28 | |||
Тема 5.1. Литература и литературные направления ХХ века | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. | 1 | ||
Тема 5.2. И.А. Бунин «Темные аллеи» | Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. | 2 | ||
Подготовка к сочинению-отзыву по рассказу И. Бунина «Темные аллеи». | 1 | |||
Тема 5.3. Внеклассное чтение Максим Горький «Макар Чудра», Автобиографическая трилогия «Детство», «Мои университеты», «В людях». | Максим Горький. Слово о писателе. Раннее творчество писателя. Романтизм в рассказе «Макар Чудра». Автобиографическая трилогия «Детство», «Мои университеты», «В людях». | 1 | ||
Тема 5.4. Поэзия Серебряного века. | Из русской поэзии XX века. Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. | 1 | ||
Тема 5.5. А. А. Блок «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». | Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | ||
Тема 5.6. С.А. Есенин «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». | Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно- песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. | 2 | ||
Тема 5.7. В.В. Маяковский «Послушайте!» и другие стихотворения | Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения из раннего творчества поэта по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике Маяковского. Любовная лирика поэта. | 1 | ||
Тема 5.8. М.А. Булгаков Повесть «Собачье сердце». | Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость— основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова- сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). | 3 | ||
Сочинение по повести М.Булгакова «Собачье сердце» | 1 | |||
Тема 5.9. М.И. Цветаева «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». | Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 2 | ||
Тема 5.10. А.А. Ахматова «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». | Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. | 2 | ||
Тема 5.11. Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». | Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. | 1 | ||
Тема 5. 12. М.А. Шолохов «Судьба человека». | Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). | 2 | ||
Подготовка к сочинению по повести М.А. Шолохова «Судьба человека» | 1 | |||
Тема 5.13. Б.Л. Пастернак «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». | Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. | 1 | ||
Тема 5.14. А.Т. Твардовский «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). | Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). | 1 | ||
Тема 5.15. А.И. Солженицын «Матренин двор». | Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). | 2 | ||
Сочинение по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор». | 1 | |||
Тема 5.16. Урок контроля знаний | Контрольный тест по произведениям второй половины XIX и XX веков | 1 | ||
Раздел 6 Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков | 1 | |||
Тема 6.1. Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». | Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков. Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. | 1 | ||
Раздел 7 Из зарубежной литературы | 4 | |||
Тема 7.1. Гай Валерий Катулл «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может..», «Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга…» Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене» | Гай Валерий Катулл «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может..», «Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга…» Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене» | 1 | ||
Тема 7.2. Внеклассное чтение Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально- философский характер поэмы | 1 | ||
Тема 7.3. Уильям Шекспир «Гамлет» | Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). | 1 | ||
Тема 7. 4. Иоганн Вольфганг Гете «Фауст» | Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско-драматическая поэма. | 1 | ||
Раздел 8 Повторение изученного за год | 4 | |||
Урок обобщения и контроля знаний. | Обобщающий урок Контрольная работа по произведениям, изученным за год Итоговое сочинение-рассуждение | 1 1 2 | ||
102 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование и ТСО: проектор, персональный компьютер, экран, колонки
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: диски, комплекты таблиц, библиотека кабинета русского языка и литературы, видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;
аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;
иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;
тестовый материал для контроля знаний
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
класс | Название учебника | Автор, издательство, год |
8 | Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. | Под ред. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, 2014 |
9 | Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. | Под ред. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, 2016 |
Интернет-ресурсы:
- http://prosv.ru/
- https://infourok.ru/
- http://www.klassnye-chasy.ru/
- http://www.uchportal.ru/
- www.fipi.ru
- https://www.youtube.com/
- http://rus.1september.ru
- http://www.zavuch.ru/
- http://nsportal.ru/
- https://videouroki.net./
- http://www.prodlenka.org/
- http://wikipedia/
Дополнительные источники:
- И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2009
- И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: Вако, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по лмитературе для 7 класса КОРОВИНА
рабочая программа по литературе...
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА» 5–9-й классы
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА» 5–9-й классы...
Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск» Рассмотрена на заседании Методического советаПротокол № 1«27» ...
рабочая программа литература ГОС 10-11 класс (Коровин)
рабочая программа литература ГОС 10-11 класс (Коровин)...
Рабочая программа "Литература" (базовый уровень) 11 класс.
Название курса Литература Класс 11 М Количество часов 102 Составитель Перепелова Л.А. Реализуемый УМК Под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С...
Рабочая программа "Литература" (профильный уровень) 11 класс.
Рабочая программа для 11 классов (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учр...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...