методические рекомендации
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
предлагаю методические рекомендации по написанию традиционного сочинения, которое требуется в 11-ом классе как доступ к ЕГЭ и для поступления на филологические факультеты ВУЗов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_po_sochineniyu_zernovafrumkina22032016.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
Методические рекомендации
по написанию
сочинения
Москва, 2016 г.
О.М. Зернова, Г.А. Фрумкина, преподаватели русского языка и литературы.
Методические рекомендации по написанию сочинения. ГБПОУ Юридический колледж 2016 г.
32 страницы (1,5 авторских листа)
Данные методические рекомендации посвящаются одной из важных проблем учебной дисциплины "Литература": сочинение. Что это такое?
Какова его композиция? Как отбирать материал? Как проверять написанное?
Методические рекомендации могут быть полезны обучающимся и преподавателям русского языка и литературы.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Цикловой комиссии
дисциплин циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический колледж
от 16 февраля 2016 № 8
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 4
Раздел 1. Что нужно знать при работе над сочинением 6
1.2 Каковы основные требования к сочинению? 6
1.3 Каков порядок работы над любым сочинением, каковы его основные этапы? 6
1.5 Типичные ошибки при написании сочинения 9
1.8 Главная мысль сочинения. Аргументы 11
1.9 Как проверять написанное сочинение 12
Раздел 2. Редактирование и критерии оценки сочинения 15
2.1 Анализ и редактирование смысловых частей сочинений 16
2.2 Критерии оценки сочинения 20
РАЗДЕЛ 3. Примерный комплект тем сочинений 25
3.1 Общие тематическаие направления 25
РАЗДЕЛ 4 Минимальный словарь литературных терминов 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение
Данные методические рекомендации по написанию сочинения состоят из четырех разделов, два из которых содержат конкретные указания: как работать над сочинением и как проверять свою работу (разделы 1, 2). Раздел третий носит ознакомительный характер, в нем представлены темы итоговых сочинений, предложенных ФИРО (Федеральный институт развития образования). Заметим, темы, отражающие проблемы экологии, нравственности, так же, как и темы, связанные с Великой Отечественной войной, на протяжении многих лет остаются ведущими.
Работая над этими методическими рекомендациями, авторы учитывали требования ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые должны отражать:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
сформированность экологического мышления.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы, которые должны отражать:
владение навыками познавательной деятельности;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные результаты дисциплины "Русский язык и литература":
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культур;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях родного языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального, личностного восприятия, интеллектуального понимания.
Раздел 1. Что нужно знать при работе над сочинением
1.1 Что такое сочинение?
Сочинение – это итоговая работа после изучения какой-либо литературной темы, это итоговая работа после изучения курса литературы в целом, а также - это экзаменационная работа по русскому языку.
Сочинение – это проверка знаний обучающихся, в котором автор должен показать:
1. Знание художественного произведения и умение его анализировать
2. Умение раскрыть тему, цитировать
3. Умение сделать вывод по данной теме, проводить параллели с произведениями этого писателя или других авторов
4. Понимание авторской позиции
5. Умение выразить себя как личность
6. Умение логически мыслить
7. Умение литературным языком излагать свои мысли, писать грамотно, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы
1.2 Каковы основные требования к сочинению?
1. В сочинении должна быть полностью раскрыта тема и прослеживаться авторская идея.
2. Сочинение должно быть логичным по форме и доказательным по содержанию (этого нельзя достичь без знания текста художественного произведения).
3. Все части сочинения (вступление, основная часть и заключение) должны быть неразрывно связаны между собой.
4. Сочинение должно быть написано ярким, живым, образным литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок.
5. Сочинение должно быть личностно-эмоциональным.
6. В сочинении должны быть цитаты.
1.3 Каков порядок работы над любым сочинением, каковы его основные этапы?
1. Выбор и обдумывание темы сочинения
2. Выявление ключевых слов темы
3. Осмысление терминов и понятий в формулировке темы
4. Определение главной мысли сочинения
5. Подбор литературного материала
6.Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана, хотя при переписывании начисто он необязателен)
7. Обдумывание структуры и композиции сочинения
8. Написание текста сочинения на черновике
9. Редактирование, переписывание и проверка
1.4 Композиция сочинения
Сочинение состоит из 3-х частей: вступления, основной части и заключения. Как правило, вступление и заключение составляют примерно 1/3 от всей работы.
О чем можно написать во вступлении?
- об истории создания произведения
- о работе автора над произведением
- о времени написания произведения или о времени, изображенном в нем.
Основная часть должна представлять собой рассуждение по теме, отвечать на этот вопрос.
Любое рассуждение строится следующим образом: сначала выдвигается тезис, затем следуют доказательства и делается вывод.
В основной части обучающийся как раз должен показать знание произведения, умение анализировать его, включая нужные цитаты.
Основная часть требует тщательного отбора материала.
Зрелость суждений обучающегося проявляется в умении выразить свое мнение по данной проблеме.
Для этого хорошо использовать вводные слова (по-моему, по мысли автора и др.) или вводные предложения ( я думаю, я считаю, я полагаю, как считает автор и т.д.).
Поскольку основная часть – это рассуждение, уместно ставить в этой части работы вопросы перед собой, повторять формулировку темы.
Цитаты, которые вы подобрали по данной теме, надо вводить, используя авторские слова.
Примеры правильного использования цитат:
1. В пьесе А.Н. Островского "Гроза" Кулигин, характеризуя жизнь в городе Калинове, говорит Борису: "Суровые нравы, сударь, в нашем городе, суровые".
2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" на вопрос Пьера Безухова, почему князь Андрей идет на войну 1805 года, он отвечает: "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне".
3. В пьесе А.Н. Островского "Гроза" главная героиня Катерина, рассказывая Варваре о своей жизни до замужества в доме родителей, говорила: "Я жила, словно птичка на воле, ни об чем не тужила"
Примеры неправильного использования цитат, неумение вводить их в текст сочинения:
1. В пьесе А.Н. Островского "Гроза" Кулигин характеризует жизнь города Калинова. "Суровые нравы, сударь, в нашем городе, суровые". (Автор работы не ввел эту цитату, не объяснил, кто и кому это говорит).
2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" князь Андрей отправляется на войну 1805 года. "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне". (В этом сочинении обучающийся не ввел цитату авторскими словами, как и в первом случае).
