Исследовательская работа «Экология и произведения литературы».
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Хиль Таисия Ивановна

Мы же решили взять объектом исследования экологическую тему, потому что это  больной вопрос нашего времени и решение экологических проблем стоит  для современного общества практически на первый план. Экология, как наука, которая изучает взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_k_skazkam.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

                          Исследовательская работа

             «Экология и произведения литературы».

1.Актуальность  темы. 

      Мы же решили взять объектом исследования экологическую тему, потому что это  больной вопрос нашего времени и решение экологических проблем стоит  для современного общества практически на первый план. Экология, как наука, которая изучает взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. В ее развитие внесли неоценимый вклад учёные различных эпох, отраслей науки, а также представители живописи и  литературы. Экологическая тема является  объектом изучения многих исследователей народных сказок. Ведь именно в них  отражена народная мудрость. Творчество народа отражает эволюцию как знания народом некоторых секретов окружающего мира, так и огромный нравственный потенциал, наряду с глубокими знаниями о природе. Поэтому для нашего поколения очень важно обращение к народным экологическим истокам. Только  высоконравственное отношение к природе может спасти планету от надвигающейся экологической катастрофы. Для этого в обществе должно быть соответствующее воспитание.  Мы считаем, что данная задача очень трудно  выполнимая, требует многопланового комплексного  подхода и решили начать с нуля, со сказок.

Цель данной работы

состоит в том, чтобы на примере произведений устного народного творчества, литературных сказок показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения  за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни.

 Задачи:

 1. Изучив некоторые народные и литературные сказки выявить и проанализировать  имеющиеся в них экологические аспекты;

  2. С точки зрения современной экологии интерпретировать народные знания;

 3. Рассмотреть  нравственную позицию народа в отношении природы;

 4.Довести до обучающихся результаты наших исследований.

1.Что такое экология.

Экология человека - это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой.

Существует экология биологическая, прикладная и  социальная.

В свою очередь биологическая экология рассматривает особенности строения и жизнедеятельности организма людей, проживающих в разных экологических условиях

Прикладная экология находится во взаимодействии с социальной и

биологической, изучает охрану окружающей человека среды.

В то же время существует целый ряд социальных экологических факторов  - условий среды, воздействующих на организмы: химические, биологические и физические.

2.Экологические  проблемы в литературе.

                               Народные сказки.

Как уже было сказано, мы решили исследовать, как же экологические проблемы отразились в литературных произведениях – сказках.

Русские народные сказки.

«Теремок»

  1. Домик - теремок можно рассматривать как экологическую систему, в которой все представители взаимосвязаны и при нарушении этой связи происходят экологические катаклизмы – разрушение всей системы – теремка.
  2. Можно рассмотреть и другой экологический аспект: человек – «медведь», который грубо вмешался в природу и разушил экологическое равновесие.

«Лиса и Журавль»

С точки зрения экологии в этом произведении выявляется разница в строении ротовых аппаратов у разных видов животных. Это связано с их способом питания.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1. Как нам кажется, в этой сказке звучит предупреждение человечеству: «Будете загрязнять воду – козлятами станете!».Грязная вода несет беду человеческому здоровью.

 2. Вторая наша гипотеза : «Животные – переносчики инфекционных заболеваний, в том числе и смертельно опасных, и вода может быть одним из путей передачи инфекции.»

Казахская народная сказка «Мудрая сова»

Дерево – единый, целостный живой организм в  природе. Если одна из его ветвей засохла, значит, произошло серьезное нарушение в жизнедеятельности организма растения. Это может привести к его гибели. Человек должен бережно относиться  к зеленым насаждениям.

Украинская народная сказка «Четыре друга»

Животные разных видов приспособились к неблагоприятным условиям окружающей среды и дружно их преодолевают. В этой сказке мы увидели способы адаптации к изменяющимся условиям среды. 

Татарская народная сказка «Луна и Солнце»
Солнце и Луна, как космические тела, оказывают огромное влияние на атмосферные явления и существование живых организмов на Земле. 

Чувашская народная сказка  «Про зубастую Щуку»

Кто не видел, как рыбаки насаживают на крючок червячка, чтобы поймать рыбку.

А почему она хватает наживку, вы не задумывались? Прочитайте эту сказку и вы увидите, что при нарушении звеньев питания нарушается и экологическое равновесие, которое может привести к вымиранию целых популяций.

