АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА «ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»
методическая разработка по литературе на тему
Материал представляет собой анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА
«ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»
Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие русской литературы не только как поэт, автор прекрасных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Современник» (1847—1866). Во втором номере этого журнала за 1856 г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это — один из «Севастопольских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.
В то время шла Крымская война (1853—1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственно участие. В основу «Севастопольских рассказов» положены подлинные факты и события, которые Толстой наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны — на четвертом бастионе.
В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особ внимание читателя привлекают образы двух братьев Козельцовых: старшего — Михаила, офицера, энергично, талантливого, общительного, любимого солдатами, младшего — Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце по собственному желанию приехавшего в Севастополь. Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», — убежден он. «...Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щеку», — пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага... Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».
I ...Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший — убит. Убит в первом и последнем для него бою... «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.
А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей...
В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»
Под впечатлением событий Крымской войны и рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» " А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений — «Внимая ужасам войны...».
2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении (строфы пронумерованы в учебных Целях; в авторском тексте стихотворения римских цифр нет).
(I) Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
(II) Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
- Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
- Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
1. Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае говорят: нулевое заглавие.
Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.
Когда у стихотворения нет заглавия, то читателю приходится проделывать особенно интенсивную умственную работу: автор как бы предлагает ему самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это непросто: в стихотворении несколько смыслов, они открываются читателю не сразу, а постепенно. Для этого надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!
2. Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами. Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментируем из них отдельные слова и обороты, используя словари или заранее приготовленные выписки из них.
Внимая ужасам войны...
Внимая — деепричастие от глагола внимать — слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огромную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспринимал с особым вниманием.
...Ужасам войны — любая война противоестественна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.
Но Крымская война для России была особенно тяжелой. Вспомним одну из героических и трагических страниц ее — оборону Севастополя. 349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значительно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была оставлена.
В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны — страшные, трагические явления, положения, случаи.
При каждой новой жертве боя...
Каждый — всякий, любой; один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков; новая жертва боя — только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.
Мне — форма дательного падежа от личного местоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего. Но кто здесь говорящий? Поэт или лирический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)? Наверное, и тот и другой: говорящий — лирический герой, но он выражает мысль автора.
Жаль — о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли сказуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повторяются в двух рядом расположенных частях сложного предложения, следовательно, они анафорические. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противопоставление им кого-то другого. Многоточие в конце четвертой строки можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.
Увы! — междометие; выражает горькое сожаление или сетование по поводу чего-либо; здесь — «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена — перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга лучший друг забудет.
А самого героя почему не жаль? Он — «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может.
Но где-то есть душа одна... Многозначное слово душа здесь употреблено одновременно в двух значениях: человек и его внутренний мир; ...до гроба помнить — несколько измененный по форме фразеологизм — по гроб жизни — навсегда. Предложение восклицательное: глубокая уверенность говорящего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.
III строфа — сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова — святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему благородству, искренние слезы; во второй части предложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бедных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бедный и несчастный — синонимы. Святость, искренность материнских слез особенно глубоко осознаются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный — антонимы). Известно: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т. е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» — одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.
Основа последней строфы — сравнение двух ситуаций.
1) Матерям никогда «не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве»; нива — в прямом значении засеянное поле, хлеба; в переносном (с определением) и в высоком стиле — поприще; на кровавой ниве — на полях сражений.
2) Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) — ива с длинными свисающими ветвями.
Поникнувшие (ветви) — причастие от глагола поникнуть — 1) склониться, пригнуться (о растениях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить голову. В данном контексте эти значения глагола неразделимы: мать в глубокой печали низко склоняет голову, как ива низко опускает свои длинные ветви.
Вывод из наблюдений: тема стихотворения «Внимая ужасам войны...» — неизбывность горя, святость, искренность слез матерей, у которых война отняла самое дорогое — детей. Для чего поэт написал стихотворение? Для того, чтобы выразить свое (и наше!) сочувствие, сострадание матерям погибших героев и протест против любой войны. Это — основная мысль, идея стихотворения.
В творчестве Некрасова оно — одно из программных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая.
Всю ты жизнь прожила для других.
С детства страдания любимой матери были в сердце Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)
Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова — образ многострадальной матери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина — мать солдата», «Мороз, Красный нос»... В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужасам войны...». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоящее время его вызывают в нашей памяти печальные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"И вижу я себя ребенком"... Анализ стихотворения А.Н.Некрасова "Крестьянсккие дети"
Урок-путешествие...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/29/picture-248654-1624956752.jpg)
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"
Презентация к уроку литературы на тему "Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"...
"Анализ стихотворений Н.А.Некрасова".Дидактические материалы в формате ЕГЭ по литературе
Материал содержит 3 варианта для творческой самостоятельной работы по стихотворениям Некрасова. Задания подобраны с учетом специфики ЕГЭ по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843530-1478334838.jpg)
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны". 14.01.18г.
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-97305-1672916433.jpg)
Тест по литературе по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны" (8 класс)
Вашему вниманию представлен разноуровневый тест как форма оценивания планируемых результатов на уроке литературы в 8 классе по анализу стихотворения Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-958035-1508151302.jpg)
Урок литературы по теме "Но в мире есть душа одна…" по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны…". 8-й класс
Стихотворение Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны" всегда будет актуальным. Тема произведения - материнская любовь и скорбь матери по убитому сынй....