В конце основной части надо сделать вывод из всего сказанного, подвести итоги.
В заключении можно кратко сказать о значении данного произведения в творчестве писателя, можно провести параллели с произведениями других авторов.
Очень важным является умение делать логические переходы от вступления к основной части и от основной части к заключению.
Примеры правильного, логичного перехода от вступления к основной части:
1. Тема: "Почему Лука является главным героем в пьесе А.М. Горького "На дне"?
Вступление:
Пьеса "На дне" была написана А.М. Горьким в 1902 году, накануне революционных событий 1905 года, в период экономического кризиса, когда многие люди были выброшены за ворота заводов и фабрик, оказывались на "дне" жизни. Вот о таких людях, людях "дна" и пишет Горький. Пьеса, конечно, социальная, но это не главное, это как бы фон. Главное для писателя – философская проблема. Сам Горький сформулировал ее так: "Что лучше: правда или ложь, пусть даже и во спасение?".
Кто же из героев помогает автору ответить на этот вопрос?
Основная часть.
Я считаю, что таким героем в пьесе является Лука. Кто он? Почему с его появлением начинает меняться жизнь в ночлежке?
(Далее автор сочинения анализирует пьесу, доказывает, что Лука является главным героем произведения).
2. Тема "Половодье чувств в лирике С. Есенина"
Вступление.
С.Есенин – один из моих любимых поэтов начала XX века. Он прожил небольшую жизнь, но оставил нам огромное наследие. Крестьянский сын, выросший на берегу Оки, воспел в своих стихах свою Родину, нежнейший лирик в одном из своих стихотворений сказал:
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Каким было это половодье чувств?
Основная часть.
Основным в его творчестве было чувство любви к Родине. Сам поэт говорил: "Россия: и роса, и сила, и синее что-то".
Как выразилась любовь Есенина и в каких стихах он говорил об этом, что для него Россия, изменилось ли чувство любви к ней после Октября 1917 года?
(Далее в работе содержатся ответы на эти вопросы, анализируются стихи поэта, приводятся цитаты).
3. Тема: "Мое отношение к Базарову" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети").
Вступление.
В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" главным героем является Евгений Базаров, сын уездного лекаря, нигилист, увлекающийся медициной и естественными науками.
Первое впечатление о герое романа сложилось неприятное. Его надменность, самолюбие, высокомерие, пренебрежительный тон заставили отрицательно посмотреть на героя романа. Но Базаров отличался своим умом, и это открывало его лучшие стороны.
Примеры отсутствия логического перехода от вступления к основной части.
1. Тема:"В чем суть споров между Е.Базаровым и П.П. Кирсановым?" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети").
Я считаю, что споры между Кирсановым и Базаровым произошли из-за того, что эти люди имели разные взгляды (в данном сочинении вообще отсутствует вступление. Автор работы начинает сразу отвечать на главный вопрос темы).
1.5 Типичные ошибки при написании сочинения
1. Пересказ содержания эпизода или произведения вместо рассуждения по теме.
2. Неумение раскрыть тему полно.
3. Подмена рассуждения по конкретной теме рассказом о том, что вообще обучающийся знает об этом произведении и его авторе
4. Неумение вчитаться в формулировку темы, понять, какие слова являются ключевыми.
1.6 "Ключевые слова"
Для верного понимания темы полезно выделить в ее формулировке главные, ключевые слова, которые помогут разобраться в ее смысле.
Например, в теме "Чем может быть ценен для детей опыт отцов?" два ключевых слова: "опыт" и "ценен". Нужно поразмышлять о том, какой именно опыт старших поколений должны перенять дети; если они не
воспользуются этим опытом, то жизнь все равно все поставит на свои места, а детям, которые пренебрегли родительским опытом, придется начинать с нуля и приобретать опыт самостоятельно.
Используя литературный материал, вы можете показать, как родительский опыт в жизни литературных героев диктует молодому поколению четкие нравственные ориентиры. Важность родительского опыта осознают, например, дети в семье Ростовых и Болконских, идущие "дорогой чести" (Л.Н. Толстой. "Война и мир").
Не всегда родительские установки несут в себе положительный заряд. Например, Максим Петрович, восхищавший Фамусова, учил молодежь "сгибаться вперегиб" перед начальством. Отец Чичикова наставлял сына "копить копейку", потому что "копейкой все прошибешь", а отец Молчалина завещал сыну "угождать всем людям без изъятия"(А.С. Грибоедов. "Горе от ума", Н.В. Гоголь. "Мертвые души").
Обратим внимание, что в темах итоговых сочинений часто употребляются нравственно-психологические понятия: дружба, любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, свобода, честь, долг, поэтому вы должны точно представлять себе, что означают эти слова и при необходимости включать определение этих понятий в текст сочинения. Если вы не можете дать точного определения этих понятий, то воспользуйтесь любым Толковым словарем.
Если в темах сочинений используются общие термины литературоведения: герой, характер, тема, проблема, конфликт и др., то важно понимать их смысл, чтобы не путать такие термины, как тема и проблема; герой, персонаж и характер; конфликт и противопоставление;
это, с одной стороны, помогает избежать фактических ошибок; с другой стороны, выявляет вашу подготовку по литературе.
1.7 Формулировка темы
Обучение любому сочинению начинается с выбора и обдумывания темы. Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет
текст сочинения. Как правило, темы современного итогового сочинения, имеющие публицистическую направленность, могут быть выражены в виде вопроса, утверждения или цитаты.
Например: "Какой опыт дает человеку война?". В таких темах сразу указана проблема, над которой нужно размышлять в сочинении, и тогда вы избавлены от необходимости самостоятельно формулировать проблему. Тема также может быть сформулирована в виде утверждения или цитаты. В этом случае нужно мысленно переформулировать тему, выразив ее в виде вопроса, что поможет выявить проблему, о которой нужно рассуждать в итоговом сочинении.
Например, тема, не содержащая в формулировке вопроса:
"Произведение о войне, которое Вас взволновало".
Тема переформулирована в виде вопроса:
"Почему произведение о войне (указать автора и название) меня взволновало?"
