Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Алиева Наталья Бадалиевна

Тема : Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель: проанализировать, как автор раскрывает тему женской доли в поэме.

Задачи:

- образовательные: раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

- развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса;

- воспитательные: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе.

Тема урокаТема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель урока: проанализировать, как автор раскрывает тему женской доли в поэме.

Задачи:

- образовательные: раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

- развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса;

- воспитательные: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

Тип урока: комбинированный..

Оборудование: текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», таблицы, презентация к уроку (в системе Power Point). 

Эпиграф: Доля ты! – русская долюшка женская!
                             Вряд ли труднее сыскать.

                                                                    Н. А. Некрасов

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Объявление темы и задач урока, целеполагание. Все ученики получают «Карту контроля знаний на уроке».

В соответствующей колонке необходимо поставить «+»

Знания по данной теме

Знаю

Сомневаюсь

Не знаю

в начале урока

в конце урока

в начале урока

Какова была жизнь Матрены Тимофеевны до замужества?

Как относились к героине родители мужа?

Как относился муж к Матрене Тимофеевне?

Как проявляются материнские чувства Матрены Тимофеевны?

Положение современных женщин в обществе?

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие?

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Литературоведческая разминка. Дайте определение литературоведческим терминам:

Реализм -….

Народность -…

Поэма -…

Эпопея -…

Тема -…

Идея -…

Троп -…

2. “Адресный вопрос”

“Адресный вопрос” как проверка домашнего задания (работа в парах).

V. Этап усвоения новых знаний.

1. Вступительное слово учителя (Подготовка учащихся к диалогу – обсуждению)

В каком году рассчитывай. 
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

-  Для чего? (Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…)

2. Беседа на основе прочитанного.

- Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX).

- Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка. )

- Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.

        -Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?

Помещик, чиновник, поп,
Купчина толстопузый,
Вельможный боярин,
Министр государев, царь…

         Но оказывается  трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.

Эгей, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.

 И мужики приходят к выводу:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину
Другим по мужику……

Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь.

И они решают искать счастливого человека среди «баб». Им указывают на «счастливую» Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.

3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)

Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы)

 VI. Технология исследовательского обучения.  Работа в группах.

Вопросы для первой группы.

Расскажите о жизни Матрены Тимофеевны до замужества.

1. Как относились к Матрене отец и мать? (Подтвердите свой ответ примером из текста).

2. Была ли с детских лет Матрена приучена к труду? Докажите.

3. Расскажите о взаимоотношениях Матрены с Филиппом Корчагиным до замужества.

Вопросы для второй группы.

Подготовьте рассказ о жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной в семье мужа.

1. Как относились к Матрене свекор со свекровью?

2. Как вела себя Матрена со свекровью и свекром? Зачитайте.

3. Как относился к Матрене Тимофеевне муж? Сохраняла ли она ему верность? Подтвердите словами из текста.

4. После какого случая Матрену прозвали «губернаторшей»?

Вопросы для третьей группы.

Расскажите о материнстве Матрены.

1. Что вы знаете о судьбе первого сына Матрены, о Демушке?

2. На какие жертвы идет Матрена Тимофеевна ради Федотушки? (Обратитесь к тексту поэмы).

3. Случайно ли, что Матрена Тимофеевна предстает перед нами как мать? Какие стороны характера Матрены Тимофеевны раскрываются при этом?

Выступление первой группы.

До замужества Матрена жила замечательно. Родители очень любили:

-Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я, молодцы.

Отец, поднявшись до свету,

Будил дочурку ласкою,

А брат веселой песенкой;

Покамест одевается,

Поет: "Вставай, сестра!..

По избам обряжаются,

В часовенках спасаются -

Пора, вставать пора!

Посадит хлебы в печь -

Идет родная матушка,

Не будит - пуще кутает:

"Спи, милая касатушка,

Спи, силу запасай!

С детства Матрена была приучена к труду:

В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку,

А на седьмом за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Утяточек пасла.

Потом грибы да ягоды,

Потом: "Бери-ка грабельки

Да сено вороши!"

Так к делу приобвыкла я...

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

День в поле проработаешь,

Грязна домой воротишься,

А банька-то на что?

Муж Филипп увидел Матрену и сделал ей предложение. Но она отказала ему, так как совсем не знала его. Филипп же все равно добивался ее руки и пообещал не обижать девушку.

Пока мы торговалися,

Филиппу я: "Уйди ты прочь!",

А он: "Иди со мной!"

Известно: "Ненаглядная,

Хорошая... пригожая..."

- Ай!.."- вдруг рванулась я...

"Чего ты? Эка силища!"

Не удержи - не видеть бы

Вовек ему Матренушки,

Да удержал Филипп!

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

        Мама отговаривала дочь, но та уже успела рассмотреть юношу. Он ей понравился.

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором -

Пал на сердце Филипп!

        Таким образом, Матрена в девичестве жила счастливо: родители ее любили и оберегали. Да и замуж вышла она по любви.

Выступление второй группы.

В семье мужа отнеслись к Матрене очень плохо. Ей пришлось на них работать.

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал…

Осталась я с золовками,

Со свекром, со свекровушкой,

Любить-голубить некому,

А есть кому журить!

На старшую золовушку,

На Марфу богомольную,

Работай, как раба;

За свекором приглядывай,

Сплошаешь - у кабатчика

Пропажу выкупай.

И встань и сядь с приметою,

Не то свекровь обидится;

А где их все-то знать?

        Матрена же ни с кем не спорила, была послушной, молчаливой.

