"Наташа Ростова – нравственный идеал Толстого"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Быкова Наталья Владимировна

конспект урока литературы в11 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natasha_rostova.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Наташа Ростова – нравственный идеал Толстого

Цель: провести синтез и углубление  знаний об образе главной  героини романа, подготовить   учащихся к  сочинению

                                                   Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных

                                               стремлений для положения в материнское призвание.

                                                                                                                    Л.Н.Толстой

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (слайд 1)

        - Вновь и вновь листаем мы страницы романа «Война и мир», перечитываем понравившиеся сцены, которые надолго  остаются в нашей памяти и  которые вызвали к жизни немало поэтических строк.

     Среди  них такие:

Ходит тёмной аллеей

Болконский,

задумчивый,

бледный.

У Наташи Ростовой

распахнуто в полночь окно.

И  никто не тревожит

колокольчик на дереве

                                       бедных,

словно граф-правдолюб

из усадьбы уехал давно…

Вместе  с солнцем встаёт

этот пахарь – писатель России,

и, как солнце несёт нам

и свет,

и тепло,

и добро.

        Свет, тепло и добро несут с собой любимые герои Толстого романа «Война и мир», среди них и главная героиня Наташа Ростова. (слайд2  с портретом Наташи )

Учитель:(слайд 3) Тема нашего урока «Наташа Ростова – нравственный идеал Толстого». (слайд 4)Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему из всех женских образов именно Наташу Ростову Толстой считал нравственным идеалом женщины, матери, жены.

Слайд5Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных  стремлений для положения в материнское призвание». А талантливая писательница 60-х годов XIX века Цебрикова - Николаева в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав – автор романа  или критик? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока, когда более подробно познакомимся с образом Наташи Ростовой.

2. Беседа.

- С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы XIX  века?

- Каков идеал женщины у Пушкина, Островского, Гончарова, Достоевского,   Тургенева?

( Идеал Тургенева  - свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу. Это сильная натура, способная на самопожертвование. Она романтична. Это можно сказать и об Ольге Ильинской. )

- Похожа ли на них Наташа Ростова?

- Почему писатель больше всех героинь любит именно Наташу?( Слайд6) Ведь не все лестно отзываются о ней: кто- то её недолюбливает - Элен, Берг, который говорит: «У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…», а  другие восхищаются ею:

«Я не жил прежде. Теперь только я живу».     (Андрей)

«Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка.»        (Пьер)

«Сущность её жизни – любовь.»        (Л.Н. Толстой)

 

Учитель:  Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни.   Слайд7

- Когда впервые мы встречаемся с Наташей? (Впервые встречаемся с Наташей – тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости.)

Прочитайте описание её поведения, портрет.(слайд с иллюстрацией художника Шмаринова «Дети Ростовых»)

- Толстой подчёркивает, что его героиня некрасива. В чём, по-вашему, прелесть её обаяния?

- Согласны ли вы с трактовкой образа Наташи у Шмаринова? Удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель?

(Художник показал Наташу такой,  как и описывает её автор. В его Наташе – какая-то своя, не ведомая никому жизнь. Но свет этой внутренней жизни распространяется и на других: Соню, Бориса и других детей, нарисованных Шмариновым. Он сумел передать внутренний огонь, особую духовную переполненность.

Наташа – «порох», она переполнена жаждой жизни, за один день  своих именин она успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно?)

- Где происходит вторая встреча наша с Наташей?  

Зачитайте отрывок со слов «князь Андрей, невесёлый…» до слов «…невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей …) (т.2, ч.3, гл.2)                                                     

- Что поражает в ней Андрея?

(Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь.) 

Учитель: Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в жизни Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.  Слайд8

 Зачитать отрывок «Ночь в Отрадном» на фоне «Лунной сонаты»  Бетховена.

        

- Как изменился Андрей после ночи в Отрадном?

(Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому почувствовать,  ощутить жизнь.)

- Каким нравственным критерием оценивает Толстой  своих героев?                            (Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, А.П. Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…».) 

   

- Почему Толстой сравнивает Наташу и Элен? Слайд9

Учитель: - В каких  эпизодах наиболее ярко раскрывается сущность Наташи? (Пляски, приход ряженых,  гадания) (Слайд 10 «Пляска Наташи»)

-  Докажите, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская женщина.                                                                                                                                                                                                                                                                  ( Она прекрасно понимает людей, окружающих её, знает традиции и обычаи своего народа. Наташа добрая, простая, естественная. Она любит природу, музыку. К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им дает именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните ее пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поет народ». Эта девушка умела понять все, что было  во всяком русском человеке.)