Важнейшее умение обучающегося – понимание того, о чем спрашивается в теме сочинения. Если пишущий сочинение не будет отвечать точно на поставленный в теме вопрос, а будет писать обо всем, что он помнит в выбранном тематическом направлении, то работа окажется написанной не на тему. Это является одним из серьезных недостатков любой письменной работы, потому что пишущий не понимает вопроса, на который нужно отвечать. Именно поэтому в критериях оценки итогового сочинения первый критерий – "соответствие теме" – является обязательным.
1.8 Главная мысль сочинения. Аргументы
"Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную мысль", – писал Л.Н. Толстой.
Очень важно определить главную мысль сочинения, чтобы оно получилось целостным, логичным и композиционно стройным. В сочинениях нового формата не требуется глубокого литературоведческого анализа произведений, но осмысление содержания должно происходить в контексте художественного произведения, его проблематики и тематики, взаимосвязи событий и героев, авторской позиции. Формулированию главной мысли сочинения способствует умение воспринимать литературу прошлого с современных позиций.
На уроках русского языка и литературы, работая с текстами художественных произведений, мы с вами как раз и тренируемся в умении формулировать главную мысль. Например, тема: "Какую жизнь можно считать прожитой на зря?" Главная мысль: черты жизни, прожитой не зря.
Важный этап в работе над сочинением – подбор литературного материала для аргументации своих мыслей. Сочинение будет поверхностным, если его перегрузить материалом, который только
упомянут, но не проанализирован. Если подобрать мало материала, оно будет неполным. Для решения проблемы главную мысль высказывания нужно доказывать в каком-то одном аспекте. Так, главную мысль темы "Сохранить человечность на войне…" (по страницам литературы XIX-XX
в.в) можно определить как "бесчеловечность и жестокость войны".
Тему можно раскрыть на произведениях, объединенных проблемой "женщина и война", "дети и война" или "нравственный выбор на войне". Работа будет более глубокой, полной и цельной, если автор сочинения раскроет одну из поставленных проблем.
1.9 Как проверять написанное сочинение
Прочитать свое сочинение необходимо по меньшей мере три раза. Почему? Для чего?
Во-первых, надо проверить свое сочинение с точки зрения его содержания:
- соответствует ли написанное теме
- полно или частично раскрывается тема
- есть ли логические переходы от вступления к основной части и от основной части к заключению
- не подменено ли рассуждение банальным пересказом
- есть ли цитаты из текста художественного произведения
- содержится ли вывод из всего сказанного
- выражено ли ваше отношение к написанному
- нет ли фактологических, лексических и стилистических ошибок
Во-вторых, надо прочитать сочинение и проверить его с точки зрения орфографии. Советуем при проверке выписать в черновик те слова, в написании которых вы сомневаетесь. Подумайте, вспомните правила.
Если это разрешено преподавателем, проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.
В-третьих, прочитайте сочинение с точки зрания пунктуации. Практика показывает, что это "больное место" многих обучающихся. Здесь вам не поможет никакой словарь. Практический совет: выпишите те предложения, в которых вы сомневаетесь. Найдите грамматические основы, определите тип предложения, посмотрите, чем оно осложнено.
Есть и второй вариант: замените некоторые сложные синтаксические конструкции более простыми.
А теперь конкретнее о фактологических, лексических и стилистических ошибках.
Фактологические ошибки.
Самый страшный вид ошибок, неумолимо свидетельствующий о том, что вы не разбираетесь "в предмете разговора", весьма приблизительно представляете себе то, о чем вы пишете.
Пример из сочинения. "Образом Онегина Пушкин в русской литературе открыл галерею "лишних людей" (Печорин, Обломов, Базаров и т.д.)…"
Лишний человек должен обладать двумя качествами: отвергать идеалы общества и не видеть смысла своего существования. В приведенном примере Обломов и Базаров явно выпадают из цепочки.
Пример из сочинения. "Граф Л.Н. Толстой завершает дворянский этап развития литературы в России".
Автор сочинения спутал "социальный статус" писателя с литературным этапом. Действительно, Л.Н. Толстой – дворянин (как Пушкин и Лермонтов), "последний из великих дворян", но время его творчества – разночинский этап развития литературы в России.
Пример из сочинения. "Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А.С. Грибоедова.
Здесь сразу две ошибки. Первая: Фонвизин действительно "оказал влияние на "Горе от ума", Ломоносов же и Державин – вряд ли. Автор путает жанры и роды художественной литературы. Вторая: Карамзин – представитель литературы сентиментализма, следовательно, автор не знает еще и литературных направлений.
Пример из сочинения. "В своей теории Р. Раскольников сравнил себя с Наполеоном Бонапартом".
Да нет же! В школах, к великому сожалению, не проясняют, что наполеонов было несколько. "Бонапартистской" теории нет и никогда не было. "Пролитие крови по совести" – теория не того Наполеона – Наполеона III! Другой вопрос в том, что этот, последний Наполеон ссылается на своего великого предшественника – Бонапарта. Вот такой пустячок, и хорошая в целом работа безнадежно смазана.
Лексические ошибки
Здесь мы проведем с вами речь об ошибках в выборе слов.
Пример из сочинения. "В армии князь Андрей был адъюнктом Кутузова".
Элементарное незнание значения слова, то есть его семантики! Адъюнкт – аспирант высшего учебного заведения или младшая ученая степень в научных учреждениях стран Западной Европы и царской России. Как видите, ничего общего с адъютантом.
Пример из сочинения. "После приезда Хлестакова в городе начался полный адюльтер".
Вот это уже совсем смешно! Можно только догадываться, что автор "попутал" слово "ажиотаж" (искусственно вызванное волнение) с супружеской неверностью – "адюльтером". Вдумайтесь в смысл! Сплошное распутство и падение нравов. Даже для гоголевской России это уже слишком. Ну просто полный адюльтер!!
Пример из сочинения. "Аркадий завидовал Базарову, как Сальери завидовал Баху".
Незнание истории, литературы, музыки. И все это одновременно! Сальери завидовал другому замечательному композитору – Вольфгангу Амадею Моцарту.
Пример из сочинения. "На первый свой бал Наташа Ростова пришла в очаровательном неглиже".
Слово "неглиже" имеет два значения: во-первых, так называется прозрачная ночная рубашка, и, во-вторых, так говорят о том (в данном
случае – о Наташе), кто совершенно обнажен. Разумеется, явившись на бал в таком виде, Наташа не могла не привлечь внимание князя Андрея.
Пример из сочинения. "Чичикову был чужд дурной моветон".
