Упражнения по развитию диалогической речи
методическая разработка по литературе (10, 11 класс) по теме
Материал содержит упражнения, которые можно использовать как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Упражнения направлены на развитие монологической и диалогической речи, развитие творческих способностей обучающихся, навыков свободного владения речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_razvitiyu_dialogicheskoy_rechi.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие диалогической и монологической речи
Упражнение 1. ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
В одном хорошем детективе советских времен идет речь о поисках одного из свидетелей преступления, который является руководителем драматического кружка в школе. Один из руководителей расследования говорит о том, что найти его будет непросто, так как в каждой школе есть драматический кружок. К большому сожалению, далеко не каждая сегодняшняя школа может похвастаться тем, что она создает условия для того, чтобы дети могли развивать свои способности и умения с помощью драматизации. А ведь именно она помогает ребенку преодолеть комплексы, справиться со своими проблемами, в том числе и коммуникативными, развивает речь, память, внимание, способствует становлению характера, умению побороть себя и свои пороки.
Драматизация может быть не только после уроков, но и на уроке. Причем, как на биологии и географии, так и на литературе и истории. При изучении довольно сложных, но достаточно интересных учебных тем предложите своим ученикам облечь эту учебную тему в пьесу и вы увидите заинтересованность детей, стремление вникнуть в ее содержание, чтобы произведение получилось захватывающим и впечатляющим.
Упражнение 1. Драматическая студия
Цели упражнения
- Развивать память, внимание, воображение учащихся, эмоции и чувства.
- Тренировать монологическую и диалогическую речь учащихся, пользуясь элементами риторики.
- Способствовать проявлению уверенности, творческих способностей, умению радоваться успехам своим и своих товарищей.
Процедура выполнения упражнения
Это упражнение можно предложить учащимся перед началом изучения темы. В качестве творческого задания они получают возможность написать небольшую пьесу, основным сюжетом которой станет изучаемый материал. Для выполнения задания ребята могут объединяться в группы или выполнять работу в одиночку. Одним из условий принятия пьесы «худсоветом» является максимальное количество реплик для того, чтобы, по возможности, как можно больше учащихся класса могло принять участие в спектакле.
Затем все пьесы прочитываются перед классом, открытым голосованием принимается та пьеса, которую необходимо поставить на сцене.
Роли учатся наизусть, критически обсуждаются, оттачиваются, репетиции полностью или частично снимаются на видео, чтобы актеры могли видеть и слышать себя.
Премьера пьесы проходит открыто в малом или большом кругу учеников, родителей, учителей и всех заинтересованных лиц.
Пьесу можно показывать перед другими классами. Это способствует не только тренировке речевых умений участников, но и вызывает заинтересованность других учащихся в творческой деятельности подобного рода.
Материалы для выполнения упражнения
- выбор пьесы;
- распечатки текстов ролей;
- приглашения на спектакль.
Упражнение 2. ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Цели упражнения
- Способствовать закреплению учебного материала по определенной теме.
- Тренировать творческие, исследовательские умения учащихся.
- Способствовать свободному говорению учащихся, развитию аналитических умений.
Процедура выполнения упражнения
Учитель предлагает учащимся изучить дополнительный материал по той или иной учебной теме и подготовить по ней небольшое сообщение. Это задание можно выполнять индивидуально или поработать в группах. После совместной работы в группе ученики получают возможность представить ее в группе «экспертов». «Эксперты» - это ребята, которые хорошо владеют информацией по каждой теме, предложенной учителем для изучения. Они обсуждают данную информацию и дают рекомендации группе по подготовке совместной презентации по какой-то одной теме.
Каждая группа представляет свой материал. Все члены группы должны выступить.
При этом они должны использовать наглядный материал (картинки, наброски и т. д.). Слушатели получают возможность задать вопросы или подискутировать. К концу этого упражнения каждый ученик должен сделать свое сообщение на заданную тему и прослушать все остальные.
Из каждой первоначальной группы можно выбрать по одному представителю, чтобы они сделали сообщение перед классом.
Материалы для выполнения упражнения
- материалы и темы для сообщений.
Упражнение 3. ЭКСПРОМТ
Цели упражнения
- Развивать речевую гибкость учащихся, творческие способности, способности к импровизации.
