Бессмертные создания величавой древности…
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Данная викторина проводится в 5 или 6 классах после изучения на уроках литературы мифов Древней Греции и рассчитана на достижение определённых предметных, личностных и метапредметных результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessmertnye_sozdaniya_velichavoy_drevnosti.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина для 6 класса на тему:
« Бессмертные создания величавой древности…»
Латыпова Светлана Равильевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
Бугульма, 2017 г.
Цели: - обобщить знания по теме, полученные на уроках литературы и истории;
- способствовать развитию мыслительной деятельности, выразительной речи, творческого мышления, памяти.
Задачи: - научить выявлять элементы общечеловеческих ценностей;
- формировать навыки работы со словарем;
- способствовать воспитанию у учащихся умения проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу;
- способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся, обеспечивающих их дальнейшую успешную деятельность.
Метапредметные результаты:
- участие в работе группы, предвидение последствий коллективных решений;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
- построение логической цепи рассуждений;
- формирование готовности к преодолению трудностей в общении, установки на поиск способов решения трудностей.
Межпредметные связи:
искусство (музыка и ИЗО), литература, УНТ, история.
Оборудование:
1. Эпиграф.
2. Музыкальное сопровождение (записи лютневой мелодии и «Сиртаки»).
3. Таблички с названиями команд.
4. Тематический кроссворд.
5. Списки крылатых выражений и словарики.
6. Иллюстрации учащихся к мифам.
7. Выставка книг по истории и культуре Древней Греции.
Форма проведения – викторина.
Место проведения – актовый зал школы.
План проведения викторины:
- Мобилизующий элемент.
- Знакомство команд.
- Конкурсы:
«Объясни слово».
Конкурс эрудитов (на знание литературоведческих понятий).
- Физминутка.
Конкурс на знание мифов о Геракле.
Конкурс на внимание.
Отгадай кроссворд.
- Минута релаксации.
Конкурс «Вопрос – ответ».
Почему мы так говорим?
Наш вернисаж.
- Подведение итогов.
Практическая реализация
Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности. А.С. Пушкин |
Ход мероприятия
- Мобилизующий элемент.
Ведущий сообщает тему литературной викторины, объясняет правила проведения игры, представляет жюри, раскрывает смысл эпиграфа.
- Знакомство команд (названия выбраны заранее). Примерные названия команд «Спартанцы» и «Герои». Ребята должны аргументировать выбор названия команды.
- Конкурсы
- «Объясни слово»
Вы знаете, что язык древних греков относится к «мёртвым». Сейчас каждая команда получает небольшой словарик имеющих древнегреческое происхождение слов. Ваша задача – объяснить лексическое значение этих слов. Победит та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
«Спартанцы» получают слова:
стадион –
каникулы –
герой -
«Герои» получают слова:
тетрадь –
школа –
космос –
Проверка.
- Конкурс эрудитов
(на знание литературоведческих понятий)
Задача – дать определение терминам, связанным с тематикой викторины.
«Спартанцы» получают термин «миф».
«Герои» получают термин «легенда».
- Физминутка.
- Конкурс на знание мифов о Геракле
Вопросы «Спартанцам»:
- Как и почему ещё до рождения определилась судьба Геракла?
- За что Геракл должен был служить двенадцать лет Эврисфею?
- Как Гераклу за один день удалось очистить авгиевы конюшни?
- Почему Гераклу так долго не удавалось победить великана Антея?
Дополнительный вопрос:
С кем можно сравнить Геракла из русских былинных героев?
Вопросы «Героям»:
- Какой подвиг совершил Геракл, будучи ещё младенцем?
- Какое свойство имели яблоки Гесперид?
- Как Геракл перехитрил титана Антея?
- Как погиб Геракл?
Дополнительное задание:
Перечислите двенадцать подвигов Геракла.
- Конкурс на внимание
А сейчас представьте себя в лингвистической лаборатории, в которой учёные работают с текстами художественных произведений.
Вы знаете, что Персей был известным героем древнегреческих мифов. Каждая команда получит текст мифа о Персее. Сначала вы с ним ознакомитесь, прочитаете, затем один человек от команды должен будет его пересказать всем присутствующим.