"Дурной моветон" – это масло масляное, ибо "моветон" в переводе с французского означает "дурной тон". И ничего больше!
Пример из сочинения. "С Печориным мы впервые знакомимся со слов Максима Максимыча".
Знакомиться "со слов" "никак не можно", а "знакомиться впервые" – это как "осетрина второй свежести". Во второй раз (в третий, четвертый и т.д.) познакомиться нельзя.
Стилистические ошибки
Пример из сочинения "Уже в детстве Н.Г. Чернышевский познакомился и прочитал сочинения Пушкина, Жуковского, Гоголя".
Сложный случай неявной ошибки! Познакомиться с кем-то, чем-то, прочитать что-то. Нужно оставить один глагол – "прочитать", так как "познакомиться" будет дублированием, не оправданным стилистически.
Пример из сочинения. "В своей критической статье по произведению А.Н. Островского "Гроза" Добролюбов писал, что…".
Следует писать: "В своей критической статье о…".
Пример из сочинения. "Печорин не был бы Печориным, когда бы он не боролся до последнего!"
Такая явная ошибка. Строго говоря, слово "когда" в контексте не является ошибкой, но лучше все же: "…если бы он не боролся до последнего!"
Пример из сочинения. "Читающая Россия встретила появление "Отцов и детей" неожиданным успехом для Тургенева".
Две грубые ошибки! Успехом встретить нельзя. Можно хлебом-солью, можно – цветами, но никак не успехом. Кроме того, в примере неоправданная инверсия, то есть нарушен порядок слов. Попробуйте исправить эту ошибку самостоятельно.
Пример из сочинения "На улице шел дождь и два студента".
Подумайте и объясните самостоятельно, в чем, на ваш взгляд, ошибка в этой конструкции.
Раздел 2. Редактирование и критерии оценки сочинения
Рассмотрим варианты вступлений и заключений к трем сочинениям на тему, сформулированную в виде цитаты – "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" (Ю.В. Друнина). (Во всех фрагментах работ обучающихся сохранена авторская орфография и пунктуация).
Вступления | Заключения |
1. Страшно ли на войне? Ответ на этот вопрос – однозначно "да". Война – это отчаяние, ужас, боль и, конечно же, страх. Страх за свою жизнь, страх за жизнь близких и дорогих людей. Это тяжелейшее испытание моральных качеств, проверка на прочность. Страх раскрывает истинную суть людей | 1. "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне". Несомненно, это не так. Утверждающий обратное, безусловно, не прав. Страх является неотъемлемой частью войны, самого ужасающего и кошмарного события на Земле. Любой, переживший войну, столкнувшийся с ней лицом к лицу, не может утверждать обратное |
2. Почему в XXI веке нельзя забывать о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны? Историю цивилизации необходимо знать всему человечеству для того, чтобы стало невозможным повторение страшных событий, унесших жизни миллионов людей. Великая Отечественная война была именно такой страшной, кровавой, жестокой. Принесла много горя в каждый дом, и мы должны быть благодарны тем людям, которые победили фашизм | 2. Каждый из погибших на этой войне достоин того, чтобы о нем помнили. Поэтому слова "Никто не забыт, и ничто не забыто" стали символом благодарной памяти потомков. Мы не знаем имен героев Великой отечественной, мы помним лишь некоторые из них. Но вечный огонь, горящий у могилы неизвестного солдата, не должен погаснуть никогда. Я думаю, разум человеческий, совесть человечества, память о миллионах погибших должны остановить фашизм |
3. Война… как много значит это слово. Война всегда несет в себе ужас, страх и смерть. Миллионы загубленных жизней, страдания матерей, множество невинных жертв. Все те, кого коснулась война, не могут забыть этих криков о помощи детей, которых забирали в плен, взрывы бомб, звуки выстрелов. Люди возвращаются с войны калеками, с нарушенной психикой, или не возвращаются вовсе. Тех, кто затевает войны, ничуть не интересуют чужие жизни, они думают только о себе. Они могут разрушить наш хрупкий мир ради достижения своих целей | 3. Делая вывод, можно сказать, что война – это самое страшное, что может быть в жизни человечества, и нужно делать все, чтобы ее не допустить |
Если люди начнут забывать об ужасах войны, об огромных людских потерях, это будет преступлением перед теми, кто пал в бою, преступлением перед нашим будущим |
2.1 Анализ и редактирование смысловых частей сочинений
Во вступлении №1 автор сочинения пытается осмыслить тему, предложенную в виде цитаты, и выявить в ней главную мысль, сформулировав первую фразу в виде вопроса "Страшно ли на войне?". Этот вопрос не имеет альтернативного ответа, что и указывает автор сочинения, отвечая на собственный вопрос: "однозначно – да". Но в самой цитате есть еще одна ключевая мысль, на которую автор работы не обращает внимания: говорить, что на войне не страшно, может только тот, кто ничего не знает о войне. Поэтому во вступлении нужно было не только указать, что вызывает на войне страх (это было сделано автором, а также было справедливо замечено, что страх "раскрывает истинную суть людей"), но и отметить, что истинное лицо войны видели и правдиво описали те, кто сам там побывал. В числе очевидцев и солдат войны были и писатели-фронтовики, и поэтесса Юлия Друнина, ушедшая на войну со школьной парты. Поэтому такое указание могло бы стать логическим мостиком, обеспечившим переход от вступления к главной части работы, в которой предполагалось использование литературного материала.
Заключение к сочинению №1 соответствует вступлению и написано более удачно. В заключении автор вновь обращается к ключевым мыслям вступления и справедливо утверждает, что война – это "самое ужасное и кошмарное событие на Земле", что "страх является неотъемлемой частью войны" и даже что "любой, переживший войну, столкнувшийся с ней лицом к лицу", не может утверждать, что на войне не страшно. То есть в заключении сделано обобщение даже по той ключевой мысли, которая осталась незамеченной во вступлении: двойное отрицание "ничего не знает" переводится в утверждение: страшно на войне всем, и это может утверждать тот, кто все о войне знает, потому что сам там побывал. Но в заключении есть речевой повтор, "утверждающий обратное – утверждать обратное", который снижает качество связного текста, созданного выпускником.