- Стимулировать проявление воображения и фантазии учащихся при составлении рассказов, а также способности к умозаключениям.
- Способствовать проявлению умения слушать своих товарищей, не проявляя при этом иронии и сарказма.
Это упражнение можно использовать как в работе на младшем этапе обучения учащихся, так и на среднем этапе. Оно может быть использовано на этапе закрепления учебного материала или при подведении итогов изучения определенной темы.
На основе ключевых слов ученики должны подготовить рассказ-экспромт на 2 минуты. Это упражнение направлено на укрепление речевой гибкости и способности к импровизации.
Учитель подготавливает ключевые слова на определенную тему, например:
«Л.Н.Толстой как автор «Войны и мира»;
«Мой любимый поэт»;
«Операция «Багратион»;
«Русская драматургия 19 века»;
«Любимые стихи и сказки» и т. д.
Импровизация и фантазия допускаются в любом случае, чтобы рассказ был увлекательным и живым.
Если у учеников возникают проблемы с экспромтом, можно дать некоторое время на обдумывание, не более 3-4 минут.
Ученики вытягивают карточку с ключевыми словами. Затем один ученик выходит вперед и представляет свой рассказ. После выступления ему аплодируют, затем выходит следующий ученик со своим рассказом.
После четырех выступлений происходит оценивание как со стороны выступавших, так и со стороны зрителей. Затем выступают следующие четыре ученика и т. д.
Учитель выбирает ключевые слова по количеству учеников в классе, каждое слово записывается отдельно на карточке, чтобы ученики могли вытянуть жребий.
Материалы для выполнения упражнения
- карточки с ключевыми словами.
Упражнение 4. ТОК-ШОУ
Цели упражнения
- Способствовать развитию интереса к активному участию в открытой беседе на определенную тему.
- Воспитывать коммуникативную культуру, потребность в общении.
Процедура выполнения упражнения
По аналогии с настоящими телевизионными ток-шоу ученики должны вести открытую оживленную беседу на определенную тему.
С этой целью класс делится на группы. Каждая группа получает тему, обсуждение которой можно интересно и плодотворно подготовить. К примеру, можно взять такие темы:
- «Домашние животные вашего дома»;
- «Карманные деньги»;
- «Выбор профессии»;
- «Как я провел каникулы»;
- «Школа и учитель»;
- «Мой город»;
- «Очевидное — невероятное».
Ученики готовятся к беседе и распределяют роли. К примеру, в теме «Школа» распределяются следующие роли: директор, секретарь, завхоз, уборщица, ученик, шефы и т. д.
Затем начинается первое ток-шоу, которое длится 15 минут. Участники (у каждого табличка с именем) рассаживаются за столами, поставленными в форме «подковы».
Все остальные ученики являются зрителями. Учитель ведет ток-шоу так, как это делают на телевидении.
Учитель приветствует зрителей и гостей, затем участники представляют себя согласно своим ролям и сообщают о своем опыте, переживаниях и т. д., по возможности остроумно и весело, но в то же время информативно и по существу.
Они задают друг другу вопросы и беседуют друг с другом. После окончания ток-шоу происходит оценивание. Затем участвует вторая группа и т. д.
Материалы для выполнения упражнения
- темы для обсуждения;
- таблички с номером участника и ролью.
Упражнение 5. ШКОЛА ПОДГОТОВКИ ВЕДУЩИХ ПРОГРАММ
Цели упражнения
- Способствовать проявлению инициативы учащихся, желания активно участвовать в жизни класса и школы.
- Развивать коммуникативную культуру учащихся, стремление проявлять лидерские и творческие способности.
Процедура выполнения упражнения
Очень часто учителя-предметники и классные руководители сетуют на то, что в классах очень мало активных ребят, которые готовы повести класс за собой, готовы активно отстаивать свою жизненную позицию. Однако, они забывают одну простую вещь. Активность ребенок или подросток проявит тогда, когда ему создадут условия для их проявления и когда он будет убежден в том, что за свою инициативу он не будет наказан взрослыми, имеющими на это право лишь только потому, что они - взрослые.
Задача данного упражнения - поддержать интерес и инициативу ребят в их желании быть ведущим.