                                    Литературные сказки.

Л.Толстой «Дуб и орешник»

«Так я заглушу твой дубок, и не проживет он и трех дней»

С точки зрения эколога, в этой сказке Л.Н. Толстой показал межвидовую борьба за жизнь под солнцем.

К. Ушинский «Орел»

«…Летит высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая». Автор дает нам описание строения орла.

В. Бианки «Зинька» и «Лесная газета»

1. Чистая экологическая среда способствует развитию животных и птиц.

 2. В «Лесной газете» Бианки дает, с точки зрения эколога» описание жилищ некоторых животных и птиц, приспособленность живых

существ к особенностям климата, ландшафта.

  1. Вывод.

Итак, познакомившись со многими сказками, мы пришли к выводу, что экологическая тема давно волнует жителей планеты Земля. Пусть не будет миражом наше отношение к экологической среде, в которой мы живем, в которой будут жить наш дети!

Приложение.

«Вода – это жизнь»

В некотором царстве, некотором густо заросшем лесом государстве жил да был Зайчишка. Не могу сказать, что трусишка, но и не храбрец. Однажды пошел он гулять по лесу и встретил Лесовика – Бурундука. День был очень пасмурный, шел дождь, но Зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Только смотрит, а навстречу ему, перепрыгивая с дерева на дерево, с веточки на веточку бежит мокрый Бурундук. Хвост опустил, уши повесил.

- «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

- «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

- «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

- «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

- «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

- «Да ну заяц, я тебе не верю».

- «А давай проверим»?

- « И как же это мы будем проверять»?

- «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».

- «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!

- « Ежик и ты мне подари цветы».

- «Да запросто на держи».

- «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

- «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

- «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

- «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

- «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?

- «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

- «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

- «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Экологическая сказка «Как прекрасен этот мир.»

Маленькая капелька жила высоко-высоко над землей в большой синей туче. Капелька  была совсем крохотная ,но все ей было интересно. Ветер-путешественник нес  постоянно куда-нибудь  большую синюю тучу.  И проплывала она над лесами и полями, реками и озерами, городами и селами. Капелька сидела на туче, смотрела вниз, любовалась бескрайними просторами Земли. Она видела,  как порхают  с дерева на дерево птички, как ребятишки радуются теплым летним дождям , как весело играют озорные рыбки - мальки в реке. «Вот бы поиграть с ними»,- думала капелька.. День шел за днем. Капелька росла, становилась все больше и тяжелее. И вот однажды капелька уже не могла больше удержаться в туче, оторвалась и полетела вниз. Сначала она испугалась, но потом увидела вокруг много таких же капелек как она. Они тоже падали вниз. Капелька успокоилась. Ей стало даже интересно, что же будет дальше. Но не успела она еще ничего придумать, как упала на блестящий листок, а с него скатилась в лесной ручеек. Ручеек быстро перекатывался по камушкам. От такой быстроты у капельки закружилась голова. А когда она пришла в себя, то увидела, что попала в большую реку. Вокруг нее резвились маленькие рыбки, приглашая ее поиграть с ними. Капелька зажмурилась от удовольствия. Наконец-то ее мечта сбылась. Впереди ее ждали новые приключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы

статья, рассказывющая о опыте создания в школе научно-исследовательских сообществ и их роли в образовательном процессе...

Исследовательская работа на тему "Художественная литература на уроках немецкого языка"

Данная  работа исследует место художественных произвелений ,представленных в учебникахнемецкого языка Бим в 5-11 классах.Сегодня проблема чтения является одной из самых актуальных, потому что сов...

Исследовательская работа «Экология и произведения литературы».

Мы же решили взять объектом исследования экологическую тему, потому что это  больной вопрос нашего времени и решение экологических проблем стоит  для современного общества практически на пер...

Исследовательская работа "Экология и войны"

Схематическое представлениеэтапов исследовательской работы  к урокам географии и истории по теме: «Экология и войны»....

Исследовательская работа "Экология и здоровье населения"

Работа на конкурс исследовательских и проектных работ "Энергия будущих поколений - 2016"Тема: "Экология и здоровье населения на территориях расположения предприятий атомной отрасли"...

Исследовательская работа "Экология и физика: взаимосвязь и влияние"

Общеобразовательные программы в нашей стране включают в себя экологическое образование в качестве междисциплинарного предмета. Самостоятельный курс по данному направлению не ведется. Тесную связь межд...