Вступления к сочинениям №2 и №3 являются вступлениями не на тему, потому что авторы этих сочинений вместо того, чтобы выявить ключевые слова темы – "на войне не страшно" и "ничего не знает", рассуждают о войне вообще, причем автор сочинения №2 переводит свои рассуждения в плоскость только Великой Отечественной войны. В обоих вступлениях очень много общих слов, не конкретизирующих тему рассуждений.
Заключение №2, в основном, соответствует вступлению, так как в нем автор пишет о проблеме памяти. Эта проблема была обозначена и во вступлении "Почему в XXI веке нельзя забывать о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны?", но эти, в общем-то, правильные рассуждения никак не соотносятся с темой сочинения, которую выпускник не понял.
В заключении №3 автор проводит параллель со вступлением и даже пытается размышлять о проблеме страха, что отсылает это рассуждение к теме сочинения, но заключение является коротким и поверхностным. Оно не содержит обоснованного вывода о том, почему на войне страшно и почему это знают только те, кто на войне побывал.
В главной части автор работы должен обратиться к литературному материалу, необходимому для аргументации рассуждений в ракурсе избранной темы. Для этого могут использоваться как произведения из программы по литературе, так и книги, прочитанные самостоятельно. Очевидно, что сочинение только тогда будет производить впечатление полного и глубокого, когда пишущий не просто пересказывает содержание произведения или сообщает какие-то факты, а умеет их комментировать, когда его собственные мысли аргументируются.
Логика изложения требует, чтобы проблемы, понятия, категории, указанные во вступлении, были раскрыты в главной части. При этом учитывается логичность членения на абзацы и связь между ними, степень раскрытия главной мысли в основной части и подведение итогов в заключении.
Рассмотрим главную часть сочинения №1.
В произведении Эриха Марии Ремарка "На Западном фронте без перемен" рассказывается о судьбе Пауля Боймера и его товарищей, которые пошли на войну, ожидая, что она принесет им почет, не зная, что впереди их ждет лишь смерть. Они без колебаний отправились на войну, когда встал вопрос об их готовности отдать долг Родине, ведь они – не дезертиры, не трусы. Но истинное лицо войны – не слава, почет и легкие подвиги, а страх, бессмысленные жертвы, потери и разрушения. Все это испытали на себе главные герои, погибая один за другим, живя в ежеминутном страхе за жизнь своих друзей. Это показывает весь кошмар войны, отнимающий жизни у столь молодых людей.
На войне раскрываются порой самые неожиданные стороны людей. Страх по-разному действует на разные личности, заставляя одних бороться, защищать то, что дорого, а других – смириться с этим чувством. В повести В.Быкова "Сотников" подобный выбор предстоял двум партизанам, Рыбаку и Сотникову, которые, в поисках продовольствия для своего отряда, отправляются в опасный для них путь. На протяжении всего пути Рыбак ведет нравственную борьбу с самим собой, но когда он и Сотников попадают к полицаям, Рыбак, боясь за свою жизнь, меняет свои убеждения и идет на предательство. Сотникова же страх быть предателем заставляет выбрать смерть. Не всегда люди поступают так, как от них того ожидают, герои повести В. Быкова – отличный тому пример.
Как правило, война требует стойкости, отваги, поэтому считается мужским делом. Но в произведении Б. Васильева "А зори здесь тихие" со страхом и ужасами войны предстоит столкнуться пяти юным девушкам, которые под предводительством старшины Васкова отправляются задержать двоих немцев. Несмотря на то, что они вынуждены воевать, все они: Рита, Женя, Лиза, Соня и Галя – сражаются до самого конца и не отступают, даже когда узнают, что враг их превосходит почти втрое. Поразительно, как такие хрупкие девушки нашли в себе силы противостоять страху смерти, для чего требуется недюжинная смелость и отвага.
Посмотрим, как соотносится главная часть сочинения №1 с его вступлением. Во вступлении поставлена проблема, которая сформулирована в виде вопроса "Страшно ли на войне?". Но во вступлении нужно было не только указать, почему на войне не страшно, но и написать, что тот, кто утверждает, "что на войне не страшно", ничего о войне "не знает". Кроме того, во вступлении имело смысл обозначить проблемы, которые будут раскрываться в главной части сочинения: истинное и ложное лицо войны, нравственный выбор на войне, женщина на войне.
В первом фрагменте главной части выпускник доказывает свои мысли на примере романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен". Однако факты и события романа, которые можно было бы использовать для доказательства тезиса, что "на войне страшно", автор сочинения приводит поверхностно, в общих чертах, не давая конкретных примеров из текста: "Но истинное лицо войны – не слава, почет и легкие подвиги, а страх, бессмысленные жертвы, потери и разрушения. Все это испытали на себе главные герои, погибая один за другим, живя в ежеминутном страхе за жизнь своих друзей". Кроме того, на основании этого смыслового фрагмента можно было и во вступлении обозначить заявленную в нем проблему, что у войны два лица и что настоящая война – это не подвиги, о которых мечтают молодые солдаты, а разрушения и смерть.
Во втором смысловом фрагменте главной части страшная сущность войны доказывается на примере повести В.Быкова "Сотников". Проблема нравственного выбора на войне обозначена четко: "На войне раскрываются порой самые неожиданные стороны людей. Страх по-разному действует на разные личности, заставляя одних бороться, защищать то, что дорого, а других – смириться с этим чувством". Для аргументации этой мысли выпускник обращается к примерам из повести, доказывающим, как страх действует на моральный облик главных героев Сотникова и Рыбака: "Рыбак, боясь за свою жизнь, меняет свои убеждения и идет на предательство, Сотникова же страх быть предателем заставляет выбрать смерть". Однако проблема нравственного выбора на войне также могла бы быть заявлена во вступлении к сочинению, делая всю работу более логичной и композиционно стройной.
В третьем смысловом фрагменте проблема страха на войне раскрывается на примере повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…" и рассматривается в ракурсе "женщина на войне". Однако обращение к повести тоже является поверхностным, так как автор сочинения нигде не упоминает о том, как и почему юные девушки пошли на войну и смогли преодолеть страх, выполняя свои боевые задания. Проблема преодоления страха войны женщинами – это еще один аспект общей проблемы сочинения "Страшно ли на войне?", и это также могло быть заявлено во вступлении к сочинению.