Учителю необходимо предварительно познакомить учеников с задачами и полномочиями ведущего беседы, освежив при этом правила общения в группе.
Затем ученикам предлагаются на выбор несколько тем для обсуждения, которые они должны заранее подготовить для того, чтобы выступить в роли ведущих и показать, что они могут справиться с этой ролью.
Упражнение начинается с объяснения учителем важнейших правил ведущего дискуссии.
Эти правила сформулированы в специальном своде правил, копию которых получает каждый ученик. Затем учитель путем голосования учащихся определяет тему дискуссии, которую должен вести первый ведущий из числа учащихся.
Для того чтобы снять неуверенность и неловкость ведущих-добровольцев, учитель в самом начале сам выполняет роль ведущего, чтобы дать ученикам образец поведения.
Один из учеников берет роль ведущего на себя и продолжает вести дискуссию до определенного таймером времени.
В качестве ассистента ему в помощь можно дать одного ученика-наблюдателя.
Через определенное время беседа прерывается, оценивается и следующий желающий получает шанс побыть в роли ведущего.
Это упражнение должно проводиться несколько раз, чтобы каждый ученик, у которого есть желание поучаствовать в дискуссии, получил шанс попробовать себя в роли ведущего. В конце ребята путем аплодисментов определяют, кто из ребят лучше проявил себя в игре.
Материалы для выполнения упражнения
- подготовка тем для дискуссии;
- копии свода правил для ведущего на каждого ученика;
- песочные часы.
Полезные советы начинающему ведущему от мэтров
Если ты хочешь быть успешным в ведении дискуссий, передач и других мероприятий, запомни эти нехитрые правила. Ты должен:
1. Объявить тему предстоящей дискуссии.
2. Позаботиться, если это необходимо, о распределении функций между участниками дискуссии.
3. Давать слово желающим высказаться.
4. Позаботиться о том, чтобы ученик, поднявший обе руки, выступил вне очереди.
5. Напоминать о нарушении важных речевых правил (с помощью плаката).
6. Побуждать «молчунов» к ответу. |
7. Уметь подводить итог сказанному каждым участником и постоянно напоминать о теме беседы.
8. Следить за временем, чтобы вовремя закончить беседу. При необходимости поторапливать.
9. В конце беседы сделать заключение и сообщить о дальнейших планах.
10. Если результат беседы требует презентации, назначить представителей от каждой группы.
Упражнение 6. АКВАРИУМ
Цели упражнения
- Стимулировать творческие способности учащихся с элементами театрализации.
- Развивать наблюдательность, способность вести импровизированную беседу.
- Способствовать стремлению учащихся активно участвовать в общении со сверстниками, проявлять инициативу в общении.
Процедура выполнения упражнения
Ученики должны понаблюдать за ходом инсценированной беседы и за поведением ее участников, оценивая конкретно каждого участника. Для участия в театрализованной дискуссии выбирается 5 добровольцев, которые садятся в центре класса.
Все остальные ученики образуют вокруг сидящих в центре ребят и исполняют роль наблюдателей.
Для театрализованной дискуссии выбирается проблематичная тема, более или менее знакомая участникам дискуссии. Она определяется также возрастом учащихся.
Темы дискуссии могут быть такими:
- Права и обязанности подростков: «за» и «против».
- Имеют ли право родители на наказание собственных детей?
- Следует ли разрешать ранние браки?
- Нужно ли служить в армии, чтобы называть себя патриотом своей родины?
- Что читают современные подростки?
- Кто виноват в низких учебных достижениях ученика - школа, семья, он сам?!
- Почему на дорогах так много пробок и т. д.?
Группа добровольцев обсуждает заданную тему, а остальные ученики наблюдают за ходом беседы при помощи оценочного листа.
После окончания дискуссия оценивается сначала наблюдателями, а потом участниками. Наблюдателей можно разделить на группы, чтобы каждая группа оценивала поведение в дискуссии одного участника.
Материалы для выполнения упражнения
- копии оценочного листа;
- подбор тем для дискуссии.
Оценочный лист
Уважаемый наблюдатель!
1. Попробуй объективно оценить участие в дискуссии одного из добровольцев.