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Когда муж вернулся с заработков, они жили мирно. Матрена с Филиппом очень любили друг друга.

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому.

Мы были однолеточки,

Не трогай нас - нам весело,

Всегда у нас лады.

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать..."

Однажды муж Матрены поднимает на нее руку, бьет ее. Это случается один раз в жизни. Матрена знает, что в народе бабы привыкли терпеть побои:

...Уж будто не колачивал?..

 Раз только, – тихим голосом

 Промолвила она...  

...Не годилось бы

 Жене побои мужнины

 Считать...

 Матрена не может забыть эту обиду мужа. Несмотря ни на что, Матрена считает своего мужа хорошим и оставалась верна мужу всегда.

        Была Матрена Тимофеевна беременна Лиодорушкой, мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника.

        Не выдержала тогда Матрена Тимофеевна, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица! » бросилась Матрена Тимофеевна в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая Матрену Тимофеевну стали звать « Губернаторшей», и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…».

        Матрене Тимофеевне опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.

  Выступление третьей группы.

После свадьбы у Матрены рождается первый ребенок - сын Демушка.

...на Казанскую

Я сына родила.

Как писаный был Демушка!..

...Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской...

Сын Демушка однажды остается без присмотра, его загрызают свиньи. Это происходит по вине деда Савелия.

...Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!..

...Уйди! убил ты Демушку!..

Матрена Тимофеевна смогла его простить. А это дано не каждой женщине, ведь в большинстве случаев мало кто из матерей способна простить «убийцу» своего ребенка. Также неудивительно, что первой реакцией матери было послание проклятия на бедного старика. Тот же прекрасно осознавал свой грех, потому на гнев и буйство женщины отвечал абсолютно спокойно, рассуждал, что только «Бог знает, что творит». Чувствуя вину и пытаясь искупить свой грех, Савелий ушел в монастырь, проведя там последние годы жизни. После Демушки у Матрены рождается еще пятеро сыновей. Судя по всему, вместе с погибшим Демушкой у Матрены рождается шестеро детей.

...Пять сыновей!..

...Три года

 Что год, то дети: некогда

Ни думать, ни печалиться...

Следом после Демушки у Матрены рождается сын Федотушка, затем - сын Лиодорушка. Имена других детей не уточняются в поэме.

Матрена Тимофеевна очень любит своих детей. Всю свою любовь она отдает им.

...Лишь деточек не трогайте!

За них горой стояла я...

...Всю в деточек любовь!..

Семья мужа плохо относится не только к самой Матрене, но и к ее детям. Злые родственники бьют ее детей.

...Неласково

Глядит на них семья…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

С появлением Федотушки вновь пришлось страдать невинной женщине за счастье ребенка. За провинность глупенького мальчика мать приняла на себя боль и жестокость назначенного сыну наказания. Даже ради безжалостного мужа Матрена была готова на все. Она не побоялась встретиться с губернаторшей. В этот момент Матрена родила мальчика. Узнав о несчастье женщины, губернаторша ей помогла. «Филиппушку спасли».

Слово учителя. Это последнее тяжелейшее испытание, о котором рассказывает нам сама героиня, и оно дает понять читателю о том, что женщина в поэме Некрасова – сильная личность, сумевшая отстоять свое человеческое достоинство в условиях производства и рабства. Своим существованием Матрена Тимофеевна объяснила, какая несокрушимая духовно-моральная сила скрыта в материнской душе. Поэтому не зря автор описывает весь жизненный путь героини, показывая, что она – святой человек, готовый погибнуть не за себя, а за других.

VII. Использование кейс-технологий.

Кейс-вопрос:

- Вами прочитана глава «Крестьянка» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Как вы думаете, что послужило материалом для написания данной части поэмы? Что вы знаете о судьбе матери Н.А. Некрасова? (Мать Некрасова, Елена Андреевна, в девичестве Закревская, жила в доме мужа как чужая. «Это мечтательная голубоглазая женщина читала французские и польские книжки, играла на рояле, хорошо пела и,  конечно, не могла быть счастлива в супружестве с уездным дикарем. Муж оскорблял ее на каждом шагу. Однажды он ввел к себе в дом крепостную любовницу и потребовал, чтобы Елена Андреевна угощала ее. Та отказалась. Он побил ее в присутствии сына).

VIII. Подведение итогов.

1. Анализ работы класса.

2. Объявление оценок.

Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны.

Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая. С чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой. Главная героиня олицетворяет весь народ в целом. Сознание этой нравственности, «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником той радостной.

Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие, терпение.

Значит, какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России.

Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в.

Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.

IX. Технология исследовательского обучения.  Работа в группах.

 1 группа заполняет первую колонку.

2 группа – вторую.

Сравнительный анализ положения русской женщины в поэме и сегодня.

Женские проблемы

В поэме

В наше время

Издевательства и побои

со стороны мужа  

Домогательства со стороны начальства

Забота о детях

Забота о супруге

 

X. Рефлексия.

Давайте вернемся к «Карте контроля знаний на уроке» и заполним ее полностью. Какие выводы можно сделать?

         XI. Объявление домашнего задания:

        1. Составить цитатную характеристику образа Матрены Тимофеевны.

2. Сравнить образ Матрены (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ) и Дарьи (из поэмы «Мороз, Красный Нос»).

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему "Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"

Цель: дать портретные характеристики героев Е. Гирина, Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, их действий, психологических особенностей.Задачи:- образовательная: отработать навык работы с текстом,...

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...