Если с учетом этих замечаний отредактировать вступление к сочинению, то оно могло бы выглядеть следующим образом (редакторская правка выделена подчеркиванием):
Страшно ли на войне? Ответ на этот вопрос – однозначно "да". Войнв – это отчаяние, ужас, боль и, конечно, страх, а не только подвиги и слава. Страх за свою жизнь, страх за жизнь близких и дорогих людей, который на войне приходится преодолевать не только мужчинам, но и женщинам. Это тяжелейшее испытание моральных качеств, проверка на прочность, проявляющаяся в умении сделать нравственный выбор перед лицом страха, который раскрывает истинную сущность людей.
О том, как страшно на войне, хорошо знает только тот, кто побывал там и испытал на себе все ее ужасы.
Чтобы соотнести главную часть сочинения с ее заключением, оно также может быть слегка отредактировано, например, так: "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне". Несомненно, это так. Утверждающий обратное, безусловно, не прав. Страх является неотъемлемой частью войны, самого ужасающего и кошмарного события на Земле. Любой, переживший войну, знает, что война – это не слава и почет, а ежедневный подвиг, что положение женщины на войне противоестественно, и страх умеют преодолевать только сильные люди, способные сделать нравственный выбор перед лицом опасности"
Таким образом, редактируя вступление к сочинению, важно ответить на следующие вопросы:
- Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части?
- Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения?
- Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.)
При оценивании качества главной части сочинения полезно ответить на следующие вопросы:
- Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?
- Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
- Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
- Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
- Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?
- Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
- Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?
- Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т.д.?
Оценивая заключение сочинения, следует иметь в виду такие вопросы:
- Есть ли в сочинении связь между вступлением и заключением?
- Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?
- Уместна ли в заключении цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения, если сочинение закончено цитатой?
2.2 Критерии оценки сочинения
Рассмотрим сочинение №2 на тему "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" (Ю.В. Друнина) и оценим его по школьным и по вузовским критериям.
Про войну немало песен спето,
Только вы не ставьте мне в вину,
Что опять, что я опять про это,
Про давно минувшую войну.
В.А. Лившиц
Почему в 21-м веке нельзя забывать о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны? Историю цивилизации необходимо знать всему человечеству для того, чтобы стало невозможным повторение страшных событий, унесших жизни миллионов людей. Великая Отечественная война была именно такой страшной, кровавой, жестокой. Принесла много горя в каждый дом, и мы должны быть благодарны тем людям, которые победили фашизм.
Память тех лет живет на страницах официальных документов, научной, публицистической и художественной литературы. Мы же знакомимся с подвигом народа, в основном, читая произведения разных писателей. Слыша слова "Великая Отечественная", я вспоминаю четверостишье Юлии Друниной, поэтессы, которая была знакома с войной не понаслышке:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшн,
Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина написала это стихотворение в 1943 году, в самый разгар сражений. Тысячи людей к тому времени погибли, защищая Родину, сотням тысяч еще предстояло погибнуть. Советсткие солдаты готовы были умереть, чтобы освободить свою землю от фашистских захватчиков. Повесть Казакевича "Звезда" рассказывает о подвиге разведчиков, которые ценой своей жизни добыли разведанные о скоплении германских войск. Они понимали насколько важны эти сведения перед наступлением, и несмотря на указание пленных не брать, чтобы не обнаруживать себя, они вынуждены были для уточнения перегруппировки противника взять не одного, а нескольких "языков". Какие они были молодые. И командир Травкин, и его товарищи по оружию. Как хотелось им жить, любить… Но чувство ответственности, воинского долга заставило их отодвинуть на второй план все свои мечты и желания. Они погибли, но задания выполнили. То же самое чувство долга заставило действовать и командира взвода девчат-зенитчиц. В их обязанности не входило разведывательная деятельность и уничтожение фашистского десанта, появившегося в тыловых лесах. Но Васков принимает решение выследить и уничтожить врага. С собой он берет пятерых девчат: Риту, Женю, Лизу, Соню и Галю. Нам сложно представить, как страшно было девчатам идти через болото, вызывать на себя огонь фашистов… Но они справились: фашистский десант был уничтожен ценой жизни пятерых девушек.
Каждый из погибших на этой войне достоин того, чтобы о нем помнили. Поэтому слова "Никто не забыт, и ничто не забыто", стало символом благодарной памяти потомков. Мы не знаем всех имен героев Великой Отечественной, мы помним лишь некоторые из них. Но вечный огонь горящий у могилы Неизвестного солдата, не должен погаснуть никогда. Я думаю разум человеческий, совесть человечества, память о миллионах должны остановить фашизм. (410 слов).
Критерий №1. "Соответствие теме".
Автор сочинения рассуждает на предложенную тему, однако несколько расширяет ее, вероятно, потому, что, обдумывая тему, не выделил в ней ключевые слова "не страшно" и "не знает" и не определил в теме, сформулированной в виде цитаты, главного вопроса, на который следует отвечать, раскрывая тему. Поэтому выпускник пишет о войне вообще и только в двух местах сочинения акцентирует мысль о том, что на войне страшно: во вступлении и в рассуждениях повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие…" (название этой книги обучающийся не указывает). Ко второму ключевому слову темы – "не знает" – обучающийся вообще не обращается, хотя следовало бы выделить в работе мысль о том, что те, кто был на войне, знают, как там страшно. Таким образом, в сочинении явные отступления от темы (ее неоправданное расширение), но его коммуникативный замысел прослеживается.
Оценка: зачет.
Критерий №2. "Аргументация. Привлечение литературного материала".
Автор сочинения для построения рассуждения на предложенную тему и доказательства своих мыслей привлекает литературный материал их двух произведений ХХ века о Великой Отечественной войне. Хотя уровень аргументации в работе не отличается глубиной осмысления проблем и наличием удачных примеров, литературные произведения не просто упоминаются, а все-таки становятся опорой для рассуждений. Однако в работе присутствуют отдельные фактические искажения содержания текстов, приведенных в качестве примеров:
- неточное цитирование: в цитате из стихотворения Ю.Друниной, ставшего основой для формулировки темы, вместо слова "только" обучающийся пишет "столько", не задумываясь, что эта замена значительно искажает смысл всего четверостишия; ср. "я только раз видала рукопашный…" (один раз) и "я столько раз видала рукопашный…" (много раз); кроме того, вместо "сотни раз – во сне" выпускник цитирует "тысячу во сне";
- искажение содержания текста при пересказе: "Нам сложно себе представить, как страшно было девчатам идти через болото…" (через болото шла только Лиза Бричкина, а не все девчата).