2. Для того, чтобы тебе было легче выполнять это упражнение, обрати внимание на следующие критерии, которые тебе помогут быть объективным и справедливым (см. Таблицу 0).
3. Оценивай своих товарищей, используя следующую шкалу: + 3; + 2; + 1; 0 - точка отсчета-3;-2; -1.
4. Оцени поведение наблюдаемого тобой ученика по таблице («+» - положительно; «-» - отрицательно).
5. В конце попробуй выставить оценку и обосновать ее.
6. Затем можешь обсудить свои впечатления с другими учениками, которые наблюдали за тем же участником.
Активен | 0 | Неактивен | ||||||
Придерживается темы | Отклоняется от темы | |||||||
Обращается к другим участникам | Заботится только о себе | |||||||
Говорит четко | Говорит нечетко | |||||||
Дружелюбен | Агрессивен | |||||||
Ведет беседу | Не проявляет инициативу | |||||||
Внимательно слушает | Не слушает | |||||||
Исходит из предыдущего выступления | Ни с кем не церемонится | |||||||
Смотрит на участников | Смотрит на учителя | |||||||
Привносит собственные идеи | Бессмысленно повторяет | |||||||
Воодушевляет других | Отпугивает других | |||||||
Способствует продвижению беседы | Тормозит беседу | |||||||
Говорит полными предложениями | Говорит обрывками фраз | |||||||
Говорит убедительно | Несет чушь | |||||||
Готов пойти на компромисс | Несговорчив | |||||||
Говорит умеренно | Говорит слишком много | |||||||
Втягивает других в беседу | Думает только о себе | |||||||
Говорит понятно | Говорит пространно | |||||||
Говорит коротко и ясно | Говорит без умолку | |||||||
Говорит оживленно | Говорит скучно | |||||||
Дает другим высказаться | Прерывает других |
Упражнение 7. ГРУППОВАЯ МОЗАИКА
Цели упражнения
- Стимулировать желание учащихся расширить свои знания по изучаемому предмету.
- Развивать интерес учащихся к творческой работе по изучаемому предмету, исследовательские способности.
- Формировать умение работать в группе, способствовать преодолению неуверенности в своих учебных умениях и силах, культуру коммуникативного общения.
- Создавать условия для комфортного пребывания каждого ученика в любой творческой группе.
Процедура выполнения упражнения
Перед классом стоит задача создать «мозаичное полотно» по одной теме из разрозненных учебных материалов.
Класс делится на группы по 4—5 человек. Каждая группа получает набор различных материалов:
- тематические тексты;
- вопросы общего и специального характера;
- иллюстрации;
- документы и статьи;
- высказывания и цитаты по теме;
- диаграммы, графики.
Обилие материалов различной направленности дает возможность каждому ученику получить свое «специальное задание». Само задание написано на специальном листке для каждого ученика группы. Каждый ученик просматривает свое задание. Затем все учащиеся имеют возможность еще раз объединиться в группы, но уже с учащимися с одинаковым заданием. Такие группы называются группами «специалистов».
Специалисты в течение определенного времени обсуждают свое задание в кругу единомышленников. Закончив обсуждение, все ребята опять возвращаются в свои группы.
После того, как все члены группы в сборе, каждый из них рассказывает о своем задании, отвечает на вопросы, если они возникают, и сам задает уточняющие вопросы.
Затем одна из групп или несколько (по желанию) выступают перед всем классом и демонстрируют свое мозаичное полотно, которое стало единым целым в результате активной работы всех участников группы.
Упражнение заканчивается оцениванием.
Материалы для выполнения упражнения
- задания для каждого участника групп;
- подбор различных материалов для выполнения общего задания.
Упражнение 8. ИНТЕРВЬЮ В ПАРАХ
Цели упражнения
- Способствовать развитию умения задавать вопросы, внимательно слушать, подводить итог услышанному от сверстника, сообщать информацию о человеке, не искажая ее.
- Развивать у ребят умение работать в парах, способствовать развитию умения налаживать контакт, вести диалог, слушать внимательно другого человека, поддерживать его и одобрять.
- Стимулировать речевые умения учащихся, наблюдательность.
