Бессмертные создания величавой древности…
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Латыпова Светлана Равильевна

Данная викторина проводится в 5 или 6 классах  после изучения на уроках литературы мифов Древней Греции и рассчитана на достижение определённых предметных, личностных и метапредметных результатов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessmertnye_sozdaniya_velichavoy_drevnosti.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина для 6 класса на тему:

« Бессмертные создания величавой древности…»

Латыпова Светлана Равильевна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

        s.latupova2012@yandex.ru

Бугульма, 2017 г.

Цели:    - обобщить знания по теме, полученные  на уроках литературы и истории;

               - способствовать развитию мыслительной  деятельности, выразительной  речи, творческого мышления, памяти.

Задачи: -   научить выявлять элементы общечеловеческих ценностей;

               -  формировать навыки  работы со словарем;

               - способствовать воспитанию у учащихся умения проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу;

               - способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся, обеспечивающих их дальнейшую успешную деятельность.

Метапредметные результаты:

- участие в работе группы, предвидение последствий коллективных решений;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

- построение логической цепи рассуждений;

- формирование готовности к преодолению трудностей в общении, установки на поиск способов решения трудностей.

Межпредметные связи:

искусство (музыка и ИЗО), литература, УНТ, история.

Оборудование:

 1. Эпиграф.        

 2. Музыкальное сопровождение (записи  лютневой мелодии  и «Сиртаки»).

 3. Таблички с названиями команд.

 4. Тематический кроссворд.

 5. Списки крылатых выражений и словарики.

 6. Иллюстрации учащихся к мифам.

 7. Выставка книг по истории и культуре Древней Греции.

Форма проведения – викторина.

Место проведения – актовый зал школы.

План проведения викторины:

  1. Мобилизующий элемент.
  2. Знакомство команд.
  3. Конкурсы:

«Объясни слово».

Конкурс эрудитов (на знание литературоведческих понятий).

  1. Физминутка.

Конкурс на знание мифов о Геракле.

Конкурс на внимание.

Отгадай кроссворд.

  1. Минута релаксации.

Конкурс «Вопрос – ответ».

Почему мы так говорим?

Наш вернисаж.

  1. Подведение итогов.

Практическая реализация

                             

Каждый образованный европеец                                                   должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности.

                                                                                                  А.С. Пушкин

 

Ход мероприятия

  1. Мобилизующий элемент.

Ведущий  сообщает  тему литературной викторины, объясняет правила проведения игры, представляет жюри, раскрывает смысл эпиграфа.

  1. Знакомство команд (названия выбраны заранее). Примерные названия команд    «Спартанцы» и  «Герои». Ребята должны аргументировать выбор названия команды.

  1. Конкурсы
  1. «Объясни слово»

Вы знаете, что язык древних греков относится к «мёртвым». Сейчас  каждая команда получает небольшой словарик имеющих древнегреческое происхождение слов. Ваша задача – объяснить лексическое значение этих слов. Победит та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

«Спартанцы» получают слова:

стадион –

каникулы –

герой  -

«Герои» получают слова:

тетрадь –

школа –

космос –

Проверка.

  1. Конкурс эрудитов

(на знание  литературоведческих понятий)

Задача – дать определение  терминам, связанным с тематикой викторины.

«Спартанцы» получают термин «миф».

«Герои» получают термин «легенда».

  1. Физминутка.

  1. Конкурс на знание мифов о Геракле

Вопросы «Спартанцам»:

  1. Как  и почему ещё до рождения определилась судьба Геракла?
  2. За что Геракл должен был служить двенадцать лет Эврисфею?
  3. Как Гераклу за один день удалось очистить авгиевы конюшни?
  4. Почему Гераклу так долго не удавалось победить великана Антея?

Дополнительный вопрос:

С кем можно сравнить Геракла из русских былинных героев?

Вопросы «Героям»:

  1. Какой подвиг совершил Геракл, будучи ещё младенцем?
  2. Какое свойство имели яблоки Гесперид?
  3. Как  Геракл перехитрил титана Антея?
  4. Как погиб Геракл?

   Дополнительное задание:

Перечислите двенадцать подвигов Геракла.

  1. Конкурс на внимание

А сейчас представьте себя в лингвистической лаборатории, в которой учёные работают с текстами художественных произведений.

