Описание внешности человека.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении»
Цели урока:
Обучающие:
- Дать понятие о портрете в литературном произведении, его видах, использовании в разных стилях;
- развивать навыки монологической речи при описании внешности человека;
- развивать умение составлять собственный текст-описание;
- обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;
- обратить внимание на роль изобразительно-выразительных средств языка при описании внешности человека.
Развивающие:
- способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания;
- развивать коммуникативные свойства речи;
- развивать творческие способности;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать память и внимание учащихся.
Воспитательные:
- привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет;
- формировать культурологическую компетенцию в области литературы;
- воспитывать внимание к окружающим людям, чувство прекрасного.
Здоровьесберегающие:
- смена видов деятельности, физкультминутка.
Технологии:
- развивающего обучения;
- деятельностного подхода в обучении;
- личностно-ориентированного обучения.
Тип урока:
Урок развития речи.
Методы:
- деятельный (процесс познания идет от учеников);
- частично-поисковый;
- проблемный (создание проблемной ситуации, которая помогла детям в открытии новых знаний);
- практический.
Оборудование урока:
- доска;
- раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
- Приветствие учащихся.
- Работа с эпиграфом урока
… что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)
- Как вы думаете, о чем эти строки?
- Почему автор называет красоту «сосудом»?
- Когда вы встречаете человека, на что в первую очередь вы обращаете внимание?
- Всегда ли соответствует внешность характеру человека?
- «Сосуд, в котором пустота» – эта строчка говорит нам о том, что человек может быть прекрасным снаружи и «безобразным» внутри. И наоборот.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
- Фронтальная работа с классом
- Ребята, а что такое литературный портрет?
- Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?
- Назовите основные элементы описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы).
- Итак, описание внешности используется писателем, как одно из средств характеристики героя.
- Викторина «Угадай героя»
- Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?»
- «Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом». (Дюймовочка, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)
- «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира». (Снежная королева, Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
- «У него было худое лицо, острые коленки, черные волосы и ярко-зеленые глаза. Он носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не разваливающиеся. Единственное, что ему нравилось в собственной внешности – это тонкий шрам на лбу, напоминавший молнию». (Гарри Поттер, Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»)
- «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья». (Герасим, И.С. Тургенев «Муму»)
- «Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами». (Конёк-Горбунок, П. Ершов «Конёк-Горбунок»)
- «Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид». (Страшила, А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
- Беседа с классом
- Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и попробуйте их объяснить.
- С лица воды не пить;
- Молодец красив, а на душу крив;
- Глазами и кос, да на душу прям;
- Хорош, пригож, а дела – ни на грош;
- Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).
- Правильно, не даром существует пословица: «Глаза – зеркало души». Но не цвет и форма интересуют нас, а глубинная наполненность этих глаз, их выражение.
М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.
- Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
- Лексическая работа
- А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции (положительные или отрицательные) они у вас вызывают.
Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.
- Игра «Найди одноклассника»
- Давайте разделимся на три группы и представим, что в каждой команде пропал один из ее участников. Нам нужно его найти. Для того, чтобы найти «пропавшего», необходимо дать точное описание его внешности и одежды. Я хочу, чтобы вы самостоятельно выбрали того, кто «пропал», но сделать это надо тихо, чтобы никто не услышал, потому что по вашему описанию мы постараемся угадать этого человека. Также вам необходимо выбрать одного человека, который будет представлять всю группу, читая описание «пропавшего». Напоминаю, оно должно быть верным, чтобы мы смогли найти этого ученика. (Для работы выдаются листы формата А4).
- Рефлексия
- Выберете из предложенных вариантов два начала предложения и продолжите их.
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Мне захотелось…
- Оцените свою работу на уроке. Для этого воспользуйтесь карточками, которые лежат у вас на партах.
«!» - ученик хорошо справился со всеми заданиями.
«?» - ученик справился не со всеми заданиями.
- Домашнее задание
Для учеников, которые подняли «!»: написать рассказ, включающий в себя описание внешности человека.
Для учеников, которые подняли «?»: найти в изученных литературных произведениях описание внешности персонажа (5 произведений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание внешности человека
Уроки 24-25...
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
«Описание внешности человека» (открытый урок в 5 «А» классе по английскому языку)
1.Организационный момент.Good morning(3) to youGood morning dear teacherI am glad to see you/ Let\'s sing song “Hello” ex.8 p.122.Фонетическая зарядка.Let\'s play.The game is “Magic steps”.Yo...
урок развития речи. Описание внешности человека
Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...
Описание внешности человека
План описания внешности человека...
Урок развития речи в 7 классе на тему "Описание внешности человека"
Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»....
Описание внешности человека на английском языке
Описание внешности человека на английском языке...