Процедура выполнения упражнения
Это упражнение в большей степени уместно в воспитательных целях с учащимися, однако его можно использовать и в урочной работе. Дело в том, что это не простое интервью. Его можно назвать еще заданным интервью, когда заранее готовятся вопросы, на которые необходимо обязательно получить ответ.
Такое интервью в воспитательной работе уместно в том случае, когда набран новый класс, и классному руководителю необходимо получить определенную информацию об учащихся, для того, чтобы выбрать линию воспитания детского коллектива. Помимо этой ситуации, существует еще ситуация, когда ребята приезжают на сбор, в летний лагерь, записываются в кружок или посещают занятия клуба.
Интервью можно применять тогда, когда речь идет об обмене личностными сведениями, опытом, взглядами или специальными знаниями.
В самом начале идет пробное интервью. Ребята одной группы интервьюируют своих партнеров из другой группы, а затем меняются ролями. Можно предложить учащимся сделать интервью с учителем. Это придаст им уверенность в своих силах.
Однако, больший эффект имеет выполнение задания в парах. Вопросы для интервью ребята получают перед началом упражнения, но прочитать их они имеют возможность заранее, так как учитель дает возможность с ними ознакомиться. Интервью проводится открыто, то есть каждый ученик знает, на какую тему ему будут задавать вопросы и на какую тему он будет задавать вопросы.
Вопросы для интервью могут быть такими:
«Узнай, как твой собеседник представляет себе хороший урок...»;
«Узнай, какие планы у твоего собеседника на будущее...»;
«Есть ли в том районе, где живет твой собеседник, что-нибудь необычное...»;
«Узнай, как обычно проводит выходные твой собеседник ...»;
Узнай, есть ли у твоего собеседника какие-нибудь интересы и увлечения...»;
«Какие привычки характеризуют твоего собеседника...»;
«Узнай у своего собеседника, какое лакомство он считает самым вкусным...»;
«Узнай у своего собеседника, без чего и кого твой собеседник не представляет свою жизнь...»;
«Узнай у своего собеседника, чем бы он мог щедро поделиться с другими людьми...»;
«Узнай у своего собеседника, в какую погоду он чувствует себя комфортно...»;
«Узнай у своего собеседника, кто он - жаворонок или сова...»;
«Узнай у своего собеседника, что он не терпит в людях...;
«Узнай у своего собеседника, как он относится к насилию...»;
«Узнай у своего собеседника, есть ли у него друзья...»;
«Узнай у своего собеседника, что для него значит слово «Родина»...»;
«Узнай у своего собеседника, какой цвет ему больше всего нравиться...»;
«Узнай у своего собеседника, какую профессию он хочет иметь в будущем...» и т. д.
Ученикам дается время на подготовку ответов на вопросы. Затем путем жеребьевки создаются пары. Ученики интервьюируют друг друга по 3 минуты каждый, записывая ключевые слова. Затем ученики садятся в круг, и каждый из пары представляет своего партнера.
Материалы для выполнения упражнения
- подготовка вопросов для интервью;
- песочные часы;
- музыкальное сопровождение.
Упражнение 9. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
Цели упражнения
- Развивать умение учащихся составлять предложения и текст на основе ключевого слова.
- Тренировать память, внимание учащихся, быстроту реакции.
- Проявлять терпение и умение слышать и слушать другого человека.
Процедура выполнения упражнения
Ученики должны составить текст, в основе составления которого лежит ключевое слово. Они должны тренироваться в слушании и повторять предложения предыдущих выступающих. В ходе выполнения упражнения учащиеся должны учиться составлять полные предложения, при этом они должны смотреть на своего собеседника.
Учитель дает ключевое слово или тему (например, «Лондон», «Компьютер», «Социальная помощь», «Инвалид», «Экология» и т. д.). Ученики садятся в круг. Несколько учеников тянут жребий с номерами. Начинает говорить на заданную тему ученик с номером 1 (одно предложение). Ученик с номером 2 повторяет это предложение и добавляет свое. Затем ученик с номером 3 повторяет два предыдущих предложения и добавляет свое и т. д. Причем, это должен быть не просто набор предложений, а связный текст.
Если у кого-то из ребят возникают трудности с повторением предыдущих предложений, предыдущий ученик должен ему помочь. Сколько человек участвует в игре - зависит от класса и от темы.