Оценка: зачет.
Критерий 3. "Композиция и логика рассуждения".
В сочинении можно выделить необходимые композиционные части (вступление, основную часть и заключение), но в работе обнаруживаются композиционные и логические погрешности: не все высказанные мысли аргументированы и подкреплены примерами; в рассуждениях о повестях "Звезда" и "А зори здесь тихие…" пересказ фрагментов сюжета не подкрепляется нужными доказательствами и выводами; не всегда выдержано соотношение между тезисом и доказательствами. Однако в сочинении нет грубых логических нарушений, которые мешают пониманию смысла сказанного, и присутствует определенная тезисно-доказательная часть.
Оценка: зачет.
Критерий №4. "Качество письменной речи".
Речевое оформление текста сочинения демонстрирует, что выпускник в определенной мере владеет письменной речью: выражает свои мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции. В сочинении допущено 3 речевые ошибки.
- повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или словоформ без оправданной необходимости (лексический повтор): "Повесть Казакевича "Звезда" рассказывает о подвиге разведчиков, которые ценой своей жизни добыли разведанные (правильно: "разведданные") о скоплении германских войск"; "С собой он берет пятерых девчат: Риту, Женю, Лизу, Соню и Галю. Нам сложно себе представить, как страшно идти девчатам через болото…";
- порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения: "Они понимали, насколько важны эти сведения перед наступлением, и несмотря на указание пленных не брать, чтобы не обнаруживать себя, они вынуждены были для уточнения перегруппировки противника взять не одного, а несколько "языков". Какие они были молодые. И командир Травкин, и его товарищи по оружию (неправильный порядок слов ведет к двусмысленности: непонятно, кто был молод: Травкин и его товарищи по оружию или взятые ими "языки").
Оценка: зачет.
Критерий №5. "Грамотность".
В работе допущено:
- орфографических ошибок – 2: "советстких" (лишняя буква "т"), "разведанные" (пропуск второй буквы "д");
- пунктуационных ошибок – 7: "… и мы должны быть благодарны тем людям, которые победили фашизм…" ( лишняя запятая перед словом "тем"); "Они понимали насколько важны эти сведения перед наступлением, и несмотря на указание пленных не брать, чтобы не обнаруживать себя, они вынуждены были для уточнения перегруппировки противника взять не одного, а нескольких "языков" (отсутствие запятой после слова "понимали", необходимой для отделения главного и придаточного предложений; отсутствие запятой перед словом "несмотря" для выделения уступительной конструкции "несмотря на указание пленных не брать, чтобы не обнаруживать себя"); "Какие они были молодые" (поставлена точка вместо восклицательного знака в восклицательном предложении); "Поэтому слова "никто не забыт, и ничто не забыто", стало символом благодарной памяти потомков" (поставлена лишняя запятая между подлежащим и сказуемым перед словом "стало"); "Но вечный огонь горящий у могилы Неизвестного солдата, не должен погаснуть никогда" (отсутствие запятой после слова "огонь", которая необходима для обособления причастного оборота); "Я думаю разум человеческий, совесть человечества, память о миллионах погибших должны остановить фашизм" (отсутствие запятой или двоеточия после слова "думаю" для разграничения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения);
-грамматических ошибок 4: "сотням тысячам еще предстояло погибнуть" ( нарушение управления); "Они погибли, но задания выполнили" (употребление формы множественного числа "задания" вместо формы единственного числа "задание"); "В их обязанности не входило разведывательная деятельность" (нарушение связи между подлежащим и сказуемым); "слова "Никто не забыт, и ничто не забыто", стало символом" (нарушение связи между подлежащим и сказуемым).
В работе допущено 13 ошибок на 410 слов (в сумме менее 5 ошибок на 100 слов).
Оценка: зачет.
Общая оценка: зачет (К1, К2, К3, К4, К5 – зачет).
РАЗДЕЛ 3. Примерный комплект тем сочинений
(предложено ФИРО в 2014/2015 учебном году)
3.1 Общие тематическаие направления
1. "Недаром помнит вся Россия…" (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова)
2. Вопросы, заданные человеку войной
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
4. Спор поколений: вместе и врозь
5. Чем люди живы?
3.2 "Недаром помнит вся Россия…"(200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова)
1. Как связаны между собой эгоизм и одиночество?
2. Личность и общество: возможна ли гармония?
3. Чем "история души человеческой" может быть интересна другому человеку?
4. "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно…"
5. Чем дорог М.Ю. Лермонтов моему поколению?
3.3 Вопросы, заданные человечеству войной
1. "Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою" (Н.М. Карамзин)
2. Уроки войны: знать и помнить
3. "Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих" (Р.Рождественский)
4. Есть ли место гуманизму на войне?
5. Как происходит духовное становление на войне?
3.4 Человек и природа в отечественной и мировой литературе
1. Что ценнее: красота природы или красота, сотворенная человеком?
2. Человек – хозяин природы или ее часть?
3. Природа: храм или мастерская?
4. Благодарная природа и неблагодарный человек
5. Мир людей глазами мобильного устройства
3.5 Спор поколений: вместе и врозь
1. "Любовь к родителям – основа всех добродетелей" (Цицерон)
2. "Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми" (Р.Роллан)
3. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодежью?
4. "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности" (А.С. Пушкин)
5. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
3.6 Чем люди живы?
1. Что значит жить по совести?
2. Какое значение для человека имеет чувство собственного достоинства?
3. Что важнее: любить или быть любимым?
4. Деньги правят миром или любовь?
5. Чем страшно равнодушие?
РАЗДЕЛ 4 Минимальный словарь литературных терминов
и понятий
Вольный стих – стих, состоящий из строк различной длины.
Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности (шинель Очумелова, ("Хамелеон" Чехова)), "бархатные глаза" княжны Мери ("Герой нашего времени" Лермонтова и т.д.).
Драматичность (драматизм) –умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой ("Анна Каренина" Л. Толстого, "Гроза" А. Островского).