Учитель:  Первый бал Наташи Ростовой – это самые яркие, волнующие строки романа. (слайд 11, 12) Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашённой князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом с тобой оказывается человек, который поймёт тебя. В жизни героини таким человеком стал Пьер.                           

  Видео из кинофильма Бондарчука «Война и мир». На его фоне ученица читает стихотворение

Мороз. Искрится снег скрипучий.
На козлах поджидает кучер.
В известном доме нынче бал.
Каких красавиц он знавал!

Они туда приглашены!
Продуманы все туалеты,
Причёсаны, надушены,
Напудрены, почти одеты,
В атласных белых башмачках,
С розанами в корсаже,
В глазах восторг, надежда, страх…
Последний штрих, последний взмах –
И вот подходят к экипажу.

Что ждёт её на этом бале?
В огромной освещённой зале,
Средь шума, блеска люстр, зеркал –
Ах, кто об этом не мечтал! –
Среди блестящих кавалеров,
Средь дам - искусных чаровниц!
(Тому немало есть примеров).
О, сколько здесь мелькает лиц!
И, юной прелести полна,
Она стоит совсем одна,
Одна среди людского моря,
Готова к счастью или к горю.

Андрей, любивший танцевать,
На бале не привык скучать.
«Бал – не для важных разговоров
И не для всяческих раздоров,
Такого рода болтовню
Для политических комиссий
Оставим завтрашнему дню.
Бал для других, приятных миссий»
Идёт с поклоном он к Наташе.
Конечно, были дамы краше:
И эти худенькие руки,
И грудь неразвита, мала.
«Я так давно тебя ждала!» -
  За эти несколько мгновений
Сказало всё её лицо,
И вальса сладостные звуки,
И обнажённых рук кольцо,
И эта грация движений,
Восторг, счастливая улыбка
Среди уже готовых слёз.
Как всё сейчас у ней всерьёз!
И даже все её ошибки –
Всё в этой девочке так мило!
Как много ей ещё дано.
И этой прелести вино
Андрею голову кружило.

                 ( Маргарита  Беседина)

- Как же дальше развиваются события?      Слайд 13                                                                  (Первый бал героини стал началом любви ее и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи: «Князь Андрей, как все люди, в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа…»)

- Что заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?                                                       (Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.)

- Зрелый человек, князь Андрей всё же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?                                                                            (Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе… Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не несовместимы. Потому – то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.) 

На фоне кадров клипа из кинофильма «Война и мир» учащиеся читают стихотворение Кочеткова «С любимыми на расставайтесь»  

             

 - Как больно, милая, как странно,                                                                                                                         Сродняясь в земле, сплетясь ветвями, -                                                                                            Как больно, милая, как странно,                                                                                              Раздваиваться под пилой.                                                                                                                      Не зарастёт на сердце рана,                                                                                                               Прольётся чистыми слезами,                                                                                                        Не зарастёт на сердце рана,                                                                                                    Прольётся пламенной смолой.

 – Пока жива, с тобой  я буду, -                                                                                                                Душа и кровь нераздвоимы, -                                                                                                                             Пока жива, с тобой  я буду, -                                                                                                     Любовь и смерть всегда вдвоём.                                                                                                                    Ты понесёшь с собой повсюду, -                                                                                                      Ты понесёшь с собой,  любимый, -                                                                                                                              Ты понесёшь с собой повсюду                                                                                                              Родную землю, милый дом

 – Но если мне укрыться нечем                                                                                                                      От жалости неисцелимой,                                                                                                                                                                                                                                                          Но если мне укрыться нечем                                                                                                                         От холода и темноты?  

 - За расставаньем будет встреча,                                                                                                      Не забывай меня, любимый,                                                                                                                    За расставаньем будет встреча,                                                                                                        Вернёмся оба – я и ты.

– Но если я безвестно кану –                                                                                                      Короткий свет луча земного, -                                                                                                                 Но если я безвестно кану,                                                                                                                  За звёздный пояс, в Млечный Путь?