Можно организовать работу по группам: одна группа заканчивает цепочку предложений, наступает очередь другой группы, которая получает совсем иную тему.
Может быть использован и такой вариант, если класс достаточно большой: класс делится на группы по 6 человек, назначается один
наблюдатель в каждую группу, и ученики описанным выше образом строят связный рассказ на заданную тему.
В конце игра оценивается учителем и анализируется.
Материалы для выполнения упражнения
- карточки с номерами для учащихся;
- подбор тем и ключевых слов для выполнения упражнения.
Упражнение 10. КАК МЫ ВЫПОЛНЯЕМ ПРАВИЛА
Цели упражнения
- Вспомнить с учащимися правила участия в беседе, обсудить совместно с учащимися, насколько эти правила в классе исполняются.
- Развивать умение критически мыслить и вести конструктивную беседу.
Процедура выполнения упражнения
Время от времени учащимся нужно напоминать те вещи, которые являются для человека непреложной истиной.
Ученики должны освежить в памяти важнейшие правила ведения беседы и обсудить с другими учениками, соблюдаются ли они в классе. Таким образом, углубляется понимание правил и способность конструктивно вести учебную или иную беседу.
Основой для этого упражнения является свод правил. В зависимости от того, сколько времени имеется в распоряжении, и какие правила нуждаются в повторении, учитель делает карточки с каждым правилом и закрепляет их на стенах класса оборотной стороной вверх.
Затем, по жребию создаются группы. Каждой группе достается одна карточка, и группа обсуждает, насколько точно то или иное правило соблюдается в классе и что можно или нужно сделать, чтобы все придерживались этого правила.
Через 3-5 минут учитель дает сигнал, и группы по кругу переходят к следующей карточке и обсуждают ее таким же образом. Движение по кругу продолжается до тех пор, пока каждая группа не обсудит все карточки с правилами. Каждая группа по жребию вытягивает одно из правил и делится результатами своего обсуждения. Разрешается задавать вопросы.
Материалы для выполнения упражнения
- Свод правил для повторения в виде карточек.
- Для того чтобы участвовать в беседе, необходимо поднять руку!
- Говорить полными предложениями!
- Говорить громко и четко!
- Давать короткие и точные аргументы!
- Придерживаться избранной темы и заданных вопросов!
- Аргументировать свое мнение и свои рассуждения!
- Обосновывать свое мнение вескими доводами!
- Внимательно слушать, когда говорят другие люди!
- Связывать свое выступление с предыдущим выступлением!
- При выступлении смотреть на одноклассников!
- Давать другим возможность, высказаться!
- Не повторяться!
- Никого не унижать, ни над кем не смеяться!
- Побуждать всех участвовать в разговоре!
- Избегать разговоров не по делу и других помех!
Личностное влияние тоже имеет огромное значение в беседе. Личностное влияние человека может выражаться следующими показателями:
- Убежденность в том, что ты говоришь!
- Компетентность!
- Увлеченность!
- Достоверность!
- Сила убеждения!
- Манера держать себя!
Упражнение 11. РАССУЖДЕНИЕ
Цели упражнения
- Формировать умение делать сообщение, вести дискуссию по проблеме.
- Улучшать коммуникативную компетенцию учащихся, их интерес к общению со сверстниками в деловой обстановке.
- Воспитывать уверенность в своих силах, волю, стремление быть доказательным в дискуссии.
Процедура выполнения упражнения
Это упражнение выполняется с ребятами-старшими, подростками. В самом начале разговора необходимо объяснить учащимся, что умение делать сообщение, свободно высказываться на ту или другую тему невозможно без тренировки в ходе уроков или внеклассных мероприятий. Школьный урок не только развивает учебные умения учащихся, но и формирует коммуникативные умения ученика, которые ему пригодятся в полной мере во взрослой жизни. Для того чтобы человек активно участвовал в коммуникации с другими людьми, он должен знать, что готовность к коммуникации - это...
С этими словами учитель обращает внимание ребят к таблице, которая вывешена на доске.