Жанры (виды) художественной литературы: Роды худ. литературы (эпос, лирика и драма) подразделяются на жанры (виды):
1. эпос | а) малая форма (рассказ, новелла, очерк); б) средняя форма (повесть); в) большая форма (роман, роман-эпопея) |
2. лирика | а) лирика дружбы; интимная б) лирика любви лирика в) лирика гражданская; г) лирика философская; д) лирика пейзажная |
3. драма | а) комедия; б) трагедия; в) собственно драма, т.е. изображение сильных чувств |
Жанр пограничный. Классический пример такого жанра – пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад". Критики до сих пор спорят по поводу того, драма это или комедия. Чтобы подчеркнуть своеобразие подобных пьес, нередко употребляют термин "лирическая комедия".
Идеал – представление людей (человека) о совершенной жизни и совершенном герое.
Идея – центральная, эмоционально-обобщающая мысль автора, его отношение к изображаемым явлениям действительности. Идея сочинения – то, что вы хотите сказать об изображаемом, ваши комментарии, оценки и выводы.
Ирония – насмешка, осмеяние, одна из форм отрицания.
Композиция – построение художественного произведения, связь и расположение его частей.
Конфликт (столкновение) – изображение противостоящих друг другу идей, нравственных, философских, религиозных и др. принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций.
Концепция (сочинения) – совокупность основных доказательств, необходимых для наиболее полного и всестороннего раскрытия темы сочинения.
Лирический герой – носитель авторской речи, воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (в основном в стихотворной речи). Образ лирического героя прямолинейно отождествлять с личностью поэта.
Лиричность – (лиризм) – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи литературного героя, автора, рассказчика, персонажей ("Дворянское гнездо" Тургенева, "Вишневый сад" Чехова).
Образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме. В центре образа – изображение человеческой жизни, показанное в конкретной, индивидуализированной форме и одновременно несущее в себе обобщающее начало, через которое угадываются общие закономерности жизни, формирующие героев определенного типа.
Образ повествователя – индивидуальная (индивидуализированная) речь писателя или его героя, через которую воспринимаются люди и события, о которых идет речь в произведении.
Пафос – сильное, страстное чувство.
Пейзаж –картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора и литературного течения (направления), с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение (восприятие природы лирическим героем). В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц, т.е. приобретает психологическую значимость.
Портрет – до XIX века, и даже несколько позже, портрет служил только для описания кого-либо. Позже портрет используется уже как средство психологического анализа (портрет Печорина).
Проблема – осмысление автором противоречивых сторон, явлений, характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что художник выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения явлений и характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существенными.
Проблематика литературного произведения – совокупность проблем, поднятых автором художественного произведения.
Психологизм – способность искусства изображать внутренний мир человека.
Публицистика –литература, посвященная злободневным общественно-политическим вопросам.
Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении.
Роды художественной литературы. Все многообразие художественной литературы принято делить на три рода: эпос, лирику и драму.
Эпос – обычно повествование, где средства предметной изобразительности используются наиболее свободно и широко.
Лирика – обычно стихотворный род художественной литературы, где отсутствует развернутое, детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей, т.е. максимально воплощено субъективное начало.
Драма –род литературы, лишенный речи повествователя. В драме текст состоит из высказываний самих персонажей.
Этот род литературы предназначен исключительно для постановки на сцене.
Сарказм - злая ирония. Сарказм диктуется гневом, который вызван определенным негативным явлением.
Сатира – наиболее острая форма обличения действительности, горький и злой смех, "смех сквозь слезы". Если юмор – отрицание частного, то сатира – отрицание общего, основного.
Стиль писателя – идейно-художественное своеобразие творчества писателя, единство всей системы средств художественного отражения жизни в конкретном произведении.
Супераргумент – самый веский довод в защиту идеи сочинения, всегда представляет собой цитату из первоисточника.
Сюжет – действия и события в жизни персонажей, которые протекают в пространстве и времени. Отличие сюжета от композиции в том, что композиция – это то, как "строится" произведение, а сюжет – то, что описывается в нем. Композиция есть в каждом произведении, сюжет – нет (лирика).
В основе сюжета лежит конфликт.
Элементы сюжета:
1) экспозиция (предварение действия без самого действия);
2) завязка (начало конфликта);
3) развитие действия (усиление конфликта);
4) кульминация (высшая точка конфликта);
5) развязка (разрешение конфликта).
Тезис (главный) – стержневая, основная мысль сочинения.
Тема – круг явлений, отобранных писателем для изображения и представляющих собою основу непосредственного содержания данного произведения. Тема- то, что изображается в работе.
Тематика литературного произведения – совокупность тем, т.е. явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании сочинения.
Характер литературный – художественный образ, в котором раскрыто неповторимо индивидуальное отношение человека к миру.
32
Эпичность – наука о сущности искусства и закономерностях его развития, а также об отношении человека к прекрасному.
Юмор – шутка, добрый смех над безобидными, комическими противоречиями жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эта глава будет совсем короткой, в ней мы попробуем суммировать самое основное. Постарайтесь из всего выше перечисленного запомнить самое главное:
1. Помните, что в теме сочинения всегда заключен вопрос и ваш главный тезис.
2. Помните, что структурно сочинение всегда делится на три части: вступление, основная часть (система доказательств) и заключение. Вступление и заключение не должны превышать 1/3 вашей работы, 2/3 – часть основная.
3.Помните, что нельзя увлекаться высказываниями великих критиков. Сочинение – в первую очередь ваша работа.
4. "Не судите да не судимы будете!" Недопустимо высказывать категорические суждения, а тем более судить великих. "Тургенев недопонял роли и места Базарова?" Нет, это мы все недопоняли Тургенева! Он написал то, что написал, и уже одним этим занял свое достойное место в когорте великих художников самой искренней, глубокой и пронзительной литературы мира.
5. Помните, что излишняя патетика, лозунговость и штампы – смертельные враги вашей работы.
6. Помните, что без цитат нет и не может быть сочинения., но советуем избегайть развернутых цитат.
7. Помните, что если вы хоть немного сомневаетесь в правописании слова, в употреблении знака и т.д. – замените слово, переделайте конструкцию. Сочинение – это документ, где вы не имеете права на ошибку.
8. Помните, что в заключении должны быть подытожены доказательства, то есть дана авторская оценка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. Москва. "Просвещение" 1974
2. Журнал для учителей словесности №12 2015 г. Издательский дом "Первое сентября" с.52-63 (Раздел 2 полностью взят из данного журнала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...