Вы знаете, что Персей  был известным героем древнегреческих мифов. Каждая команда получит текст мифа о Персее. Сначала вы с ним ознакомитесь, прочитаете, затем один человек от команды должен будет его пересказать всем присутствующим.

         А теперь, чтобы проверить  внимание соперников, команды должны задать друг другу три вопроса  по своему тексту и ответить на встречные вопросы.

  1. Отгадай кроссворд (кто быстрее и правильнее)

По вертикали:

2. Большой сосуд с узким горлом.  3. Сандалии на очень толстой подошве для увеличения роста актёра.    4. Поэт, сказитель, певец.

По горизонтали:

  1. Место обитания муз и Аполлона. 3.Музыкальный инструмент. 5. Одежда жителя Древней Греции.

1

2

3

4

5

Ответы по вертикали:

  1. Амфора.3. Котурны. 4.Аэд.

Ответы по горизонтали:

  1. Парнас. 3. Кифара. 5.Туника.

  1. Минута релаксации (музыкальное сопровождение – лютневая мелодия).

  1. Конкурс «Вопрос – ответ»

Проверка знания мифа о Персее.

Вопросы «Спартанцам»:

  1. Как родился Персей?
  2. Расскажите о Горгонах.
  3. Как проходил бой Персея и Горгон.
  4. Что случилось на свадебном пиру Андромеды и Персея?
  5. Как сбылось старое пророчество?

Вопросы «Героям»:

  1. Как и почему поступил царь Аргоса со своей дочерью Данаей?
  2. Как помогали  боги Персею в поединке с Медузой Горгоной?
  3. Почему Андромеду должны были отдать на растерзание морскому чудовищу?
  4. Кому Персей отдал голову ужасного чудовища?
  5. Как схитрил Персей в эпизоде со старухами?

  1. Почему мы так говорим?

Команды получают списки крылатых выражений.  Необходимо объяснить их значение.

Выражения для «Спартанцев»:

     1.Нить Ариадны.

     2. Прокрустово ложе.

     3. Кануть в Лету.

Выражения для «Героев»:

  1. Взгляд Медузы.
  2. Авгиевы конюшни.
  3. Ахиллесова пята.

Чтобы выявить победителя, возможен дополнительный вопрос:

        Рог изобилия.

8.Наш вернисаж

Нарисовать и защитить иллюстрацию к понравившемуся мифу.

  1.  Подведение итогов.

Анализ итогов литературной викторины

Данная викторина проводится в 5 или 6 классах  после изучения на уроках литературы мифов Древней Греции и рассчитана на достижение определённых предметных, личностных и метапредметных результатов обучения. Ход мероприятия выстроен таким образом, что ученики не устают от однообразия и сложности заданий, в течение урока проводятся физминутка и минута релаксации. Задания разработаны таким образом, что в конкурсах могут участвовать ученики, имеющие разный уровень знаний по обсуждаемому вопросу, обладающие различными творческими способностями.  Этим достигается вовлечение всего класса в процесс мероприятия.

Учитывая возрастные особенности шестиклассников, можно с уверенностью сказать, что эта викторина пройдёт в атмосфере здоровой соревновательности и увлечённости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть на карте России величавый Алтай.

75-летию Алтая посвящается.Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников....

Литературная игра. Прекрасное должно быть величаво.

Литературная игра, посвящённая творчеству А.С.Пушкина. Включает задания от самых простых (сказочная разминка) до более сложных ( какой след оставил Пушкин в жизни и творчестве других известных людей; ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Мы чтим Крылова подвиг величавый"

Внеклассное мероприятие было проведено в рамках литературной недели, посвящённой 245-летию И.А.Крылова. Оно прдставляет собой конкурсную программу. Соревнуются   две команды. Чтобы одержать побед...

Презентация "Одесса - как ты величава"

Одесса в годы Великой Отечественной войны....

внеклассное мероприятие "Есть на карте России величавый Алтай"

разработку можно использовать для проведения классного часа, как мероприятие на неделе краеведения....

Внеклассное мероприятие "Как я люблю Кавказ мой величавый!"

Материал знакомит учащихся с некоторыми обычаями, нравами, верованиями  народов Северного Кавказа....

Бессмертный полк история создания

История ДвиженияИстория Бессмертного полка началась в 2007 году. В канун Дня Победы удивительный сон приснился Геннадию Иванову, председателю Совета ветеранов батальона полиции по Тюменской области. О...