Укрепление уверенности в себе | Улучшение понимания предмета и успеваемости |
Улучшение оценок за устные ответы | Развитие способности к сотрудничеству |
Это важная способность любого человека в окружающем его мире | Основная предпосылка будущего профессионального успеха |
Учитель предлагает учащимся записать основные положения таблицы в тетрадь и приглашает учащихся обсудить каждое положение в группах. Создается 6 рабочих групп по количеству положений в таблице.
Каждая группа выбирает себе рабочий аргумент из приведенных в таблице и начинает его обсуждать. Ученики обсуждают спорные моменты, целенаправленно освежая в памяти вводную речь учителя. Они должны выставить аргументы как «за», так и «против» и обосновать их.
Материалы для выполнения упражнения
- таблица с аргументами;
- бумага для работы в группах.
Упражнение 12. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Цели упражнения
- Развивать умения свободного понимания, говорения и пересказывания определенных текстов.
- Способствовать развитию логического мышления, аналитических и исследовательских умений учащихся.
- Развивать умения работать в группе, в паре, слышать своих одноклассников, не бояться выступать перед аудиторией.
Процедура выполнения упражнения
Учителям необходимо учить учащихся свободно пересказывать определенные тексты в рамках своего предмета. Это могут быть тексты различных жанров: рассказы, научно-популярные статьи со специальной терминологией, исторические повествования, основанные на фактологическом материале, басни, легенды, тексты описательного характера.
Для этого можно построить работу с учащимися следующим образом: заранее учитель готовит для учащихся различные тексты. Если они по какому-либо школьному предмету, например, по истории, то тексты должны быть доступны учащимся и построены на уже известном им историческом материале. Очень уместно, если в этих текстах исторический факт подается разными жанрами: литературное повествование, исторический документ, научная статья, исторический анекдот и т. д. Это позволит учащимся не только свободно говорить на выбранную тему, но и убедиться в том, что факт можно излагать под разным углом зрения, с различных позиций. Существенной особенностью всех текстов является то, что их можно пересказывать от первого лица.
Главным требованием к пересказу учащимися текстов является соблюдение логики повествования, краткость, использование полных предложений в пересказе.
Для выполнения упражнения каждый ученик вытягивает текст, все учащиеся усаживаются по кругу и образуют внешний и внутренний круги. Учащиеся знакомятся с текстами, делают пометки и в течение 5 минут готовятся к пересказу. Тексты они пересказывают в парах, сидя лицом друг к другу. Затем, по желанию, они пересказывают тексты перед классом.
Используя это упражнение в работе с младшими школьниками, учитель может построить его на сказках или маленьких рассказах. При этом он может предложить учащимся заранее приготовленные театральные реквизиты к той или иной сказке, которые ученик может использовать, пересказывая ту или иную сказку.
Материалы для выполнения упражнения
- подбор текстов для пересказа учащимися;
- театральные реквизиты;
- песочные часы для фиксации времени.
Упражнение 13. КНИЖНАЯ ЯРМАРКА
Цели упражнения
- Развивать у учащихся интерес к чтению научно-популярной и художественной литературы.
- Стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы.
- Воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями.
Процедура выполнения упражнения
Это упражнение можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися.
При изучении определенных учебных тем весьма уместно познакомить учащихся с дополнительной литературой, которая поможет учащимся понять изучаемый материал, она может стать подспорьем для развития исследовательских интересов и умений учеников. Лучше всего это упражнение использовать в самом начале изучения учебной темы. Учитель может предложить учащимся список рекомендуемой для прочтения дополнительной литературы. Учащимся предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать ее. Для прочтения отводится две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится так называемая книжная ярмарка, в ходе которой учащиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Учащимся предлагается задавать вопросы, но нельзя ярмарку превращать в дискуссию.
В конце ярмарки можно провести «лобовую атаку» с целью изучения отношения учащихся к проведенному упражнению.
Это же упражнение можно использовать и во внеклассной работе. Классный руководитель в самом начале года может предложить учащимся серию книг художественной литературы, которую учащимся полезно было бы прочесть. Конечно, одно дело просто предложить книги для чтения, другое дело - озадачить учащихся тем, что спустя какое-то время в классе будет проведена книжная ярмарка. В ходе такой ярмарки ребятам предлагается представить те книги, которые они
прочитали с удовольствием и с которыми они хотели бы познакомить своих одноклассников.
Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но познакомить сверстников с ее автором, сделав при этом компьютерную презентацию книги и ее автора.
Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем, по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.
По результатам этого упражнения ребята могут составить каталог любимых книг и познакомить с ним сверстников в других классах или рассказать о них младшим школьникам.
Материалы для выполнения упражнения
- список научно-популярной и художественной литературы для чтения учащихся;
- песочные часы;
- экран для презентации;
- плакатная бумага для каталога любимых книг.
Упражнение 14. ВООБРАЖАЕМЫЙ ПРОФОТБОР
Цели упражнения
— С помощью игры создать условия, позволяющие учащимся понять необходимость развития в себе коммуникативных умений для будущего профессионального определения.
- Побудить учащихся серьезно работать над собственным речевым поведением и репертуаром.
Процедура выполнения упражнения
Учитель или классный руководитель сообщает учащимся о том, что в данной коммуникативной игре речь пойдет об отборе кандидатов для будущей профессиональной деятельности. Для этого нужно активно участвовать в групповой беседе. Из числа ребят класса выбирается 5 учащихся для участия в беседе.
Каждому из них достается один проблемный вопрос, подготовленный учителем заранее. Каждый кандидат должен представить себе, что он - руководитель группы и должен при помощи своих коллег (остальных четырех участников) выработать свое заключение по данному вопросу, чтобы потом представить его вышестоящему воображаемому начальству, которое будет принимать на работу. Кто будет руководителем группы, решают сами кандидаты. Выбранный руководитель группы открывает обсуждение по данному вопросу. Все остальные ученики класса наблюдают за разговором и делают пометки по образцу представленного здесь оценочного листа.
Беседа ограничивается 10 минутами. Как эти 10 минут будут использованы - это дело самих кандидатов. После этого ученики-наблюдатели из числа учащихся класса дают свою оценку участию кандидатов в коммуникативной игре. Затем это делают сами кандидаты. Они анализируют не только речевое поведение руководителя, но и его манеры, умение общаться с коллегами и т. д. Помимо этого, анализируется и поведение коллег воображаемого руководителя.
Затем начинается новая беседа с новым руководителем, новой группой учащихся, которая обсуждает новый проблемный вопрос. В целях более детального изучения коммуникации учащихся, можно снимать организацию работы каждой группы на видео камеру.
В конце выступления каждой группы учитель дает оценку ее деятельности.
Материалы для выполнения упражнения
- проблемные вопросы для каждой группы учащихся. Они могут быть такими:
1. Как вы относитесь к проблеме выдачи «пробных» водительских прав?
2. Школьный стресс - выдумка или реальность?
3. Как влияет внедрение новых современных технологий в процессе производства на процесс оплаты труда рабочих?
4. Необходимо ли психологическое тестирование при выборе профессии?
5. Нужно ли нашему государству вмешиваться в решение проблем в других странах?
- копии оценочных листков для всех учеников-наблюдателей.
Оценочный листок
1. Какие положительные моменты в деятельности руководителя группы вы для себя отметили?
2. Какие отрицательные моменты в речевом поведении руководителя вы отметили?
3. Какие положительные и отрицательные моменты в деятельности членов группы вы для себя отметили? Зафиксируйте это в таблице.
Ф.И. Ученика | Положительные моменты | Отрицательные моменты |
4. Кто из членов группы произвел на вас особое впечатление?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный компонент в развитии диалогической речи обучающихся в профильных классах
Лингвокультуроведческий подход в обучении иностранному языку имеет особое значение в развитии коммуникативной компетентности (в частности в развитии диалогической речи) обучающихся старш...
«Развитие диалогической речи школьников посредством кружка «Основы журналистики».
Обобщение опыта по теме....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...
Речевые игры для развития диалогической речи
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание соци...
Элективный курс по английскому языку "Развитие диалогической речи".
Данный элективный курс был разработан для повышения речевой компетенции учащихся средней общеобразовательной школы. Может быть использован для проведения курсов английского языка у студентов уровня не...
Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР....
Упражнения для развития диалогической речи, 4 класс
Упражнение предназначено для учащихся 4 класса. Разработка поможет обобщить и привести в систему лексический и грамматический материал....