– Я за тебя молиться стану,                                                                                                                              Чтоб не забыл пути земного,                                                                                                                        Я за тебя молиться стану,                                                                                                                                           Чтоб ты вернулся невредим…                                                                                                                      С  любимыми не расставайтесь!                                                                                                                                 С  любимыми не расставайтесь!                                                                                                                           С  любимыми не расставайтесь!                                                                                                      Всей кровью прорастайте в них, -                                                                                                                              И каждый раз навек прощайтесь,                                                                                                                          И каждый раз навек прощайтесь,                                                                                                                                И каждый раз навек прощайтесь,                                                                                                                   Когда уходите на миг!

Учитель: Не всегда бывает в жизни так, как бы нам хотелось. Счастье иногда проходит мимо. Так случилось  и в жизни Наташи и Андрея.

- Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?       Слайд14                                                                     (Полюбив, она желает счастье же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная ее потребность. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем – то наполнить. Наташа знакомится с Элен и  попадает под влияние  этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддается его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.)

- Что думает Наташа о себе  самой и как к ней относится сам Толстой?                          (Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже  не в силах. И героиня пишет записку княжне Марье, в которой пишет, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее ее чувство, она не сможет никогда. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.                                                                                  Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.)        

- Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли судить её?  

Учитель:    Отечественная война 1812 года проходит через судьбы  героев Толстого,  в том числе Наташи. Вспомните эпизод с подводами для раненых.    Слайд 15                                            - Какие черты характера проявляются в героине в этом эпизоде?                                            ( Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. А с каким лицом она вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым! Не легко решиться на это ее родителям. На подводах необходимо было вывезти хоть что – то из скромного приданного для дочерей. Но поступить иначе граф Ростов не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.)

Учитель: Смерть Андрея – это  тяжёлая утрата близкого, любимого человека. Чтобы проследить дальнейшую судьбу героини, обратимся к  эпизодам «У постели умирающего Андрея» и «После смерти князя Андрея» (иллюстрация Шмарина) слайд16    

( Создавались  они в годы Великой Отечественной войны и художник в горе Наташи Ростовой увидел и передал горе советских женщин: жён, матерей, любимых, теряющих на войне своих близких. Героиня воплощает в себе то, что всегда было присуще русской женщине – милосердие. )                           

- Что же возрождает Наташу к жизни?                                                              

  (Сначала Наташа, погруженная в себе, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. Гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям,, стремление быть вместе с ними.)              

 Учитель: «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», - пишет Толстой. 

- Расскажите, какой показана Наташа в эпилоге романа. К чему пришла героиня? Чего добилась в жизни?            Слайд17,          18                                                                                                          (Наташа Ростова много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанными. Да, женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации.                                                                                                                  Л.Н.Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А ее отношение к мужу? Не все понимала она в деятельности Пьера, но он для нее – самый лучший, самый честный  исправедливый.)  

 Учитель: - Кто же прав, Цебрикова – Николаева, упрекавшая Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или. Л.Толстой?

Учитель:  Наташа Ростова - эта героиня Л.Н. Толстого на всю жизнь остаётся  в памяти читателей романа. И мы можем не соглашаться с Толстым, который считал свою героиню идеалом, но с уверенностью можно сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира,  быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сыновей и дочерей Родины.

Подведение итогов: Работа с ОС К                     Слайд19

Пояснение учителя.                                                                                                                                                   В центре – сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берега – сразу; Анатоль Курагин на какое –то время вторгается в ее судьбу, но и он обречен… Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в ее жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле нее. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки – и не смог; брат Николай любуется ее русской натурой всю жизнь; она приятна княжне Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей ее, предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми…

        Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и ее родничку окрепнуть. По – настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь ее с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.         

Мотивировка оценок.

Домашнее задание: составить план сочинения по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Наташа Ростова - любимая героиня Л. Н. Толстого

Реферат по литературе, создан как зачетная работа поза курс  10 класса....

Реферат "Наташа Ростова - любимая героиня Л. Н. Толстого

Реферат по литературе, создан как зачетная работа поза курс  10 класса....

Материал на тему "Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого"

Представленная мультимедийная презентация по литературе раскроет образ Наташи Ростовой, поближе познакомит учеников с этой литературной героиней. Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее ...

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Одним из самых ярких женских образов в русской литературе является образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Одним из самых ярких женских образов в русской литературе является образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Женские образы в романе. Наташа Ростова, Марья Болконская. Авторский идеал семьи.

конспект по литературе на тему:"Женские образы в романе. Наташа Ростова, Марья Болконская. Авторский идеал семьи."...