Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Презентация к уроку литературы на тему "Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prorok.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю. Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому «Пророк». Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой. Так же слово «пророк» употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.
В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить их. В качестве пророка в пушкинском и лермонтовском стихотворениях выступает поэт. В «Пророке же Некрасова пророк – общественный деятель. Миссии пророков в произведениях также отличаются: у Лермонтова-разоблачение «злобы и порока», исправлению людского рода; у Пушкина- «глаголом жечь сердца людей», у Некрасова «напомнить о Христе». Сюжеты «Пророков» тоже отличаются: в пушкинском стихотворении освещается становление пророка, в лермонтовском – изгнание, некрасовском-судьба героя-жертвы, восходящего к Христу. Образ пророка у Некрасова воссоздается через описания его мыслей, характера и его переживания : «так мыслит он»; «не хуже нас он видит невозможность»; «любит возвышенней »; « не скажет он». Пушкинский пророк изображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова - от лица лирического героя.
Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как в ремена переменились - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин "), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка :" Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной !» и пророка «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других ". Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.
Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом стихотворении находятся переклички с цитатами « Евангелия», то есть обращаются к библейской мифологии: «шестикрылый серафим», «он будет на кресте», «вечный судия дал всеведенье пророка», « божьей пищей ». У всех 3-х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать. Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы «духовной жаждой», «худы и бледны», они посланники «Гнева и Печали», им «смерть любезна».
Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина и Лермонтова.
Художественные средства, используемые Некрасовым. Повтор: Оксюморон: Метафора: Повтор местоимений: он-8 раз, его – 4 раза. Используются краткие страдательные причастия: «Его судьба давно ему ясна ... Его еще покамест не распяли , Его послал бог Гнева и Печали…» «Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна..» «смерть ему любезна» «видит невозможность» «служить добру» «ясна», «любезна» , «бесполезна»
Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке. Некрасову, как демократически настроенному поэту важно было подчеркнуть святость дела, которому служили революционеры, и их самоотверженность в борьбе за торжество справедливости . Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более - как пример величайшего подвига - самопожертвования во имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами. Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...