А теперь, чтобы проверить внимание соперников, команды должны задать друг другу три вопроса по своему тексту и ответить на встречные вопросы.
- Отгадай кроссворд (кто быстрее и правильнее)
По вертикали:
2. Большой сосуд с узким горлом. 3. Сандалии на очень толстой подошве для увеличения роста актёра. 4. Поэт, сказитель, певец.
По горизонтали:
- Место обитания муз и Аполлона. 3.Музыкальный инструмент. 5. Одежда жителя Древней Греции.
1 | 2 | |||||||
3 | 4 | |||||||
5 | ||||||||
Ответы по вертикали:
- Амфора.3. Котурны. 4.Аэд.
Ответы по горизонтали:
- Парнас. 3. Кифара. 5.Туника.
- Минута релаксации (музыкальное сопровождение – лютневая мелодия).
- Конкурс «Вопрос – ответ»
Проверка знания мифа о Персее.
Вопросы «Спартанцам»:
- Как родился Персей?
- Расскажите о Горгонах.
- Как проходил бой Персея и Горгон.
- Что случилось на свадебном пиру Андромеды и Персея?
- Как сбылось старое пророчество?
Вопросы «Героям»:
- Как и почему поступил царь Аргоса со своей дочерью Данаей?
- Как помогали боги Персею в поединке с Медузой Горгоной?
- Почему Андромеду должны были отдать на растерзание морскому чудовищу?
- Кому Персей отдал голову ужасного чудовища?
- Как схитрил Персей в эпизоде со старухами?
- Почему мы так говорим?
Команды получают списки крылатых выражений. Необходимо объяснить их значение.
Выражения для «Спартанцев»:
1.Нить Ариадны.
2. Прокрустово ложе.
3. Кануть в Лету.
Выражения для «Героев»:
- Взгляд Медузы.
- Авгиевы конюшни.
- Ахиллесова пята.
Чтобы выявить победителя, возможен дополнительный вопрос:
Рог изобилия.
8.Наш вернисаж
Нарисовать и защитить иллюстрацию к понравившемуся мифу.
- Подведение итогов.
Анализ итогов литературной викторины
Данная викторина проводится в 5 или 6 классах после изучения на уроках литературы мифов Древней Греции и рассчитана на достижение определённых предметных, личностных и метапредметных результатов обучения. Ход мероприятия выстроен таким образом, что ученики не устают от однообразия и сложности заданий, в течение урока проводятся физминутка и минута релаксации. Задания разработаны таким образом, что в конкурсах могут участвовать ученики, имеющие разный уровень знаний по обсуждаемому вопросу, обладающие различными творческими способностями. Этим достигается вовлечение всего класса в процесс мероприятия.
Учитывая возрастные особенности шестиклассников, можно с уверенностью сказать, что эта викторина пройдёт в атмосфере здоровой соревновательности и увлечённости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Есть на карте России величавый Алтай.
75-летию Алтая посвящается.Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников....
Литературная игра. Прекрасное должно быть величаво.
Литературная игра, посвящённая творчеству А.С.Пушкина. Включает задания от самых простых (сказочная разминка) до более сложных ( какой след оставил Пушкин в жизни и творчестве других известных людей; ...
Внеклассное мероприятие по литературе "Мы чтим Крылова подвиг величавый"
Внеклассное мероприятие было проведено в рамках литературной недели, посвящённой 245-летию И.А.Крылова. Оно прдставляет собой конкурсную программу. Соревнуются две команды. Чтобы одержать побед...
Презентация "Одесса - как ты величава"
Одесса в годы Великой Отечественной войны....
внеклассное мероприятие "Есть на карте России величавый Алтай"
разработку можно использовать для проведения классного часа, как мероприятие на неделе краеведения....
Внеклассное мероприятие "Как я люблю Кавказ мой величавый!"
Материал знакомит учащихся с некоторыми обычаями, нравами, верованиями народов Северного Кавказа....
Бессмертный полк история создания
История ДвиженияИстория Бессмертного полка началась в 2007 году. В канун Дня Победы удивительный сон приснился Геннадию Иванову, председателю Совета ветеранов батальона полиции по Тюменской области. О...